Основные направления исследования комического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления исследования комического



 

Категория комического является важной категорией литературоведения, лингвистики, психологии, социологии и других дисциплин. Комическое имеет определенные особенности, функции, жанры и формы. Юмор является культурно обусловленным. Комическая картина мира каждого народа является специфическим образованием, поэтому то, что является комическим для одной культуры, для другой таковым не является. Общей особенностью комического является ориентация на смеховую реакцию, которая является результатом создания комического, таким образом, комическое должно быть поддержано реакцией адресата.

В данном разделе мы рассмотрим основные направления исследования понятия комического, особенности, функции и типологию комического, а также охарактеризуем культурные особенности английского юмора, что позволит лучше понять природу юмора в английских художественных произведениях.

Категория комического как таковая издавна существует в сознании людей, она проявляется и в устной, и в письменной коммуникации, а также зафиксирована многими исследованиями (Фрейд, 2011). Согласно определению, представленному в электронной энциклопедии "Википедия", комическое (греч. kōmikos - смешной) - философская категория, обозначающая культурно оформленное, социально и эстетически значимое смешное. В эстетике комическое считается логическим коррелятом трагического (http://ru.wikipedia.org/wiki/Комическое).

Комическое является объектом изучения различных наук. Так, в эстетике комическое рассматривается как одна из главных эстетических категорий, в которой сохранен разнообразный опыт общественного сознания, осваивающей и познающей мир. По утверждению Н.С. Бандуриной, "амбивалентность смеха разительна. Некоторые его характеристики противоречат друг другу, оставаясь, однако, имманентным феномену смешного. Смех, как известно, бывает счастливым и несчастным, мажорным и минорным, ласковым и саркастическим, гомерическим и тихим, глупым и умным... " (Бандурина, 2012: 68).

По мнению А.Д. Кошелева, теории комического настолько многочисленны и разнообразны, что трудно выделить в этой области какие-то основные работы. В истории исследований комического принято различать два направления: классическое, или философское, от Аристотеля и других философов античности и до настоящего времени, и гораздо более поздний психологический, опирающийся на достижения конкретных наук о человеке (психологии, физиологии, лингвистики и др.) и животных, прежде всего этологию (Кошелев, 2007: 277).

Проблему комического в XVIII веке исследовали И. Кант (Кант, 1994), Ф. Гегель (Гегель, 1971), в конце XIX века - А. Бергсон (Бергсон, 1992), З. Фрейд (Фрейд, 2011) и другие. Начиная с И. Канта, теория комического получила серьезную философскую разработку. Комическое выводится Кантом из игры представлений. В "Критике способности суждения" он писал: "Музыка и повод к смеху представляют собой два вида игры с эстетическими идеями или с представлениями ума, с помощью которых, в конце концов, ничего не мыслится и которые могут, благодаря лишь своей смене [...], живо доставлять удовольствие" (Кант, 1994: 351). Ф. Гегель связывает комическое со случаем: случайность субъективности, раздутой до уровня субстанциальных целей, случайность или противоречивость целей, принятых субъектом всерьез, "использование внешнего случая, благодаря разнообразным и удивительным хитросплетениям которого возникают ситуации, где цели и обстоятельства образуют комические контрасты, и приводят к столь же комическому решению" (Гегель, 1971: 581).

В рамках многовековой философской мысли А. Крикменн (Krikmann, 2006) выделят три доминирующих подхода к изучению категории комического. Первый подход - теория превосходства - заключается в том, что через юмор мы обнаруживаем свое превосходство над другими людьми или вещами, а смех - это реакция нашего организма на осознание такого преимущества. Второй подход - теория разрядки - определяет следующие психические и психологические функции комического: умственная разрядка, отдых, снятие напряжения. Теория несоответствия заключается в изучении юмора, то есть того, что делает объект смешным. Те общественные явления, которые теряют свою целесообразность, необходимость, но претендуют на историческое бытие, весомость, стоимостность, стремятся выдать себя не тем, чем они есть на самом деле, - именно те явления становятся объектом комического высмеивания (Krikmann, 2006: 27-28).

С точки зрения социологии, юмор является постоянной человеческой деятельностью, имеет место во всех типах социального взаимодействия. Большинство людей находят что-то смешное много раз в течение обычного дня. Хотя это форма игры, юмор выполняет ряд "серьезных" социальных, когнитивных и эмоциональных функций. Вопрос юмора и смеха затрагивает все области психологии (Martin, 2006: 17).

В рамках психологического направления А.Д. Кошелев (Кошелев, 2007) различает два подхода: когнитивный, нацеленный на структурное описание комического с помощью специальных (когнитивных) понятий, и биосоциальный, ориентированный на объяснение природы (биологических и социальных корней) и комического, и смеха.

С точки зрения психологии, комическое - "побуждение к смеху, обусловленное преднамеренным несоответствием между сущим и должным. Смех как эмоциональная реакция индивида на воздействие комических стимулов позволяет в символической форме преодолеть напряжение, вызванное видимой несоответствием между образом и оригиналом, исполнением и образцом, кажущимся и действительным. Смешное гармонизирует отношение человека к миру, позволяя ему изжить такие эмоции, как гнев, удивление, скука, страх" (http://hmilnik.com/books/pod_red._t._b._dmitrieva-klinicheskaya_psihiatriya_-_ot_redaktorov_210). Нормальное человеческое социальное познание, таким образом, выполняет одну из своих самых важных функций - стирание различий между разными типами реальности, которую мы часто называем "правдой" или "реальностью", а смех - реакция на когнитивный диссонанс, возникающий вследствие несовпадения ожиданий человека и реальности (Krikmann, 2006: 29).

Для когнитивного подхода характерно описание ментальных структур и процессов человеческого сознания, реализующих комический эффект. Проблема комического также не может получить сколько-нибудь полного решения без объяснения природы и функции смеха. Центральная концепция биосоциального подхода трактует смех как сигнал "игровой агрессии", а юмор - как игру "в нарушение интериоризованных норм". Атрибутом такой игры всегда является смех (Кошелев, 2007: 279-280).

В возрастной психологии имеются данные о восприятии отдельных жанров: басни, комедии, серий юмористических картинок; видов комического: сатиры, шутки; о таких формах продуцирования комического, как нелицемерная шутки, несоответствующие названия для обозначения объектов и событий, рифмовки бессмысленных слов, двигательные истории, истории с персонажами, носящими смешные имена и т.п., произведения-перевертыши, ироничные реплики; есть сведения о динамике мотивов комического у детей разного возраста, об особенностях дифференцировки понятий "смешной" и "веселый", о факторах, детерминирующих восприятие комического у детей дошкольного возраста и др. (Попова, 2006: 3).

По З. Фрейду, комическое - один из способов компенсировать постоянную неудовлетворенность человека жизнью. "Комическое может довольствоваться лишь двумя лицами: одним, которое находит комическое, и вторым, в котором находят комическое. Третье лицо, которому сообщают комическое, усиливает комический процесс, но не добавляет к нему ничего нового" (Фрейд, 2011: 182).

Выделяются следующие разновидности комического: острота, наивное и собственно юмор (Фрейд, 2011: 10).

Острота - ловкое умение находить сходство между непохожими вещами, следовательно, находить скрытое сходство (Фрейд, 2011: 11).

Наивный юмор чаще находят у ребенка, затем в невежественном взрослом человеке, которого мы считаем ребенком по степени его интеллектуального развития. Например, трехлетняя девочка предостерегает своего брата: "Не ешь столько, а то ты заболеешь и должен будешь принять Bubizin". "Когда я была больна, - оправдывается ребенок. - Ведь я должна была принимать Mаdizin". (Ребенок думает, что прописанные врачом лекарства называются Madizin, если они предназначена для девочки (Madi), и делает вывод, что они будут называться Bubizin, если их должен будет принимать мальчик (Bubi)) (Фрейд, 2011: 185).

Юмор, по З. Фрейду, является "наиболее умеренным из всех видов комизма, его процесс осуществляется уже при наличии одного только человека, участие другого не добавляет к нему ничего нового" (Фрейд, 2011: 230). Как отмечает исследователь: "Я могу сам наслаждаться юмористическими удовольствиями, возникшими во мне, не испытывая потребности рассказать о них другому человеку" (Фрейд, 2011: 230). Самый грубый случай юмора - так называемый "юмор висельников", например: "Я, Франсуа, чему не рад? / Но петля ждет злодея. / И сколько весит этот зад, / узнает скоро шея" (Ф. Вийон).

Идеи З. Фрейда нашли последователей. Д. Флагел сместил акцент на значимость культурных традиций и положение социальных групп. Освобождение энергии связано с юмором и смехом и с разрушением социальных запретов (Кошелев, 2007).

М. Истмен, считал, что существует такой "раздел" юмора, как бессмысленные шутки (Eastman, 1921: 68). Да и народный юмор, по его мнению, не совсем вписывается в агрессивный подтекст. Так называемый детский анекдот, по М. Истмену, вообще отвергает тезис об агрессивности юмора. Он считал, что юмор, кроме сексуальной и агрессивных причин, может быть простым желанием человека отвлечься от неприятной ему реальности (Eastman, 1921: 191-192).

Серьезное внимание уделял теории комического А. Бергсон, пытаясь найти формулу смеха и вывести из него все разновидности комического (Matthewson, 1920: 3). А. Бергсон приходит к выводу, что независимо от того, хороший или нехороший характер, все равно, будучи приспособлен к обществу, он может стать комическим. "Комическое связано либо с человеческим, либо с чем-то, что принадлежит или может быть отнесено к человеку" (Бергсон, 1992: 93). Именно с А. Бергсона начинается всестороннее рассмотрение сущности комического.

Каждый комический эффект должен включать в себя противоречия в каком-либо отношении. Нас заставляет смеяться нелепость, воплощенная в конкретную форму - "видимая нелепость", или кажущаяся нелепость, сначала допущенная, а затем исправленная, или, наконец, то, что бессмысленно с одной стороны, но является естественно объясняемым - с другой, и т. д. (http://afflatus.ucd.ie/Papers/Journal_of_Humor_ Research_2006_trumping.pdf)

Комическое является когнитивным феноменом (http://afflatus.ucd.ie/Papers/Journal_ of_Humor_Research_2006_trumping.pdf). Восприятие комического базируется на таких когнитивных свойствах человеческого сознания, как отражение окружающей действительности и формировании стереотипного восприятия (http://www.vestnik.adygnet.ru//files/2007.3/525/utkina2007_3.pdf).

В комическом объединяются эмоциональная и ментальная сферы личности при безусловном положительном принятии действительности. Также выявляются сконцентрированные тенденции, определяющие направление необходимого изменения мира, через латентную организацию, на основе комизма фрагментов произведений мировой художественной литературы и фольклора, выражающие отношение народа к событиям, явлениям, фактам, как наиболее широкому и глубокому способу установления связи между внешним миром и субъективным опытом человека. Комическое способствует глубокому осмыслению задач оценочного характера, с целью выяснения значения и их смысла для нынешнего бытия. Изменение модально-оценочной направленности человека, опосредованной тождеством противоположностей в игровом контексте комического, приводит к оптимизации психофизиологического состояния (Мусийчук, 2011: 7).

Таким образом, феномен комического является объектом изучения различных наук, в частности, эстетики, философии, социологии, психологии, литературоведения, лингвистики. Комическое является когнитивным феноменом, который проявляется как свойство человеческой психики отвлекаться от реальности. Под комическим понимается тот аспект эстетического освоения мира, который сопровождается смехом без сочувствия, страха и угнетения. В комической ситуации человек интуитивно постигает несоответствие между неполноценным, несовершенным содержанием явления и его формой, которая претендует на полноценность и значимость, между высокой целью и недостойными средствами ее достижения. Создание и восприятие комического базируется на отражении сознанием человека окружающей действительности и на возможности формирования стереотипного восприятия, поскольку комическое заключается в несовпадении понятий человека о том, как что-то должно происходить, и о том, как это происходит на самом деле.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.169.107.177 (0.06 с.)