Дифференциация «г» – «к» – «х» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дифференциация «г» – «к» – «х»



Го-…, ко-…, ох-…, гал-…, год-…, кад-…, ко-…, мох-…, сок-…, гре-…, кух-…, хо-…, хруп-…, гон-…, схо-…

Дифференциация «Ч» – «Т»

Поч-…, чел-…, чи-…, чу-…, точ-…, черес-…, чисто-…, пче-…, соч-…, привыч-…

 

Обратный вариант игры:  ведущий, стоя напротив игроков, сообщает, что будет называть последнюю часть слова и бросать мяч. Перед броском ведущий может повернуться к игрокам спиной, «подсказав» таким образом схему слова. Игроки должны придумать начало и сказать все слово, отбросив мяч ведущему. Игра завершается, как только один из игроков набирает 10 баллов. Начали!

Дифференциация «Р» – «Л»

…– рал,…-рол,…-рыл,…-лит,…-лер,…-люр,…-рел,…-тер,…-риг,…-карь,…-тор.

Дифференциация «С» – «Ц»

…– ница,…-цепить,…-цы,…-са,…-яс,…-сы,…-сяц,…-сик,…-сит,…-лась,…-цать,…-сом,…-ец,…-ее,…-сот.

 

• УТОЧКА НЫРЯЕТ, ХВОСТИК ОСТАВЛЯЕТ •

 

Игровое упражнение развивает пространственное представление, логическое мышление, способствует формированию образа слова.

 

I вариант. Материал:  фрагменты текстов для чтения (по количеству игроков).

Количество игроков:  1–3.

Возраст игроков:  от 7 лет.

Правила игры:  ведущий предлагает игрокам читать вслух в течение 5 минут фрагмент текста. В каждом слове нужно прочитать только последние две буквы. Если слово – предлог и в нем только одна буква – игрок тоже должен эту букву читать. В первый раз ведущий дает текст для чтения, где концовки слов выделены другим цветом или подчеркнуты. Можно ведущему заранее напечатать в текстах концовки другим шрифтом.

 

Новые заботы

 

На другое утро дядя Федор, пес и кот дом в порядок приводили. Паутину сметали, мусор выносили, печку чистили. Особенно кот старался: он чистоту любил. Он с тряпкой на все шкафы, под все диваны залезал. Дом и так был не очень грязненький, а тут совсем заблестел. (Э. Успенский)

 

II вариант. Этот вариант игры не только способствует закреплению образа слова, формированию произвольности, но и предупреждает ошибочное «угадывающее» чтение.

Правила игры:  в следующем фрагменте текста ведущий дает задание игроку: выделяй концовки слов (две буквы) – обведи их маркером, а затем прочитай выделенное вслух.

 

А от Шарика пользы мало было. Он только носился, лаял от радости и чихал во все углы. Дядя Федор не выдержал и послал его в огород картошку окучивать. И пес так заработал, что только земля летела во все стороны. (Э. Успенский)

 

Игроки чаще всего говорят потом ведущему: «Получился новый язык какой-то. Интересно!»

III вариант  (усложненный) направлен на развитие внимания, способствует развитию контроля действий.

Правила игры:  ведущий предлагает игроку быстро прочитать вслух только последние две буквы следующих 4–5 предложений, но без «помощника» – без выделения маркером.

 

Весь день они так трудились, И морковь пропололи, и капусту. Ведь они сюда жить приехали, а не в игрушки играть.

А потом они мыться на речку отправились и, главное, Шарика купать. (Э. Успенский)

 

IV вариант. «Лось, что тебе снилось…»   Правила игры:  ведущий предлагает: «Попробуй понять рассказ лося Можжевельника из сказки и угадать начало каждого слова, где вместо букв (буквы) стоит черточка».

Побеждает игрок, «узнавший» наибольшее количество слов.

 

_рошло два _аса, и лось _роснулся от _ого, что у _его затекло все тело от рогов до _опыт. Обычно Можжевельник любил спать в _ругой позе – _тоя. А тут он _очему-то лежал, да еще на чем-то _вердом. Во сне ему привиделось, что он лежит на крыше музея, а _округ летают _лобные птицы с _обачьими _ордами. (Матюшкина Е., Оковитая Е.)

 

 

• «МЕЛЬКАНИЯ» И ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ •

 

Упражнения в виде игр, объединенные единым способом «мелькания», помогают формированию образа слова и одновременно направлены на повышение концентрации внимания. Один из самых распространенных примеров «мелькания» – это чтение с помощью плотного листа картона размером 5 на 10 см с прорезанным «окошком», равным по длине 2 слогам, высота которого должна быть равна примерно высоте строки. Двигая такой лист, ученик глазами «пробегает» вслед за карточкой и читает.

Правила выполнения:  можно двигать линейку сверху вниз (скорость «передвигания» – примерно одна строка в секунду). Позже линейку заменяем короткой указкой, простым карандашом, палочкой. А с теми, кто очень любит рисовать, вместо палочки для чтения можно использовать кисточку и читать, а иногда мысленно раскрашивать «длинные» или малопонятные слова. Кисточка поможет и в том случае, если ребенок неверно (невнимательно) читает концовки слов: можно кисточкой закрывать на 1 секунду в каждом слове текста последние 1–2 буквы.

 

 

• ИСЧЕЗАЮЩЕЕ ПИСЬМО •

 

Материалы:  доска, влажная тряпка, тетради, ручки.

Количество игроков:  от 2.

Возраст:  от 7 лет.

Правила игры:  ведущий мокрой тряпкой (узким кусочком поролона) быстро пишет на доске печатными буквами фразу, пока запись высыхает, игроки должны прочитать ее и затем записать в тетрадях.

 

• СЛОВА НА ВЕРЕВОЧКЕ • И ПО КРУГУ

 

Материалы:  тесьма, круговой каркас (маленький хула-хуп), таблички со словами – 16–25 штук, орфографический словарь (список слов в конце учебника русского языка для учеников 2-го, 3-го, 4-го классов).

Количество игроков:  1–2.

Возраст игроков:  от 7 лет.

I вариант. Правила игры:  на небольшом плотном листе бумаги или картона ведущий заранее пишет или печатает слово, делает маленькое отверстие близко к правому краю листа бумаги, картона, затем продевает через отверстие кусок тесьмы, веревочки или шнурок, закрепляет его с обратной стороны листа.

Ведущий протягивает за веревочку по столу получившиеся таблички со словами и предлагает игрокам прочитать, что написано на табличке. Побеждает тот, кто правильно читает слова. А тот, кто еще и быстрее всех делает это, получает дополнительный приз – выбрать для всех игру!

Сделайте столько «слов на веревочке», сколько нужно ребенку для чтения в течение 1–2 минут (16–25 слов). Слова для такой работы легко найти в любых дидактических сборниках для 1–4 классов.

II вариант. Правила игры:  ведущий предлагает игрокам прочитать слова, которые он расположил «по кругу». Ведущий вращает слова, а игроки должны успеть их прочитать. Победил тот, кто прочитал больше всех слов.

 

Зрительные диктанты

 

 

• ТРОЯ – НЕ «ТРОЯН» •

 

Такие диктанты призваны расширять поле зрения ребенка, увеличивают словарный запас и, наконец, пробуждают любопытство. Выясняется, например, что Лувр имеет много общего с Эрмитажем, а Троя – это… город, а не фамилия человека, придумавшего компьютерный вирус!

Правила игры:  глядя на цифры в центральных окошках, ученик должен «ухватить» глазами слог в левом и правом окошке, просмотреть слово вертикальным, а не горизонтальным движением глаз. Группы слов подбираются или по тематике (например, математические термины, лингвистические термины, фамилии полководцев, названия городов мира, устаревшие слова, названия музеев стран Европы) или в алфавитном порядке. Конечно, в 1-м классе зрительные диктанты начинаются с коротких слов (состоящих из одного-двух слогов).

Пример зрительного диктанта для 1-го класса

 

 

Диктант лучше всего напечатать на альбомном листе. Его нужно положить на парту ученика. Первая строка по ширине вместе с центральным столбцом может быть не более 2,5–3,5 см. Это размер 2–3 слогов без пробелов.

 

• ИГРЫ СО ЗРИТЕЛЬНЫМИ • ДИКТАНТАМИ

 

Материалы:  школьные орфографические словари, доски, мелки, тетради, ручки – по числу игроков.

Количество игроков:  1–2.

Возраст игроков:  от 7 лет.

I вариант.   Правила игры:  игрок должен двигаться «вниз по лесенке», стараясь смотреть только на центральный столбик, где напечатана цифра (или – для самых юных чтецов – незатейливая картинка: елочка, мячик, лодочка). Это позволит постепенно увеличить поле зрения ребенка, и он станет читать быстрее.

 

II вариант.   Материал для игры:  карты со словами в таблице (см. примеры зрительных диктантов для 2-3-х классов), секундомер.

Количество игроков:  от 2.

Возраст игроков:  7 лет.

Правила игры:  ведущему необходимо записать на доске 6–7 односложных или двухсложных слов. В течение 25–30 секунд играющим нужно прочитать их вслух, произнося каждое слово отчетливо. Выиграл тот, кто, отчетливо произнося слова, затратил меньше времени.

 

Слова дляигры

Гром, гвалт, крупа, ушко, ключи, кромка, правда, строка, точка, строчка, стройка, скатерть, смотр, портной, пульт, галстук, справка, вдруг, кружок, Дружок.

 

III вариант.   Количество игроков:  1–2.

Правила игры:  ведущий записывает на доске слова, в которых на месте 2–3 букв произносится 1 звук, и предлагает игрокам прочитать слова. Выиграет тот, кто прочитает все слова без ошибок.

Если игрок один, то ведущий дает очко за каждое верно прочитанное слово и отбирает очко в свою пользу за каждую ошибку. В конце игры сравнивается количество очков у игрока и у ведущего.

 

Слова для игры

Счастье, грузчик, счет, солнце, сердце, лестница, искусство, подсчет, агентство.

 

IV вариант. Правила игры:  ведущий раздает игрокам орфографические словари и предлагает отыскать по 6–8 слов таких, в которых:

1) первые две буквы – согласные (кров, спор, вбок, сфинкс и т. д.);

2) слова, в которых есть сочетания двух гласных подряд (аэробус, дуэль, Суэцкий и т. д.).

Затем игрокам нужно записать слова в тетради в столбик. Ведущий обязательно говорит, что слова следует подбирать так, чтобы не более 2 слов начинались с одной и той же буквы. Значение слов, доступных пониманию, игроки могут объяснить сами или с помощью ведущего. Значение отдельных слов пусть выяснят с помощью толкового словаря дома и сообщат на следующем занятии. Это мотивирует к самостоятельной работе со справочной литературой и оживляет работу, так как ребята сами распределяют слова между собой.

 

Примеры зрительных диктантов для 2-3-х классов, составленных нами совместно с учениками 4-5-х классов

 

 

 

Глава IV



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.024 с.)