Особенности, функции и типология комического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности, функции и типология комического



 

По мнению И.В. Цикушевой, источником комического является отклонение от нормы (или от стереотипа). В основе комического лежит алогизм, противоречие между формальным и аксиологическим планами ситуации (Цикушева, 2010: 7).

Комический эффект является следствием карнавального переворачивания принятых в данной этнокультуре норм поведения - моральных, утилитарных и субутилитарных. Он положен в основу гедонистического потенциала таких литературных жанров, как сатира и памфлет. Для этих жанров наличие комического является определяющим (классифицирующим) признаком, что нельзя отнести к жанру сказки. Однако сказка представляет значительный интерес в плане выявления и анализа лингвистических средств выражения комического, изучения роли комического, закономерностей его функционирования в сказочном тексте (Цикушева, 2010: 7).

В процессе создания комического на глубинном семантическом уровне серьезное и возвышенное превращается в приземленное и смешное. В случае "подъема" объекта осмеяния типично привлекается ирония, все равно вызывается "снижение" (http://www.rusnauka.com/29_NIOXXI_2012/Philologia/2_117262.doc.htm). Такие исследователи комического, как М.А. Кулинич (Кулинич, 1999: 18), Е.М. Радина (Радина, 2002: 11), Ю.В. Латышев (Латышев, 2003: 89), отмечают, что одним из существенных факторов возникновения комического эффекта является возможность дистанцировать себя от объекта насмешки. Благодаря этому адресат испытывает по отношению к объекту смеха преимущество, свою непричастность к дурной или смешной ситуации и, таким образом, способен посмеяться над ней.

Сущность комического В.Г. Белинский рассматривает в противоречии явлений жизни с его сущностью и назначением. По мнению исследователя, "источником комизма является сама жизнь, объективное положение вещей. Задача смеха - выявить нелепость и нецелесообразность явлений и показать их несоответствие здравому смыслу" (Белинский, 1953: 79).

Настоящий этически и эстетически значимый смех, считает В.Г. Белинский, оценивает, прежде всего, социальные явления: регрессивные, противоречащие объективным законам общественного развития, а также социально незначимые (Белинский, 1953: 80-81).

Цель комического - исправление и улучшение общества. В комическом произведении "жизнь для того показывается нам такой, как она есть, чтобы привести нас к ясному созерцанию жизни такой, какой она должна быть" (Белинский, 1953: 60). Такое понимание комического приобретает социально-нравственное значение как механизм обострения и дальнейшего разрешения противоречий сущего и должного. Комедия, по мнению В.Г. Белинского, "должна живописать бессмысленности жизни с целью, должна быть плодом горького негодования, возбуждаемого унижением человеческого достоинства, должна быть сарказмом, а не эпиграммой, судорожным смехом, а не веселой улыбкой, должна быть написана желчью, а не разведенной солью, словом, показывать жизнь в ее высшем смысле, то есть в ее вечной борьбе между добром и злом, ненавистью и эгоизмом" (Белинский, 1953: 80).

Ю.Б. Борев принципиально разделял понятия "смешное" и "комическое": "не все смешное является комическим, хотя комическое всегда является смешным" (Борев, 1997: 172). Такое разделение делал еще Ф. Гегель (Гегель, 1971: 581). В это разделение он вносит понятие общественного, социального. Таким образом, комическое имеет социальное значение, это понятие эстетическое, способное иметь воспитательное значение (Бандурина, 2012: 71).

Смешное, наоборот - категория внеэстетическая, естественная, или элементарная; воспитательного или общественного значения она не имеет. Как заявляет Ю.Б. Борев, "...комическое - явление, заслуживающее эмоционально насыщенной эстетической критики [...], что представляет реальность в неожиданном свете, раскрывает ее внутренние противоречия и вызывает в сознании воспринимающего активное самостоятельное противопоставление предмета эстетическим идеалам" (Борев, 1997: 170).

По мнению М.Л. Бутовской, "типичной чертой всякого невербального поведения человека является его заразительность [...] Общий смех объединяет людей, смеющихся вместе" (Бутовская, 2004: 75). Как известно, человеку свойственно инстинктивное стремление к групповому поведению. Эта "общесоциальная" функция присуща и смеху. Однако ее следует строго отличать от собственно комической (в частности, от перформативной) функции, нацеленной не на сплочение людей, которые смеются, а на сохранение их социальной близости в ситуации возникновения между ними некоторого негатива (Бутовская, 2004: 75).

К функциям комического относятся:

– смеховая критика действительности на основе сопоставления с эстетическими идеалами (Каган, 1971: 201);

–  гармонизация действительности, примирение противоречий (Борев, 1997: 84);

–  снятие психических, эмоциональных, интеллектуальных, нравственных напряжений в эстетическом катарсисе (Бычков, 2004: 232).

В. Раскин (Raskin, 1985) определяет следующие условия возникновения комического: наличие людей-участников ситуации с определенным жизненным опытом и мировоззрением, наличие собственно комической ситуации (высказывания, действия и т.д.) [Raskin, 1985: 3-4]. Комическим может быть и выражение лица, и положение (ситуация), в котором человек оказался, и его жест или действие, а также предмет, принадлежащий ему и являющийся соотнесенным с ним (Raskin, 1985: 5).

Проблема определения комического с позиций лингвистического описания неразрывно связана с формами существования комического и создаваемыми в речи комическими эффектами. Преимущественно выделяются такие формы комического, как: юмор, ирония, сарказм, сатира (Цикушева, 2010: 7).

Общие сущностные свойства юмора связаны с тем, что он осмеивает предмет или явление, но при этом подразумевает наличие положительных черт, соответствующих идеалу (Борев, 1997). К сущностным свойствам иронии можно отнести двуплановость, оценочность, отрицание осмеиваемого явления в форме "скрытой насмешки". Типологические характеристики сарказма связаны с "нарочито обнажённой" двуплановостью контраста подразумеваемого и выражаемого (Макарян 1967: 57). Сатира "отрицает, казнит несовершенство мира во имя его коренного преобразования в соответствии с идеалом" (Борев, 1997: 89).

Г. Паррет предлагает следующую классификацию комического по типам контекста различных видов дискурса:

– речевой контекст или контекст (касается когезии и когерентности дискурса, т.е. формальной и смысловой связности на макроуровне);

–  экзистенциальный контекст (мир объектов, состояний и событий, к которым отсылает коммуникативное сообщение в акте референции);

–  ситуационный контекст (время события, место события, персонажи события, статусно-ролевые отношения персонажей);

–  акциональний контекст (координация ситуаций, воспроизводится речевыми актами при рассмотрении речевого общения как обмена социальными действиями);

–  психологический контекст (интенции, верования, пожелания коммуникантов, вытекающие из определенных речевых актов) (Parret, 1980: 25-30).

По утверждению Т. Вели, язык - лучшая среда для выражения юмора. По его мнению, языковым является не только вербальный юмор, но и юмор визуальный, так как часто он сопровождается речевыми комментариями и может представлять собой визуальную репрезентацию лингвистических явлений (например, метафоры или идиомы) (http://afflatus.ucd.ie/Papers/iclc2003.pdf).

Основными средствами создания комического эффекта является разновидности языковой игры, построенной на несоответствии всех языковых уровней: на фонетическом - игра звуками (омонимы, омофоны, омографы), шибболет, звуковой метатезис, на лексическом - каламбуры, бленды, малапропизмы, оксюморон, зевгмы, на текстово-жанровом и дискурсивном - нарушения на уровне композиционной структуры, введение интертекстуальных элементов, сбой временных планов, смешение стилей. Все средства создания комического в тексте находятся в тесном взаимодействии, усиливая комический эффект друг друга благодаря конвергенции и феномену иррадиации. В целом в комическом тексте наблюдается преобладание имплицитных связей по сравнению с текстами конвенционного содержания, что является залогом их эстетического (комического) воздействия (http://afflatus.ucd.ie/Papers/iclc2003.pdf).

Без комических средств невозможно формирование комического характера и конфликта. Сюжет комического произведения постепенно нагружается средствами комического, которые по общему ходу сюжета обусловливают развитие комических приемов. Не все приемы комического находятся в одинаково активных отношениях с лексическими и грамматическими средствами языка. Например, ситуативно обусловленные ирония, контраст, комическое преувеличение, преуменьшение, манеры недоразумения, неожиданности находятся в меньшей зависимости от составляющих элементов языка (http://afflatus.ucd.ie/Papers/iclc2003.pdf).

Таким образом, комическое с социокультурной точки зрения - средство речевого воздействия на коммуникативное поведение участников общения. Комическое немыслимо без человека, юмор является постоянной человеческой деятельностью, имеет место во всех типах социального взаимодействия. И хотя комическое может быть создано при участии неживых объектов, участие человека всегда является обязательным. Комическое призвано выявлять и исправлять черты личности, поскольку вызывает в сознании воспринимающего активное самостоятельное противопоставление предмета эстетическим идеалам.

Исследователи классифицируют комическое согласно коммуникативной цели дискурса и по характеру смеха или реакции на определенный комический текст, или комический речевой акт и по типам контекста различных видов дискурса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 817; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.4.206 (0.015 с.)