Правовые основы деятельности Европейского суда по правам человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы деятельности Европейского суда по правам человека



суд европейский право гражданин

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее Европейская конвенция о правах человека) была заключена в 1950 году в Риме. Конвенция о защите прав человека и основных свобод была разработана Советом Европы. Она была открыта для подписания в Риме 4 ноября 1950 г. и вступила в силу в сентябре 1953 г. Опираясь на положения Всеобщей декларации прав человека 1948 г., авторы конвенции стремились достичь целей Совета Европы путем защиты и развития прав человека и основных свобод. Конвенция стала первым шагом на пути коллективного осуществления некоторых прав, закрепленных во Всеобщей декларации.

Конвенция не только провозгласила некоторые гражданские и политические права и свободы, но также создала механизм обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя государствами - участниками конвенции. Контроль за соблюдением обязательств был возложен на три органа: Европейскую комиссию по правам человека (учреждена в 1954 г.), Европейский суд по правам человека (учрежден в 1959 г.) и Комитет министров Совета Европы (далее - КМСЕ), состоящий из министров иностранных дел государств-участников или их представителей.

Согласно первоначальному тексту Конвенции жалобы против государств-участников могли подаваться другими государствами-участниками либо индивидуальными заявителями (частными лицами, группами частных лиц или неправительственными организациями). Однако право на подачу индивидуальной жалобы носило факультативный характер и применялось только к государствам, признавшим его (впоследствии, со вступлением в силу протокола №11, это право стало обязательным).

С момента вступления конвенции в силу она была дополнена тринадцатью протоколами. Протоколы № 1, 4, 6, 7, 121 и 13 расширили перечень прав человека и основных свобод, провозглашенных конвенцией. Протокол № 2 наделил суд компетенцией выносить консультативные заключения. Протокол № 9 предоставил индивидуальным заявителям право самим передавать дела в суд при условии ратификации протокола государством - ответчиком и одобрении Отборочным комитетом. Протокол № 11 преобразовал контрольный механизм.

Остальные протоколы касались организации органов, учрежденных конвенцией, и их процедуры.

Для 15 правительств, подписавших ее в то время, она олицетворяла «первые шаги на пути коллективного осуществления некоторых из прав, сформулированных во Всеобщей декларации прав человека». За более чем 60 лет, прошедших со времени её вступления в силу (1953 год), она превратилась в зрелый документ о правах человека, возможно, самый радикальный и эффективный из ныне действующих. Несомненно, своей эффективностью она в значительной мере обязана политической воле государств-участников и их общей системе ценностей. В настоящее время Конвенцию ратифицировали многие государства - члены Совета Европы, каждое из которых добровольно признало обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека, а также право на подачу индивидуальных петиций.

Сама Конвенция представляет собой международный договор, согласно которому государства - члены Совета Европы обязались гарантировать некоторые основополагающие права человека всем лицам, находящимся под их юрисдикцией. Ее важность обусловлена не только широтой закрепленных в ней прав, но и механизмами защиты, созданными в Страсбурге для расследования предполагаемых нарушений и для обеспечения выполнения обязательств, предусмотренных Конвенцией. Ведется постоянный контроль за осуществлением Конвенции с целью расширить обеспечиваемую ею защиту как путем расширения перечня гарантируемых прав, так и путем совершенствования действующих процедур.

Однако ни сама Конвенция, ни предусмотренные ею механизмы не предназначены для подмены национальных систем защиты прав человека. Их цель - предоставить международную гарантию в дополнение к праву на возмещение ущерба, существующему в конкретных государствах. Во многих государствах-участниках нормы Конвенции стали внутригосударственным правом, благодаря чему любое лицо может подать в национальный суд или другой орган иск или апелляцию, основанные непосредственно на ее положениях. Но и в тех странах, где Конвенция не имплементирована во внутреннее право, не должно возникать противоречий между практикой и положениями Конвенции.

Механизм международной защиты может работать в двух режимах. Первый позволяет любому государству-участнику подавать жалобу в Европейский суд по правам человека, если оно считает, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по Конвенции. Второй, более известный режим, позволяет любому лицу обращаться непосредственно в Суд с жалобой на любое государство-участник; которое сделало особое заявление о признании компетенции Суда в данном вопросе.

В современных условиях развития национальных правовых систем в совершенствовании законодательства и судопроизводства все большую роль приобретают общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, в частности Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее Конвенция, Европейская конвенция, или ЕКПЧ).

Таким образом, крупнейшим вкладом в формирование современных представлений о правах человека стало их международно-правовое закрепление в ХХ в. в качестве одного из основополагающих и универсальных принципов международного общения. Трансграничная забота о правах человека перестала квалифицироваться в качестве вмешательства во внутренние дела государств.

До этого концепция прав человека рассматривалась только как специфичная преимущественно для европейской цивилизации. Международное правовое закрепление и универсальное признание прав человека, не важно, формальное или неформальное, навязанное или выстраданное веками борьбы за их утверждение, полностью изменили ситуацию. Национальное законодательство и механизмы защиты прав человека в настоящее время неотделимы от международных процессов.

Они с необходимостью дополняются или даже замещаются над национальными нормами и механизмами. Особенно типично это для правового развития Европы.

Благодаря Конвенции достигнуты блестящие результаты: прецедентное право Европейского Суда по правам человека оказывает все более глубокое влияние на законы и социальные реальности в государствах-участниках.Можно сослаться на некоторые примеры.

В Австрии, где Конвенция имеет ранг конституционного закона, пришлось изменить уголовно-процессуальный кодекс в соответствии со страсбургским прецедентным правом; это же относится и к системе гонораров, выплачиваемых адвокатам за юридическую помощь. В Бельгии были внесены поправки в уголовный кодекс, в законодательство о бродяжничестве и в кодекс о гражданской ответственности с целью уравнять в правах законных и незаконнорожденных детей. В Германии были изменены положения уголовно-процессуального кодекса, касающиеся досудебного содержания под стражей, приняты различные меры к ускорению разбирательства уголовных и гражданских дел и юридически признана смена пола.

В Нидерландах, где большинству существенных положений Конвенции придан иерархически более высокий статус, чем Конституции, были внесены изменения в кодекс о воинских преступлениях и в законодательство о содержании под стражей лиц, страдающих психическими заболеваниями. В Ирландии упрощена процедура судебного разбирательства и созданы системы гражданско-правовой помощи ц консультаций. В Швеции принято законодательство, регулирующее выдачу разрешений на строительство, и введен порядок судебного пересмотра решений правительства. Швейцария внесла изменения в свой кодекс о воинских преступлениях и полностью пересмотрела организацию судебной системы и процедуру уголовного правосудия применительно к федеральной армии, а также гражданский кодекс в части, касающейся лишения свободы в исправительных центрах.

Во Франции пришлось изменить закон об охране тайны телефонных переговоров. В Италии был введен в действие новый уголовно-процессуальный кодекс, согласно которому был изменен закон, регулирующий содержание под стражей подследственных. В Соединенном Королевстве» несмотря на то что Конвенция не имплементирована во внутригосударственное право (как и в Ирландии, и в настоящее время - в Норвегии), несомненно ее влияние на конституционное право, поскольку меняются законы страны в таких областях, как свобода информации, защита личной жизни, тюремные правила, законодательство о психиатрической помощи и выплата компенсации за несправедливое отправление правосудия на административном уровне.

Но воздействие Конвенции не ограничивается контролем за выполнением решений Суда, а также решений Комитета министров о наличии нарушений. Как уже отмечалось, предусмотренная Конвенцией процедура дружественного урегулирования также приносит значительные результаты. Действительно, можно назвать более двухсот случаев, когда проблема решалась официально или неофициально, нередко с одобрения Суда, после того как соответствующие правительства шли на уступки.

Вообще национальные суды в государствах - участниках Конвенции все чаще обращаются к страсбургскому прецедентному праву, принимая решения по вопросам прав человека, и применяют стандарты и принципы, разработанные Судом; можно также упомянуть о многих случаях, когда государства, особенно те, которые недавно вступили в организацию, вносили изменения в свое законодательство и административную практику, прежде чем ратифицировать Конвенцию.

Как уже отмечалось, важное место в системе защиты прав и свобод человека занимает Европейский суд по правам человека. Он приходит на помощь государству тогда, когда национальная судебная система дает сбои или не справляется со своими обязанностями. Он оказывается востребованным и в ситуациях, когда обнаруживаются лакуны в национальном законодательстве с точки зрения защиты прав человека и структурные недостатки в функционировании государственных органов.

Надо отметить, что постановления Европейского суда по правам человека реально исполняются. Страны, пытающиеся уклониться от их надлежащего выполнения, рискуют оказаться под жестким международным прессом. Они стараются этого избегать. Прецедентное право, формируемое судом, интегрировано во внутренний правовой порядок государств-участников. Национальные суды имеют возможность прямо и непосредственно ссылаться на постановления Европейского суда по правам человека (далее - ЕСПЧ) при обосновании своей правовой позиции.

К настоящему времени ЕКПЧ превратилась в подлинно общеевропейский договор. Наряду с государствами - членами ЕС ее участниками стали практически все остальные европейские страны, включая тройку закавказских государств.

В формировании ЕСПЧ проявляется институциональная связь между Европейским судом и главными органами СЕ. На разных этапах процедуры избрания судей ЕСПЧ в ней принимают участие национальные государства, КМСЕ и ПАСЕ. Каждое государство - участник конвенции имеет в ЕСПЧ своего судью. В соответствии со ст. 20 конвенции число судей, входящих в состав ЕСПЧ, равно числу государств-участников.

Структура ЕСПЧ подчинена целям отправления правосудия и надлежащей организации судопроизводства. ЕСПЧ состоит из административных формирований, постоянных и временных судебных присутствий и вспомогательных структур.

Все обеспечение деятельности ЕСПЧ лежит на его секретариате, возглавляемом секретарем-канцлером, и его заместителях. Секретариат ЕСПЧ состоит из секретариата секций и отделов. Он помогает суду в выполнении его обязанностей. На него возлагаются функции юридического и административного характера. Секретариат отвечает за обслуживание судебных присутствий, переписку ЕСПЧ с заявителями, ответчиками и третьими сторонами, сохранность архивов, официальные публикации, ответы на запросы о предоставлении информации, связи с прессой. Назначения в секретариат, за исключением назначений на высшие должности, проводятся генеральным секретарем СЕ по согласованию с председателем ЕСПЧ или его представителем.

Для рассмотрения переданных ему дел ЕСПЧ образует комитеты в составе трех судей, палаты в составе семи судей и большую палату в составе 17 судей; в свою очередь, палаты суда на определенный срок образуют комитеты (п. 1 ст. 27), а большая палата - коллегии в составе пяти судей. Судья, избранный от государства-ответчика, является exofficio членом палаты, рассматривающей заявление, поданное против этого государства, или большой палаты.

В своей деятельности Европейский суд руководствуется Регламентом Европейского суда по правам человека. Названный Регламент включает в себя следующие разделы:

·   Организация и работа суда

·   Порядок производства в суде

·   Нормы переходного периода

·   Заключительные положения

Следует также иметь ввиду, что регламент ЕСПЧ имеет ряд приложений:

·   О возбуждении дела;

·   О предварительных обеспечительных мерах;

·   О состязательных документах и др.

Кроме того, интерес представляет и практическая Инструкция «Требования о выплате справедливой компенсации». В качестве правовой основы деятельности ЕСПЧ, являются и другие нормативные - правовые акты, содержание которых, будет раскрыто в последующих параграфах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 1066; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.011 с.)