Инфляция как социально-экономическое явление 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инфляция как социально-экономическое явление



 

Инфляция – сложный многофакторный социально-экономический процесс, обусловленный взаимодействием сферы производства и сферы обращения, диспропорциями между различными сферами народного хозяйства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой в обращении и потребностями хозяйства в деньгах. Типичными проявлениями современной инфляции выступают общее повышение товарных цен и понижение курса, т. е. цены, национальной денежной единицы по отношению к ведущим иностранным валютам.

Не всякое повышение цен является инфляцией, а лишь такое, которое обусловлено ростом денежной массы при отсутствии соответствующего увеличения товарного предложения.

К неинфляционному росту цен можно отнести:

· удорожание сырьевых ресурсов в связи с усложнением горно-геологических условий добычи;

· возвышение потребностей, вызывающее рост качества и технического уровня продукции и проистекающее отсюда повышение издержек и цен. Здесь противодействующим фактором является использование передовых технологий, снижающих издержки на единицу продукции.

Инфляция в национальной экономике – показатель кризиса денежного обращения, что проявляется в разбухании денежной массы, находящейся в обращении, и, как следствие:

1. в дороговизне, повышении общего уровня цен;

2. в дефиците товаров;

3. в бегстве от национальной валюты, т. е. накоплении иностранной валюты резидентами;

4. в понижении валютного курса национальной денежной единицы;

5. в увеличении цены валютного металла, выраженной в национальных денежных единицах;

6. в накоплении долговых обязательств;

7. в привязке цен к устойчивой денежной единице;

8. в создании запасов товарно-материальных ценностей.

Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. В этом индексе, в конечном счете, интегрально отражается динамика изменений цен на всех предшествующих стадиях общественного производства (начиная с изменений цен на продукцию базовых отраслей экономики).

Расчет индексов потребительских цен позволяет определить уровень инфляции. Уровень инфляции – это темп увеличения (прироста) уровня цен по сравнению с предшествующим периодом. Уровень инфляции исчисляется обычно за год в процентах.

Причины бумажно-денежной инфляции.

· избыточная эмиссия;

· падение доверия к валюте;

· неблагоприятный платежный баланс страны.

Инфляция наступает, если денежная масса с учетом скорости обращения денег превышает потребности товарооборота.

Увеличение денежной массы обусловливается рядом причин:

a) несбалансированностью государственных расходов и доходов, дефицитностью бюджета; широкое использование внутренних заимствований на цели покрытия бюджетного дефицита способствует увеличению денежной массы в обращении, а следовательно, повышению цен;

b) ростом массы кредитных орудий обращения в результате расширения кредитной системы;

c) выпуском в обращение не полностью контролируемых государством платежных средств (например, финансовых векселей);

d) чрезмерностью инвестиций, которые приводят к перепроизводству одних товаров и одновременно к дефициту других, что усиливает диспропорции в экономике и в сфере денежного обращения;

e) опережающим ростом заработной платы по сравнению с повышением производительности труда (это явление может иметь место в государственном секторе экономики вследствие проведения популистской политики увеличения доходов населения) и др.

Неденежные причины инфляции определяют ее опосредованно, но, в конечном счете, также ведут к повышению цен и обесценению денег. Правомерно выделение ряда неденежных причин:

1). Деформированность структуры экономики. (Избыточный спрос при отставании предложения)

2). Милитаризация экономики. Финансирование государством военных расходов неизбежна ведет к росту денежной массы при относительном обеднении рынка потребительских товаров и услуг.

3). Монополизм в экономике. Естественные, экономические, искусственные монополии имеют возможность повышать цены на свою продукцию без соответствующего увеличения потребительских качеств.

4). Экстраординарные обстоятельства социально-политического и экономического характера (требования профсоюзов о росте зарплаты, забастовки, нарастание политической и экономической нестабильности).

5). Ошибки в проведении денежно-кредитной, налогово-бюджетной, ценовой политики государства.

Среди внешних причин инфляции следует особо выделить следующие:

1). приток иностранной валюты в страну в обмен на национальную валюту вызывает необходимость дополнительной эмиссии национальных платежных средств;

2). падающий курс национальной валюты приводит к повышению импортных цен и способствует росту общего уровня цен в стране;

3). ввоз пользующихся высоким спросом импортных товаров, более дорогих по сравнению с аналогичными национальными товарами, способствует удорожанию последних посредством механизма «подтягивания» уровня цен.

Группы:

1. Инфляция спроса. Превышение спроса над предложением вызывает рост цен. Повышение цен при неизменных издержках обеспечивает рост прибыли и денежных доходов работников. Этот рост обусловливает следующий виток повышения спроса, что на новом уровне поднимает цены. Как правило, данный тип инфляции чаще всего наблюдается при полной занятости.

2. Инфляция издержек - рост цен на факторы производства (издержек производства) определяет сокращение товарного предложения и, соответственно, рост товарных цен. Увеличение заработной платы, наращивание затрат на сырье, комплектующие изделия, топливо, энергию и т. д. дают новый толчок росту издержек производства, который приводит к новому повышению цен. Если денежная масса быстро не увеличится, не адаптируется к возросшему уровню цен, то возникнут проблемы денежного оборота. Имеется опасность остановки производства, сокращения товарной массы.

инфляция предложения - Недоиспользование имеющегося основного капитала приводит к сокращению выпуска продукции, а значит, к уменьшению так называемого эффекта масштаба. Последнее выражается в росте издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, который фирма готова предложить при существующем уровне цен. Если степень эластичности спроса по цене позволяет переложить повышенные издержки на потребителя, то одновременно может уменьшиться предложение товаров и увеличатся цены.

1. В зависимости от темпов роста цен инфляция классифицируется на три основных вида: ползучая (со среднегодовыми темпами прироста потребительских цен до 10%), галопирующая (скачкообразный рост цен на десятки и даже сотни процентов в течение года) и гиперинфляция и высокий темп роста цен, приводящий к разрушению экономики. Международный валютный фонд за гиперинфляцию принимает 50%-ный рост цен в месяц.

Формы инфляции различаются по трем критериям:

1. по способам возникновения;

Административная (социальная) инфляция – инфляция, порождаемая административно устанавливаемыми и управляемыми ценами.

Импортируемая инфляция вызывается воздействием внешних факторов, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен. Рост импортных цен «переключает» спрос на товары национального производства, что обусловливает их рост.

Индуцированная инфляция обусловлена скачок инфляции.

Кредитная инфляция вызывается увеличением масштабов предоставления кредитных ресурсов. По второму критерию выделяется:

2. по характеру протекания;

a. подавленная (скрытая) инфляция. Характерна для планового хозяйства и централизованного государственного ценообразования. Цены на официальном рынке могут оставаться стабильными, но возникает товарный дефицит, падает качество товаров и услуг, вынужденно растут денежные сбережения, поскольку ограниченны возможности удовлетворения платежеспособного спроса.

b. открытая инфляция - характерна для рыночной (смешанной) экономики, когда преобладает либеральное ценообразование, реализующееся через взаимодействие платежеспособного спроса и товарного предложения.

3. по степени предсказуемости –

ожидаемую инфляцию, темпы которой предсказываются и прогнозируются заранее на основе анализа факторов текущего периода, и непредвиденную инфляцию, которая характеризуется тем, что ее уровень оказывается выше ожидаемого за определенный период.

Социально-экономические последствия инфляции выражаются в следующих явлениях и процессах:

· перераспределение доходов между отдельными физическими лицами; группами населения; сферами производства; регионами; хозяйствующими субъектами; государством, населением, фирмами; между дебиторами и кредиторами. Наибольший ущерб инфляция приносит лицам с фиксированными доходами – пенсиями, пособиями, стипендиями, заработной платой (для работников бюджетной сферы);

· обесценение денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств бюджетной системы; обесценение амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;

· ослабление деловой активности, поскольку неопределенность в росте издержек и цен делает неопределенными перспективы развития бизнеса;

· сокращение частных долгосрочных инвестиций и повышение их риска, что ведет впоследствии к замедлению экономического роста; одновременно нарастают спекулятивные операции;

· перелив капитала и кадров из реального сектора производства в торговлю и посреднические операции, где меньше опасность потерь от инфляции;

· снижение мотивации к реализации достижений научно-технического прогресса;

· уплата государству инфляционного налога (с ростом цен растут адвалорные косвенные налоги, оборотные налоги, номинально – налог на прибыль, на доходы физических лиц и др.). Дж. М. Кейнс отмечал, что к обесценению денег, как своеобразному налоговому источнику, государство стало прибегать с тех пор, как этот источник был открыт Римом.

Методы регулирования инфляции:

Денежная политика предусматривает регулирование денежной массы и совершенствование ее структуры. Валютная политика имеет своей целью поддержание отвечающего интересам национальной экономики валютного курса. Кредитная политика призвана способствовать росту товарного предложения. Бюджетная политика в аспекте регулирования инфляции предполагает достижение сбалансированности расходов и доходов либо доведение бюджетного дефицита до возможного минимума. Ценовая политика – прямое и косвенное вмешательство государства в рыночное ценообразование с целью ограничения роста цен. Структурная политика, содействующая регулированию инфляции, предполагает ликвидацию убыточных и малорентабельных государственных предприятий. Антимонопольная политика предполагает установление государственного контроля над издержками, ценами и доходами монополий. Внешнеторговая политика осуществляется на основе использования таможенно-тарифных и нетарифных инструментов для ограничения импорта.

Методами регулирования инфляции являются: политика доходов (предполагает «замораживание» доходов, прежде всего заработной платы, или определение пределов их роста); политика «дорогих денег» (ограничение денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы); политика налогового стимулирования производства (прямое стимулирование бизнеса путем значительного снижения налогов, и косвенное стимулирование сбережений физических лиц); политика замедления скорости обращения денег.





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.85.250 (0.016 с.)