Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игры для развития произвольного внимания

Поиск

 

 

• И ЧТО ЖЕ ТУТ ЧИТАТЬ? •

НЕПЛОХО БЫ ПОНЯТЬ…

 

Работа может проводиться как индивидуально, так и в коллективе – дети ведь любят соревноваться и смеяться ВМЕСТЕ! В этих играх ребенок учится читать внимательно потому, что слова из игровых карточек ему незнакомы, ребенок перестает спешно читать, поскольку нет необходимости в смысловой антиципации (предвосхищении) для дальнейшего осмысления текста.

 

Материалы:  от 6 до 14 карточек с «несуществующими словами», листы бумаги, ручки.

Количество игроков:  от 2 до 5 человек.

Возраст играющих:  от 7 лет.

Правила игры:  на столе разложено 6-14 карточек с несуществующими словами и сочетаниями слов. Карточки перевернуты. Ведущий предлагает игрокам выбрать по одной карточке, а затем прочитать их вслух. За каждое верно прочитанное сочетание слов на карточке ведущий присуждает игроку 1 балл. Выигрывает тот, кто набрал большее количество баллов.

В качестве поощрения игрока ведущий может предложить победителю самому выбрать следующую игру. Это очень хорошо мотивирует ребенка в любом возрасте.

После прочтения карточек игроки должны проиллюстрировать прочитанный рассказ и сами сочинить несуществующие словосочетания или, если получится, стихи.

Пусть запишут их и дадут прочитать своим друзьям. Скоро вы получите уникальную «библиотеку несуществующих слов и предложений» на базе которой, кстати, потом вы сможете давать старшим детям представление о грамматическом строе русского языка!

 

Карточка 1

 

Хливкие шорьки, домрытые зелюки, трюсливые мюмзики, зебревая нава, курачая мова, видоброточный бармаглот, дивлястый брандашмыг. (По мотивам Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес»)

 

 

Карточка 2

 

Калуша с калушатами, старухармса напушка, сопритюкнулась и волит.

Они присяпали. Стрямкали бутявку и подудонились. Пуськи зюмо бятые!

Вычучили топорыжки, увазили тюк. Ввовсе некузявые сяпки. (Л. Петрушевская, Д. Хармс)

 

Карточка 3

 

Ах, отведайте крямсные грюши?

Нет, не груши, а именно грюши —

Настоящий деликатес.

Наши грюши длиннее и уже,

Но не хуже, чем груши дюшес.

Тот, кто хрумкал такие вот плюши,

Любит их даже больше, чем суши,

Ценит плюшника тщательный трюд.

И всегда восхитительно чудно

На базаре, где их раздают!

 

(Спайк Миллиган)

 

• ТАЙНЫЕ ЗНАКИ •

 

Данные игровые упражнения направлены на развитие произвольного внимания, а также на формирование навыков выразительного чтения.

 

Материалы:  карточки с напечатанным текстом, инструкция – ключи к «тайным знакам».

Количество игроков:  от 1 до 5.

Возраст играющих:  от 7 лет.

Правила игры:  ведущий должен сказать игрокам, что каждое упражнение – это фрагмент текста, в котором знаками // указаны паузы. Все игроки получают одинаковые карточки. В первый раз перед игрой нужно положить инструкцию с дешифровкой к «тайным знакам» и отработать их. Пусть игроки их не только увидят в тексте, но и «услышат»!

Ключи к «тайным знакам»:

// сделай паузу (посчитай про себя: «Раз, два»)

Запятая (,) щелкни пальцами

Точка (.) стукни ручкой по столу

Тире (-) подними вверх горизонтально ручку

Двоеточие (:) стукни два раза ручкой по столу

 

Карточка 1

Дворец из мороженого

 

Однажды в Болонье // на самой главной площади // построили дворец из мороженого.// И ребята сбегались сюда со всех концов города,// чтобы полакомиться хоть немножко.// Крыша дворца была из взбитых сливок,// дым,// что поднимался над трубами,// из фигурного сахара,// а сами трубы // – из цукатов.//

Все остальное было из мороженого:// двери из мороженого, // стены из мороженого,// мебель из мороженого.// (Дж. Родари)

 

Карточка 2

Под грибом

 

Как-то раз застал Муравья сильный дождь.// Куда спрятаться?//

Увидел Муравей на полянке маленький грибок, // добежал до него и спрятался под его шляпкой. //

Сидит под грибом // – дождь пережидает. //

А дождь все сильнее и сильнее… // (В. Сутеев)

 

Как отметил А. Р. Лурия, чтение в языках с фонетической письменностью начинается с восприятия буквы и анализа ее условного звукового значения. На первых порах основное внимание читающего «начинается с опыта на узнавание отдельных букв».[3] Например, ребенку нужно предъявить ряд отдельных букв, написанных печатным и письменным шрифтом. А чтобы убедиться, что ребенок воспринял и закрепил в памяти определенную букву, мы предлагаем несколько игр.

 

• СКОЛЬКО СПРЯТАЛОСЬ КОТОВ! •

ТЫ СЧИТАТЬ УЖЕ ГОТОВ?

 

Материалы:  листы с напечатанными фрагментами текста, фломастеры или карандаши.

Количество игроков:  от 1 до 5.

Возраст играющих:  6–7 лет.

Время проведения игры:  2–4 минуты.

Правила игры:   I вариант. Игроки сидят за столом. Ведущий раздает игрокам одинаковые тексты, затем предлагает «посчитать» всех «котов», которые спрятались на странице: нужно найти все буквы «К», с которых начинаются слова в тексте. Выигрывает тот, кто найдет «всех котов» или наибольшее их количество.

 

II вариант. Ведущий предлагает игрокам найти все буквы «К», с которых начинаются слова на карточке, и все буквы «Т», стоящие в любой позиции слова, кроме «первого места». Ведущий предлагает выполнить задание в течение трех-четырех минут. За каждого «кота» присуждает один балл и в конце игры обязательно определяет победителя. Выигрывает тот игрок, который нашел всех «котов». Еще один балл получает тот, кто выполнил «поиск котов» быстрее всех.

 

 

Фрагмент текста

 

А от Шарика пользы мало было. Он только носился от радости и чихал во все углы. Дядя Федор не выдержал и послал его в огород картошку окучивать. И пес так заработал, что только земля летела во все стороны.

Весь день они так трудились. И морковь пропололи, и капусту. Ведь они сюда жить приехали, а не в игрушки играть.[4]

 

 

• ПЕРЕПУТАНИЦА •

 

В процессе работы с младшими школьниками мы убедились, что у некоторых школьников снижена работоспособность: наблюдается истощаемость внимания, повышенная утомляемость, а речевое внимание – поверхностно. Для таких детей мы предлагаем веселые игры, где необходимо заметить «неправильности» в текстах, которые могут быть самыми разнообразными: пропуск буквы, «лишняя» буква в слове, перестановка букв, замена слогов, замена одних слов другими, перестановка слогов, слов, замена частей предложения.

Цель игры:  концентрация внимания, развитие образного мышления, расширение словарного запаса, развитие слухоречевого внимания.

Материалы:  12–15 карточек с напечатанными фрагментами текста, карандаши, ручки.

Количество игроков:  от 1 до 5.

Возраст играющих:  от 7 лет.

Время проведения игры:  4–7 минут.

Правила игры:   I вариант. Дети сидят за столом. Ведущий раздает одинаковые карточки с текстом, например стихов, всем участникам игры. По команде ведущего игроки начинают искать «неправильности» в стихотворении. Дляэтого ведущий читает вслух игрокам это же стихотворение неторопливо, «делая ошибки» в чтении: заменяя слова, звуки, меняя местами строки стихов.

Как только игрок заметит ошибку в чтении, он должен и сказать: «Стоп! Ошибка!» и объяснить, где он ее заметил. За каждую найденную ошибку ведущий присуждает каждому игроку один балл, а за пропуск ошибки присуждает балл себе. В конце игры ведущий считает баллы, набранные игроками, и свои баллы.

Уважаемые учителя и родители! Играя с детьми, вы будете приятно удивлены: ваш юный партнер найдет у вас ошибки и наверняка выиграет! Эта игра не только поможет стать внимательнее при чтении, но и даст возможность ребенку почувствовать, как важны для стихотворения рифма и ритм. Мы использовали стихи Э. Успенского «Сердитый день», «Все в порядке», «Память», «Картинка». Пример (подчеркнуты слова, слоги и сочетания, которые далее мы будем менять):

 

Папа шагает по улице с дочкой,

Дочка собаку ведет на цепочке,

Держит собака в зубах поводок,

А в поводке выступает щенок.

Так и не смог я в тот вечер понять,

Кто же кого из них вывел гулять?

 

(Э. Успенский. «Картинка»)

Деформированный текст для ученика:

 

Папа шагает на улице с дочкой,

Дочка собачку ведет на цепочке,

А в поводке выступает щенок.

Держит собака в руках поводок,

Так и не смог в тот я вечер понять,

Кто же кого вывел из них гулять?

 

II вариант. Один из игроков становится ведущим: перед началом игры он читает фрагмент текста, затем самостоятельно изменяет порядок слов или строк в тексте, делая для этого необходимые пометки карандашом или ручкой в своем тексте, готовит тексты для остальных игроков команды. Затем новый ведущий проводит игру: читает текст и считает баллы, полученные игроками. Бывший ведущий вместе с другими игроками ищет ошибки.

Хороша такая работа в парах, в микрогруппе, где ведущим с удовольствием выступит кто-то из детей, а другой ребенок будет вести подсчет баллов или ошибок.

 

III вариант. Ведущий читает текст шуточного стихотворения игрокам. Текст постепенно произносится в ускоряющемся темпе. Игроки должны подойти к ведущему и шепотом сообщить об ошибке. Порядок подхода к ведущему определяется жребием.

 

Если б не было рогов у коров,

Если б не было ушей у мышей,

Если б не было котов у хвостов,

Гребешков – у петушков.

Пятачков – у поросят,

Красных лапок у гусят.

Легких крыльев – у баранов

И часов – у тараканов…

Если б слушал ты внимательно,

То б исправил обязательно!

 

(По Н. Семерниной)

IV вариант. Творческая работа. Ведущий раздает игрокам тексты стихов и дает задание: в стихотворении поменяйте слова местами так, чтобы сохранить рифму, но изменить смысл. Перед игрой ведущий должен объяснить, что такое рифма.

Получится очень весело, дети любят такие задания. Предложите ребенку дописать стихи, включиться в «перепутаницу», пусть сам сочинит вариант стихотворения, а вы предложите еще и свои строки!

Вот что в результате такого соавторства с Э. Успенским получилось у наших ребят.

 

 

Исходный текст

 

Я не зря себя хвалю,

Всем и всюду говорю,

Что любое предложенье

Прямо сразу повторю.

 

«Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла кактус на окне».

 

– Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

Ну а кактус в это время

Мыл старушку на окне.

 

– Ехал кактус на коне,

Вел старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на коне…

 

Знаю я, что говорю.

Говорил, что повторю,

Вот и вышло без ошибок,

А чего хвалиться зрю?

 

(Э. Успенский «Память»)

Творческая работа игроков

 

Ехал песик на коне,

Вел старушку на ремне,

Ну а кактус в это время

Мыл Ванюшу на окне.

 

Ехал кактус на коне,

Мыл собачку на ремне,

Ну а Ваня в это время

Вел старушку на окне!

(Соня Ю.)

 

Ехал кактус на окне,

Вел Ванюшу на ремне,

А старушка в это время

Собаку мыла на коне.

 

Ехал кактус на ремне,

Мыл он Ваню на коне,

А старушка в это время

Сидела молча на окне!

 

(Артем Л.)

Тексты для подобных упражнений можно найти у таких писателей и поэтов, как Р. Сеф, Ю. Мориц, Б. Заходер, К. Чуковский.

 

• ВЕСЕЛЫЕ БАРАБАНЩИКИ •

 

Материалы:  текст сказки, маркированные незаточенные карандаши.

Количество игроков:  от 2 до 5.

Возраст играющих:  от 7 лет.

Время проведения игры:  2–4 минуты.

Правила игры:  ведущий маркирует карандаши так: на карандаш надевает яркий колпачок с одной стороны. Затем объясняет: этой стороной карандаша игрок должен будет стукнуть по столу, когда в слове увидит гласную букву. Противоположной стороной карандаша нужно стукнуть, если в слове согласная буква. Инструкции нужно на первой игре положить на стол перед игроками.

«ь», «ъ», «?», «!» – игрок должен назвать «своими именами» без простукивания.

Запятая «,» – щелчок пальцами или хлопок в ладоши.

Точка «.» – удар кулачком по столу.

Каждый игрок простукивает по одному слову по очереди, определенной жребием.

Ведущий присуждает 1 балл за каждое верное простукивание слова, причем если после слова стоит какой-либо знак препинания, его обязательно простукивает тот игрок, который простукивает слово. Если игрок перепутал гласные и согласные (простучал меньше или больше раз, чем надо), балл не присуждается. Игру лучше всего проводить среди небольшой группы детей или в паре. Каждый ребенок будет стараться выиграть у соперника, заметить его промахи, а заодно и сам постарается избежать нарушений условий игры.

По ходу игры ведущий считает баллы и в конце определяет победителя.

 

Текст для работы

«Новые заботы»

 

На другое утро дядя Федор, пес и кот дом в порядок приводили. Паутину сметали, мусор выносили, печку чистили. Особенно кот старался: он чистоту любил. Он с тряпкой на все шкафы, под все диваны залезал. Дом и так был не очень грязненький, а тут совсем заблестел.

(Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»)

 

Глава III



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.194.29 (0.012 с.)