Определение исходного уровня развития лидерских качеств детей подросткового возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение исходного уровня развития лидерских качеств детей подросткового возраста



Гипотеза будет изменена!!

В начале исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: театрализованные игры будут являться средством эффективного развития лидерских качеств детей подросткового возраста при условиях:

1. ненасильственность общения;

2. положительный характер обратной связи;

.   неконкурентный характер общения;

.   принцип «здесь и сейчас»;

.   доверительность в общении;

.   обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер, и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал.

Для эмпирического этапа исследования мы поставили следующие задачи:

1. Выявить исходный уровень развития лидерских качеств детей подросткового возраста.

. Подобрать и апробировать сценарии мероприятий театрализованных игр, направленных на развитие лидерских качеств детей подросткового возраста.

. Выявить эффективность подобранных мероприятий театрализованных игр направленных на развитие лидерских качеств детей подросткового возраста.

Исследовательская работа проводилась в МПК Энтузиаст с детьми подросткового возраста. Количество испытуемых - 16 человек. Эмпирическое исследование было организовано в соответствии с поставленными задачами и намеченными этапами работы. Сроки другие!!У вас что этап три дня длился формирующий!!

Констатирующий этап проходил с 21.03.11 по 22.03.11

Формирующий этап проходил с 23.03.11 по 24.03.11

Контрольный этап проходил с 24.03.11 по 25.03.11

В ходе констатирующего эксперимента нами были использованы следующие методы эмпирического исследования: наблюдение, методика самооценки: тест «Я-лидер» (Е.И. Тихомирова), социометрия (Дж. Морено).

Цель первого констатирующего этапа - выявить исходный уровень развития лидерских качеств детей подросткового возраста.

· Наблюдение

В ходе констатирующего этапа эксперимента нами было использовано наблюдение, которое проводилось в естественных условиях, в течение 3 дней и носило невключенный характер. Мы отмечали проявления лидерских качеств у детей подросткового возраста на уроках. Результаты исследования были занесены в протоколы, где отражались индивидуальные показатели развития лидерских качеств детей подросткового возраста. Данные в обобщенном виде представлены в протоколах исследования (приложение 1, 2). Для определения уровня развития лидерских качеств у детей подросткового возраста, нами были использованы критерии и показатели, предложенные Е.И. Тихомировой.

При процедуре обработке данных, по протоколам наблюдения, определялся качественный показатель развития лидерских качеств детей подросткового возраста, а также количественный.

 

 

Таблица 1

Критерии и показатели лидерских качеств

Критерии лидерских качеств Показатели Качественные показатели Количественные показатели
Коммуникабельность Имеет много друзей - сверстников, получает удовольствие от общения с ними Имеет много друзей 3
    Имеет мало друзей 2
    Не имеет друзей 1
  Участвует в делах класса, школы; любит коллективные игры Активно участвует 3
    Участвует в зависимости от ситуации 2
    Редко участвует 1
  Легко общается со взрослым Легко общается со взрослыми 3
    Общается со взрослым в зависимости от ситуации 2
    Испытывает затруднение 1
Творческий потенциал Любит искать и пробовать новое Любит искать и пробовать новое 3
    Ищет и пробует с помощью взрослых 2
    Не любит искать и пробовать новое 1
  Готов к выдвижению идей, предложений Готов к выдвижению идей, предложений 3
    Выдвигает идеи и предложения с помощью взрослых 2
    Не готов 1
  Умеет генерировать идеи Самостоятельно умеет генерировать идеи 3
    Генерирует идеи с помощью взрослых 2
    Не способен 1
Активность Умение действовать энергично Действует энергично 3
    Действует энергично в зависимости от ситуации 2
    Пассивен 1
  Знает как преодолеть трудности Знает как преодолеть трудности 3
    Преодолевает трудности в зависимости от ситуации 2
    Не знает 1
  Проявляет настойчивость при решении проблемы Проявляет настойчивость при решении проблемы 3
    Частично проявляет настойчивость при решении проблемы 2
    Не проявляет 1
Организаторские способности Самостоятельно организовывает мероприятия Умеет самостоятельно организовывать мероприятия 3
    Организовывает мероприятия с помощью взрослых 2
    Не умеет 1
  Стимулирует работу своих товарищей Всегда стимулирует работу своих товарищей 3
    Стимулирует работу своих товарищей в зависимости от ситуации 2
    Не умеет 1
  Тактично осуществляет контроль за деятельностью своих товарищей Всегда тактично осуществляет контроль за деятельностью своих товарищей 3
    Не всегда тактично осуществляет контроль за деятельностью своих товарищей 2
    Не осуществляет 1

 

При процедуре обработки данных, по протоколам наблюдения, определялся качественный показатель развития лидерских качеств детей подросткового возраста, а также количественный.

Суммировав количество проявлений лидерских качеств, мы установили следующие уровни развития лидерских качеств детей подросткового возраста: низкий уровень (НУ), средний уровень (СУ) и высокий уровень (ВУ).

Высокий уровень - качественный показатель: коммуникабелен - имеет много друзей, участвует в делах класса, школы, любит коллективные игры, легко общается со взрослыми; творческий потенциал - любит искать и пробовать новое, готов к выдвижению новых идей, предложений, умеет самостоятельно генерировать идей; активен - действует энергично, знает как преодолеть трудности, проявляет настойчивость при решении проблемы; организаторские способности - умеет самостоятельно организовать мероприятие, стимулирует работу своих товарищей, тактично осуществляет контроль за деятельностью своих товарищей; количественный показатель более 25 раз.

Средний уровень - качественный показатель: имеет мало друзей, участвует в зависимости от ситуации в делах класса, общается со взрослыми в зависимости от ситуации; творческий потенциал - ищет и пробует новое с помощью взрослых, выдвигает идеи и предложения с помощью взрослых, генерировать идеи в зависимости от ситуации; активность - действует энергично в зависимости от ситуации, преодолеть трудности в зависимости от ситуации, частично проявляет настойчивость при решении проблемы; организаторские способности - может организовать мероприятие с помощью взрослых, стимулирует работу своих товарищей в зависимости от ситуации, не всегда тактично осуществляет контроль за деятельностью своих товарищей; количественный показатель 14 - 24 раз.

Низкий уровень - коммуникабельность - не имеет друзей, редко участвует в делах класса, испытывает затруднения в общении со взрослыми; творческий потенциал - не любит искать и пробовать новое, не готов к выдвижению новых идей, предложений, не способен генерировать идеи; активность - пассивен в деятельности, не знает как преодолеть трудности, не проявляет настойчивость при решении проблемы; организаторские способности - не умеет организовывать мероприятия, не умеет стимулировать работу своих товарищей, не умеет осуществлять контроль за деятельностью своих товарищей, количественный показатель менее 13 раз.

По итогам проведения наблюдения нами были получены следующие результаты в группе.

В группе преобладает средний уровень развития лидерских качеств - 10 человек, что составляет 62%, с высоким уровнем - 3 человека, что составляет 19%, с низким уровнем - 3 человека, что составляет 19%.

Полученные данные позволили определить наличие или отсутствие лидерских качеств детей подросткового возраста, а также уровень развития лидерских качеств у отдельно взятых подростков.

Для чистоты эмпирического исследования, нами были использованы и другие методы.

· метод самооценки. Тест «Я-лидер» (Тихомирова Е.И.), (приложение 3).

Цель - определить развитие лидерских качеств детей подросткового возраста. Тест проводился в группе подростков. Испытуемые получали бланк, состоящий из вопросов и таблицы для ответов, после заполнения которой, необходимо подсчитать сумму очков в каждом столбце. Если сумма в столбце больше 10, то это качество развито сильно, т.е. высокий уровень (ВУ). Если сумма в столбце 6 - 9, то это качество развито средне, т.е. средний уровень (ВУ). Если сумма в столбце 0 - 5, то это качество развито слабо, т.е. низкий уровень (ВУ) и для совершенствования этого качества нужно работать. Результаты тестирования были занесены в протоколы (приложения 4, 5).

После проведения тестирования детей, нами были получены следующие результаты.

В группе преобладает средний уровень развития лидерских качеств - 10 человек, что составляет 62%, с высоким уровнем - 3 человека, что составляет 19%, с низким уровнем - 3 человека, что составляет 19%.

Полученные данные позволили определить наличие или отсутствие лидерских качеств детей подросткового возраста, а также уровень развития лидерских качеств у отдельно взятых подростков.

Для чистоты эмпирического исследования, нами была использована социометрия.

· социометрия (Дж. Морено)

Цель - выявить у подростков, кому присущ социальный статус - лидер (самое большое число положительных выборов в группе). Социометрия проводилась в группе подростков. Испытуемые получали бланк, состоящий из вопросов: «Кого бы вы хотели пригласить на свой день рожденья?» (3 человека) и «Кого бы вы не хотели пригласить на свой день рожденья?» (3 человека). После заполнения матрицы, мы выявили, что дети, набравшие высокий количественный показатель лидерских качеств являются лидерами.

По итогам проведения наблюдения и тестирования детей, нами были получены следующие результаты.

В группе преобладает средний уровень развития лидерских качеств - 10 человек, что составляет 62%, с высоким уровнем - 3 человека, что составляет 19%, с низким уровнем - 3 человека, что составляет 19%.

По проведенным трем методам были получены следующие результаты (приложение 6, 7).

Таким образом, в ходе констатирующего этапа нашей исследовательской работы, использовав следующие методы: наблюдение за уровнем развития лидерских качеств детей подросткового возраста, тест «Я - лидер», социометрия (Дж. Морено), мы выяснили, что дети группы имеют средний уровень развития лидерских качеств. Для формирующего этапа исследования мы обозначили группу как экспериментальную.

Всё вышесказанное позволяет нам говорить о недостаточном развитии лидерских качеств детей подросткового возраста и определиться в дальнейшем ходе нашего исследования, предполагающего использование театрализованных игр на этапе формирующего эксперимента в развитии лидерских качеств детей подросткового возраста.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.166 (0.019 с.)