ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы развития лидерских качеств детей подросткового возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы развития лидерских качеств детей подросткового возраста



Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития лидерских качеств детей подросткового возраста посредством мероприятий театрально-игровой деятельности

1.1 Проблема лидерства в психолого-педагогической литературе

1.2 Особенности развития лидерских качеств детей подросткового возраста

1.3 Театрально-игровая деятельность как средство развития лидерских качеств детей подросткового возраста

Выводы

Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме развития лидерских качеств детей подросткового возраста

Определение исходного уровня развития лидерских качеств детей подросткового возраста

2.2 Театрально-игровая деятельность как средство развития лидерских качеств детей подросткового возраста

2.3 Выявление эффективности формирующего этапа эксперимента

Выводы по эмпирической главе исследования

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

 

Происходившие в нашей стране на рубеже XX-XXI вв. политические и социально-экономические перемены оказали серьезное влияние на все стороны современного состояния общества. Они привели к изменению ценностных ориентаций всего общества, но, прежде всего - подростков и молодежи, к деформированию существовавших ранее убеждений и взглядов, вытеснению духовных потребностей, ослаблению воспитательной функции семьи, самоустранению большей части родителей от воспитания своих детей.

Вследствие этого в обществе сложилась тревожная ситуация, когда отрицательно ориентированные лидеры вовлекают все большее число подростков в асоциальные молодежные группировки. Актуальность заявленной темы определяет одну из главных задач общества: противостоять разгулу безнравственности в подростковой среде путем воспитания в ней положительно ориентированных лидеров.

Такие лидеры должны быть уверенными в себе, в своих созидательных возможностях, способностях и взглядах, людьми, умеющими понимать и считаться с мнением и чувствами других, умеющими управлять собственной судьбой и добиваться определенных положительных результатов в учебе, работе, семейной жизни, способными повести за собой других. Задача разработки и создания условий для воспитания такого высокоэффективного лидера становится сегодня одной из важнейших педагогических задач [3; С.58].

В современной России проблема лидерства входит в группу наиболее важных проблем в поиске путей выхода из сложившегося кризиса. Поэтому одним из приоритетных направлений «Программы развития воспитания в системе образования России» является направление «Лидер» [6; С.32].

Подростковый возраст - это время бурного и во многом противоречивого развития. Поэтому мы считаем, что именно в этом возрасте у детей нужно воспитывать стремление к тому, чтобы состояться в жизни и быть успешным. Считается, что лидерские качества, так необходимые сегодня каждому человеку, закладываются и первоначально воспитываются в семье и школе. Это актуализирует проблему изучения воспитательного потенциала семьи и школы в деле формирования личности ребенка-лидера, так как семья и школа являются институтами, заинтересованными в воспитании лидерских качеств у подростка и способными это осуществить, именно их действия и роль во многом предопределят личностные качества будущего лидера [8; С.76].

Исходя из этого, задача педагогов и родителей заключается в создании особого поля совместной с подростком деятельности, конструктивных отношений с ним, отношений, объединенных общей целью. Таким образом, возрастающая актуальность проблемы воспитания у подростков лидерских качеств, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность, определили выбор проблемы исследования: будет ли театрально-игровая деятельность влиять на развитие лидерских качеств у детей подросткового возраста.

Цель данного исследования: теоретически обосновать и эмпирически доказать эффективность использования театрально-игровой деятельности как средства развития лидерских качеств детей подросткового возраста.

Объект исследования: лидерские качества детей подросткового возраста.

Предмет исследования: театрально-игровая деятельность как средство развития лидерских качеств детей подросткового возраста.

На основе выявленной проблемы исследования нами была определена гипотеза: театрально-игровая деятельность будет являться эффективным средством развития лидерских качеств детей подросткового возраста при условии:

· положительный характер обратной связи;

· неконкурентный характер общения;

· принцип «здесь и сейчас»;

· доверительность в общении;

· обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер, и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал.

В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой, нами были определены следующие зачади:

. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

. Выявить исходный уровень развития лидерских качеств детей подросткового возраста.

. Подобрать и апробировать серию внеклассных мероприятий, направленную на развитие лидерских качеств детей подросткового возраста.

. Выявить эффективность подобранной серии внеклассных мероприятий, направленных на развитие лидерских качеств детей подросткового возраста.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретический: анализ и синтез литературы.

2. Эмпирический: наблюдение, тест, социометрия.

База исследования: ПМК «Энтузиаст»


Выводы

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы выявили, что:

для того, чтобы сегодняшние подростки - будущие лидеры XXI века, которые возьмут руль управления страной на разных уровнях, овладевали демократической культурой, умели общаться с различными категориями людей, были способными работать в команде, мотивировать других, соответствовать статусу социально-активной личности, необходимо создать такие психолого-педагогические условия, при которых ребенок сможет раскрыться, найти путь к самореализации;

содержательный, последовательный воспитательный процесс даст возможность взрастить лидера, развить его организаторские способности и как результат - воспитать социально-активную личность. На сегодняшний день одной из благоприятных сфер для осуществления данных целей является детское общественное объединение. Именно в подростковом возрасте у ребенка существует объективная потребность во внимании со стороны педагогов, а особенно сверстников, есть желание каким-либо образом выделиться, почувствовать свою значимость, приобрести авторитет, проявить себя как лидера;

участвуя в театрализованных играх, подростки знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на развитие лидерских качеств личности подростка позволяет использовать их как сильное, но педагогическое средство, ведь подросток во время игры чувствует себя раскованно, свободно.

Проведенное теоретическое исследование позволило выявить ряд направлений, позволяющих развивать лидерские способности ребенка. Подростковый возраст является наиболее сензитивным периодом для формирования и развития позитивно-ориентированных лидерских качеств ребенка. На сегодняшний день одной из благоприятных сфер для воспитания лидерских качеств у подростков являются различные мероприятия с использованием театрализованной деятельности.

Заключение

 

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме развития лидерских качеств детей подросткового возраста, мы выявили, что:

- разноплановость освещения вопроса лидерства объясняется тем, что оно может рассматриваться с разных точек зрения: как процесс организации группы, как результат общения и т.д. При определении понятия лидерства психологи делают акцент на одном или нескольких аспектах данной проблемы, учитывая при этом и другие. Однако с каких бы сторон ни рассматривалось в науке понятие лидерства и лидера малой группы, общим в их характеристиках является влияние лидера. Лидером принимается и считается тот, чьи установки и ориентации становятся исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов жизнедеятельности группы. За лидером признается право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы;

- подростковый возраст как наиболее благоприятный период для воспитания лидерских качеств у ребенка, где оптимально его включение в совместную деятельность с педагогами и родителями, стимулирующими развитие у подростков лидерских качеств самосознания, самовоспитания, самооценки;

- театрализованно-игровые мероприятия проходят вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях. Используются разнообразные формы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. От обязательных уроков они отличаются новизной, большей глубиной содержания, созданием психологической установки у учащихся исключительно на творческое, продуктивное усвоение и развитие. Каждый ученик может проявить себя и как исполнитель и как организатор. Развиваются способности, формируется творчество и инициатива, укрепляются межличностные связи, удовлетворяются естественные потребности в общении, создаются благоприятные условия для развития дружеского коллектива и развития лидерских качеств детей подросткового возраста.

Таким образом, проведенное теоретическое исследование позволило выявить ряд направлений, позволяющих развивать лидерские способности ребенка. На сегодняшний день одной из благоприятных сфер для воспитания лидерских качеств у подростков являются внеклассные мероприятия.

Для эмпирического этапа исследования мы поставили следующие задачи:

. Выявить исходный уровень развития лидерских качеств детей подросткового возраста.

. Подобрать и апробировать театрально-игровые мероприятия, направленные на развитие лидерских качеств детей подросткового возраста.

. Выявить эффективность подобранных театрально-игровых мероприятий, направленных на развитие лидерских качеств детей подросткового возраста.

В рамках нашего исследования, необходимо было подобрать и апробировать театрально-игровые мероприятия, направленные на развитие лидерских качеств детей подросткового возраста.

Наша работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Поставленные задачи мы решали с помощью ряда методов:наблюдение, тест «Я лидер», социометрия. На констатирующем этапе эксперимента нами были получены результаты, которые свидетельствуют о среднем уровне развития лидерских качеств детей.

На этапе формирующего эксперимента нами были проведены театрально-игровые мероприятия, различной тематики, разнообразных форм и видов на развитие лидерских качеств детей подросткового возраста.

В ходе контрольного этапа эксперимента мы изучили уровень развития лидерских качеств детей подросткового возраста после проведённого формирующего этапа исследования. У детей экспериментальной группы произошли существенные изменения в уровне развития лидерских качеств - количество детей со средним уровнем развития лидерских качеств увеличилось с 10 человек, что составляет 62%, до 12 человек, что составляет 75%; количество детей с низким уровнем развития лидерских качеств уменьшилось на 2 человека, с 3 человек, что составляет 19%, до 1 человека, что составляет 6%; количество детей с высоким уровнем развития лидерских качеств осталось прежним - 3 человека, что составляет 19%.

Таким образом, планомерная работа с использованием театрально-игровых мероприятий, позволила в экспериментальной группе повысить уровень развития лидерских качеств, что позволяет нам сделать вывод об эффективности использования театрально-игровых мероприятий, как средство развития лидерских качеств детей подросткового возраста.

 


Список литературы

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология - М.: - 2005.

2. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности - М.: МГУ, 1979.

.   Возростная и педагогическая психология. / Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Изд. Просвещение, 1984.

.   Волков Б.С. Психология подростка - М.: Изд. Педагогическое общество России, 2001.

.   Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования (СоцИс). - 1988.- №5.- С. 139-147.

.   Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта.- М.: Альпина, 2005.- 301 с.

.   Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб., 1997.

.   Карделл Ф. Психотерапия и лидерство. - СПб.: Речь, 2000.

.   Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М.: Изд. ТЦ Сфера, 2001.

.   Кричевский Р.Л. Психология руководства и лидерства. - М.: МГУ, 1985. - 214с.

.   Кричевский Р.Л. Феномен идентификации в лидерстве у старшеклассников // Социально-психологические проблемы личности и коллектива. - Ярославль, 1977.

.   Кон И.С. Психология подростка. - Москва: Просвещение, 1980.

.   Кови С. Семь навыков лидера. - Минск: Вегапринт, 1996. - 448 с.

.   Маркова М.Ю. Развитие лидерских качеств и организаторских способностей в детском общественном объединении. - М.: Изд. Просвещение, 1998.

.   Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя. Влияния на людей: Пособие для учащихся.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998.

16. Парыгин Б.Д., Кузьмин Е. С. Основы социально-психологической теории. - М., 1971.

17. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1992.

18. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В. Дубровиной. -М.: Изд. Просвещение, 1991.

19. Сбитнева В.Б. Возможности технологии социального проектирования в развитии лидерских качеств подростков. - М.; МГУ, 2003.

.   Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.,1980.

.   Фридман Л.П. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988.

22. Филлипов А.В. Производительная социология, психология и педагогика. - М., 1998.

23. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001.

24. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. М., - 2005.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития лидерских качеств детей подросткового возраста посредством мероприятий театрально-игровой деятельности

1.1 Проблема лидерства в психолого-педагогической литературе

1.2 Особенности развития лидерских качеств детей подросткового возраста

1.3 Театрально-игровая деятельность как средство развития лидерских качеств детей подросткового возраста

Выводы

Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме развития лидерских качеств детей подросткового возраста

Определение исходного уровня развития лидерских качеств детей подросткового возраста

2.2 Театрально-игровая деятельность как средство развития лидерских качеств детей подросткового возраста

2.3 Выявление эффективности формирующего этапа эксперимента

Выводы по эмпирической главе исследования

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

 

Происходившие в нашей стране на рубеже XX-XXI вв. политические и социально-экономические перемены оказали серьезное влияние на все стороны современного состояния общества. Они привели к изменению ценностных ориентаций всего общества, но, прежде всего - подростков и молодежи, к деформированию существовавших ранее убеждений и взглядов, вытеснению духовных потребностей, ослаблению воспитательной функции семьи, самоустранению большей части родителей от воспитания своих детей.

Вследствие этого в обществе сложилась тревожная ситуация, когда отрицательно ориентированные лидеры вовлекают все большее число подростков в асоциальные молодежные группировки. Актуальность заявленной темы определяет одну из главных задач общества: противостоять разгулу безнравственности в подростковой среде путем воспитания в ней положительно ориентированных лидеров.

Такие лидеры должны быть уверенными в себе, в своих созидательных возможностях, способностях и взглядах, людьми, умеющими понимать и считаться с мнением и чувствами других, умеющими управлять собственной судьбой и добиваться определенных положительных результатов в учебе, работе, семейной жизни, способными повести за собой других. Задача разработки и создания условий для воспитания такого высокоэффективного лидера становится сегодня одной из важнейших педагогических задач [3; С.58].

В современной России проблема лидерства входит в группу наиболее важных проблем в поиске путей выхода из сложившегося кризиса. Поэтому одним из приоритетных направлений «Программы развития воспитания в системе образования России» является направление «Лидер» [6; С.32].

Подростковый возраст - это время бурного и во многом противоречивого развития. Поэтому мы считаем, что именно в этом возрасте у детей нужно воспитывать стремление к тому, чтобы состояться в жизни и быть успешным. Считается, что лидерские качества, так необходимые сегодня каждому человеку, закладываются и первоначально воспитываются в семье и школе. Это актуализирует проблему изучения воспитательного потенциала семьи и школы в деле формирования личности ребенка-лидера, так как семья и школа являются институтами, заинтересованными в воспитании лидерских качеств у подростка и способными это осуществить, именно их действия и роль во многом предопределят личностные качества будущего лидера [8; С.76].

Исходя из этого, задача педагогов и родителей заключается в создании особого поля совместной с подростком деятельности, конструктивных отношений с ним, отношений, объединенных общей целью. Таким образом, возрастающая актуальность проблемы воспитания у подростков лидерских качеств, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность, определили выбор проблемы исследования: будет ли театрально-игровая деятельность влиять на развитие лидерских качеств у детей подросткового возраста.

Цель данного исследования: теоретически обосновать и эмпирически доказать эффективность использования театрально-игровой деятельности как средства развития лидерских качеств детей подросткового возраста.

Объект исследования: лидерские качества детей подросткового возраста.

Предмет исследования: театрально-игровая деятельность как средство развития лидерских качеств детей подросткового возраста.

На основе выявленной проблемы исследования нами была определена гипотеза: театрально-игровая деятельность будет являться эффективным средством развития лидерских качеств детей подросткового возраста при условии:

· положительный характер обратной связи;

· неконкурентный характер общения;

· принцип «здесь и сейчас»;

· доверительность в общении;

· обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер, и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал.

В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой, нами были определены следующие зачади:

. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

. Выявить исходный уровень развития лидерских качеств детей подросткового возраста.

. Подобрать и апробировать серию внеклассных мероприятий, направленную на развитие лидерских качеств детей подросткового возраста.

. Выявить эффективность подобранной серии внеклассных мероприятий, направленных на развитие лидерских качеств детей подросткового возраста.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретический: анализ и синтез литературы.

2. Эмпирический: наблюдение, тест, социометрия.

База исследования: ПМК «Энтузиаст»


ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы развития лидерских качеств детей подросткового возраста

1.1 Проблема лидерства в психолого-педагогической литературе

 

Проблема лидерства привлекала к себе внимание на протяжении веков. Сегодня ученые - педагоги, психологи, социологи и философы, изучая стремление к лидерству как проявление «творческого инстинкта» человека, опираются на типологию авторитета, разработанную М. Вебером, который выдвигает в деле развития личности как насущную - задачу воспитания в лидере высоких нравственных качеств наряду с умственным развитием и физическим совершенством.

В современной зарубежной науке проблема лидерства переводится в план эмпирических исследований в малых группах, выявляющих психологические и социально-психологические аспекты лидерства (К. Левин, Х. Джайнотт, К. Фидлер, Дж. Морено и другие).

Среди существующих теоретических подходов к воспитанию лидерских качеств выделяются три наиболее известные: Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская, Р.Д. Мубинова выделяют «теорию черт», пытаясь определить набор психологических черт, присущих лидеру. Среди черт личности лидера отмечены его коммуникативные и организаторские способности, активность, умеренная эмоциональная экспансивность, деятельная адаптивность и инновационность, а также высокие деловые и моральные качества [7; С.12].

«Ситуационная теория» утверждает, что лидерство - это продукт ситуации, т.е. свойства, черты или качества лидера оказываются относительными (А. Менегетти, Ф. Карделл, Р. Дилтс).

«Системная теория» лидерства рассматривает процесс организации межличностных отношений в группе, а лидера - как субъект управления этим процессом (М. Хьюстон) [12; С. 43].

Для большинства отечественных исследователей лидерства характерно рассмотрение феномена лидерства в контексте совместной групповой деятельности, когда во главу угла ставятся не просто «ситуации», но и конкретные задачи групповой деятельности, в ходе которой определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать всю группу для решения этих задач. С этой точки зрения лидером является «член социальной группы, выдвигаемый в результате взаимоотношений ее членов в лидерской ситуации и способствующий организации, группы для достижения поставленной перед группой цели» (Р.Л. Кричевский, Б.Д. Парыгин, О.Ю. Бандурович, Л. Ершов, К. Корсак, Е.В. Осипова, А. Кузибецкий, Н.И. Шевандрин, А.С. Чернышев, Л.А. Беляева и др.). Ряд авторов делают акцент на соответствии ценности личности ценностям группы как важнейшем условии ее выдвижения в позицию лидера. Н.С. Жеребова пишет по этому поводу: «Для того, чтобы в малой группе начал действовать лидер, его представления о нормах и ценностях должны совпасть с подобными представлениями большинства группы» [9; С.65].

М.Р. Битянова считает, что лидера порождают не столько личные качества или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений в данной конкретной группе. Эта система межличностных связей формируется и определяется целями группы, ценностными нормами, в ней сформировавшимися. И именно на основе этих ценностей и целей выдвигается конкретный лидер группы. Лидер как бы олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем, активным проводником в жизнь. Б.Д. Парыгин определяет типологию лидерства по трем основаниям:

а) по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель, выдвигающий задачу; исполнитель, организатор, «мозговой центр»; лидер,

совмещающий в себе все эти функции);

б) по стилю руководства (авторитарный, демократический и смешанный тип лидерства);

в) по характеру деятельности (лидер может быть универсальным и ситуативным).

Эту классификацию дополняет Н.П. Аникеев по внутриколлективным функциям: а) инструментальный (или функциональный) лидер, способствующий достижению групповой цели, ориентирующийся на деловую сторону жизни коллектива; б) эмоциональный лидер, способствующий созданию благоприятного психологического климата, ориентированный на организацию благожелательных взаимоотношений;

в) смешанный тип лидера, способный реализовать обе указанные выше функции.

По сфере взаимоотношений:

а) формальный (или официальный) лидер, выбранный или назначенный на лидерские позиции: староста, комсорг, капитан команды и т.д., официально отвечающий за деятельность данного коллектива;

б) неформальный (или неофициальный) лидер, который обладает общепризнанным авторитетом, хотя и не занимает официальных руководящих позиций;

в) лидер, являющийся и формальным, и неофициальным одновременно [8; С.62].

Развитие личности представляется нам как процесс и результат вхождения ребенка в педагогически организованную среду семьи, школы, общества и интеграцию с ней.

Учитывая важнейшую роль семьи в воспитании лидера, авторы многих исследований рассматривают различные аспекты отношений внутри семьи, ее влияние на воспитание личности подростка, подчеркивая, что семья - это отражение языковых и социокультурных традиций общества. Именно семья осуществляет базисную социализацию ребенка, формируя его душевные и духовные устремления, его характер и ощущение своего места в социуме. В этом аспекте педагогами подчеркивается важнейшая роль народной педагогики (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, А.Н. Добролюбов, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Г.Н.Волков и др.) [1; С.29].

В целях более глубокого изучения возможностей семьи в процессе воспитания подростка-лидера исследователями (Г.Н.Волков, Г.К.Мамедов, Н.Климанович) использовалась предложенная учеными-педагогами трехуровневая классификация семей:

) с высоким уровнем воспитательных возможностей;

) со средним уровнем воспитательных возможностей;

) педагогически слабые семьи с низким уровнем воспитательных возможностей. При этом учитывалась их психолого-педагогическая культура и психолого-педагогическая подготовленность как аспекты взаимосвязанные и взаимообусловленные [3; С.20].

Анализируя школу как важнейший фактор реализации педагогических воздействий при воспитании лидера, ученые рассматривают ее возможности в этой сфере деятельности. Опираясь на концепции И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.С. Выготского, В.В. Розанова, О.С. Газмана, Д.М. Маллаева, С.Д. Абдурахманова и других современные педагоги делают выводы о необходимости использования в деле воспитания лидера идей гуманизма, свободы личности и ее индивидуализации, идеи равноправного взаимодействия учителя и подростка, а также идеи тесной взаимосвязи семьи и школы. В центре внимания исследования остается детский коллектив, в котором воспитываются важнейшие навыки вхождения ребенка в социум [5; С.19].

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что разноплановость освещения вопроса лидерства объясняется тем, что оно может рассматриваться с разных точек зрения: как процесс организации группы, как результат общения и т.д. При определении понятия лидерства психологи делают акцент на одном или нескольких аспектах данной проблемы, учитывая при этом и другие. Однако с каких бы сторон ни рассматривалось в науке понятие лидерства и лидера малой группы, общим в их характеристиках является влияние лидера. Лидером принимается и считается тот, чьи установки и ориентации становятся исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов жизнедеятельности группы. За лидером признается право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.85.246 (0.084 с.)