Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности, функции и типология комическогоСодержание книги Поиск на нашем сайте
По мнению И.В. Цикушевой, источником комического является отклонение от нормы (или от стереотипа). В основе комического лежит алогизм, противоречие между формальным и аксиологическим планами ситуации (Цикушева, 2010: 7). Комический эффект является следствием карнавального переворачивания принятых в данной этнокультуре норм поведения - моральных, утилитарных и субутилитарных. Он положен в основу гедонистического потенциала таких литературных жанров, как сатира и памфлет. Для этих жанров наличие комического является определяющим (классифицирующим) признаком, что нельзя отнести к жанру сказки. Однако сказка представляет значительный интерес в плане выявления и анализа лингвистических средств выражения комического, изучения роли комического, закономерностей его функционирования в сказочном тексте (Цикушева, 2010: 7). В процессе создания комического на глубинном семантическом уровне серьезное и возвышенное превращается в приземленное и смешное. В случае "подъема" объекта осмеяния типично привлекается ирония, все равно вызывается "снижение" (http://www.rusnauka.com/29_NIOXXI_2012/Philologia/2_117262.doc.htm). Такие исследователи комического, как М.А. Кулинич (Кулинич, 1999: 18), Е.М. Радина (Радина, 2002: 11), Ю.В. Латышев (Латышев, 2003: 89), отмечают, что одним из существенных факторов возникновения комического эффекта является возможность дистанцировать себя от объекта насмешки. Благодаря этому адресат испытывает по отношению к объекту смеха преимущество, свою непричастность к дурной или смешной ситуации и, таким образом, способен посмеяться над ней. Сущность комического В.Г. Белинский рассматривает в противоречии явлений жизни с его сущностью и назначением. По мнению исследователя, "источником комизма является сама жизнь, объективное положение вещей. Задача смеха - выявить нелепость и нецелесообразность явлений и показать их несоответствие здравому смыслу" (Белинский, 1953: 79). Настоящий этически и эстетически значимый смех, считает В.Г. Белинский, оценивает, прежде всего, социальные явления: регрессивные, противоречащие объективным законам общественного развития, а также социально незначимые (Белинский, 1953: 80-81). Цель комического - исправление и улучшение общества. В комическом произведении "жизнь для того показывается нам такой, как она есть, чтобы привести нас к ясному созерцанию жизни такой, какой она должна быть" (Белинский, 1953: 60). Такое понимание комического приобретает социально-нравственное значение как механизм обострения и дальнейшего разрешения противоречий сущего и должного. Комедия, по мнению В.Г. Белинского, "должна живописать бессмысленности жизни с целью, должна быть плодом горького негодования, возбуждаемого унижением человеческого достоинства, должна быть сарказмом, а не эпиграммой, судорожным смехом, а не веселой улыбкой, должна быть написана желчью, а не разведенной солью, словом, показывать жизнь в ее высшем смысле, то есть в ее вечной борьбе между добром и злом, ненавистью и эгоизмом" (Белинский, 1953: 80).
Ю.Б. Борев принципиально разделял понятия "смешное" и "комическое": "не все смешное является комическим, хотя комическое всегда является смешным" (Борев, 1997: 172). Такое разделение делал еще Ф. Гегель (Гегель, 1971: 581). В это разделение он вносит понятие общественного, социального. Таким образом, комическое имеет социальное значение, это понятие эстетическое, способное иметь воспитательное значение (Бандурина, 2012: 71). Смешное, наоборот - категория внеэстетическая, естественная, или элементарная; воспитательного или общественного значения она не имеет. Как заявляет Ю.Б. Борев, "...комическое - явление, заслуживающее эмоционально насыщенной эстетической критики [...], что представляет реальность в неожиданном свете, раскрывает ее внутренние противоречия и вызывает в сознании воспринимающего активное самостоятельное противопоставление предмета эстетическим идеалам" (Борев, 1997: 170). По мнению М.Л. Бутовской, "типичной чертой всякого невербального поведения человека является его заразительность [...] Общий смех объединяет людей, смеющихся вместе" (Бутовская, 2004: 75). Как известно, человеку свойственно инстинктивное стремление к групповому поведению. Эта "общесоциальная" функция присуща и смеху. Однако ее следует строго отличать от собственно комической (в частности, от перформативной) функции, нацеленной не на сплочение людей, которые смеются, а на сохранение их социальной близости в ситуации возникновения между ними некоторого негатива (Бутовская, 2004: 75).
К функциям комического относятся: – смеховая критика действительности на основе сопоставления с эстетическими идеалами (Каган, 1971: 201); – гармонизация действительности, примирение противоречий (Борев, 1997: 84); – снятие психических, эмоциональных, интеллектуальных, нравственных напряжений в эстетическом катарсисе (Бычков, 2004: 232). В. Раскин (Raskin, 1985) определяет следующие условия возникновения комического: наличие людей-участников ситуации с определенным жизненным опытом и мировоззрением, наличие собственно комической ситуации (высказывания, действия и т.д.) [Raskin, 1985: 3-4]. Комическим может быть и выражение лица, и положение (ситуация), в котором человек оказался, и его жест или действие, а также предмет, принадлежащий ему и являющийся соотнесенным с ним (Raskin, 1985: 5). Проблема определения комического с позиций лингвистического описания неразрывно связана с формами существования комического и создаваемыми в речи комическими эффектами. Преимущественно выделяются такие формы комического, как: юмор, ирония, сарказм, сатира (Цикушева, 2010: 7). Общие сущностные свойства юмора связаны с тем, что он осмеивает предмет или явление, но при этом подразумевает наличие положительных черт, соответствующих идеалу (Борев, 1997). К сущностным свойствам иронии можно отнести двуплановость, оценочность, отрицание осмеиваемого явления в форме "скрытой насмешки". Типологические характеристики сарказма связаны с "нарочито обнажённой" двуплановостью контраста подразумеваемого и выражаемого (Макарян 1967: 57). Сатира "отрицает, казнит несовершенство мира во имя его коренного преобразования в соответствии с идеалом" (Борев, 1997: 89). Г. Паррет предлагает следующую классификацию комического по типам контекста различных видов дискурса: – речевой контекст или контекст (касается когезии и когерентности дискурса, т.е. формальной и смысловой связности на макроуровне); – экзистенциальный контекст (мир объектов, состояний и событий, к которым отсылает коммуникативное сообщение в акте референции); – ситуационный контекст (время события, место события, персонажи события, статусно-ролевые отношения персонажей); – акциональний контекст (координация ситуаций, воспроизводится речевыми актами при рассмотрении речевого общения как обмена социальными действиями); – психологический контекст (интенции, верования, пожелания коммуникантов, вытекающие из определенных речевых актов) (Parret, 1980: 25-30). По утверждению Т. Вели, язык - лучшая среда для выражения юмора. По его мнению, языковым является не только вербальный юмор, но и юмор визуальный, так как часто он сопровождается речевыми комментариями и может представлять собой визуальную репрезентацию лингвистических явлений (например, метафоры или идиомы) (http://afflatus.ucd.ie/Papers/iclc2003.pdf). Основными средствами создания комического эффекта является разновидности языковой игры, построенной на несоответствии всех языковых уровней: на фонетическом - игра звуками (омонимы, омофоны, омографы), шибболет, звуковой метатезис, на лексическом - каламбуры, бленды, малапропизмы, оксюморон, зевгмы, на текстово-жанровом и дискурсивном - нарушения на уровне композиционной структуры, введение интертекстуальных элементов, сбой временных планов, смешение стилей. Все средства создания комического в тексте находятся в тесном взаимодействии, усиливая комический эффект друг друга благодаря конвергенции и феномену иррадиации. В целом в комическом тексте наблюдается преобладание имплицитных связей по сравнению с текстами конвенционного содержания, что является залогом их эстетического (комического) воздействия (http://afflatus.ucd.ie/Papers/iclc2003.pdf).
Без комических средств невозможно формирование комического характера и конфликта. Сюжет комического произведения постепенно нагружается средствами комического, которые по общему ходу сюжета обусловливают развитие комических приемов. Не все приемы комического находятся в одинаково активных отношениях с лексическими и грамматическими средствами языка. Например, ситуативно обусловленные ирония, контраст, комическое преувеличение, преуменьшение, манеры недоразумения, неожиданности находятся в меньшей зависимости от составляющих элементов языка (http://afflatus.ucd.ie/Papers/iclc2003.pdf). Таким образом, комическое с социокультурной точки зрения - средство речевого воздействия на коммуникативное поведение участников общения. Комическое немыслимо без человека, юмор является постоянной человеческой деятельностью, имеет место во всех типах социального взаимодействия. И хотя комическое может быть создано при участии неживых объектов, участие человека всегда является обязательным. Комическое призвано выявлять и исправлять черты личности, поскольку вызывает в сознании воспринимающего активное самостоятельное противопоставление предмета эстетическим идеалам. Исследователи классифицируют комическое согласно коммуникативной цели дискурса и по характеру смеха или реакции на определенный комический текст, или комический речевой акт и по типам контекста различных видов дискурса.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 858; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.249.160 (0.01 с.) |