Хранители отечественного антиквариата 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хранители отечественного антиквариата



В основном это владельцы родовых ценностей и коллекционеры, среди которых и те, что появились еще при советской власти, в послевоенные годы, и те, кто стал ими относительно недавно. Владельцы родовых ценностей нередко расстаются со своими семейными раритетами по причинам экономического характера. Коллекционеры же продают принадлежащие им предметы по несколько иным обстоятельствам. Зачастую они освобождаются от некачественных работ - это происходит тогда, когда им удается заменить их произведениями более высокого художественного достоинства. На решение продать какой-либо коллекционный предмет, имеющийся в их коллекции в нескольких дублях одинакового достоинства, их может подтолкнуть и резкий всплеск цен на аналогичные вещи, и желание обменять коллекционные вещи, когда при этом необходима доплата, и т.д. У тех и других поставщиков антикварного рынка есть и много иных причин для продажи принадлежащих им предметов старины.

«На Руси коллекционирование предметов старины, в частности древних рукописей, имеет давние традиции. Считается, что Софья Палеолог племянница последнего византийского императора Константина XI, в 1472 году привезла с собой в качестве приданого великому князю Московскому Ивану III семьдесят подвод, груженных рукописями. Правда, Н.М. Карамзин сомневается в этом. Софья с отцом (Фомой Палеологом) и матерью бежала из Константинополя в 1453 году в Рим, она была бедна, так что ее подводы скорее всего были нагружены скарбом, который был ей выделен перед свадьбой как приданое. До сих пор не утихают споры о возможности обнаружения библиотеки Ивана Грозного, состоявшей из библиотеки Софьи, архивов самого царя и купленных им позже рукописей».

В более поздние времена - в XVIII-XIX веках - собирательство на Руси, по существу, связано с именем Петра Великого. Он, собственно, и положил начало научному коллекционированию. «Петр I собирал все: чучела, фарфор, литературу, приборы и инструменты, редкости из мира природы, живопись. «Практически все «птенцы гнезда петрова», подражая ему, увлекались собирательством древностей. В еще позднее, коллекционерами были: Н.Б.Юсупов, собиравший картины, скульптуры, гобелены, камеи, фарфор, часы, мебель; А.М.Голицын, любитель картин, скульптур и изделий из бронзы; В.В.Верещагин, большое внимание уделявший предметам декоративно-прикладного искусства; А.В.Морозов, коллекционировавший русский фарфор; И.А.Морозов, отдававший предпочтение западноевропейской и русской живописи. Семейство Рябушинских в основном коллекционировало живопись. Братья Третьяковы - Павел Михайлович русскую, а Сергей Михайлович собирал западноевропейскую живопись. Иван Евгеньевич Цветков коллекционировал живопись и графику русской школы. Клан Шереметевых собирал живопись и скульптуру. Имя Д.И. Щукина связано с коллекционированием западноевропейской живописи, скульптуры и эмали». А вот несколько фамилий коллекционеров более позднего времени: АА.Бахрушин собрание которого - афиши, программы, костюмы, фотографии актеров в разных ролях, эскизы костюмов, личные вещи актеров, их скульптурные изображения - послужило основой для создания литературно-театрального музея. Граф Л.Н. Толстой тоже не избежал этой «болезни». В его усадьбе на Пречистенке хранятся прекрасные золоченые канделябры с фигурами богини победы Ники работы французского бронзолитейщика П. Томира».

Коллекционированием увлекалась не только аристократическая знать, но и купцы, и представители различных служивых сословий. Так, псковский купец Ф.М. Плюшкин все свое состояние тратил на собирание древностей. Его коллекция насчитывала около миллиона единиц и включала в себя живописные полотна и нумизматические редкости, огромный этнографический раздел и многое другое. Причем, в отличие от помещика Плюшкина, образ которого вывел в поэме «Мертвые души» Николай Гоголь, Федор Михайлович в свой музей, размещенный им в собственном доме, пускал всех желающих. Его нумизматическая коллекция была больше нумизматической коллекции Эрмитажа; за нее англичане после его смерти предлагали наследникам 175 тысяч рублей. «Однако, согласно воле псковского купца, вся коллекция осталась в России и была выкуплена казной у наследников за 100 тысяч рублей из личных средств императора Николая II».

Предметы быта, такие, например, как утюги, самовары и т.д., были практически в каждом доме, так же, как и живописные иконы, имевшиеся в каждой христианской семье. Сегодня эти артефакты составляют существенную долю отечественного антикварного рынка.

«После октябрьской революции большинство коллекций было национализировано, а огромное количество предметов искусства за бесценок продано за рубеж. Среди них, к примеру, были шедевры ювелирного искусства - пасхальные яйца работы фирмы К. Фаберже, бриллиантовые диадемы «Русская красавица» и «Русское поле» и др. Трудно даже представить, во что обошлась России деятельность лишь одного друга Ильича, «коллекционера» Арманда Хаммера, вывезшего из нашей страны вагоны антиквариата. Многие крупные, да и мелкие коллекции были просто разграблены. Княгиня Мещерская писала: «В первые дни после революции наше богатейшее собрание картин реквизировали, и свои картины я так и не видела больше нигде». Н.Врангель, встречаясь с К. Фаберже в послереволюционные дни в Петрограде, ужасался: «Матросы, краса и гордость русской революции, имели пристрастие к ювелирным вещам. На своих голых шеях они носили ожерелья и медальоны, пальцы были покрыты тысячными кольцами, на руках красовались браслеты на даме матроса, зашедшего в ювелирный магазин на Б. Морской, красовался бесценный аграф, выполненный К. Фаберже для княгини Юсуповой», коллекции самого князя Юсупова повезло. Она была национализирована и в дальнейшем рассредоточена по главным музеям страны».

В годы советской власти наличие рынка можно назвать условным. Советское государство стремилось монополизировать владение произведениями искусства, в том числе и антикварными вещами. Все ценное принадлежало народу и, следовательно, не могло обращаться в качестве товара. Продавцов и покупателей антиквариата преследовали, а коллекции, как уже говорилось, экспроприировали. Особенно это касалось собраний нумизматики, оружия, живописи. «В годы НЭПа все изменилось - наряду с торговлей через многочисленные лавки и магазины в Москве и Петрограде регулярно проводились аукционы. Рынок отличался тогда редкостным изобилием и качеством коллекционного материала, а ко всему - и разнообразием форм реализации его. Более же всего почиталась в ту пору торговля аукционная. После войны в Москве работало два или три комиссионных магазина с антикварным уклоном. Правда, купить там можно было практически все: на их небольшой площади плотность художественных произведений на 1 кв. м превышала плотность населения на 1 кв. км в некоторых странах Юго-Восточной Азии. Коллекционеров почти не было, а если и были, то они не афишировали свою деятельность».

Оживление в среде антикваров, дилеров и прочих собирателей старины, «положивших свою жизнь на алтарь коллекционирования», началось при появлении первых ростков новой (перестроечной) социально-экономической политики государства. Переломным моментом стало принятое правительством постановление, согласно которому предприятиям разрешали перевод безналичных денежных средств в наличные, и появление в связи с этим огромного количества свободных денег, обращавшихся на рынке.

В первые перестроечные годы государство тщательно контролировало продажу предметов антиквариата. Антиквариат музейного значения из торговли изымался. В Москве был закрыт антикварный комиссионный магазин на Арбате, но взамен был переоборудован аналогичный, больших размеров, на Октябрьской площади. Первоначально он функционировал как обычный антикварный магазин, а затем, изменив приемы стандартной торговли, начал проводить еженедельные аукционные торги предметами антиквариата. Правда, на первых порах его работу проверяли представители государственной закупочной комиссии, которые обладали приоритетным правом приобретения антикварных предметов. В течение нескольких лет деятельность этого магазина и определяла лицо антикварного рынка Москвы. (Общеизвестно, что антикварный рынок России практически весь сосредоточен в двух столицах - Москве и Санкт-Петербурге.) Если за рубежом удачным считается аукцион, реализовавший 60-70% лотов, то в московском магазине скупалось практически все - успех небывалый. Все объясняется просто. У населения появились свободные деньги, а сфер их рентабельного вложения фактически не было. Вложение средств в антиквариат всегда считалось надежным и достаточно прибыльным, так как после многих денежных реформ в рубль никто особенно не верил.

«Сегодня известный российский бизнесмен, не коллекционирующий произведения искусства, скорее - исключение, чем правило. Как современные произведения искусства, так и антикварные коллекционируют известные российские предприниматели - Виктор Вексельберг, Петр Авен, Михаил Фридман, Рубен Вартанян, Умар Джабраилов, Владимир Некрасов, Валерий Узжин, Владимир Логвиненко и многие другие. Несмотря на громадное количество всевозможных коллекций, находившихся у российских любителей старины, непростые коллизии нашей истории подорвали антикварный рынок страны. Именно поэтому стартовые условия для развития современного отечественного антикварного рынка, по сравнению с условиями, существующими на зарубежных рынках, оказались весьма скромными. Тем не менее не будем забывать, что наш рынок процентов на 70-80% состоит из антиквариата, полученного из отечественных источников. Сегодня главная его проблема - дефицит высококачественного товара. Художественные ценности высокого уровня коллекционеры скупили еще в первые перестроечные годы, а уровень художественных ценностей, продающихся сегодня, как правило, явно оставляет желать лучшего».

Антикварный рынок России в постсоветский период прошел гигантский путь развития, динамично и профессионально миновав первоначальный этап накопления своего уникального товара. Антиквары стали уже не только успешными торговцами старым искусством, но и его просвещенными собирателями и хранителями, во многом заменив на этом направлении функцию государства. «К 2005 году российский антикварный рынок представляет собой структурированную, сильно разветвленную систему, в которой работает около 560 разнообразнейших по историческим периодам, стилям, видам и качеству антиквариата салонов, галерей, магазинов и лавочек. На рынке уже создана четкая специализация.

Антиквариат дворцового уровня - осколки дворцовых интерьеров и частных собраний русской знати, успешно собирают, блестяще реставрируют и предлагают новым российским покупателям петербургские антиквары. Невский проспект, как и столетие назад, сверкает роскошными витринами. Объединение «Петербургский антиквар» и салон «Ренессанс» собрали уникальную русскую и западноевропейскую мебель и предметы интерьера. Редчайшая коллекция ювелирных изделий в стиле ар деко была собрана магазином драгоценностей «19 век», увы, в связи с гибелью его директора просуществовавшим всего несколько лет. Более значимая коллекция русских ювелирных изделий собрана московской антикварной фирмой Русский Национальный музей, которая выкупает драгоценные раритеты и на зарубежных аукционах. Наряду с блестящей коллекцией ювелирных изделий арбатский магазин «Серебряный ряд» предлагает любителям старины весь спектр антиквариата, в том числе и нумизматику, и букинистику».

Четкое видовое разнообразие представляет московский рынок. В Москве галерея «Шон» с ее несколькими магазинами торгует искусством Востока, магазин «Ортодокс» предлагает знатокам высочайшего качества иконы и церковное искусство, а также высококлассный, коллекционный фарфор. Единственная в своем роде Fusion Culture Gallery показывает и продает архаику Передней Азии и Египта. Сколько направлений в антикварной торговле, столько, пожалуй, уже и существует специализированных магазинов. Многие субъекты рынка последовательно расширяют рамки товарного предложения, вводя в антикварный оборот все новые аспекты отечественного и зарубежного искусства. Антикварная галерея «Элизиум» увлеченно исследует отечественное изобразительное искусство конца XIX - начала XX века. Она постоянно проводит выставки, издает каталоги и монографии. Такая четко выверенная стратегия работы на рынке воспитывает новых покупателей.

«Муниципальной галерее «Ковчег» за прошедший период удалось открыть и сформировать свой пласт отечественного искусства первой половины XX века - 1910-1960-е годы т.н. «не актуального искусства». Тот пласт изобразительного творчества, который не был востребован официальной советской властью. «Ковчег» появился на карте московской художественной жизни в 1988 году. Сотрудничая с музеями, коллекционерами и художниками, галерея провела около 200 выставок. Ее кредо было четко сформулировано в начале деятельности: «Мы ценим традиции, нас интересует наследие, нам необходимо новаторство». Галерея осуществила многолетний проект «Музей неактуального искусства», в рамках которого было две части. К каждой выставке данного проекта издавались каталоги. Выпущен был и общий каталог. Огромный пласт отечественного искусства, введенный в современный культурный контекст, стал и реальным товаром на антикварном рынке. Выставки «Ковчега» воспитали новых собирателей именно этого пласта отечественного искусства. В том же направлении работала и московская галерея «Art Divage», отдавая предпочтение неофициальному искусству Ленинграда 1920-1930-х годов».

Динамичному развитию рынка способствовала отмена в феврале 2002 года лицензирования антикварной торговли. Поправки, внесенные в Таможенный кодекс в конце 2003 года, также способствовали активизации рынка. Эти поправки предусматривали отмену таможенной пошлины на товар стоимостью не выше 2000 долларов и беспошлинный ввоз предметов антиквариата при условии их внесения в Государственный реестр. Благодаря этим поправкам стал значительно расширяться ассортимент предлагаемых предметов старины. Активно ввозятся из-за рубежа западноевропейская живопись и разнообразнейшие предметы ДПИ. Многие галеристы стали специализироваться на западном искусстве.

В России появился новый пласт молодых собирателей. Их внимание привлекает искусство советской эпохи. Завоевало новых коллекционеров и искусство русского зарубежья, с которым активно стали работать около десятка московских галерей. Галеристы Москвы и Петербурга умело работают с публикой, постоянно расширяя «антикварные горизонты», показывают на тщательно подготовленных выставках ранее малоизвестные произведения и направления в русском и мировом искусстве. Галерея «Старинный интерьер» разработала интересный проект «Кабинет», где показывает все многообразие старинного интерьера, в том числе и прекрасную графику.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.011 с.)