Глава II . Продавцы антиквариата 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II . Продавцы антиквариата



 

К началу XXI века российский рынок динамично развивается в сфере закрытых сделок и в форме Антикварных салонов, проводимых компанией «Экспо Парк». Но в должном объеме, как это происходит на западном рынке, искусство у нас, увы, не выходит в открытое пространство аукционов. Живопись, графика, фарфор, бронза и серебро музейного уровня практически не появляется на аукционах. После дефолта 1998 года в России значимые аукционы, к сожалению, не проводились. Лишь «Гелос» продолжает активно развиваться в сфере аукционной торговли.

Аукционный дом «Гелос». «К началу XXI века - это единственная в России многофункциональная антикварная структура, проводящая многопрофильные торги. В его составе - 16 подразделений. Ежегодно проводится 120 аукционов, на которых реализуется более 50 000 предметов всех видов и стилей, разнообразнейшего ценового уровня. Событием для отечественного рынка стала распродажа художественной коллекции Инкомбанка, которую «Гелос» проводил в апреле 2002 года. На эти торги выставлялся «Черный квадрат» Казимира Малевича - его авторское повторение. Он был оценен российскими экспертами в невиданную дотоле на отечественном рынке сумму - 1 000 000 долларов. Этот уникальный памятник российского авангарда был выкуплен Фондом Владимира Потанина и передан на хранение в Государственный Эрмитаж». Аукционный дом «Гелос» разработал четкую структуру торгов. Еженедельно по средам и пятницам проводятся аукционы недели. Затем в последнюю пятницу месяца проводится Аукцион месяца, где формируются различные специализированные разделы: нумизматический, букинистический, антикварного оружия и ДПИ, а также самостоятельные разделы живописи и современного искусства. Ежеквартально проводится Аукцион сезона, который также формируется традиционно по всем видам антиквариата. И супер аукционом становится Коллекционный аукцион, проводимый раз в год - в феврале. «Гелос» масштабно осваивает интернет-технологии. По Интернету ведутся торги в режиме реального времени. Активно используется Интернет и для получения от множества клиентов заочных заявок на покупку того или иного предмета. В 2004 году «Гелос» стал сотрудничать с европейскими аукционными домами Sotheby's и Hotel Drouot. Об этом стало известно на проходящем в том же году антикварном салоне.

«Магнум Аре» - вторая крупнейшая в России антикварная структура, сохранившая в новую «пост-дефолтовую» эпоху экономического развития России весь объем своих операций. «В марте 2004 года были возобновлены аукционы русской и западноевропейской живописи. Эти торги проводятся два раза в сезон - весной и осенью. Аукционная коллекция состоит из сотни лотов. В нее входят в большей мере отечественное изобразительное искусство и на треть - западноевропейская живопись. По преимуществу антиквариат относится к среднему ценовому регистру, т.е. цены не превышают 100 000 долларов. Художественные коллекции, представлены именами крупнейших русских и западноевропейских мастеров. Эти собрания всегда неизменно высокого уровня, что достигается строгой избирательностью при отборе произведений и репутацией компании в художественно-культурной среде. В ходе торгов активно используется заочное участие клиентов по телефону, эта форма активно практикуется на западных аукционах. Аукционный сбор, составляет 7% от итоговой аукционной цены каждого лота».

«Альбион» («Антиквариат на Софийской»). Организаторы этой галереи обрели на российском рынке репутацию ответственных и образованных антикваров. Они научно подготовили и переиздали столь востребованный на отечественном рынке биографический справочник С.Н. Кондакова «Словарь русских художников». «Альбион» - единственная среди российских галерей - член LAPADA (Лондонской ассоциации антикваров и арт-дилеров). Эти галеристы первыми на нашем антикварном пространстве обратили внимание любителей искусства на старинную гравюру, организовав 16 октября 1999 года аукцион «Старинные гравюры и карты». Торги они проводят два раза в сезон. «Гравюры представляют собой уникальный и редкий по красоте художественный материал, - писали организаторы в аукционном каталоге. Гравюры живые свидетельства своих эпох». «В аукционную коллекцию были включены многие жанры печатной графики: портреты, виды городов, старинные карты, листы ботанических гербариев и даже исторические ценные бумаги, т.е. акции и облигации. Аукционные коллекции собираются в течение нескольких месяцев, проходя экспертизу и научную подготовку. Тщательно, на высоком научном уровне готовятся и издаются аукционные каталоги, куда включаются сведения о художниках, искусствоведческие термины и определения, столы, необходимые начинающим собирателям. Основной ценовой регистр гравюр невысок - от 10 до 500 долларов, но раритеты - авторские литографии оцениваются высоко, в 7000 долларов. Комиссионное вознаграждение, взимаемое с покупателя на аукционе, составляет 10%. Галерея «Альбион», стремясь расширить поле своей деятельности, предпринимала попытки по организации аукционов живописи и авторской графики». «В мае 2003 года был проведен аукцион «Искусство Западной Европы XVII-XX веков», на котором к торгам предлагалось около 80 лотов. Это были в основном художники, почти неизвестные российскому собирателю. И, вероятно, поэтому продали лишь незначительную часть коллекции. В ноябре того же 2003 года был проведен аукцион «Русское искусство XVIII-XX веков», где были представлены живопись и графика ведущих русских художников. Коллекция была собрана, все рыночные имена вошли в нее. Были учтены самые разнообразные вкусы любителей искусства. Но никто из собравшихся тогда так и не решился на открытую покупку. И даже произведения И. Левитана, В. Поленова, И. Шишкина, Н. Фешина и М. Ларионова не были куплены, хотя цены на них были ниже рыночных на 15-20%». Этот довольно печальный опыт продемонстрировал косность покупательского корпуса на российском рынке. Коллекционеры не хотят платить налоги и не хотят, как говорят в России, «светиться», боясь возбудить интерес к себе криминальных кругов.

Галерея Леонида Шишкина. Центральная фигура на российском рынке в сегменте советского искусства. «Еще в конце 1980-х Леонид Степанович Шишкин начал собирать совсем непопулярное тогда советское искусство. И именно он - один из первых галеристов начала 1990-х годов - сумел ввести его в рыночный оборот. В декабре 1999 года Галерея Шишкина начала проводить аукционы». Аукционные каталоги Галереи стали первыми рыночными изданиями, где квалифицированно представлялось советское искусство. В них же можно было познакомиться и с ценами на это искусство.

На первые свои аукционы Шишкин приглашал живущих в Москве иностранцев. Они охотно покупали красивые пейзажи, а также характерные произведения соцреализма. Цены были тогда совсем невысокие - от 100 до 500 долларов. Работая в этом сегменте, Шишкин детально изучил историю советского искусства, собрал обширную библиографию художников. И для ориентации своего покупателя в этом, совершенно для них незнакомом материале, для определения ими качества произведений Шишкин разработал достаточно точную знаковую шкалу. Художники были разделены на академиков, членов-корреспондентов, народных и заслуженных, каждой из этих категорий был дан определенный значок: серп и молот, звездочка, палитра, лавровый венок. Венками Шишкин отметил сто лучших мастеров советского периода. «В аукционных каталогах перед именем мастера ставился тот или иной значок, а художники, отмеченные всеми пятью значками, уже могли «тянуть» на значительные цены. Покупатель начал ориентироваться, различал уже имена и школы советского искусства. Кроме советских академиков Павла Сокодова, Николая Ромадина и широко известного на Западе Дмитрия Налбандяна, покупатели стали ценить тонкую живопись Петра Андрианова, Евсея Решина, Виктора Чуловича раскупаются иллюстрации к детским книжкам и замечательная графика Юлии Разумовской и Ольги Богаевской».

В 2001 году Галерея Шишкина представила советское искусство на ярмарке в Милане. «К этой экспозиции был проявлен определенный интерес. Круг покупателей ширился. Появились у Галереи новые собиратели и после ее выхода в Интернет. Ныне на каждый аукцион приходят заочные биды из США, Европы, Японии и Новой Зеландии».

«Цены на аукционах неуклонно растут. На апрельском аукционе 2004 года была достигнута рекордная цена - огромная картина малоизвестной советской художницы Л. Скубко-Карпас «Интересная радиопередача» (1953) при старте в 25 000 долларов была продана за 46 000 долларов. И приобрел ее наш соотечественник. В России уже складывается новый круг коллекционеров - ценителей советского искусства.

После 2003 года Галерея Шишкина позиционирует себя на рынке уже гораздо шире. Ее антикварные интересы охватывают ныне весь XX век.

Аукционные коллекции называются «Русская живопись XX века», и они включают творчество русских художников различных направлений.

Галерея Леонида Шишкина выступила организатором объединенного аукциона в декабре 2004 года, проведенного в ЦДХ в рамках Рождественской ярмарки. Лоты на этот «Аукцион живописи и графики. 1920 - 1930-е» предоставили коллеги Шишкина в этом сегменте - Галерея Валерия Никулина, «Совком», «Форма», отдел русского авангарда магазина «Букинист», а также частные коллекционеры и семьи художников. Этот аукцион значительно поднял ценовую планку в данном сегменте рынка. Произведения Д. Налбандяна и Н. Ромадина были проданы по 7000 долларов. Картина малоизвестного советского художника В. П. Трофимова была продана за 24 000 долларов.

Аукционные дома России

 

Аукционы стали организовывать уже многие созданные на рубеже 1980-1990-х годов антикварные предприятия.

«Альфа-Арт» - крупный аукционный дом в постсоветской России. Был основан в 1989 году как часть российского финансово-промышленного консорциума «Альфа-Групп». «За годы Советской власти как сам рынок, так и традиции, его определяющие, были полностью утрачены. И мы проводя наш первый аукцион в январе 1992 года, ставили целью восстановить традиции цивилизованной торговли произведениями искусства», писал Александр Борзов, директор аукционного дома.

«С 1992 года аукционы стали проходить регулярно в арендуемом зале Центрального Дома художника на Крымском валу. Аукционы «Альфа-Арта» легализовали произведения искусства, бытовавшие до того в поле «черного рынка», и ввели их в открытый рыночный оборот. «Альфа-Арт» - первый в новой России аукционный дом, который разработал собственные методики и технологии аукционов. Аукционные коллекции отличались высоким уровнем искусствоведческой подготовки. Каталоги аукционов «Альфа-Арт» становились справочниками в работе российских антикваров. Впервые на эти аукционы стали выходить произведения с экспертными заключениями ведущих российских музеев. Экспертиза подтверждала подлинность предлагаемых произведений. В 1993 году «Альфа-Арт» выпустил каталог «Обзор сезона» (под общей редакцией М. Боксера, художник-составитель Р.Д. Бирюкова). Предисловие к этому роскошному альбому-каталогу написала тогда Галина Чурак - заведующая отделом живописи Государственной Третьяковской галереи. В статье высоко оценивалась деятельность аукционного дома «Альфа-Арт» в легализации подпольного рынка и введении в открытый культурный оборот значительного и высококачественного пласта национального искусства».

Комиссионное вознаграждение составляло 6% от итоговой цены. Последний аукцион прошел в 1996 году.

«Четыре искусства» - эта ассоциация была создана в 1994 году. Она занималась выставочной и аукционной деятельностью. Руководил ею Совет директоров, председателем которого был В.К. Шишков, а в состав входили известные искусствоведы Н.Ю. Андриевич, С.Я. Бронин, В.Н. Дворцов, М.А.. Каменский. Аукционные коллекции собирались из частных российских собраний, а также пополнялись произведениями, приобретенными у известных зарубежных коллекционеров. Вся живопись и графика проходила музейную экспертизу.

Последний аукцион состоялся в декабре 1995 года. Комиссионный сбор составлял 5% от итоговой суммы.

«Гелос» - ведущий российский аукционный дом. Начал свою деятельность в 1987 году, выйдя на рынок как небольшая мастерская по реставрации старой мебели. Затем в прессе была проведена мощная рекламная кампания по покупке антиквариата. В начале 1990-х годов происходило массовое обнищание населения, поэтому реклама «Гелоса» по покупке икон, картин, фарфора и прочих предметов старины стала популярной, хотя он приобретал антиквариат по нижней ценовой планке. Постепенно это антикварное мероприятие накопило достаточные ресурсы для проведения аукционов. Нелегальный рынок был достаточно емким, и поток антиквариата не иссякал.

Первый аукцион провели в феврале 1988 года. Было всего восемь лотов, четыре из них продали. Аукционная команда состояла всего из трех человек. Этот аукцион стал отправной точкой деятельности «Гелоса». Аукционы - на первом этапе их проведения - были диковинным, светским шоу. Упорная работа перевела их из разряда развлечений в здравое коммерческое предприятие. В 2004 году аукционный дом «Гелос» уже представлял собой разветвленную структуру, работающую со всеми видами антиквариата во всем ценовом его регистре. «Гелос» - первое российское антикварное предприятие, всесторонне освоившее новые интернет-технологии. На его аукционы принимаются по интернету заочные биды.

Комиссионное вознаграждение составляло 3%, если общая сумма покупок была менее 10.000 долларов, и 5% - при общей сумме более 10.000 долларов.

«Кентавр» - антикварный салон, который в декабре 1996 провел единственный аукцион. Он прошел при поддержке Международной ассоциации «Кентавр». «Устроители предполагали проводить аукционы четыре раза в год. Но, увы, ООО «Серебряный Кентавр», разработавшее условия этого аукциона, где комиссионное вознаграждение составляло 10%, своих обещаний не смогло выполнить. А этот единственный аукцион «Кентавра» прошел как светское мероприятие в закрытом клубе «Феллини» на Олимпийском проспекте (Москва).

АО «Купина» было создано в 1990 году и в течение пяти лет оставалось крупнейшей в России антикварной компанией. В ее обширную структуру входили почти все антикварные магазины, расположенные на Старом Арбате в Москве, и, кроме того, еще и первоклассная реставрационная иконная мастерская. Аукционы начали проводить с 1995 года, два раза в сезон - весной и осенью. Нумерация их не велась, поэтому они отмечены временем их проведения. С покупателей взималось при покупке 20% сверх итоговой цены. Предметы церковного искусства, в том числе и иконы, были лучшими в аукционных коллекциях и представляли большую их часть. Экспертиза коллекций проводилась в ведущих музеях Москвы. Аукционы проходили в арендуемом зале Дома Дружбы на Калининском проспекте.

Объединение «Магнум-Арс» было основано в 1991 году. Специализация русская и западноевропейская живопись и графика. С первых дней создания «Магнум Арс» начал проводить аукционные торги. В аукционные коллекции включались всегда произведения только коллекционного и музейного уровня. «Достоверность, последовательность, скрупулезность» - профессиональное кредо этого объединения. С 1991 по 1996 год было проведено пять аукционов. Комиссионный сбор составлял 7% от общей суммы покупок. Деятельность объединения «Магнум Аре» - всесторонняя. В 1997 году «Магнум Аре» в Российской Академии художеств провел грандиозную выставку-продажу «Гармония контрастов. Русское искусство второй половины XX века».

Это объединение вносит огромный вклад в развитие отечественного антикварного рынка, проводя с 1994 года международные научно-практические конференции по экспертизе и атрибуции произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В конференциях принимают участие ведущие музейные эксперты из национальных и региональных музеев России, а также ближнего зарубежья. По материалам этих конференций издаются научные сборники, которые стали своеобразными справочниками в повседневной работе антикваров.

В марте 2004 года объединение «Магнум Аре» возобновило проведение аукционов, восстанавливая столь насущную для рынка аукционную практику».

Блошиные рынки

 

Здесь отовариваются дилеры, представители некоторых мелких магазинов, коллекционеры, иностранцы и т.д. Правда, товар, обращаемый на блошиных рынках, в основном носит бытовой характер. Возможно, покупатель и не приобретет здесь необходимый ему предмет, но любителям старины посещать блошиные рынки надо. Ибо, перефразируя

Мишеля Монтеня, можно уверенно сказать, что тем, кто никуда не плывет, удачи не бывает. А удачи на блошиных рынках бывают. То необычной формы самовар попадется, то хорошей сохранности портсигар или костюм прошлого века. Может быть, вам повезет, и вы найдете хорошо сохранившуюся трость со стилетом и т.д. Каждый посетитель блошиных рынков мечтает найти и купить по сходной цене уникальный предмет прошлого, чтобы пополнить свою коллекцию или украсить свой быт. Здесь можно найти все, но заметим, что блошиный рынок - это прежде всего лотерея. Естественно, если вы обладаете определенными знаниями, в частности, разбираетесь в антиквариате, то вероятность того, что вы довольно дешево приобретете нужный вам артефакт, довольно высока. Если же у вас нет таких знаний, то вас, скорее всего, обманут. Рынок есть рынок, и законы блошиного рынка тоже далеко не добродетельны. Самых разных случаев можно привести довольно много. Если фортуна улыбнется вам, то вещи, купленные за пару монет, позже могут быть проданы за тысячи рублей.

В Москве два блошиных рынка, один из них - измайловский. В левом его углу располагаются павильоны торговцев стариной. Здесь своя специализация: «антиквары», «иконщики» и «милитаристы». Среди покупателей Измайловского рынка больше туристов. «Иностранцы охотно приобретают «советский антиквариат» - медные самовары или портсигары, военные фуражки, ремни, погоны, значки и сувениры, матрешки с изображением лидеров разных государств, былинных русских богатырей и пр. Здесь можно приобрести и археологический антиквариат, иногда попадаются старинные каминные часы и детали от них. Немалую долю рынка занимают торговцы букинистической литературы. В последнее время в продаже появилось и холодное оружие, в 99% случаев это копии, но, естественно, продают их как настоящий антиквариат».

С недавних пор на Тишинской площади открылась небольшая выставка, специализированная под блошиные развалы, где представлены предметы старинной мебели, утвари, винтажная одежда и аксессуары, живопись, графика, книги и т.д.

«Анализ отечественных блошиных рынков показывает, что как серьезный источник поступления антиквариата в отраслевой торговый оборот блошиные рынки Москвы, да и Санкт-Петербурга рассматривать никак нельзя.

Не будем забывать, что производство предметов искусства, представляющих сегодня антикварный интерес, в России началось со второй - третьей четверти XIX века, в то время как во Франции массовое производство культурных ценностей началось еще при Людовике XIV

Именно поэтому блошиные рынки большинства европейских стран представляют определенный интерес для коллекционеров антиквариата, чего нельзя сказать о рынках отечественных. Думаю, что в общем обороте культурных ценностей доля товаров, которые приобретают на блошиных рынках собиратели старины, не превышает 2-3%.».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.017 с.)