Роль службы военным корреспондентом в творчестве Константина Михайловича Симонова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль службы военным корреспондентом в творчестве Константина Михайловича Симонова



Роль службы военным корреспондентом в творчестве Константина Михайловича Симонова

 

 


Введение

 

Великая Отечественная Война - одно из самых тяжелых испытаний, когда-либо выпадавших на долю русского народа. Долгие четыре года враг безжалостно и изощренно истреблял наших людей, разрушал города, грабил и сжигал дотла целые деревни. Только безграничная любовь к своей стране и желание вырвать из рук фашистов будущее своих детей и внуков помогло русскому человеку пройти через все, что включает в себя страшное слово «война».

Самоотверженность, с которой русский человек превозмогал все трудности и лишения военных лет, не всегда исходила из непоколебимой веры в победу Красной армии. В первые недели войны она скорее больше походила на яростное остервенение, с которым наши воины пытались изгнать врага из своих домов и оградить от него свои семьи, прекрасно осознавая, что армия Гитлера превосходит нас и по численности, и по технической подготовке.

В этих условиях перед правительством СССР возникла важная задача: поддержать дух советского человека, вселить в него надежду на победу и показать Красную армию как достойного соперника могущественного врага. Осуществлению этого плана во многом способствовали органы периодической печати, мгновенно изменившие свой курс и содержание на военный лад, а также работа военных корреспондентов, которые не только писали проникнутые патриотической идеей тексты, но и были непосредственными участниками сражений. Каждая статья, написанная в окопах между атаками врага, или землянках, при свете огарка свечи, говорила о мужестве советских солдат, об успехах партизанских отрядов и о силе духа жителей оккупированных территорий. Одним словом, журналистика СССР с первых дней Великой Отечественной войны направила все свои силы на то, чтобы вселить в души русских солдат и работников тыла веру в победу над врагом и надежду на мирную жизнь для будущих поколений.

Среди военных корреспондентов, которые ежесекундно рисковали своими жизнями, чтобы держать страну в курсе фронтовых событий, были многие выдающиеся советские писатели: Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Александр Фадеев, Борис Полевой, а также Константин Михайлович Симонов, анализу журналистской и творческой деятельности которого будет посвящена моя работа.

Константин Михайлович прошел всю войну, начав её в звании старшего батальонного комиссара, а закончив, будучи уже полковником. С 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года Симонов был частью Красной армии: он постоянно находился на передовых линиях фронта и бок о бок с солдатами проделал этот трудный путь длиной в четыре бесконечных года.

В начале исследования я ставлю перед собой задачей выяснить:

1. как Симонов пришел в литературу, а затем в журналистику;

2. каков его вклад в военную публицистику;

3. как повлиял опыт фронтового корреспондента на дальнейшее творчество советского писателя;

4. какова роль Великой Отечественной войны в жизни и творчестве Константина Симонова.


Симонов - военный корреспондент. Роль Великой Отечественной войны в творчестве Симонова-писателя

Военные очерки

 

Очерк - любимый жанр военного публициста Константина Михайловича Симонова. Если внимательно присмотреться, то его немногочисленные статьи, представляют собой ряд очерковых зарисовок, связанных публицистическими или лирическими отступлениями. Удивительно и то, что впервые в роли прозаика Симонов предстает перед нами лишь в годы войны (до этого он писал в основном поэзию и пьесы), однако он все же постоянно стремился найти более яркие и понятные формы подачи материала и, в конце концов, ему удалось выработать свой индивидуальный почерк.

Очерки Константина Михайловича в основном отражают исключительно то, что он видел своими глазами, что пережил он сам, или другой конкретный человек, с которым свела автора война. Они наполнены реальными фактами и всегда правдивы. Иногда очерки строились на основе материалов бесед автора с участниками боя и фактически превращались в диалог, который изредка прерывается авторским повествованием («Солдатская слава», «Честь командира»). Многие из тех, которым приходилось сталкиваться с Симоновым-корреспондентом на войне, в своих воспоминаниях неоднократно отмечали его умение откровенно и доверительно разговаривать с людьми.

Для военных очерков Константина Михайловича также характерен повествовательный сюжет и форма новеллы. В них часто присутствует психологический портрет героя (простого солдата или офицера переднего края), в связи с чем большое внимание уделяется описанию жизненных обстоятельств, сформировавших характер этого человека.

Так, в очерке «Дни и ночи», опубликованном в «Красной звезде» 24 сентября 1942 года, рассказывая о битве за Сталинград, Симонов говорит о молодой девушке Виктории, которой всего 20 лет, но которая уже слишком много пережила, работая военфельдшером. Она переезжает на пароме в Сталинград уже четвертый или пятый раз, ей очень страшно, она еще совсем не знает жизнь, мирную жизнь, такую, какой она должна быть, однако, в разговоре с коллегой Константина Михайловича, с которым они оказались земляками, она предается светлым воспоминаниям о своем родном городе, забывая, что в любую минуту их могут убить. И в этом разговоре двух случайно встретившихся на войне жителей Днепропетровска чувствовалось, «что в сердцах своих они еще не отдали его немцам и никогда не отдадут, что этот город, что бы ни случилось, есть и всегда будет их городом». Кроме того, Симонову удается заметить в полуразрушенном городе свидетельства прерванной войной жизни: «Я отхожу от окна к стоящему посреди комнаты столу. На нем в вазочке засохшие цветы, книжки, разбросанные ученические тетради. На одной аккуратно, по линейкам, детской рукой выведено слово «сочинение»… в этой квартире жизнь оборвалась на полуслове». Однако корреспондент подмечает не только следы былой жизни, но и признаки борьбы за нее тех, кто остался в живых: «Из ворот, громыхая, выезжают скрипучие подводы, груженные хлебом: в этом уцелевшем доме пекарня. Город живет, живет - что бы ни было».

Положение военного корреспондента, да еще такого активного, деятельного и наблюдательного, как Симонов, создавало широкие возможности для того, чтобы видеть войну на разных участках или направлениях, вдумываться во внутренние переживания людей и глубоко осмысливать все происходящее. Выдающийся российский критик Лазарь Ильич Лазарев впоследствии напишет о Константине Симонове как одном «из самых отважных и легких на подъем фронтовых публицистов «Красной звезды».

В дни, когда происходили особенно масштабные и кровопролитные сражения, Симонов писал очерки и рассказы по записям, которые он делал прямо в своем карманном блокноте. В течение 1943-1945 годов в газетах и журналах было напечатано более пятидесяти его очерков, а также рассказы, стихи и рецензии писателя. Константин Михайлович был всегда очень оперативен в своей публицистской и литературной деятельности, так как он стремился не только описывать фронтовые события, но еще и быть их активным участником.

В первый период Великой отечественной войны - с июня 1941 года до ноября 1942 года - писатель стремился показать жизнь русского человека на войне со всех сторон, охватить как можно большее количество событий, посетить различные участки фронта, подчеркнуть особенности фронтовой обстановки. Как хорошо понимающий, что нужно для победы над врагом и из чего она складывается, корреспондент, Симонов умел разглядеть в происходящих событиях истоки того, что в военном и морально-политическом планах предопределяло будущие успехи Красной армии. Несмотря на сложность положения СССР, наши потери и тяжесть боев, писатель считал своим долгом найти людей и высмотреть факты, которые могли бы гарантировать победу. Одной из таких гарантий могли служить слова пожилого рыжеусого сапера из очерка «На старой смоленской дороге», опубликованной в газете «Красная звезда» 17 марта 1943 года. Смотря на овраг, в котором лежат еще не закопанные старики и женщины, этот человек замечает среди них мать, прижимающую к груди своего мертвого ребенка, и произносит своим «глуховатым, простуженным голосом»: «Робеночка не пожалели…» Он ничего не прибавил к этим словам, но по каменному выражению его лица и лаконичности этой горькой фразы можно смело судить о том, что ни он, ни другие люди, видевшие людские старания и сами пережившие много потерь, не пожалеют тех, которые не пожалели этого невинного ребенка.

В письме С.Я. Фрадкиной от 30 марта 1964 Константин Михайлович пишет: «…находясь в действующей армии первые месяцы войны, я стремился найти прежде всего такие факты, которые бы показывали стойкость людей среди обрушившегося на них ужаса, их героизм, их веру в то, что не все пропало, их постепенно возникающее воинское умение и их тоже постепенно возникающую веру в возможность убивать немцев. Разумеется, все это суживало рамки того материала, который через меня шел в те дни непосредственно в газету. Разумеется, в моих дневниках того времени картина шире, но это самоограничение было сознательным, и я в нем ни секунды не раскаиваюсь. Примеры стойкости, героизма, твердости, воинского умения были необходимы тогда в газетах как хлеб…

Еще один момент, - говорю в данном случае не о себе, а вообще о многих военных корреспондентах из того сорта, которые старались писать прежде всего об увиденном собственными глазами, - увидеть панику было тогда не трудно, увидеть беженцев на дорогах, отступающих солдат, неразбериху, бесконечные бомбежки тоже не представляло особенного труда, достаточно было для этого выехать в прифронтовую полосу, а вот увидеть дивизию, полк, батальон или роту, которая не отступает, которая стоит и дерется, для этого надо бы залезть не на мнимый, а на действительно передний край. И это было не так-то просто и не всем удавалось, и многие на этом сложили головы».

 


Поэзия военных лет

 

Уже в первый год войны Симонов был признан тысячами людей как военно-патриотический поэт. Своими стихами, пьесами, фильмами и прозой он внёс значительный вклад в формирование боевого духа советского народа, потрясенного вторжением немецких захватчиков. Помимо очерков и статей для газет, в период с 1941 по 1945 года Симонов пишет пьесы «Русские люди» и «Так и будет», повесть «Дни и ночи», а также две книги стихов «Война» и «С тобой и без тебя» и

Так, в феврале 1942 г., когда под ударами советских войск фашисты отступили от Москвы, газета «Правда» опубликовала стихотворение «Жди меня», посвященное актрисе Валентине Серовой, в которую Константин Михайлович был страстно влюблен. Произведение стремительно завоевало сердца читателей: солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили даже в нагрудных, карманах раненых и убитых бойцов.

Удивительно то, что именно стихотворения 1941-1945 годов, в особенности те, что были адресованы Валентине, включённые впоследствии в сборник «С тобой и без тебя», в основном и явились фундаментом славы Константина Симонова как поэта. В лучших из них заключен вечный конфликт между двумя сильнейшими движущими силами его души: любовью к женщине и воинским долгом перед Россией. В них есть и упоение тяжелыми испытаниями и воинской дружбой, что были посланы ему кровопролитной войной, но также в них есть и страх перед тем, какой же будет его жизнь без любви и без Родины.

Стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете…», написанное в 1941 году, отражает другую сторону военной лирики Симонова: здесь он говорит о любви к Родине, о своем долге перед ней и о воинской чести. Лирический герой, увидев мальчишку, которого война преждевременно сделала седым, решил для себя, что он никогда не сможет вернуться живым домой пока не закончится война. Он ведет мысленный диалог с женщиной (возможно матерью, любимой или сестрой), которая переживает о нем, ждет его возвращения, но в мыслях солдат принимает решение и говорит ей:

 

Ты говоришь, что есть еще другие,

Что я там был и мне пора домой…

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

 

Еще одним важным направлением в военной поэзии Константина Михайловича Симонова была тема мужского братства, воинской дружбы. В стихотворении «Дом в Вязьме», написанном в 1943-м году, довольно точно выражено его представление о ней: поэт и его товарищи делят ночлег в старом доме, утром они разойдутся, и кто-то из них не вернётся никогда. Этот дом становится местом, где каждый из них до конца честен с собой и с окружающими, где нет места таким человеческим порокам как ложь, скупость, измена, высокомерие и спесь. Этот заброшенный вяземский дом - храм, где главной святыней является мужская дружба. Скудный ужин, добытый шофером, убогая обстановка комнаты, где они, возможно, в последний раз видят друг друга живыми и здоровыми - все это является своеобразными символами морального единства фронтовых товарищей:

 

В ту ночь, готовясь умирать,

Навек забыли мы, как лгать,

Как изменять, как быть скупым,

Как над добром дрожать своим.

Хлеб пополам, кров пополам -

Так жизнь в ту ночь открылась нам.


Заключение

 

Подводя итог проделанной мной работы, я хочу сказать, что творчество Константина Михайловича Симонова, которое на сегодняшний день можно назвать одним из образцов подробного исследования фронтового быта 1941-1945 годов, никогда не достигло бы такого размаха и глубины, если бы за плечами у писателя не было опыта работы военным корреспондентом.

Действительно, как бы кощунственно это не звучало, но нельзя отрицать того, своим успехом и всенародным признанием Симонов отчасти обязан обрушившейся на Советский Союз летом 1941 года войне. Его талант формировался из окопной пыли, крови погибших бойцов, а также слез детей и женщин, которые эти долгие четыре года жили в постоянном страхе и надежде, что когда-нибудь этот ад на Земле закончится, что наступит день, когда взорвется последний снаряд и умолкнет последняя пушка.

Если до войны, писательская деятельность давалась молодому Симонову не так просто, как хотелось бы, то с прибытием на фронт он сразу же ощутил свое предназначение и ревностно исполнял свой журналистский и писательский долг, стремился не пропустить ни одного сражения, ни одной детали. Здесь, в перерывах между вражескими обстрелами, он напишет свои лучшие стихи, первую военную прозу, десятки очерков для газет, а также тайно будет вести дневники, в которых соберет материалы для многих послевоенных произведений.

Одним словом, в случае Константина Симонова, его писательский дар и талант военного корреспондента, способного усмотреть мельчайшие детали в хаосе войны, всегда были тесно переплетены. Без его журналистских очерков никогда не было бы прекрасных произведений и стихов о войне, любви и дружбе, а без них, не было бы Симонова-писателя. Недаром, в предисловии к собранию сочинений Константина Михайловича в шести томах, он говорит: «Я любил и люблю работу журналиста, но она имеет одну неотъемлемую особенность - чем дальше идет время, тем все меньше и меньше из написанного тобою в прошлом ты вправе заново предлагать вниманию читателя. Особенность в какой-то мере горькая, но тому, кто заранее не готов с ней примириться, нет смысла становиться журналистом. Из числа своих журналистских работ я включил в Собрание сочинений только полтора десятка военных очерков и несколько рассказов об искусстве Японии, связанных с длительной корреспондентской поездкой в эту страну в 1945-1946 годах вскоре после войны».

Как писатель, чье творчество получило определенное направление и окрепло благодаря работе военным корреспондентом, Симонов понимает, какую важную роль играла публицистика военного времени в укреплении боевого духа советского народа, каким сильным оружием она была в борьбе против захватчиков и их идеологии. Журналистика СССР первой половины сороковых годов XX века прочно встала на защиту Родины и во многом помогла Красной армии разгромить врага.

Своим фронтовым коллегам Константин Михайлович посвятил стихотворение «Песня военных корреспондентов», которое очень быстро стало «гимном публицистов» тех лет.


Список использованной литературы

1. Алигер М. Беседа. Константин Симонов в воспоминаниях современников. М., 1984.

2. Симонов К.М. Сочинения. Т. 1: Стихи и поэмы: (Автобиография). М.: Гослитиздат, 1952.

.   Коган А.Г. Слова, пришедшие из боя. Статьи, Диалоги. Письма. Вып.2. М.: Книга, 1985.

4. Симонов К. Письма о войне. 1943-1979. - М., 1990.

5. Симонов К.М. Собрание сочинений в шести томах. Т.1. М.: Художественная литература, 1966.

.   Караганов А. Из давнего и недавнего. Константин Симонов в воспоминаниях современников. - М., 1984.

.   Симонов К.М. Война: Стихи, 1937-1943 гг. М.: Сов. писатель, 1944.

.   Симонов К.М. Живые и мертвые. Трилогия. М., «Художественная литература», 1989.

.   Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000). Учебный комплект. Учебное пособие. Хрестоматия. М.: Флинта: Наука, 2002 г.

Роль службы военным корреспондентом в творчестве Константина Михайловича Симонова

 

 


Введение

 

Великая Отечественная Война - одно из самых тяжелых испытаний, когда-либо выпадавших на долю русского народа. Долгие четыре года враг безжалостно и изощренно истреблял наших людей, разрушал города, грабил и сжигал дотла целые деревни. Только безграничная любовь к своей стране и желание вырвать из рук фашистов будущее своих детей и внуков помогло русскому человеку пройти через все, что включает в себя страшное слово «война».

Самоотверженность, с которой русский человек превозмогал все трудности и лишения военных лет, не всегда исходила из непоколебимой веры в победу Красной армии. В первые недели войны она скорее больше походила на яростное остервенение, с которым наши воины пытались изгнать врага из своих домов и оградить от него свои семьи, прекрасно осознавая, что армия Гитлера превосходит нас и по численности, и по технической подготовке.

В этих условиях перед правительством СССР возникла важная задача: поддержать дух советского человека, вселить в него надежду на победу и показать Красную армию как достойного соперника могущественного врага. Осуществлению этого плана во многом способствовали органы периодической печати, мгновенно изменившие свой курс и содержание на военный лад, а также работа военных корреспондентов, которые не только писали проникнутые патриотической идеей тексты, но и были непосредственными участниками сражений. Каждая статья, написанная в окопах между атаками врага, или землянках, при свете огарка свечи, говорила о мужестве советских солдат, об успехах партизанских отрядов и о силе духа жителей оккупированных территорий. Одним словом, журналистика СССР с первых дней Великой Отечественной войны направила все свои силы на то, чтобы вселить в души русских солдат и работников тыла веру в победу над врагом и надежду на мирную жизнь для будущих поколений.

Среди военных корреспондентов, которые ежесекундно рисковали своими жизнями, чтобы держать страну в курсе фронтовых событий, были многие выдающиеся советские писатели: Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Александр Фадеев, Борис Полевой, а также Константин Михайлович Симонов, анализу журналистской и творческой деятельности которого будет посвящена моя работа.

Константин Михайлович прошел всю войну, начав её в звании старшего батальонного комиссара, а закончив, будучи уже полковником. С 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года Симонов был частью Красной армии: он постоянно находился на передовых линиях фронта и бок о бок с солдатами проделал этот трудный путь длиной в четыре бесконечных года.

В начале исследования я ставлю перед собой задачей выяснить:

1. как Симонов пришел в литературу, а затем в журналистику;

2. каков его вклад в военную публицистику;

3. как повлиял опыт фронтового корреспондента на дальнейшее творчество советского писателя;

4. какова роль Великой Отечественной войны в жизни и творчестве Константина Симонова.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.047 с.)