Начало кризиса феодально-абсолютистского кризиса во Франции. Правление Людовика XV . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало кризиса феодально-абсолютистского кризиса во Франции. Правление Людовика XV .



Кризис абсолютизма в наибольшей мере проявился во Франции. Стремление Бурбонов утвердить свою гегемонию в европейских делах требовало наращивания мощи страны. А это в свою очередь предполагало форсированное развитие экономического потенциала. Но отживавшие свой век социально-экономические отношения превращались в серьезное препятствие. Политическая власть не только не помогала формированию оптимальных условий для экономического роста, но всячески консервировала старые порядки, тормозившие развитие буржуазных отношений в аграрной сфере, сохраняла цеховую систему, предоставляла льготы отдельным монопольным торговым компаниям. Постоянно усиливался налоговый пресс, высасывавший деньги из всех сфер хозяйственной жизни. Внутри страны, в ее административной системе сохранялись пережитки средневековой раздробленности, мешавшие складыванию единого общефранцузского рынка. Например, между устьем и верховьями Луары — одного из главных торговых путей внутри Франции — существовало 75 таможенных барьеров.

Не меньше проблем существовало и в социальной сфере. Сохранялась система сословных привилегий, закрывавшая третьему сословию дорогу к высшим административным, судебным и военным должностям. В то же время основную тяжесть налогового бремени несло именно третье сословие. В этой среде росло недовольство существующим порядком вещей. Но и в среде аристократии проявлялось недовольство абсолютизмом, там были популярны идеи возрождения былых политических вольностей дворянства.

Занимавший с 1715 г. королевский трон Людовик XV тратил всю свою энергию на фавориток. Не удивительно, что государственные дела приходили во все большее расстройство. Падал и престиж Франции. Отражением этого стало ее серьезное поражение в Семилетней войне (1756—1763), в результате которого она лишалась большинства своих колониальных владений. Военная неудача, явный кризис абсолютизма настоятельно требовали проведения реформ. В последний период своего царствования (1770—1774) Людовик XV под давлением обстоятельств предпринял попытки как-то затормозить кризис. Однако четкого представления о том, как этого добиться, ни у него, ни у его окружения не было, как не было и воли для проведения преобразований. Внутренние распри в правящей элите окончательно похоронили все эти планы.

К концу XVIII века возможности абсолютизма для поддерживания устоев «старого порядка» заметно сузились. Жить по-старому, ничего не меняя, становилось все сложнее. Чтобы держать ситуацию под контролем, приходилось содержать огромный государственный аппарат, с помощью льгот покупать лояльность аристократии, увеличивать расходы на армию как главный гарант безопасности страны. На все это требовалось все больше и больше денег. Обеспечить их приток могла только динамично развивающаяся экономика. Однако «старый порядок» препятствовал формированию рыночной экономики.

Попытки представителей просвещенного абсолютизма найти развязку проблем за счет проведения отдельных реформ также не приносили желаемого результата.

30. Французское просвещение – идейная подготовка революции.

              Углубление недовольства, обострение классовой борьбы, критика старого порядка нашли выражение в бурном идеологическом натиске против католической церкви, феодального порядка, сословного строя и схоластической науки. Философы и писатели, экономисты и историки выдвигали прогрессивные, а часто и революционные идеи. Идеологический разгром феодализма начался задолго до его политического крушения. Это великое идейное движение и получило название Просвещения. Крупнейшими французскими просветителями были Вольтер, Монтескье, Жан-Жак Руссо.

Остроумные философские повести и романы Вольтера, его «Трактат о веротерпимости», «Философский словарь» сделали его главным выразителем прогрессивной идеологии. Вольтер до последнего своего часа боролся с католической церковью, суевериями и предрассудками. Однако Вольтер был противником атеизма, он считал необходимым сохранить религию для обуздания народных масс. Требуя уничтожения феодальной зависимости, отстаивая равенство всех граждан перед законом, Вольтер был против их экономического равенства. Являясь защитником «Просвещенного абсолютизма», Вольтер иногда склонялся к конституционной монархии. «Вольтерианство» оказало могучее влияние на складывание революционной идеологии во всех странах.

Огромным было влияние Руссо. Он выступал против социального неравенства. В своих трактатах «Рассуждение о происхождении и причинах неравенства между людьми», «Об общественном договоре» Руссо подвергал острой критике существующее устройство общества и призывал к уравнению собственности. В области политического устройства Руссо предлагал идею народного суверенитета. Лучшая форма государственного устройства – это республика с прямым участием народа в управлении для небольших стран и республика с избранием народных представителей – для больших.

Идеи Руссо – наиболее демократические идеи того времени – были близки народным массам, особенно крестьянству, и широко использовались во время революции.

В конце 70-х годов 18в. влияние просветительства было настолько сильным, его идеи так глубоко захватили широкие слои населения, что правительство не в состоянии было успешно вести борьбу с новой идеологией. Идеи просветителей проникали во Францию со множеством тайно ввозившихся книг. Критика феодального строя, его принципов и учреждений, а также разработка идеи свободы, равенства и братства были идеологической подготовкой штурма твердынь феодализма народными массами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.005 с.)