Выводы по эмпирической главе исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выводы по эмпирической главе исследования



Эмпирическое исследование по проблеме развития лидерских качеств детей подросткового возраста посредствам театрализованно-игровой деятельности проводилось на базе ПМК «Энтузиаст» Советского административного округа г. Омска. Количество испытуемых 16 человек.

В ходе констатирующего и контрольного эксперимента нами были использованы следующие методы: наблюдение, тест «Я лидер», социометрия. На констатирующем этапе эксперимента нами были получены результаты, которые свидетельствуют о том, что детей со средним уровнем развития лидерских качеств больше, чем с высоким.

На этапе формирующего эксперимента нами были проведены театрализованно-игровые мероприятия различной тематики, разнообразных форм и видов на развитие лидерских качеств детей подросткового возраста.

В ходе контрольного этапа эксперимента мы изучили уровень развития лидерских качеств детей подросткового возраста после проведённого формирующего этапа исследования. У детей произошли существенные изменения в уровне развития лидерских качеств - количество детей со средним уровнем развития лидерских качеств увеличилось с 10 человек, что составляет 62%, до 12 человек, что составляет 75%; количество детей с низким уровнем развития лидерских качеств уменьшилось на 2 человека, с 3 человек, что составляет 19%, до 1 человека, что составляет 6%; количество детей с высоким уровнем развития лидерских качеств осталось прежним - 3 человека, что составляет 20%.

Следовательно, гипотеза, поставленная нами в начале исследования, а именно: театрализованно-игровая деятельность будет являться эффективным средством развития лидерских качеств детей подросткового возраста при условии: ненасильственность общения; положительный характер обратной связи; неконкурентный характер общения; принцип «здесь и сейчас»; доверительность в общении; обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер, и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал, подтвердилась.

подростковый лидерство театральный игровой


Заключение

 

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме развития лидерских качеств детей подросткового возраста, мы выявили, что:

- разноплановость освещения вопроса лидерства объясняется тем, что оно может рассматриваться с разных точек зрения: как процесс организации группы, как результат общения и т.д. При определении понятия лидерства психологи делают акцент на одном или нескольких аспектах данной проблемы, учитывая при этом и другие. Однако с каких бы сторон ни рассматривалось в науке понятие лидерства и лидера малой группы, общим в их характеристиках является влияние лидера. Лидером принимается и считается тот, чьи установки и ориентации становятся исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов жизнедеятельности группы. За лидером признается право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы;

- подростковый возраст как наиболее благоприятный период для воспитания лидерских качеств у ребенка, где оптимально его включение в совместную деятельность с педагогами и родителями, стимулирующими развитие у подростков лидерских качеств самосознания, самовоспитания, самооценки;

- театрализованно-игровые мероприятия проходят вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях. Используются разнообразные формы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. От обязательных уроков они отличаются новизной, большей глубиной содержания, созданием психологической установки у учащихся исключительно на творческое, продуктивное усвоение и развитие. Каждый ученик может проявить себя и как исполнитель и как организатор. Развиваются способности, формируется творчество и инициатива, укрепляются межличностные связи, удовлетворяются естественные потребности в общении, создаются благоприятные условия для развития дружеского коллектива и развития лидерских качеств детей подросткового возраста.

Таким образом, проведенное теоретическое исследование позволило выявить ряд направлений, позволяющих развивать лидерские способности ребенка. На сегодняшний день одной из благоприятных сфер для воспитания лидерских качеств у подростков являются внеклассные мероприятия.

Для эмпирического этапа исследования мы поставили следующие задачи:

. Выявить исходный уровень развития лидерских качеств детей подросткового возраста.

. Подобрать и апробировать театрально-игровые мероприятия, направленные на развитие лидерских качеств детей подросткового возраста.

. Выявить эффективность подобранных театрально-игровых мероприятий, направленных на развитие лидерских качеств детей подросткового возраста.

В рамках нашего исследования, необходимо было подобрать и апробировать театрально-игровые мероприятия, направленные на развитие лидерских качеств детей подросткового возраста.

Наша работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Поставленные задачи мы решали с помощью ряда методов: наблюдение, тест «Я лидер», социометрия. На констатирующем этапе эксперимента нами были получены результаты, которые свидетельствуют о среднем уровне развития лидерских качеств детей.

На этапе формирующего эксперимента нами были проведены театрально-игровые мероприятия, различной тематики, разнообразных форм и видов на развитие лидерских качеств детей подросткового возраста.

В ходе контрольного этапа эксперимента мы изучили уровень развития лидерских качеств детей подросткового возраста после проведённого формирующего этапа исследования. У детей экспериментальной группы произошли существенные изменения в уровне развития лидерских качеств - количество детей со средним уровнем развития лидерских качеств увеличилось с 10 человек, что составляет 62%, до 12 человек, что составляет 75%; количество детей с низким уровнем развития лидерских качеств уменьшилось на 2 человека, с 3 человек, что составляет 19%, до 1 человека, что составляет 6%; количество детей с высоким уровнем развития лидерских качеств осталось прежним - 3 человека, что составляет 19%.

Таким образом, планомерная работа с использованием театрально-игровых мероприятий, позволила в экспериментальной группе повысить уровень развития лидерских качеств, что позволяет нам сделать вывод об эффективности использования театрально-игровых мероприятий, как средство развития лидерских качеств детей подросткового возраста.

 


Список литературы

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология - М.: - 2005.

2. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности - М.: МГУ, 1979.

.   Возростная и педагогическая психология. / Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Изд. Просвещение, 1984.

.   Волков Б.С. Психология подростка - М.: Изд. Педагогическое общество России, 2001.

.   Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования (СоцИс). - 1988.- №5.- С. 139-147.

.   Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта.- М.: Альпина, 2005.- 301 с.

.   Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб., 1997.

.   Карделл Ф. Психотерапия и лидерство. - СПб.: Речь, 2000.

.   Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М.: Изд. ТЦ Сфера, 2001.

.   Кричевский Р.Л. Психология руководства и лидерства. - М.: МГУ, 1985. - 214с.

.   Кричевский Р.Л. Феномен идентификации в лидерстве у старшеклассников // Социально-психологические проблемы личности и коллектива. - Ярославль, 1977.

.   Кон И.С. Психология подростка. - Москва: Просвещение, 1980.

.   Кови С. Семь навыков лидера. - Минск: Вегапринт, 1996. - 448 с.

.   Маркова М.Ю. Развитие лидерских качеств и организаторских способностей в детском общественном объединении. - М.: Изд. Просвещение, 1998.

.   Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя. Влияния на людей: Пособие для учащихся.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998.

16. Парыгин Б.Д., Кузьмин Е. С. Основы социально-психологической теории. - М., 1971.

17. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1992.

18. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В. Дубровиной. -М.: Изд. Просвещение, 1991.

19. Сбитнева В.Б. Возможности технологии социального проектирования в развитии лидерских качеств подростков. - М.; МГУ, 2003.

.   Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.,1980.

.   Фридман Л.П. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988.

22. Филлипов А.В. Производительная социология, психология и педагогика. - М., 1998.

23. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001.

24. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. М., - 2005.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.009 с.)