Игровые упражнения для удержания порядка следования букв и формирования образа слова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игровые упражнения для удержания порядка следования букв и формирования образа слова



 

 

• МОЗАИКА •

Игра тренирует внимание ребенка, развивает зрительно-пространственную память, концентрацию внимания, формирует у ребенка понятия и представления о последовательности. Игра представляет собой модификацию игры из книги под редакцией Ж. М. Глозман.[6]

 

I вариант

Материалы:  игровое поле в клетку (15x15), набор цветных кружков четырех цветов: 12–15 красных,12–15 синих, 12–15 желтых, 12–15 зеленых.

Количество игроков:  от 2 до 5.

Возраст играющих:  от б лет.

I этап. Правила игры:  ведущий выкладывает «цветные дорожки»: по четыре строки от б до 15 цветных кружков на строчке. Игрок по команде ведущего должен «пробежать» по дорожкам слева направо, сверху вниз, по диагоналям: слева сверху – вниз вправо, называя последовательность цветных кружков, например: Желтый, красный, красный, зеленый… и т. д.

II этап. Правила игры:  в роли ведущего выступает тот игрок, который победил в прошлой игре. Ведущий заранее выкладывает «цветные дорожки»: по четыре строки от б до 15 кружков. Игрок по команде ведущего должен сначала слева направо, затем сверху вниз назвать последовательность цветных кружков. На каждом занятии следует увеличивать число кружков на дорожках.

III этап. Материалы:  листы бумаги в клетку, цветные карандаши (например, красный, синий, зеленый, желтый).

Количество игроков:  1–2.

Возраст играющих:  от 6 лет.

Правила игры:  ведущий раздает карандаши и листы в клетку игрокам.

Пример заполненного поля мозаики вы увидите на рис. 1 «Мозаика» на цветной вклейке.

Двое участников игры рисуют каждый на своем листе «мозаику», а затем ведущий предлагает соперникам обменяться рисунками. Теперь каждый игрок по очереди после команды ведущего «начали!» должен называть «цветные точки» слева направо, сверху вниз, по диагонали слева сверху – вниз направо. Один из игроков называет точки, другой – находится рядом и следит, чтобы не было ошибок. В случае ошибки говорит громко: «Ошибка!», исправляет ее и получает за это поощрительный балл. Затем игроки меняются ролями.

 

II вариант

Материалы:  картонное игровое поле, в клетку (15x15), пластилиновые шарики четырех цветов: 12–15 красных, 12–15 синих, 12–15 желтых, 12–15 зеленых.

Количество игроков:  2–3.

Возраст играющих:  от 6 лет.

Правила игры:  ведущий предлагает одному из игроков составить рисунок мозаики. Игрок расставляет пластилиновые шарики на поле и предлагает другим по очереди называть цвета шариков слева направо, сверху вниз, по диагонали.

 

• ПОДБЕРИ И НАЗОВИ •

Игра направлена на повышение скорости распознавания образа буквы.

Материалы:  картинки с изображениями различных предметов и явлений (см. Примерный перечень картинок для игры), буквы алфавита, вырезанные из картона. Образцы картинок – на рис. 4 «Подбери и назови» на цветной вклейке, их можно вырезать и использовать в игре наряду с другими картинками.

Количество игроков:  1–3.

Возраст играющих:  от 6 лет.

I вариант (для одного игрока)

I этап. Правила игры:  ведущий выкладывает на столе 8 картинок и, например, букву «М». Затем ведущий говорит игроку: «Перед тобой картинки и буква «М». Отложи вправо все картинки, названия которых начинаются на букву «М». Игрок смотрит на картинки и называет слова, которые начинаются с буквы «М». Затем ведущий берет другую букву (например, «К»), добавляет 5–8 соответствующих картинок из набора, предлагает игроку назвать слова на букву «К» и отложить соответствующие картинки влево. Чем больше «правильных» картинок на буквы «М», «К» найдет ребенок, тем больше баллов ему присуждает ведущий. Через 2–3 занятия можно приступать ко II этапу игры.

II этап. Правила игры:  ведущий выкладывает картинки (8-15 штук) на столе, букву «М» и говорит игроку: «Посмотри на картинки. Отложи вправо только те из них, в названиях которых буква «М» последняя». Чем больше слов верно назовет игрок, тем больше баллов получит.

III этап. Правила игры:  ведущий выкладывает картинки на столе и говорит: «Тебе нужно назвать все предметы, изображенные на картинках, в которых буква «А» находится на втором месте». Игрок называет слова. Можно присуждать за каждое верно названное слово балл, а за ошибку – один балл ведущий может присудить себе. Это нововведение нужно будет обязательно обсудить с игроком перед началом игры.

 

II вариант (для нескольких игроков)

I этап.   Правила игры:  ведущий выкладывает 8-15 карточек на столе и, например, букву «В», затем говорит игрокам: «Назовите все предметы, изображенные на картинках, которые начинаются на букву «В». Тот игрок, который первым нашел соответствующую картинку, берет ее и громко называет слово, например, «велосипед», получает за это балл, переворачивает картинку изображением вниз, она «выходит» из игры. Ведущий говорит игрокам, что они должны внимательно рассмотреть картинки и назвать как можно больше слов, чтоб получить больше баллов. Игра продолжается, пока игроки не перевернут все подходящие карточки. Затем ведущий берет другую букву и новые картинки из набора – и игра продолжается, пока участники игры не отыграют пять букв, предложенных ведущими.

 

Примерный перечень картинок для игры

«М»:  мороженое, мышка (зверек), мышка (компьютерная), малина, матрешка, монетка, мячик, майка, Мальвина.

«К»: кукла, кровать, конура, книга, корабль, капуста, клубок, карусель, конфета, коврик, котенок, картина, карман, корзинка, кит.

«Б»: Буратино, барабан, батон, бегемот, булавка, берет, ботинок, бабочка, бочка, барашек, бутерброд, блины, букет, бант, бусы, банан.

«В»: вагон, велосипед, веник, вилка, веревка, воротник, ворота, волк, винт, виноград, воробей, ворона, вишня, ветка, весы, всадник.

«А»: арбуз, арфа, аист, айсберг, абрикос, акула, ананас, апельсин, автобус, аквалангист.

«У»: утка, утюг, улитка, удочка, узелок, улыбка (клоуна), уголь, учебники, утконос.

«Т»: тюльпан, торт, тарелка, тележка, тетрадь, туфли, тапочки, термометр, тигр, тыква, телефон.

Дорогие родители, учителя и психологи! Мы уверены, что вы с удовольствием продолжите этот перечень.

 

Почитай буквы и слоги

 

Итак, буквы дети выучили, но никак не получается сливать их в слоги или слоги отдельные читать могут, но слова получаются, как рубленные: произносятся быстро, но отрывисто.

Эти упражнения помогают ребенку перейти от слогового чтения к слиянию слогов, а затем слогов – в слова.

Родители, обратите внимание! Если вы учите с ребенком названия букв («М», «Л», «К»), то учите произносить звуки, чтобы ребенок имя «Маша» не прочитал: «Эмаша» или «Мэашэа». А мы поможем вам упражнениями, которые заинтересуют ребенка, помогут ему в таком нелегком деле, как овладение навыками чтения.

 

• ВЕРЕВОЧКА •

 

Игра развивает пространственное представление, зрительно-моторную координацию, контроль.

Материалы:  карточки со слогами, карточки с короткими словами, веревочка, карточка с изображением направления движения («стрелка»), секундомер для ведущего.

Количество игроков:  1–3.

Возраст играющих: 7  лет.

I этап. Правила игры:  ведущий прикрепляет к веревочке «стрелку», затем – карточки со слогами от 5 до 12 штук и предлагает игрокам по очереди «шагать по веревочке», куда ведет «стрелка», и называть слоги, распевая их. Выигрывает тот игрок, который верно «пропел» и «прошагал» все слоги. Дополнительный балл получает игрок, который выполнил все предыдущие условия быстрее всех.

Маленькая подсказка: начните с закрытого слога. Когда на первом месте – гласная, потом согласная буква, петь ребенку будет проще!

 

Примеры слогов на «веревочке»:

 

ах оп мы вы ма ша мо ло ко пи ла ли са у ду ба бы ла;

ар фа иг ра ла ме ло ди ю а мы си де ли ти хо.

 

Повторяйте это упражнение 3–4 раза, увеличивая скорость игры, пока ребенок не «услышит» на втором забеге по «веревочке», что он читает целое предложение: арфа играла мелодию, а мы сидели тихо.

 

II этап. Правила игры:  ведущий предлагает игрокам прочитать «короткие слова», состоящие из одного слога, но с постепенно увеличивающимся количеством согласных в словах, развешанных на веревочке.

 

Примеры слов на веревочке:

 

из пар май боль стоп куст

ах не пой бей пыль крест

ай сор там суп сад скок дрозд

ох не пей сок сад пол был стол пыль

ком лоб бум раз крот

ам не был май рос торт

ком лоб бум раз крот

ух дым жук два кран крест

ты вар там тыл пар два хлеб парк

за сом лук конь порт сорт крем хвост

дул мул стул рак дай том сом деньи

 

III этап. Правила игры:  эти же слоги и слова напечатайте на карточках.

На каждой карточке должно быть от шести до восьми подобных слов, расположенных на четырех строчках. Пробелы между словами должны быть такими, чтобы игрок мог читать слова последовательно слева направо и сверху вниз. Для удобства ведущий дает каждому игроку палочку, чтобы игрок водил ею по направлению, которое укажет ведущий. Лучшим считается тот игрок, который верно прочитал все слова. Дополнительный балл можно дать тому, кто выполнил задание быстрее всех.

 

• ЛЕСЕНКА •

 

Упражнение помогает перейти от скандированного (отрывистого) чтения к чтению слов целиком, а затем к чтению целых предложений, «как взрослые», то есть перейти к холистическому чтению.

Правила выполнения упражнения:

1) ведущий предлагает игрокам спеть «Лесенку» под определенную мелодию;

2) ведущий говорит игрокам, что нужно прочитать «Лесенку», как это делают актеры в театре:

– прочитайте все предложения ласково;

– прочитаете громко;

– прочитайте шепотом и медленно;

– прочитайте, будто все предложения – вопросительные;

– прочитайте, громко выделяя только первое (второе… последнее) слово в каждом предложении;

– прочитайте каждое выделенное слово в предложении сердито.

Вдохните как можно глубже и прочитайте предложения «на одном выдохе»:

• Маша

• Маша лепила

• Маша лепила бабу

• Маша лепила снежную бабу

• Маша лепила вчера снежную бабу

 

• В ЭТИХ КЛЕТКАХ ЖИТЬ ДОЛЖНЫ •

ЛАМПЫ, КОРАБЛИ, СЛОНЫ…

Игра развивает пространственное представление, концентрацию внимания, формирует у ребенка понятия и представления о последовательности.

Материалы:  карточки лото, на каждой из которых по 6–8 картинок (пример карточки – рис. 5 «Лото» на цветной вклейке); карточки со словами (слова написаны по слогам, например: ИН-ДЮК, АБ-РИ-КОС, ДИ-ВАН).

Количество игроков:  от 2 до 5.

Возраст играющих:  от 6 лет.

Правила игры:  ведущий выдает каждому игроку по 2 карточки лото. На столе лежат карточки со словами, написанными по слогам. Задача игроков – быстрее всех закрыть карточку лото соответствующими словами и прочитать их правильно. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и раньше всех.

 

• УЗОР ИЗ СЛОВ •

 

Игра направлена на развитие пространственных представлений, концентрацию внимания, помогает формированию у ребенка образа слова и представлений о последовательности.

Материалы:  касса букв, игровое поле (см. образец «Пример заполненного поля»). Размер клетки игрового поля должен соответствовать размеру буквы из кассы. Карточки со словами (примерный перечень слов смотреть в конце игры).

 

Пример заполненного поля

 

I этап. Правила игры:  ведущий выкладывает 6–8 карточек со словами. Игрокам дается задание выложить на своем поле «узор» из слов, написанных на карточках. Для этого из кассы букв ребенок должен выбрать нужные буквы и выложить их на поле так, чтобы на одной строке былтолько один слог слова.

Буквы слова нужно выложить на игровом поле, начиная с левого верхнего угла, двигаясь слева направо, сверху вниз по клеткам.

Между словами нужно пропустить одну строку (см. «Пример заполненного поля»).

Ведущий предлагает каждому игроку прочитать слова своего игрового поля. Каждое верно прочитанное слово «стоит» один балл. За каждую ошибку ведущий отбирает один балл. Ведущий подсчитывает баллы и определяет победителя.

 

II этап.  Игроки обмениваются своими карточками. Теперь каждый игрок должен верно прочитать все первые слоги слов карточки соперника. Каждый «правильный» слог – один балл. Затем читаются все вторые слоги и т. д., а затем – полностью читаются все слова соперника. За верно прочитанные слоги и слова ведущий присуждает баллы.

Игру необходимо повторять в течение 3–4 занятий, постепенно увеличивая скорость прочтения слогов, слов, постепенно увеличивая количество слов.

 

Примерный перечень слов

 

Арбуз, улитка, арфа, яблоня, лимон, абрикос, утюг, ирис, облако, компот, борода, парус, фасоль, дорога, виноград, пудель, иней, мороз, фантик, человек, посуда, кольцо, конура и т. д.

 

 

• ЗАГАДОЧНЫЕ СЛОВА •

 

См. рис. 3 «Загадочные слова» на цветной вклейке.

Игра помогает развить пространственное и логическое мышление, способствует формированию образа буквы и слова, формирует представление о последовательности.

Материалы:  лист бумаги с крупно напечатанными словами (8-12 слов), в которых «недоделаны» некоторые буквы, карандаши.

Правила игры:  ведущий предлагает ребенку прочитать «загадочные» слова и дорисовать «недоделанные» буквы в этих словах. Если ребенок все сделает верно, поставьте ему пятерку. Если затрудняется или искажает буквы или слово, помогите ему, дописав одну-две буквы в слове, и предложите завершить разгадку и дописать слово.

 

• КТО ЗДЕСЬ ЖИВЕТ? •

 

Игра развивает пространственное и логическое мышление, способствует формированию у ребенка образа слова, формирует представление о последовательности.

Материалы:  касса букв и слогов, картинки (образец см. иллюстрации, рис. 4, 5), полоски бумаги для закрывания слогов.

Правила игры:  на игровых полях (на столах, дощечках) и заранее выложены слова. Под ними – соответствующие картинки (карточки лото). Игроки подходят к игровым полям, у каждого – от шести до восьми полей. Ведущий говорит игрокам:

 

– Я закрываю один слог слова. Вам нужно его угадать.

Подсказки – это карточки лото.

Итак, я закрываю слог и спрашиваю: «Кто здесь живет?»

Вы отвечаете, называя слог.

Правильный ответ – балл.

Начали!

 

В первый раз ведущий может закрывать только последний слог, затем – только первый. Через несколько занятий предложите кому-либо из игроков выступить в роли ведущего.

Следующей ступенькой – этапом в формировании образа слова – становится работа с текстами стихотворений и сказок. Вы без труда найдете нужные стихи не только в азбуке, букваре, но и в сборниках стихов А. Барто, С. Михалкова, И. Токмаковой и т. д.

Мы подобрали такие стихи и сказки, в которых много двух– и трехсложных слов. Затем «разбили» слова, содержащие «трудные» слоги. О «трудных» слогах мы рассказали в начале III главы.

Если вы, уважаемые родители, захотите сами изготовить карточки упражнений, печатайте тексты крупными буквами, отделяйте черточкой «трудный» слог, как в азбуке. Ребенку, который находится на этапе перехода от чтения слогового к чтению целыми словами, станет проще читать такой текст. И еще. Очень важно, чтобы текст был веселым, нескучным!

 

• ПЕЛИ-ПЕЛИ-ПЕЛИКАНЫ •

 

Игра помогает развить пространственные представления, способствует формированию образа слова, позволяет перейти от слогового и скандированного чтения к глобальному чтению.

Материалы:  тексты стихотворений со словами, разделенными на слоги.

Количество игроков:  1–3.

Возраст играющих:  от 7 лет.

I этап. Правила игры:  предложите детям распределить роли ведущего и игрока (это можно сделать с помощью жеребьевки). Игрок должен прочитать вслух свой текст, выделяя голосом, то есть читая нараспев, растягивая «островки» – части слов, закрашенные желтым цветом (в нашей книге слова-островки подчеркнуты). Второй игрок – «ведущий» внимательно ведет счет: один «островок» – один балл. Затем игроки меняются ролями.

 

Тексты для игры

 

На- ши мы- ши – ва- ших ти-ше.

Не шур- шат по по-гре-бам.

К вам не хо-дят на- ши мы- ши -

Не пус- кай-те ва- ших  к нам.

(В. Степанов)

 

 

Пели-пели -пеликаны -

Это птицы – ве-ли -каны.

Я их видел на реке.

Ря-дом, а не вда- леке.

Пели-пели-пели каны

Пе-ли песню в трост-ни-ке

Про за-га-доч- ны-е страны,

Про да-ле- кие ли-ма-ны

И про жизнь на пели-пели-

Пеликанском ост-ров-ке.

(В. Степанов)

 

II этап. Правила игры:  после того как игроки научились читать нараспев, увеличьте скорость выполнения заданий. Пусть ведущий добавит по баллу тому, кто выполнит задание быстрее соперника.

III этап. Материалы:  тексты сказок (по количеству играющих), маркеры.

Правила игры:  ведущий раздает игрокам одинаковые тексты – фрагменты из сказок. Игроки сидят за столом. Задание: игроки должны выделить маркером все первые слоги в словах текста. Внимание! Союзы, предлоги, в которых есть первый слог, тоже нужно выделить. Побеждает тот, кто выполнит задание без ошибок. Дополнительный балл нужно дать тому игроку, который выполнил задание быстрее всех.

 

Текст

 

Ехала телега полем. На ней спал Воробей. А телегу Лошадь везла. Вез Воробей на мельницу мешок с зерном. Ехал, не спешил да песенки напевал. То ли сам выдумывал. То ли слышал где-то, кто знает? Одному Воробью известно. Долго ехал. Устал. Стал зевать-позевывать, а потом и вовсе заснул.

Спит Воробей. А Лошадь телегу дальше везет. Дорога ей знакома: сначала поле, за полем лес, за лесом речка, а за речкой и мельница на горе.

Едет телега полем. Бежит навстречу Мышка. Вскочила на телегу. Видит – на телеге мешок, в мешке – зерно, а рядом Воробей спит. (По В. Степанову)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.086 с.)