Структура антикварного рынка в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура антикварного рынка в России



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Структура антикварного рынка в России


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. АНТИКВАРНЫЙ РЫНОК РОССИИ

Хранители отечественного антиквариата

Поставщики зарубежного антиквариата

ГЛАВА II. ПРОДАВЦЫ АНТИКВАРИАТА

Аукционные дома России

Блошиные рынки

ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ И ПРОБЛЕМЫ АНТИКВАРНОГО РЫНКА

Возникновение и развитие Московских Антикварных салонов в ЦДХ

Развитие союзов и гильдий антикваров России

Проблемы экспертизы и критерий оценки произведений искусства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Антикварный рынок необычное явление в отечественной экономике. Его необычность заключается не только в структурных и инфраструктурных особенностях, но и что самое главное, в специфике товара, реализуемого на нем. Именно этой спецификой объясняется тот факт, что в триаде игроков антикварного рынка «поставщик - продавец - покупатель» покупатель выступает в качестве главного звена. Будучи потребителем основного рыночного продукта (антиквариата), он тем самым формирует цены на антиквариат и определяет предпочтительную номенклатуру обращаемого на рынке товара, он же предъявляет требования к его качеству, функциональному назначению и многому другому. За все свои пристрастия покупатель голосует живыми деньгами. Нет спроса с его стороны - нет и рыночных предложений, рынок в этом случае просто стагнирует.

В годы перестройки, отечественный антикварный рынок начинает входить в период своего легального функционирования. Параллельно с открытием различных кооперативов в сфере услуг стали создаваться различные по масштабам антикварные структуры. Первыми активно осваивать новые рыночные формы начали букинисты. Запрещенные цензурой в течение многих советских лет издания стали выходить на легальный рынок. Именно букинисты заработали первые серьезные деньги в новое время. На эти средства затем и создавались антикварные магазины. Такой путь прошли владельцы крупнейшего столичного магазина «Метрополь». В конце 1980-х годов регулярно проходили букинистические аукционы, а затем и аукционы живописи.

Можно считать, что за последние десять - пятнадцать лет рынок антиквариата сложился. В соответствии с классической интерпретацией понятия рынка его игроки выстраиваются в цепочку: поставщик - продавец - покупатель, с промежуточными звеньями в виде посредников. В итоге мы имеем многоуровневую структуру антикварного рынка и многофункциональность слагающих его звеньев. Коллекционеры, как и владельцы родовых ценностей, по каким-либо причинам реализующие на рынке свои коллекции и старинные семейные предметы, а также самые разные торговцы, привозящие антиквариат из-за рубежа, являются основными поставщиками товара. К группе продавцов относятся: блошиные рынки, магазины и антикварные салоны, аукционные дома, предприятия торговли, использующие относительно новые схемы реализации товаров, в частности - через Интернет. В качестве покупателей фигурируют опять-таки коллекционеры, стремящиеся приобрести редкие (раритетные) предметы старины, и разовые потребители антиквариата. Понятно, что основная цель разовых покупок - подарки, обустройство интерьеров и т.д. Антикварный рынок живет эксклюзивом и прирастает подарками. Разного рода дилеры, выступая посредниками, перемещают товар по всей рассматриваемой цепочке.

Степень разработанности проблемы. Структуре антикварного рынка, вопросам функционирования его отдельных составляющих и их удельному весу в общем объеме товарооборота отрасли посвящено немало исследований, но они, как правило, носят несистемный характер. А ведь именно здесь кроются ответы на многие вопросы его неспокойного состояния.

Объект исследования. Объект исследования - Структура антикварного рынка России.

Цель работы: о пределить составляющие, структуру и проблемы антикварного рынка в России. Рассмотреть каждое из составляющих звеньев, выявить их роль в общем кругообороте товара на рынке, а также подробно остановимся на ключевых проблемах в их работе.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

·   разложить антикварный рынок на составляющие его части

·   исследовать основные направления поступления антиквариата на рынок;

·   проанализировать сферу торговли культурных ценностей

·   изучить воздействие государственных структур на антикварный рынок

·   на основе аналитических исследований выявить и изучить основные проблемы, возникающие в сфере оборота культурных ценностей.

Для полноты анализа состояния Российского антикварного рынка перечислим его основные разделы. Это живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства - каминные часы, осветительные приборы, ювелирные изделия, мебель, художественное литье из бронзы и чугуна, художественные изделия из фарфора, фаянса, стекла, серебра. Нумизматика, фалеристика, бонистика, холодное и огнестрельное оружие тоже являются значимой частью отечественного антикварного рынка.

В работе использованы каталоги Антикварных салонов в ЦДХ с 1999 по 2007год. Анализ издании показывает развитие, рост и падение на разных этапах, антикварного рынка. Книга Назаревской Н. О. «Антикварный рынок в России XVIII-XXI вв.» издательский дом «Любимая книга» Это аналитическое издание впервые обобщает информацию из истории российского антикварного рынка, известную ранее лишь исследователям, и его современную составляющую - постсоветский период. Любопытнейшие сведения, почерпнутые автором из мемуаров известных персон, монографий о художниках, архивов дают полное представление о становлении антикварного рынка в России, истории российского коллекционирования, формировании музейных коллекций. Очень актуален раздел об антикварных подделках в России.

В. А. Толмацкий, В. В. Скурлов, А. Н. Иванов «Антикварно-художественный рынок Петербурга» 2008 г. издательский дом «Лики России». В настоящем издании собрано в аргументированную систему множество сведений из разнообразных источников, имеющих какое-либо отношение к данной тематике. К таким источникам, наряду с исторической, мемуарной и эпистолярной литературой, необходимо в первую очередь отнести ценнейшие архивные материалы, ряд которых публикуется впервые. Основной блок издания состоит из двух частей с логически расположением глав по хронологическому порядку. Первая ее часть охватывает период до 1917 года, вторая часть - советские и постсоветские годы.

Структура и объем работы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.


Аукционные дома России

 

Аукционы стали организовывать уже многие созданные на рубеже 1980-1990-х годов антикварные предприятия.

«Альфа-Арт» - крупный аукционный дом в постсоветской России. Был основан в 1989 году как часть российского финансово-промышленного консорциума «Альфа-Групп». «За годы Советской власти как сам рынок, так и традиции, его определяющие, были полностью утрачены. И мы проводя наш первый аукцион в январе 1992 года, ставили целью восстановить традиции цивилизованной торговли произведениями искусства», писал Александр Борзов, директор аукционного дома.

«С 1992 года аукционы стали проходить регулярно в арендуемом зале Центрального Дома художника на Крымском валу. Аукционы «Альфа-Арта» легализовали произведения искусства, бытовавшие до того в поле «черного рынка», и ввели их в открытый рыночный оборот. «Альфа-Арт» - первый в новой России аукционный дом, который разработал собственные методики и технологии аукционов. Аукционные коллекции отличались высоким уровнем искусствоведческой подготовки. Каталоги аукционов «Альфа-Арт» становились справочниками в работе российских антикваров. Впервые на эти аукционы стали выходить произведения с экспертными заключениями ведущих российских музеев. Экспертиза подтверждала подлинность предлагаемых произведений. В 1993 году «Альфа-Арт» выпустил каталог «Обзор сезона» (под общей редакцией М. Боксера, художник-составитель Р.Д. Бирюкова). Предисловие к этому роскошному альбому-каталогу написала тогда Галина Чурак - заведующая отделом живописи Государственной Третьяковской галереи. В статье высоко оценивалась деятельность аукционного дома «Альфа-Арт» в легализации подпольного рынка и введении в открытый культурный оборот значительного и высококачественного пласта национального искусства».

Комиссионное вознаграждение составляло 6% от итоговой цены. Последний аукцион прошел в 1996 году.

«Четыре искусства» - эта ассоциация была создана в 1994 году. Она занималась выставочной и аукционной деятельностью. Руководил ею Совет директоров, председателем которого был В.К. Шишков, а в состав входили известные искусствоведы Н.Ю. Андриевич, С.Я. Бронин, В.Н. Дворцов, М.А.. Каменский. Аукционные коллекции собирались из частных российских собраний, а также пополнялись произведениями, приобретенными у известных зарубежных коллекционеров. Вся живопись и графика проходила музейную экспертизу.

Последний аукцион состоялся в декабре 1995 года. Комиссионный сбор составлял 5% от итоговой суммы.

«Гелос» - ведущий российский аукционный дом. Начал свою деятельность в 1987 году, выйдя на рынок как небольшая мастерская по реставрации старой мебели. Затем в прессе была проведена мощная рекламная кампания по покупке антиквариата. В начале 1990-х годов происходило массовое обнищание населения, поэтому реклама «Гелоса» по покупке икон, картин, фарфора и прочих предметов старины стала популярной, хотя он приобретал антиквариат по нижней ценовой планке. Постепенно это антикварное мероприятие накопило достаточные ресурсы для проведения аукционов. Нелегальный рынок был достаточно емким, и поток антиквариата не иссякал.

Первый аукцион провели в феврале 1988 года. Было всего восемь лотов, четыре из них продали. Аукционная команда состояла всего из трех человек. Этот аукцион стал отправной точкой деятельности «Гелоса». Аукционы - на первом этапе их проведения - были диковинным, светским шоу. Упорная работа перевела их из разряда развлечений в здравое коммерческое предприятие. В 2004 году аукционный дом «Гелос» уже представлял собой разветвленную структуру, работающую со всеми видами антиквариата во всем ценовом его регистре. «Гелос» - первое российское антикварное предприятие, всесторонне освоившее новые интернет-технологии. На его аукционы принимаются по интернету заочные биды.

Комиссионное вознаграждение составляло 3%, если общая сумма покупок была менее 10.000 долларов, и 5% - при общей сумме более 10.000 долларов.

«Кентавр» - антикварный салон, который в декабре 1996 провел единственный аукцион. Он прошел при поддержке Международной ассоциации «Кентавр». «Устроители предполагали проводить аукционы четыре раза в год. Но, увы, ООО «Серебряный Кентавр», разработавшее условия этого аукциона, где комиссионное вознаграждение составляло 10%, своих обещаний не смогло выполнить. А этот единственный аукцион «Кентавра» прошел как светское мероприятие в закрытом клубе «Феллини» на Олимпийском проспекте (Москва).

АО «Купина» было создано в 1990 году и в течение пяти лет оставалось крупнейшей в России антикварной компанией. В ее обширную структуру входили почти все антикварные магазины, расположенные на Старом Арбате в Москве, и, кроме того, еще и первоклассная реставрационная иконная мастерская. Аукционы начали проводить с 1995 года, два раза в сезон - весной и осенью. Нумерация их не велась, поэтому они отмечены временем их проведения. С покупателей взималось при покупке 20% сверх итоговой цены. Предметы церковного искусства, в том числе и иконы, были лучшими в аукционных коллекциях и представляли большую их часть. Экспертиза коллекций проводилась в ведущих музеях Москвы. Аукционы проходили в арендуемом зале Дома Дружбы на Калининском проспекте.

Объединение «Магнум-Арс» было основано в 1991 году. Специализация русская и западноевропейская живопись и графика. С первых дней создания «Магнум Арс» начал проводить аукционные торги. В аукционные коллекции включались всегда произведения только коллекционного и музейного уровня. «Достоверность, последовательность, скрупулезность» - профессиональное кредо этого объединения. С 1991 по 1996 год было проведено пять аукционов. Комиссионный сбор составлял 7% от общей суммы покупок. Деятельность объединения «Магнум Аре» - всесторонняя. В 1997 году «Магнум Аре» в Российской Академии художеств провел грандиозную выставку-продажу «Гармония контрастов. Русское искусство второй половины XX века».

Это объединение вносит огромный вклад в развитие отечественного антикварного рынка, проводя с 1994 года международные научно-практические конференции по экспертизе и атрибуции произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В конференциях принимают участие ведущие музейные эксперты из национальных и региональных музеев России, а также ближнего зарубежья. По материалам этих конференций издаются научные сборники, которые стали своеобразными справочниками в повседневной работе антикваров.

В марте 2004 года объединение «Магнум Аре» возобновило проведение аукционов, восстанавливая столь насущную для рынка аукционную практику».

Блошиные рынки

 

Здесь отовариваются дилеры, представители некоторых мелких магазинов, коллекционеры, иностранцы и т.д. Правда, товар, обращаемый на блошиных рынках, в основном носит бытовой характер. Возможно, покупатель и не приобретет здесь необходимый ему предмет, но любителям старины посещать блошиные рынки надо. Ибо, перефразируя

Мишеля Монтеня, можно уверенно сказать, что тем, кто никуда не плывет, удачи не бывает. А удачи на блошиных рынках бывают. То необычной формы самовар попадется, то хорошей сохранности портсигар или костюм прошлого века. Может быть, вам повезет, и вы найдете хорошо сохранившуюся трость со стилетом и т.д. Каждый посетитель блошиных рынков мечтает найти и купить по сходной цене уникальный предмет прошлого, чтобы пополнить свою коллекцию или украсить свой быт. Здесь можно найти все, но заметим, что блошиный рынок - это прежде всего лотерея. Естественно, если вы обладаете определенными знаниями, в частности, разбираетесь в антиквариате, то вероятность того, что вы довольно дешево приобретете нужный вам артефакт, довольно высока. Если же у вас нет таких знаний, то вас, скорее всего, обманут. Рынок есть рынок, и законы блошиного рынка тоже далеко не добродетельны. Самых разных случаев можно привести довольно много. Если фортуна улыбнется вам, то вещи, купленные за пару монет, позже могут быть проданы за тысячи рублей.

В Москве два блошиных рынка, один из них - измайловский. В левом его углу располагаются павильоны торговцев стариной. Здесь своя специализация: «антиквары», «иконщики» и «милитаристы». Среди покупателей Измайловского рынка больше туристов. «Иностранцы охотно приобретают «советский антиквариат» - медные самовары или портсигары, военные фуражки, ремни, погоны, значки и сувениры, матрешки с изображением лидеров разных государств, былинных русских богатырей и пр. Здесь можно приобрести и археологический антиквариат, иногда попадаются старинные каминные часы и детали от них. Немалую долю рынка занимают торговцы букинистической литературы. В последнее время в продаже появилось и холодное оружие, в 99% случаев это копии, но, естественно, продают их как настоящий антиквариат».

С недавних пор на Тишинской площади открылась небольшая выставка, специализированная под блошиные развалы, где представлены предметы старинной мебели, утвари, винтажная одежда и аксессуары, живопись, графика, книги и т.д.

«Анализ отечественных блошиных рынков показывает, что как серьезный источник поступления антиквариата в отраслевой торговый оборот блошиные рынки Москвы, да и Санкт-Петербурга рассматривать никак нельзя.

Не будем забывать, что производство предметов искусства, представляющих сегодня антикварный интерес, в России началось со второй - третьей четверти XIX века, в то время как во Франции массовое производство культурных ценностей началось еще при Людовике XIV

Именно поэтому блошиные рынки большинства европейских стран представляют определенный интерес для коллекционеров антиквариата, чего нельзя сказать о рынках отечественных. Думаю, что в общем обороте культурных ценностей доля товаров, которые приобретают на блошиных рынках собиратели старины, не превышает 2-3%.».

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Антикварный рынок России - социально-экономический и культурно-исторический феномен, представляющий собой систему товарного обращения произведений искусства. Это способ распространения и перераспределения культурных ценностей в обществе. Это - товарооборот не только произведений искусства но, говоря шире, вообще культурных ценностей. Арт-рынок - необходимый элемент развития цивилизованного общества. По мнению специалистов, его можно назвать зеркалом социально-культурных процессов, происходящих в обществе.

Антикварный рынок дефицитен по определению. Именно дефицит заставляет коллекционеров идти на всевозможные ухищрения в розыске и приобретении антиквариата. Всякое собрание художественных ценностей или материальных предметов исторического, познавательного, культового характера отражает особенности личности самого коллекционера, его вкусы и пристрастия. Эти пристрастия изменялись в различные исторические эпохи. Во вкусах современных коллекционеров наибольшей степени наблюдается проявление таких мотиваций собирательства, как экономическая, мотивация социального престижа и эстетической потребности. Экономическая мотивация при этом является доминирующей.

Благородная деятельность коллекционеров, несомненно, вносит значительный вклад в международное сотрудничество, во взаимопонимание и взаимообогащение народов и государств.

Либерализация российской экономики сформировала условия, когда государство фактически перестало быть единственным и наиболее влиятельным органом в деле формирования и развития антикварно-художественного рынка России. В советские времена существовала строго регламентированная практика продажи антикварных предметов через специализированные комиссионные магазины. С начала 90-х годов российский антикварно-художественный рынок развивался в сторону создания менее жестких условий для торговли культурными ценностями.

За десять лет функционирования свободного арт-рынка легализировавшаяся антикварная торговля расширилась в прогрессии с десятка до сотни галерей, особенно после отмены лицензирования. В настоящее время на территории Российской Федерации насчитывается около 600 антикварных образований: аукционных домов, магазинов, галерей, салонов и др. Анализ деятельности этих структур - важная задача, стоящая перед искусствоведами и культурологами. При этом надо не забывать, что антикварный рынок-это особая сфера общественной деятельности, своеобразие которой следует всегда учитывать исследователю.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анохина И. Высокий дар. Волгоград, 1980.

.   Бабин А.А. Александр I и его коллекция французской живописи //Частное коллекционирование в России. М., 1995.

.   Бурдо А. //Отечественный антикварный рынок// Антиквариат..., № 35 (март., 2006 г.), С. 76.

.   Банников А.П. Коллекция генерала. Алексея Ивановича Корсакова //Частное коллекционирование в России. М.,1995.

.   Бородина Т.П. Картины И.Е. Репинаша зарубежных выставках конца XIX - начала XX в. //Вестник Территориального управления Северо-Запада Министерства культуры РФ по сохранению культурных ценностей. 2002 г. Выпуск № 4.

.   Бикбов А. Рынки культуры как рынки вкуса и признания// Неприкосновенный запас № 1 (33) 2004.

.   Врангель Н.Н. Искусство и Государь Николай Павлович //Старые годы. 1913, июль-сентябрь.

.   Врангель Н.Н. Помещичья Россия //Старые годы. 1910, июль-август.

.   Врангель Н.Н. Старые усадьбы. Очерки истории дворянской культуры. СПб., 2000.

.   Гоголицин Ю. Подделки как эталон спроса// Antiq.info 2006. № 39

.   Гастев М.С. Материалы для полной и сравнительной статистики Москвы. М., 1841.

.   Гафифуллин Р. Антиквариат. 1925-1937 // Antiq.info. май 2004.

.   Гафифуллин Р. Комиссия по учету и реализации Госфондов. 1924-1934 //Журнал antiq.info, апрель 2004.

.   Гафифуллин Р. Ленинградский Государственный музейный фонд. 1917-1929 //Журнал antiq.info, март 2004.

.   Гузанов А.Н. Художественные коллекции Павловского дворца и путешествие графа и графини Северных // Частное коллекционирование в России. М., 1995.

.   Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII вв. М., 1895.

.   Законы и постановления. Полное собрание законов Российской Империи. Т. V, т. VII. СПб., 1830.

.   Кальницкая Е.Я. Коллекция живописи императора Павла 1 в Михайловском замке //Частное коллекционирование в России. М., 1995.

.   Карпова Е.В. Французская скульптура из коллекции Строгановых//Частное коллекционирование в России. М., 1995.

.   Кормановская К.А. Антикварные аукционы в Санкт-Петербурге в первой половине XIX в. //Вестник Территориального управления Северо-Запада Министерства культуры РФ по сохранению культурных ценностей. 2002 г. Выпуск № 5.

.   Кормановская К.А. Зарождение антикварного рынка в Санкт-Петербурге в XVIII в. //Вестник Территориального управления Северо-Запада Министерства культуры РФ по сохранению культурных ценностей. 2002 г. Выпуск № 4.

.   Костаки Т. Мой авангард. Воспоминания коллекционера. М., 1993.

.   Левинсонг-Лессинг В. История картинной галереи Эрмитажа. Л.,1986.

.   Лобанов А.А. Записки коллекционера. СПб., 2001.

.   Лукша П. Экономика культуры - штрихи к науке нового века// Неприкосновенный запас., 2003. № 6 (№ 32)

.   Маркина Л.А. Г.Х. Гроот, Л. К. Пфандцельт и их роль в формировании коллекции Царского Села - первой картинной галереи России //Частное коллекционирование в России. М., 1995.

.   Московские ведомости (объявления). 1817, январь-февраль; 1818, №63.

.   Музей и власть. Сборник научных трудов. Часть I. Государственная политика в области музейного дела. М., 1991.

.   Н. Назаревская Антикварный рынок в России 18-20вв» M. 2006.

.   Назаревская Н. Антикварные традиции Druot// Antiq.info. 2005. № 28.

.   Назаревская Н. Аукцион возвращается на рынок. Итоги антикварного сезона 2003-2004 гг.// Antiq.info/ 2004. № 20

.   Перцев Д. Атрибуция и экспертиза произведений изобразительного искусства и гипертекстовые системы// Antiq.info. 2001. № 3

.   Полунина Н.М. Кто есть кто в коллекционировании России. Новый биографический словарь. М., 2003.

.   Прахов А. Император Александр III, как деятель русского художественного просвещения //Художественные сокровища России. 1903. № 61.

.   Преснова И.Г. Портретная галерея графов Шереметевых в усадьбе Кусково //Частное коллекционирование в России. М., 1995.

.   Пудалов Б.М. Художественный рынок дореволюционной России и роль Макарьевской ярмарки в обороте культурных ценностей //Художественный рынок в структуре российской экономики. Материалы научно-практической конференции. Нижний Новгород, 6-9 сентября 2000 г.

.   Пыляев М. Замечательные чудаки и оригиналы. Смоленск, 2002.

.   Пыляев М. Старый Петербург. М., 1990.

.   Ракина В. А. Шереметевы - собиратели западноевропейской живописи //Частное коллекционирование в России. М., 1995.

.   Свиньин П.П. Распродажа картинной галереи А.И. Корсакова//Отечественные записки. 1822. № 26.

.   Скатерщиков С. Арт-подсчет// Forbes. 2005. № 11 (20)/

.   Семенова Н. Жизнь и коллекция Сергея Щукина. М., 2002.

.   Столпянский П. Петербург. Торговля художественными произведениями в XVIII веке //Старые годы. 1913. № 7-9.

.   Толмацкий В. Коллекция Павла Деларова: суждения и факты //Антикварное обозрение. 2004. № 3.

.   Толмацкий В. От «нельзя» до «можно». Вывоз частных коллекций. СПб. 2002.

.   Толмацкий В. Петроградские антикварно-художественные

.   аукционы 1920-х годов. СПб. 2002.

.   Трофимов Андрей (Александр Трубников). От императорского музея к блошиному рынку. М., 1999.

.   Шпаковская Л. «Общественная ценность антиквариата// Социологический журнал. 2000. № 1/2

.   Штелин Я. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. В 2-x.тт. М., 1990.

.   Щукин П.И. Воспоминания. Из истории меценатства в России. М., ГИМ, 1997.

.   Российский антикварный салон: Каталог. Вып. I (1996) - XX (2006).

53. <http://www.icom.org.ru/(18.04.2010)>.

.   www.gelos.ru/(16.03.2010) <http://www.gelos.ru/(16.03.2010)>.

.   www.artantique.ru/(27.04.2010).

.   www.kabinet-auktion.com/(27.04.2010) <http://www.kabinet-auktion.com/(27.04.2010)>.

.   rosohrancult.ru/(24.04.2010).

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Структура антикварного рынка в России


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. АНТИКВАРНЫЙ РЫНОК РОССИИ

Хранители отечественного антиквариата

Поставщики зарубежного антиквариата

ГЛАВА II. ПРОДАВЦЫ АНТИКВАРИАТА

Аукционные дома России

Блошиные рынки

ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ И ПРОБЛЕМЫ АНТИКВАРНОГО РЫНКА

Возникновение и развитие Московских Антикварных салонов в ЦДХ

Развитие союзов и гильдий антикваров России

Проблемы экспертизы и критерий оценки произведений искусства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Антикварный рынок необычное явление в отечественной экономике. Его необычность заключается не только в структурных и инфраструктурных особенностях, но и что самое главное, в специфике товара, реализуемого на нем. Именно этой спецификой объясняется тот факт, что в триаде игроков антикварного рынка «поставщик - продавец - покупатель» покупатель выступает в качестве главного звена. Будучи потребителем основного рыночного продукта (антиквариата), он тем самым формирует цены на антиквариат и определяет предпочтительную номенклатуру обращаемого на рынке товара, он же предъявляет требования к его качеству, функциональному назначению и многому другому. За все свои пристрастия покупатель голосует живыми деньгами. Нет спроса с его стороны - нет и рыночных предложений, рынок в этом случае просто стагнирует.

В годы перестройки, отечественный антикварный рынок начинает входить в период своего легального функционирования. Параллельно с открытием различных кооперативов в сфере услуг стали создаваться различные по масштабам антикварные структуры. Первыми активно осваивать новые рыночные формы начали букинисты. Запрещенные цензурой в течение многих советских лет издания стали выходить на легальный рынок. Именно букинисты заработали первые серьезные деньги в новое время. На эти средства затем и создавались антикварные магазины. Такой путь прошли владельцы крупнейшего столичного магазина «Метрополь». В конце 1980-х годов регулярно проходили букинистические аукционы, а затем и аукционы живописи.

Можно считать, что за последние десять - пятнадцать лет рынок антиквариата сложился. В соответствии с классической интерпретацией понятия рынка его игроки выстраиваются в цепочку: поставщик - продавец - покупатель, с промежуточными звеньями в виде посредников. В итоге мы имеем многоуровневую структуру антикварного рынка и многофункциональность слагающих его звеньев. Коллекционеры, как и владельцы родовых ценностей, по каким-либо причинам реализующие на рынке свои коллекции и старинные семейные предметы, а также самые разные торговцы, привозящие антиквариат из-за рубежа, являются основными поставщиками товара. К группе продавцов относятся: блошиные рынки, магазины и антикварные салоны, аукционные дома, предприятия торговли, использующие относительно новые схемы реализации товаров, в частности - через Интернет. В качестве покупателей фигурируют опять-таки коллекционеры, стремящиеся приобрести редкие (раритетные) предметы старины, и разовые потребители антиквариата. Понятно, что основная цель разовых покупок - подарки, обустройство интерьеров и т.д. Антикварный рынок живет эксклюзивом и прирастает подарками. Разного рода дилеры, выступая посредниками, перемещают товар по всей рассматриваемой цепочке.

Степень разработанности проблемы. Структуре антикварного рынка, вопросам функционирования его отдельных составляющих и их удельному весу в общем объеме товарооборота отрасли посвящено немало исследований, но они, как правило, носят несистемный характер. А ведь именно здесь кроются ответы на многие вопросы его неспокойного состояния.

Объект исследования. Объект исследования - Структура антикварного рынка России.

Цель работы: о пределить составляющие, структуру и проблемы антикварного рынка в России. Рассмотреть каждое из составляющих звеньев, выявить их роль в общем кругообороте товара на рынке, а также подробно остановимся на ключевых проблемах в их работе.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

·   разложить антикварный рынок на составляющие его части

·   исследовать основные направления поступления антиквариата на рынок;

·   проанализировать сферу торговли культурных ценностей

·   изучить воздействие государственных структур на антикварный рынок

·   на основе аналитических исследований выявить и изучить основные проблемы, возникающие в сфере оборота культурных ценностей.

Для полноты анализа состояния Российского антикварного рынка перечислим его основные разделы. Это живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства - каминные часы, осветительные приборы, ювелирные изделия, мебель, художественное литье из бронзы и чугуна, художественные изделия из фарфора, фаянса, стекла, серебра. Нумизматика, фалеристика, бонистика, холодное и огнестрельное оружие тоже являются значимой частью отечественного антикварного рынка.

В работе использованы каталоги Антикварных салонов в ЦДХ с 1999 по 2007год. Анализ издании показывает развитие, рост и падение на разных этапах, антикварного рынка. Книга Назаревской Н. О. «Антикварный рынок в России XVIII-XXI вв.» издательский дом «Любимая книга» Это аналитическое издание впервые обобщает информацию из истории российского антикварного рынка, известную ранее лишь исследователям, и его современную составляющую - постсоветский период. Любопытнейшие сведения, почерпнутые автором из мемуаров известных персон, монографий о художниках, архивов дают полное представление о становлении антикварного рынка в России, истории российского коллекционирования, формировании музейных коллекций. Очень актуален раздел об антикварных подделках в России.

В. А. Толмацкий, В. В. Скурлов, А. Н. Иванов «Антикварно-художественный рынок Петербурга» 2008 г. издательский дом «Лики России». В настоящем издании собрано в аргументированную систему множество сведений из разнообразных источников, имеющих какое-либо отношение к данной тематике. К таким источникам, наряду с исторической, мемуарной и эпистолярной литературой, необходимо в первую очередь отнести ценнейшие архивные материалы, ряд которых публикуется впервые. Основной блок издания состоит из двух частей с логически расположением глав по хронологическому порядку. Первая ее часть охватывает период до 1917 года, вторая часть - советские и постсоветские годы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.83.223 (0.09 с.)