Курсы военных корреспондентов и начало Великой Отечественной войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курсы военных корреспондентов и начало Великой Отечественной войны



 

30 ноября 1939 года началась Советско-финская война. Вернувшись с Халхин-Гола, Симонов в срочном порядке окончил курсы военных корреспондентов при Военной Академии им. Фрунзе, однако попасть на фронт он не успел, потому что война к тому времени уже завершилась.

В период с 1938 по 1941 года Симонов напишет книгу стихов «Настоящие люди» (1938), поэмы «Ледовое побоище» (1938), «Суворов» (1939), а также попробует себя в роли драматурга, написав пьесы «История одной любви» (1940), вдохновленную встречей с большой любовью писателя актрисой Валентиной Серовой, и «Парень из нашего города» (1941), которая была поставлена за два месяца до начала Великой Отечественной войны. Даже в своем довоенном творчестве Константин Михайлович уделял большое внимание теме войны, судьбам великих полководцев, а также любви, которая сильнее любой разлуки и любого горя.

С осени 1940 года по июнь 1941-го Симонов снова учится на курсах военных корреспондентов, только теперь при Военно-политической академии. Затем, в середине июня 1941 года он получил воинское звание интенданта второго ранга, а 24 июня выехал по предписанию в район Гродно (Белоруссия) для работы в газете Третьей армии «Боевое знамя». Однако, в связи с обострившейся на фронте обстановкой, до места назначения Симонов не добрался и был назначен в редакцию газеты Западного фронта «Красноармейская правда».


Симонов - военный корреспондент. Роль Великой Отечественной войны в творчестве Симонова-писателя

Работа в газете «Красная звезда»

симонов корреспондент писатель война

В первые недели войны (до 20 июля 1941 года) Константин Михайлович работал в газете «Красноармейская правда», а также посылал некоторые материалы в газету «Известия». С 20 июля 1941 года он был переведен в издание «Красная звезда», где служил до осени 1946 года.

Постоянно находясь в действующей армии, Симонов, как военный корреспондент, мог свободно передвигаться в прифронтовой зоне. Нередко ему чудом удавалось ускользнуть из окружений на своем автомобиле и стать единственным уцелевшим очевидцем событий.

В июле 1941 года Константин Михайлович был под Могилевом, в частях 172-й стрелковой дивизии, которая вела тяжелые оборонительные бои и прорывалась из окружения. Любопытно, что, по прибытии на КП 172-й стрелковой дивизии, корреспонденты «Известий» Павел Трошкин и Константин Симонов были задержаны, а на рассвете их под конвоем доставили в штаб. Это недоразумение сразу заставило корреспондента Симонова почувствовать дисциплину и порядок, а также уверенность в том, что война идет далеко не так, как было задумано противником, и есть реальная возможность того, что русский народ одолеет врага.

Итак, оказавшись под Могилевом и наблюдая за ответственным исполнением грамотных распоряжений командира 172-й дивизии, Константин Михайлович приходит к выводу, что рассказы о мужестве и выдержке советских солдат, обороняющих город, может вселить веру в победу и придать сил для дальнейшей борьбы не только ему, но и другим. Теперь он точно знает, что будет писать для газеты не «ложь во спасение», а что-то такое, что будет правдой и послужит людям точкой моральной опоры в это тяжелое время.

Одним словом, основной задачей Симонова как военного корреспондента было показать непобедимый дух Красной Армии, поэтому всю свою энергию он направил на наблюдение за фронтовым бытом и жизнью простого русского солдата на войне.

Уже летом 1941 года писатель зарекомендовал себя первоклассным журналистом в военной печати и стал одним из ведущих сотрудников газеты «Красная звезда».

 

Военные очерки

 

Очерк - любимый жанр военного публициста Константина Михайловича Симонова. Если внимательно присмотреться, то его немногочисленные статьи, представляют собой ряд очерковых зарисовок, связанных публицистическими или лирическими отступлениями. Удивительно и то, что впервые в роли прозаика Симонов предстает перед нами лишь в годы войны (до этого он писал в основном поэзию и пьесы), однако он все же постоянно стремился найти более яркие и понятные формы подачи материала и, в конце концов, ему удалось выработать свой индивидуальный почерк.

Очерки Константина Михайловича в основном отражают исключительно то, что он видел своими глазами, что пережил он сам, или другой конкретный человек, с которым свела автора война. Они наполнены реальными фактами и всегда правдивы. Иногда очерки строились на основе материалов бесед автора с участниками боя и фактически превращались в диалог, который изредка прерывается авторским повествованием («Солдатская слава», «Честь командира»). Многие из тех, которым приходилось сталкиваться с Симоновым-корреспондентом на войне, в своих воспоминаниях неоднократно отмечали его умение откровенно и доверительно разговаривать с людьми.

Для военных очерков Константина Михайловича также характерен повествовательный сюжет и форма новеллы. В них часто присутствует психологический портрет героя (простого солдата или офицера переднего края), в связи с чем большое внимание уделяется описанию жизненных обстоятельств, сформировавших характер этого человека.

Так, в очерке «Дни и ночи», опубликованном в «Красной звезде» 24 сентября 1942 года, рассказывая о битве за Сталинград, Симонов говорит о молодой девушке Виктории, которой всего 20 лет, но которая уже слишком много пережила, работая военфельдшером. Она переезжает на пароме в Сталинград уже четвертый или пятый раз, ей очень страшно, она еще совсем не знает жизнь, мирную жизнь, такую, какой она должна быть, однако, в разговоре с коллегой Константина Михайловича, с которым они оказались земляками, она предается светлым воспоминаниям о своем родном городе, забывая, что в любую минуту их могут убить. И в этом разговоре двух случайно встретившихся на войне жителей Днепропетровска чувствовалось, «что в сердцах своих они еще не отдали его немцам и никогда не отдадут, что этот город, что бы ни случилось, есть и всегда будет их городом». Кроме того, Симонову удается заметить в полуразрушенном городе свидетельства прерванной войной жизни: «Я отхожу от окна к стоящему посреди комнаты столу. На нем в вазочке засохшие цветы, книжки, разбросанные ученические тетради. На одной аккуратно, по линейкам, детской рукой выведено слово «сочинение»… в этой квартире жизнь оборвалась на полуслове». Однако корреспондент подмечает не только следы былой жизни, но и признаки борьбы за нее тех, кто остался в живых: «Из ворот, громыхая, выезжают скрипучие подводы, груженные хлебом: в этом уцелевшем доме пекарня. Город живет, живет - что бы ни было».

Положение военного корреспондента, да еще такого активного, деятельного и наблюдательного, как Симонов, создавало широкие возможности для того, чтобы видеть войну на разных участках или направлениях, вдумываться во внутренние переживания людей и глубоко осмысливать все происходящее. Выдающийся российский критик Лазарь Ильич Лазарев впоследствии напишет о Константине Симонове как одном «из самых отважных и легких на подъем фронтовых публицистов «Красной звезды».

В дни, когда происходили особенно масштабные и кровопролитные сражения, Симонов писал очерки и рассказы по записям, которые он делал прямо в своем карманном блокноте. В течение 1943-1945 годов в газетах и журналах было напечатано более пятидесяти его очерков, а также рассказы, стихи и рецензии писателя. Константин Михайлович был всегда очень оперативен в своей публицистской и литературной деятельности, так как он стремился не только описывать фронтовые события, но еще и быть их активным участником.

В первый период Великой отечественной войны - с июня 1941 года до ноября 1942 года - писатель стремился показать жизнь русского человека на войне со всех сторон, охватить как можно большее количество событий, посетить различные участки фронта, подчеркнуть особенности фронтовой обстановки. Как хорошо понимающий, что нужно для победы над врагом и из чего она складывается, корреспондент, Симонов умел разглядеть в происходящих событиях истоки того, что в военном и морально-политическом планах предопределяло будущие успехи Красной армии. Несмотря на сложность положения СССР, наши потери и тяжесть боев, писатель считал своим долгом найти людей и высмотреть факты, которые могли бы гарантировать победу. Одной из таких гарантий могли служить слова пожилого рыжеусого сапера из очерка «На старой смоленской дороге», опубликованной в газете «Красная звезда» 17 марта 1943 года. Смотря на овраг, в котором лежат еще не закопанные старики и женщины, этот человек замечает среди них мать, прижимающую к груди своего мертвого ребенка, и произносит своим «глуховатым, простуженным голосом»: «Робеночка не пожалели…» Он ничего не прибавил к этим словам, но по каменному выражению его лица и лаконичности этой горькой фразы можно смело судить о том, что ни он, ни другие люди, видевшие людские старания и сами пережившие много потерь, не пожалеют тех, которые не пожалели этого невинного ребенка.

В письме С.Я. Фрадкиной от 30 марта 1964 Константин Михайлович пишет: «…находясь в действующей армии первые месяцы войны, я стремился найти прежде всего такие факты, которые бы показывали стойкость людей среди обрушившегося на них ужаса, их героизм, их веру в то, что не все пропало, их постепенно возникающее воинское умение и их тоже постепенно возникающую веру в возможность убивать немцев. Разумеется, все это суживало рамки того материала, который через меня шел в те дни непосредственно в газету. Разумеется, в моих дневниках того времени картина шире, но это самоограничение было сознательным, и я в нем ни секунды не раскаиваюсь. Примеры стойкости, героизма, твердости, воинского умения были необходимы тогда в газетах как хлеб…

Еще один момент, - говорю в данном случае не о себе, а вообще о многих военных корреспондентах из того сорта, которые старались писать прежде всего об увиденном собственными глазами, - увидеть панику было тогда не трудно, увидеть беженцев на дорогах, отступающих солдат, неразбериху, бесконечные бомбежки тоже не представляло особенного труда, достаточно было для этого выехать в прифронтовую полосу, а вот увидеть дивизию, полк, батальон или роту, которая не отступает, которая стоит и дерется, для этого надо бы залезть не на мнимый, а на действительно передний край. И это было не так-то просто и не всем удавалось, и многие на этом сложили головы».

 


Поэзия военных лет

 

Уже в первый год войны Симонов был признан тысячами людей как военно-патриотический поэт. Своими стихами, пьесами, фильмами и прозой он внёс значительный вклад в формирование боевого духа советского народа, потрясенного вторжением немецких захватчиков. Помимо очерков и статей для газет, в период с 1941 по 1945 года Симонов пишет пьесы «Русские люди» и «Так и будет», повесть «Дни и ночи», а также две книги стихов «Война» и «С тобой и без тебя» и

Так, в феврале 1942 г., когда под ударами советских войск фашисты отступили от Москвы, газета «Правда» опубликовала стихотворение «Жди меня», посвященное актрисе Валентине Серовой, в которую Константин Михайлович был страстно влюблен. Произведение стремительно завоевало сердца читателей: солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили даже в нагрудных, карманах раненых и убитых бойцов.

Удивительно то, что именно стихотворения 1941-1945 годов, в особенности те, что были адресованы Валентине, включённые впоследствии в сборник «С тобой и без тебя», в основном и явились фундаментом славы Константина Симонова как поэта. В лучших из них заключен вечный конфликт между двумя сильнейшими движущими силами его души: любовью к женщине и воинским долгом перед Россией. В них есть и упоение тяжелыми испытаниями и воинской дружбой, что были посланы ему кровопролитной войной, но также в них есть и страх перед тем, какой же будет его жизнь без любви и без Родины.

Стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете…», написанное в 1941 году, отражает другую сторону военной лирики Симонова: здесь он говорит о любви к Родине, о своем долге перед ней и о воинской чести. Лирический герой, увидев мальчишку, которого война преждевременно сделала седым, решил для себя, что он никогда не сможет вернуться живым домой пока не закончится война. Он ведет мысленный диалог с женщиной (возможно матерью, любимой или сестрой), которая переживает о нем, ждет его возвращения, но в мыслях солдат принимает решение и говорит ей:

 

Ты говоришь, что есть еще другие,

Что я там был и мне пора домой…

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

 

Еще одним важным направлением в военной поэзии Константина Михайловича Симонова была тема мужского братства, воинской дружбы. В стихотворении «Дом в Вязьме», написанном в 1943-м году, довольно точно выражено его представление о ней: поэт и его товарищи делят ночлег в старом доме, утром они разойдутся, и кто-то из них не вернётся никогда. Этот дом становится местом, где каждый из них до конца честен с собой и с окружающими, где нет места таким человеческим порокам как ложь, скупость, измена, высокомерие и спесь. Этот заброшенный вяземский дом - храм, где главной святыней является мужская дружба. Скудный ужин, добытый шофером, убогая обстановка комнаты, где они, возможно, в последний раз видят друг друга живыми и здоровыми - все это является своеобразными символами морального единства фронтовых товарищей:

 

В ту ночь, готовясь умирать,

Навек забыли мы, как лгать,

Как изменять, как быть скупым,

Как над добром дрожать своим.

Хлеб пополам, кров пополам -

Так жизнь в ту ночь открылась нам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.022 с.)