Театрально-игровая деятельность как средство развития лидерских качеств детей подросткового возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Театрально-игровая деятельность как средство развития лидерских качеств детей подросткового возраста



Цель формирующего этапа эмпирического исследования - подбор мероприятий с использованием театрально-игровой деятельности, направленных на развитие лидерских качеств детей подросткового возраста.

Театрально-игровая деятельность проводились при условиях: ненасильственности общения, положительный характер обратной связи, неконкурентный характер общения, принцип «здесь и сейчас», доверительность в общении, обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер, и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал.

На формирующем этапе эксперимента был составлен план, который включал в себя такие мероприятия:

· «Карабас»

· «Большая семейная фотография»

· Коллективное творческое дело «Качества лидера»

Все мероприятия проводились во второй половине дня по определённой схеме, в три этапа:

· Подготовительный

· Практический

· Обобщающий

Все дети активно принимали участие в предложенных мероприятиях. Приведем далее примеры проведенных мероприятий:

· «Карабас»

Цель - развитие лидерских качеств, внимания и быстроты реакции.

Для проведения игры детей рассаживались в круг, вместе с ними садился вожатый, который предлагал условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы - куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».

В этом игровом тесте было участие двух руководителей. Задача одного - проводить игру, второго - внимательно наблюдать за поведением ре6ят.

Анализ проведенного мероприятия

Игра вызвала большой интерес, дети принимали активное участие. В игре инициативу проявляли дети более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Менее решительные дети присоединились к игре под конец. Были и такие, которые сначала вставали, а затем садились. Они составляли группу «счастливых». Безынициативной группой отряда, которая не вставала вообще, не оказалось. Таким образом, мы развили у детей лидерские качества, и такие качества, как внимание и быстроту реакции.

«Большая семейная фотография»

Цель - выявить новых лидеров и развить лидерские качества, в том числе раскрыть систему симпатий - антипатий в группе.

Ребятам предлагалось, чтобы они представили, что они все - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Нео6ходимо выбрать «фотографа». Он располагал всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирался «дедушка». Он тоже участвовал в расстановке членов «семьи». Больше никаких установок детям не давалось, они сами решали, кому кем быть и где стоять. Вожатый только наблюдал за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» брались исполнять все члены группы. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считал до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричали слово «сыр» и делали одновременный хлопок в ладоши.

Анализ проведенного мероприятия

Элементы руководства брали на себя все члены группы. Очень интересно было наблюдать за распределением ролей, активностью в выборе месторасположения. Эта игра открыла нам новых лидеров и раскрыла систему симпатий-антипатий в группе.

· Коллективное творческое дело «Качества лидера»

Цель - раскрыть и реализовать свой творческий и лидерский потенциал.

Необходимые материалы для каждой группы: маркеры, фломастеры и по 1 листу бумаги А3, по 4 листа А4.

Участники с помощью цветных карточек разбивались на нужное количество групп, лучше всего 3-4 группы по 5 человек.

Ведущий. Международное лидерское сообщество, самое элитное, престижное и респектабельное в мире, решило пополнить свои ряды и включить в них новую команду лидеров. Прямо сейчас проходит конкурс, в котором могут принять участие все желающие - будущие или настоящие лидеры. Организаторы придумали ряд заданий, в которых они на деле хотят посмотреть конкурсантов и выбрать самых лучших, которые пройдут в финал.

Лучшие из лучших смогут стать полноправными членами Международного лидерского сообщества, их мнение будет учитываться в принятии решений, у них появится множество возможностей. И самое главное - они смогут по-настоящему раскрыть и реализовать свой творческий и лидерский потенциал. Количество вакантных мест ограничено! Эту команду приглашают приехать в штаб, который находится в секретном месте, и принять участие в самых интересных мастер-классах у самых успешных людей в мире.

Первое задание: придумывали название своим командам и эмблему, символизирующую группу (5 мин.).

Презентация: 4 мин.

Второе задание: придумывали девиз, слоган, который представлял каждого участника и команду. Его прокричали все вместе.

Презентация: 3 мин.

Третье задание: проверяли креативные способности.

Каждой группе ведущий называл свой сказочный предмет:

- скатерть-самобранка,

- цветик - семицветик,

- меч - кладенец,

- волшебное зеркало.

Придумывали как можно больше оригинальных - как волшебных, так и неволшебных - способов использования данных предметов. Учитывалось и качество, и количество, нужно было объяснить, почему его можно так использовать (7 мин.).

Презентация: 5-7 мин.

Представитель от каждой группы по очереди зачитывал список новых способов, называл их количество. Участники задавали вопросы, если не понимали, как предлагалось использовать предмет. Затем ведущий подводил итог.

Ведущий. Сейчас Международное лидерское сообщество смогло оценить вашу креативность. И членам жюри хотелось бы узнать побольше о вас, о том, какие вы, - им хочется отобрать самую интересную лидерскую команду. Пока Лидерское сообщество затрудняется дать ответ, кто же пройдет в финал. Понравились представители всех команд, и им трудно выбрать кого-то. Они подготовили следующее задание.

Ведущий раздавал каждой группе: одно яйцо, два пластиковых стаканчика, одни ножницы, десять соломинок, скотч.

Четвертое задание.

Ведущий. Ваша задача, используя данные подручные материалы, сделать так, чтобы яйцо, упав и стукнувшись об пол, не разбилось. Бросать яйцо нужно с высоты человеческого роста: человек будет стоять на столе и держать яйцо на вытянутой руке параллельно полу.

Презентация: 5 мин.

Представитель от каждой группы становился на стол, вытягивал руку и бросал яйцо (конструкцию, которую они соорудили для его защиты, вместе с яйцом) на пол. Если яйцо не разбилось - бурные аплодисменты.

Затем ведущий подводил итоги: сколько яиц осталось целыми и сколько разбилось.

Примечание. Сделать из подручных материалов такую конструкцию, которая защитит яйцо, абсолютно реально. Способы существуют разные. Подсказывать группам не стоило, они сами нашли решение.

Пятое задание.

Каждой группе раздавалось примерно одинаковое количество газетной бумаги: 40-50 листов формата А4.

Ведущий. Ваша задача - построить мост через стул так, чтобы он был устойчивым и не опирался на стул.

Первый вариант: без ножниц и скотча.

Второй вариант: можно использовать ножницы и скотч.

Презентация: 3 мин.

Каждая группа показывала свой мост. Ведущий проверял, насколько прочно он стоит, достаточна ли его высота.

Шестое задание

Ведущий. Международное лидерское сообщество наблюдало за всеми командами, за тем, как они творчески проявляли себя в различных заданиях. И решило, что в первый раз оно не может сделать выбор и не хочет пропустить ни одного успешного лидера. В связи с этим оно решило увеличить число мест в сообществе и приглашает все команды вступить в их ряды - приехать в штаб и участвовать в мастер-классах.

Добраться туда можно только на машине, которую должны создать, вы, участники группы. Теперь вам нужно объединиться и всем вместе (это обязательное условие) создать из себя машину, а потом представить, как она функционирует (то есть показать ее составные части).

Презентация: 2 мин.

Затем, когда машина из участников была построена, один представитель рассказывал, что есть в этой машине и как она функционирует.

Завершение

Ведущий. А теперь на такой замечательной машине такой классной командой вы можете ехать в самое творческое и интересное место в мире!

Анализ проведенного мероприятия

Для проведения данного мероприятия нами был составлен план работы:

· Предварительная работа. Вместе с ребятами мы установили место проведения КТД. Определяли конкретные воспитательные задачи, выясняли различные варианты, которые были предложены детям, продумывали способы проведения своих замыслов. При этом мы не навязывали детям, а размышляли вместе с учащимися.

· Коллективное планирование. Действовали сами дети. Искали ответы на поставленные вопросы в микрогруппах. Завершался поиск выбором совета дела.

· Коллективная подготовка дела. Мы конкретизировали план подготовки и проведения КТД, поощряя инициативу каждого участника. Подготовка мероприятия шла по группам.

· Проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществлялся конкретный план, составленный с учетом того, что было наработано группами. Никто не боялся отклонений от замыслов, ошибок, допущенных участниками. Мы помогали направлять детей и регулировать их настроение.

· Коллективное подведение итогов КТД. Был собран весь коллектив. Каждый высказывал свое мнение. Обсуждались положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.

Таким образом, на этапе формирующего эксперимента нами были проведены мероприятия театрально-игровой деятельности на развитие таких лидерских качеств детей подросткового возраста, как активность, творческий подход, коммуникативность и организаторские способности, что позволило перейти к следующему этапу нашего исследования - контрольному и установить эффективность проделанной работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.01 с.)