Выявление эффективности формирующего этапа эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление эффективности формирующего этапа эксперимента



Контрольный этап проводился с 27.03.11 по 29.04.11

Цель контрольного этапа эмпирического исследования: выявить эффективность формирующего этапа эксперимента, а именно, использования театрализованных игр в развитии лидерских качеств у детей подросткового возраста.

Состав участников остался прежним. Используемые нами методы исследования, критерии и показатели уровня развития остались прежними, что, на наш взгляд, дало возможность наиболее объективно оценить полученные результаты. После проведенного исследования, мы установили изменения, происшедшие с детьми.

· Наблюдение.

Наблюдение проводилось в естественных условиях, в течение 3 дней и носило невключенный характер. Мы отмечали проявления лидерских качеств у детей подросткового возраста на уроках после проведения формирующего этапа эксперимента. Результаты исследования были занесены в протоколы, где отражались индивидуальные показатели развития лидерских качеств детей подросткового возраста. Данные в обобщенном виде представлены в протоколах исследования (приложение 8, 9). Для определения уровня развития лидерских качеств у детей подросткового возраста, нами были использованы критерии и показатели, предложенные Е.И. Тихомировой.

При процедуре обработки данных, по протоколам наблюдения, определялся качественный показатель развития лидерских качеств детей подросткового возраста, а также количественный.

По итогам проведения наблюдения на контрольном этапе нами были получены следующие результаты в группе.

В группе преобладает средний уровень - 12 человек, что составляет 75 %; с высоким уровнем - 3 человека, что составляет 19 %; с низким уровнем - 1 человек, что составляет 6 %.

Для чистоты эмпирического этапа исследования, нами были использованы и другие методы.

· метод самооценки. Тест «Я-лидер» (Тихомирова Е.И.).

Цель - определить развитость лидерских качеств детей подросткового возраста в группе после проведения формирующего этапа эксперимента. Тест проводился в группе подростков. Испытуемые получали бланк, состоящий из вопросов и таблицы для ответов, после заполнения которой, подсчитывали сумму очков в каждом столбце. Если сумма в столбце больше 10, то это качество развито сильно, т.е. высокий уровень (ВУ). Если сумма в столбце 6 - 9, то это качество развито средне, т.е. средний уровень (ВУ). Если сумма в столбце 0 - 5, то это качество развито слабо, т.е. низкий уровень (ВУ) и для совершенствования этого качества нужно работать. Результаты тестирования были занесены в протоколы (приложения 10, 11).

После проведения тестирования детей, нами были получены следующие результаты.

В группе преобладает средний уровень - 12 человек, что составляет 75%; с высоким уровнем - 3 человека, что составляет 19%; с низким уровнем - 1 человек, что составляет 6%.

Полученные данные позволили определить наличие или отсутствие лидерских качеств детей подросткового возраста, а также уровень развития лидерских качеств у отдельно взятых подростков после проведения формирующего этапа эксперимента.

Для чистоты эмпирического этапа исследования, нами была использована социометрия.

· социометрия (Дж. Морено)

Цель - выявить у подростков, кому присущ социальный статус - лидер (самое большое число положительных выборов в группе) после проведения формирующего этапа эксперимента. Социометрия проводилась в группе подростков. Испытуемые получали бланк, состоящий из вопросов: «Кого бы вы хотели пригласить на свой день рожденья?» (3 человека) и «Кого бы вы не хотели пригласить на свой день рожденья?» (3 человека). После заполнения, которого, мы обследовали данные и выявляли, подтверждаются ли результаты ранее проведенных методов по выявлению лидерских качеств детей подросткового возраста. После заполнения матрицы, мы выявили, что количество детей - лидеров осталось прежним.

По итогам проведения наблюдения и тестирования детей, нами были получены следующие результаты.

В группе преобладает средний уровень - 12 человек, что составляет 75%; с высоким уровнем - 3 человека, что составляет 19%; с низким уровнем - 1 человек, что составляет 6%.

По проведенным трем методам были получены следующие результаты (приложение 12, 13).

 

Таблица 2

Уровни развития лидерских качеств подростков в экспериментальной группы на констатирующем и контрольных этапах эксперимента

Констатирующий этап Контрольный этап
Высокий уровень - 3 человек - 19 % Средний уровень-10 человек - 62 % Низкий уровень - 3 человека - 19 % Высокий уровень-3 человека-19 % Средний уровень-12 человек-75 % Низкий уровень-1 человек-6 %

 

Проанализировав результаты экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах мы выявили, что количество детей со средним уровнем развития лидерских качеств увеличилось с 10 человек, что составляет 62 %, до 12 человек, что составляет 75 %; количество детей с низким уровнем развития лидерских качеств уменьшилось на 2 человека, с 3 человек, что составляет 19 %, до 1 человека, что составляет 6 %.

 


 

Рис. 2. Динамика развития лидерских качеств подростков экспериментальной группы на констатирующем и на контрольном этапе.

 

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, а именно: мероприятия театрально-игровой деятельности будут являться эффективным средством развития лидерских качеств детей подросткового возраста при условии: ненасильственность общения; положительный характер обратной связи; неконкурентный характер общения; принцип «здесь и сейчас»; доверительность в общении; обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер, и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал, подтвердилась.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.006 с.)