Зимний соревновательный этап 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зимний соревновательный этап



На этапе зимних соревнований развивают высокий уровень специальной выносливости, силовых способностей и реализуют накопленный функциональный потенциал. Этап начинается с января и продолжается 6 – 8 недель.

Объем бега по сравнению с предыдущим этапом снижается, однако увеличивается интенсивность тренировочного процесса за счет увеличения объема работы анаэробной направленности и за счет соревновательной деятельности.

Общий объем аэробного бега составляет 60 – 70 % от максимального на базовом этапе, объем бега в смешанном режиме 7-8 % и объем в анаэробном режиме – 3 – 4 %. Количество стартов на зимнем этапе – 6 – 8, из них 50 % на основной дистанции.

Для развития силовых способностей опорно-двигательного аппарата используется 3 комплекса упражнений.

1. Прыжки через барьеры 3х8-10 барьеров.

Бег на ритм .

2. Прыжки с ноги на ногу 2х60-100 м.

Бег на ритм .

3. Прыжки на правой ноге 20-30 м + на левой ноге 20-30 м.

Бег на ритм .

Примерный недельный микроцикл на зимнем соревновательном этапе

Пн. Кросс 5-6 км. ОРУ гибкости – 15 мин. ОФП по 3 варианту 2-3 серии. Бег в смешанном режиме 2 км + бег в медленном темпе 2 км.

Вт. Кросс 10-12 км при ЧСС 140-150 уд/мин. ОРУ гибкости – 15 минут. СБУ – 30-40 м. Медленный бег 2 км.

Ср. Разминка 20-25 минут. ОРУ гибкости 15 минут. Повторный бег , между сериями медленный бег 2 км.

Чт. Кросс 8-10 км. ОРУ гибкости. СБУ 40 минут. Баня.

Пт. Разминка 25-30 минут. ОРУ гибкости. 400 м + 300 м + 200 м + 100 м. Медленный бег 2-3 км.

Сб. Разминка 25-30 минут. ОРУ гибкости. Бег на ритм 5-6х100 м.

Вс. Участие в соревнованиях.

На зимнем соревновательном этапе не следует применять длительные (более 15 км) кроссы и объемные гликолитические нагрузки, вызывающие большое закисление в организме.

По окончании этапа зимних соревнований необходимо провести недельный, а при количестве стартов 10 и более – 10-дневный восстановительный микроцикл.

Необходимо также помнить, что прежде, чем показать результат, соответствующий уровню функциональной подготовки, требуется участие в 3-4 соревнованиях на дистанции длиннее и короче основной.

Второй базовый этап подготовки

Начинается он с марта и продолжается 6 – 8 недель. Тренировка бегунов направлена в основном на дальнейшее повышение возможностей аэробной системы и совершенствование специальной силовой подготовки. Поэтому основными средствами подготовки будут: непрерывный длительный бег, темповой бег, круговая тренировка и бег в гору. Общий объем бега составляет 90 – 100 %. Смешанный режим - 20 – 25 %, анаэробный режим - 1 – 2 %.

В настоящее время для более качественной подготовки многие бегуны используют среднегорье, то есть высоту 1800 – 2000 м над уровнем моря. При тренировке в таких условиях надо быть осторожным при выборе средств тренировки и, особенно, интенсивности тренировочного процесса. Необходим постоянный контроль за ЧСС и очень важно, чтобы основной объем работы был выполнен в устойчивом состоянии, то есть ЧСС 150 – 160 уд/мин. Первые 5 – 7 дней отводятся на адаптацию организма к условиям с пониженным содержанием кислорода. В течение 10 дней выполняется основной объем тренировочной работы. Обязательным условием при тренировке на высокогорье должно быть восстановление всех систем бегуна, а также опорно-двигательного аппарата в тех условиях, в которых выполнен основной объем работы. Поэтому объемные, интенсивные или контрольные тренировки следует проводить за 3 – 4 дня до окончания УТС.

Примерный недельный микроцикл на вторую половину базового этапа.

Пн. Кросс 5 – 6 км. ОРУ гибкости. ОФП по второму варианту – 3-4 серии, между сериями бег в сменном режиме 1-2 км. Медленный бег 2-3 км.

Вт. Длительный кроссовый бег 12-15 км. ОРУ гибкости.

Ср. Разминка 5-6 км. ОРУ гибкости. Темповый бег 8-10 км при ЧСС 160-180 уд/мин. Бег на ритм 10х100 м в гору. Медленный бег 2-3 км.

Чт. Разминка 20-40 минут. Баня.

Пт. Кросс 5-6 км. ОРУ гибкости. Бег в гору 8-10х400 м. Бег в смешанном режиме 2 км. Медленный бег 2 км.

Сб. Кросс 10-12 км. ОРУ гибкости 15 минут. СБУ 40-50 м – 2 раза.

Вс. Длительный кроссовый бег 20-25 км при ЧСС 140-160 уд/мин. ОРУ гибкости 15-20 минут.

Тренировка бегунов на средние и длинные дистанции на предсоревновательном этапе подготовки

Подготовительный период заканчивается предсоревновательным этапом. Основные задачи, решаемые на этапе, сводятся к обеспечению постепенного перехода к выполнению интенсивной нагрузки в соревновательном периоде. Если на предыдущем этапе выполнение большого объема бега было направлено, главным образом, на увеличение аэробной емкости и мощности, то на предсоревновательном этапе с помощью повторного и интервального бега повышается емкость и мощность анаэробного механизма при сохранении достигнутого уровня аэробных возможностей, для чего используется переменный и равномерный бег. Продолжительность этапа 4-5 недель. Сроки – апрель-май.

При переходе к работам анаэробного характера не должно быть резкого изменения характера тренировочной работы, иначе можно нарушить сложившиеся ранее взаимосвязи между физиологическими функциями биохимическими процессами, что сведет на нет итоги большой работы в подготовительном периоде. В начале предсоревновательного этапа две-три недели используются длинные отрезки, примерно равные длине соревновательной дистанции и пробегаются значительно ниже соревновательной скорости. Затем медленно уменьшается длина отрезков и увеличивается скорость. Максимальная скорость на этом этапе не используется.

Для развития скоростно-силовых качеств изменяется структура круговой тренировки по ОФП. В большом количестве используются прыжки на одной ноге, с ноги на ногу с повышенной интенсивностью, прыжки через барьеры, бег и прыжки в гору. Постепенно включаются тройные, пятерные, десятерные прыжки. Между сериями применяется спринтерский бег.

Одновременно с развитием функциональных и силовых качеств уделяется большое внимание совершенствованию технической и тактической подготовки. Под технической надо понимать не только отработку техники бега на различных скоростях, но и технику выполнения специальных беговых и прыжковых упражнений. Со стороны, казалось бы, маловажным переход на другую обувь (с кроссовых туфлей на легкоатлетические), но это в большой мере отражается на «позе» (положении туловища во время бега). Поэтому этот переход необходимо выполнить плавно. На первой работе гликолитического характера выполняется ¼ часть отрезков в легкоатлетических шипах, на второй-1/2 часть, третьей – ¾.

Для сохранения аэробной мощности и даже для повышения ее уровня одновременно значительно плавнее произойдет переход к соревновательной скорости, нужно принят участие в 4-5 соревнованиях по кроссу, легкоатлетических эстафетах и пробегах.

Достижение высокого уровня функциональных возможностей организма еще не гарантирует достижение запланированного спортивного результата. Нужно уметь реализовать накопленный потенциал, а это тесно связано с проявлением волевых качеств. Поэтому при использовании средств, близких по продолжительности и интенсивности к соревновательной деятельности необходимо учить и требовать от бегуна умения «терпеть».

Соревновательная подготовка бегунов

Анализ подготовки ведущих наших бегунов на средние и длинные дистанции показывает, что большинство из них, выполняя значительную по объему и интенсивности работу, не уступающей нагрузки лучших спортсменов мира, зачастую не могут реализовать свой уровень подготовки и добиться высоких результатов. Соревнования – самая специфическая часть системы подготовки спортсменов. Именно в соревнованиях спортсмены сталкиваются с самыми высокими по интенсивности и психологической напряженности физическими нагрузками. Это обстоятельство обязывает точно планировать общее количество состязаний, число стартов, требующих максимальной мобилизации, интервалы между ними и уровень достижений в соревнованиях, не относящихся к разряду главных.

Анализ соревновательной подготовки показывает, что этот период у бегунов распадается на 4 этапа, каждый из которых характеризуется определенной структурой, количеством стартов, уровнем результатов, а главное- «психической» направленностью и целевой направленностью.

Первый этап (тренировочный) соревновательного периода длится 3-5 недель и направлен на развитие спортивной формы. В большинстве случаев он проходит в виде серии соревнований с интервалами от 3 до 9 дней. На этом этапе не ставится задача показа максимального результата, а направленность стартов связана с решением тактических задач и повышением уровня специальной физической подготовленности. Следует отметить, что тренировочная нагрузка на этом этапе подчинена соревнованиям и связана с ними жесткой зависимостью по показателю интенсивности тренировочной нагрузки и наоборот.

Второй этап соревновательного периода связан с отбором спортсменов в сборную команду и длиться не больше 3 недель. Этап должен включать, как правило, не более двух соревнований, из которых второе является главным. На втором этапе меняется установка на соревнования и повышается их «психологическая» напряженность.

Третий этап соревновательного периода связан с непосредственной подготовкой к главному старту сезона. Он проходит в условиях, когда с приближением главного старта увеличивается «психологическая напряженность». Его длительность – 5-7 недель. Первые недели проходят в восстановительном режиме, способствующем снятию высокого нервного напряжения. Последующие недели проходят в условиях напряженной тренировки или начала второй серии стартов. При возможности эти сроки используются для тренировки в условиях среднегорья. В последние 2 недели в большинстве случаев проводится подводящая работа без соревнований. Заканчивается этап главным стартом сезона.

Четвертый этап соревновательного периода связан с участием в соревнованиях, проводящихся после главного старта для реализации спортивной формы, а также участие в ряде коммерческих стартов. Этап проходит в виде серии стартов с интервалом 3-8 дней. Важной задачей тренировки на этапе основных соревнований является уже не повышение уровня физической подготовленности, а создание условий для успешного выступления и достижения наивысших спортивных результатов в главных соревнованиях года. При решении указанной задачи трудно выделить какую либо типичную модель недельного тренировочного цикла, так как на данном этапе очень много зависит от индивидуальных особенностей бегуна, от степени его физического и психологического восстановления после напряженной тренировки или участия в соревнованиях.

Распределение тренировочных средств при подготовке к соревнованиям зависит от продолжительности интервала между ними. Если интервал составляет не более 1 недели, используется лишь непрерывный бег в восстановительном режиме и спринтерский бег на отрезках 100-150 м. Если интервалы достигают 2 недели, в тренировку включаются 3 занятия с использованием повторного бега со скоростью 85-90 % на отрезках 300-500, 600-1000 м. В остальных занятиях применяется непрерывный бег с ЧСС от 140 до 160 уд/мин.

Для развития силовых способностей опорно-двигательного аппарата применяется третий комплекс упражнений, а также тройные, пятерные, десятерные прыжки.

Переходный период.

После завершения выступлений в соревнованиях начинается данный период. Его продолжительность и содержание у бегуна определяются состоянием здоровья, напряженностью соревновательного периода. Проводится он обычно в октябре 3-4 недели. Основными задачами периода являются: обеспечение активного отдыха с сохранением уровня физической подготовленности.

Основными средствами в тренировке являются: общефизическая подготовка, медленный кроссовый бег, спортивные игры, длительные прогулки. Для сохранения уровня функциональной подготовки бегуны участвуют в легкоатлетических пробегах, кроссах, эстафетах. Большое внимание следует уделить общеразвивающим упражнениям на гибкость и упражнениям, укрепляющим подошвенный свод стопы. В неделю проводится не более 5 учебно-тренировочных занятий.

Одной из самых основных проблем в беге на выносливость является определение объемов бега и интенсивности выполнения нагрузок. Предлагают наиболее доступный и достаточно информативный способ определения, сколько бежать и как быстро бежать. Бегуну предлагается нагрузка: бег на отрезке от 300 до 1000 м и интенсивность подъема ЧСС до 180 уд/мин. Потом измеряется частота сердечных сокращений ровно через одну минуту. Если пульс снизился до 130-140 уд/мин, можно выполнять объемную или интенсивную тренировочную работу. Но если ЧСС через 1 минуту снизился до 160-170 уд/мин, то тренировочная нагрузка должна носить восстановительных характер. Или если тренировочная работа носит повторный или интервальный характер и после очередной пробежки через 1 минуту ЧСС снизилась до 160-170 уд/мин, ее необходимо заканчивать.

Годовые объемы общего бега

Дистанция I разряд КМС МС МСМК
800, 1500 м 2000-2500 2500-3000 3000-3500 4000-4500
5000, 10000 м 3000-3200 3200-3600 3600-4200 4200-5000
Марафон 3500-4000 4000-5000 5000-6000 6000-7000

Восстановительный режим 20-30 %.

Поддерживающий режим 50-60 %.

Развивающий режим 10-25 %.

Анаэробно-гликолитический режим 2-6 %.

Анаэробно-алактатный режим 2-3 %.

Список литературы

1. Казлаускас В.А. Модель подготовки бегунов на сверхдлинные дистанции.- Вильнюс: Мокслас, 1986. – 92 с.

2. Кароблис П. Секреты» финнов // Легкая атлетика. – 1976. - № 10. – С. 19-22.

3. Куличенко В., Суслов Ф. Логика и простота (тренировка бегунов Кении накануне чемпионата мира по кроссу 1994 г.) // Легкая атлетика. – 1994. - № 8.– С. 30.

4. Лидьярд А. Бег к вершинам мастерства. – М.: ФИС, 1968.

5. Методика тренировки в легкой атлетике. Учебное пособие под общ. ред. В.А. Соколова, Т.П. Юшкевича, Э.П. Пазюбанова. – Мн.: «Полымя», 1994.

6. Полунин А.И. Соревновательная деятельность бегунов на длинные дистанции. – М.: Советский спорт, 1990. – 64 с.

7. Сидоренко В.А. Подготовка бегунов на средние и длинные дистанции. – М.: ФиС, 1990.

8. Тихонов С. Кенийцы: секретов нет, есть только работа! // Легкая атлетика. – 1994. – № 1. – С. 45 – 46.

9. Хоменков Л.С. Учебник тренера по легкой атлетике. – М.: ФиС, 1982.

 

Литература

1. Казлаускас В.А. Модель подготовки бегунов на сверхдлинные дистанции. - Вильнюс: Мокслас, 1986. – 92 С.

2. Королев Г.И. О фазе полета // Легкая атлетика. – 1989. - №6. – С. 11-19.

3. Королев Г.И. Техническая подготовка скороходов. – М.: ФиС, 1988.

4. Легкая атлетика. Правила соревнований.–М.:Терра-спорт, 2000. – 128 с.

5. Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры. – М.:ФиС, 1989. – С. 255 – 334.

6. Полосков А. Рекорд Валерия Спицына // Легкая атлетика. – 2000. - №7.- С. 26 – 27.

7. Полунин А.И. Соревновательная деятельность бегунов на длинные дистанции. – М.: Советский спорт, 1990.- 64 с.

8. Реннель Т.Р. Обучение технике спортивной ходьбы // Методика обучения легкоатлетическим упражнениям: учебное пособие для институтов физической культуры и факультетов физического воспитания ВУЗов // под общ. ред. М.П. Кривоносова, Т.П. Юшкевича. – Мн.: Вышэйшая школа, 1986.– С. 138-149.

9. Сидоренко В.А. Подготовка бегунов на средние и длинные дистанции. – М.:ФиС, 1990.

 

     БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Кафедра легкой атлетики

 

ЛЕКЦИЯ

Введение в предмет "Спортивно профессиональной подготовки"

 

 

Лекцию подготовил ст.преподаватель кафедры

легкой атлетики Аврутин С.Ю.

 

Минск, 2002

 

План

Цели и задачи дисциплины - ст.1.

 

Раздел I Общие вопросы теории "СПП "стр.2,3.

 

Раздел II Техника л/а упражнений и методика обучения стр.4-7.

 

Раздел III Методика организации различной деятельности студентов стр.7.

 

Раздел IУ Методика преподавания стр.

 

 

Цели и задачи дисциплины.

 

Цель "Спортивно - профессиональная подготовка" заключается в овладении студентами знаний, формировании умений и навыков в спортивной ходьбе, прыжках, метаниях и дополнительных видах спорта.

 

Задачи

- сохранение и укрепление здоровья студентов, поддерживание их социальной работоспособности;

- овладение знаниями история легкой атлетики; техника и методика обучения бегуна на короткие и длинные дистанции, эстафетному бегу, метанию копья, диска, толканию ядра, прыжков в длину, высоту, тройной и с шестом, спортивной ходьбе, по организации и проведении. соревнований по легкой атлетике;

- изучение и совершенствование специальных упражнений легкоатлета;

- формирование у студентов профессионально - педагогических умений и навыков, необходимых для самостоятельного проведения частей урока.

- проверка и закрепление знаний студентов, полученных на лекционных и методических занятиях;

- самостоятельное изучение студентами учебной и научно - методической литературы, реферирование литературных источников, составление конспектов, овладение техникой видов;

- сдача контрольных нормативов в пройденных видах легкой атлетики.

 

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ "СПП"

 

Цель - дать студентам представление о изучаемой дисциплине.

 

Задачи:1) Изучить программу СПП.

        2) Знать содержание и задачи курса.

 

 

Тема. История легкой атлетики.

 

Цель - расширить познания студентов в области истории легкой атлетики.

 

  Ознакомить студентов с возникновением легкой атлетики.

Дать представление о развитии легкой атлетики в мире РБ.

  В содержании этого раздела информация о зарождении видов легкой атлетики, начало развития легкоатлетических упражнений. Развитие олимпийского движения. Начало развития современного легкоатлетического спорта. Участие женщин в Олимпийских играх, МОК и НОК. Участие белорусских спортсменов в ОИ, ЧМ.ЧЕ.

Совершенствование знаний, умений навыков в организации и проведении соревнований.

Целью является углубление знаний, умений и навыков студентов в организации и проведении соревнований по легкой атлетике.

Задачи: 1) Ознакомить студентов с работой судейской коллегии; 2) Научить студентов обрабатывать протоколы соревнований

Содержание - обязанности судейского корпуса. Работа главного судьи и секретаря. Определение командных результатов. Обязанности судей на видах. Соревнования вне стадиона

 

Раздел II.

Техника легкоатлетических упражнений и методика обучения.       

 Классификация л/а упражнений.

 Цель раздела - создать представление о структуре и содержание видов легкоатлетических упражнений.

Задачи:

1). Изучить содержание классификации л/а упражнений.

2). Общие закономерности и особенности обучения.

 

Содержание:

В данном разделе рассматриваются вопросы касающиеся анализа техники видов легкой атлетики включенные в программу СПП:

анализ техники спортивной ходьбы, бега на короткие и длинные дистанции, прыжков в длину, высоту, тройным, л/а метаний.

Изучать общие закономерности и особенности обучения, структуру легкоатлетических упражнений.

Сделать биомеханический анализ техники видов л/а. Дать краткую историческую справку о истории возникновения видов л/а включенных в программу СПП.

В изучении техники ходьбы и бега на средние и длинные дистанции нужно рассказать о движениях рук, ног и таза, движении маховой ногой, поворота таза и движении опорной ногой, технике отталкивания, мышцах участвующих в отталкивании.

Фазе амортизации, положение туловища и движениях рук. Дать основные временные и пространственные параметры.

В разделе бег на короткие дистанции, эстафетный бег нужно ознакомить студентов с основными кинематическими и динамическими параметрами. Отталкиванию, полету, постановке ноги, бегу по прямой и повороту, старту и стартовому разгону, дать кривые изменения скорости в беге, рассказать о преимуществе низкого старта, видах эстафетного бега, способах передачи эстафетной палочки.

Рассказать о влиянии правильной передачи эстафетной палочки на спортивный результат.

При изучении барьерного бега основной целью является углубить знание студентов в области техники барьерного бега и методике обучения барьерному бегу. Рассказать о специфике барьерного бега, особенностях старта и стартового разгона, рассказать о видах барьерного бега, особенностях техники бега между барьерами, ритме барьерного бега об изменениях кинематических и динамических характеристик в зависимости от изменения высоты препятствия.

При изучении л/а прыжков, нужно ознакомить студентов с такими элементами прыжка как разбег, подготовка и отталкивание, полетная фаза, приземление "Постановка ноги на отталкивании, углах вылета, работе рук, углах сгибания маховой и толчковой ноги, влияние скорости разбега и постановки ноги на конечный результат о роли маховых движений.

В разделе легкоатлетических метание нужно ознакомить занимающихся с техникой исполнения видов, рассказать о важности правильного держания и выпуска снаряда. О требованиях предъявляемых к снаряду, о способах разгона снаряда, подготовке и финальному усилию, финальном усилии и выпуске снаряда, удержании равновесия.

РАЗДЕЛ III. Методика организации различной деятельности студентов.

   Данный раздел программы рассматривает методику организации управленческой, учебно-спортивной, культурно-массовой деятельности студентов, организацию самоконтроля, учет и оценку тренировочной нагрузки, техника безопасности на занятиях легкой атлетикой.

Данный раздел ознакамливает студентов с процессом тренировки, учит, как нужно правильно и с пользой для здоровья заниматься легкой атлетикой, быть внимательным, профессионально относится к требованиям предъявляемых к занятию, распознавать спортивные травмы, уметь оказывать страховку и помощь, знать права и обязанности руководителей и тренеров.

РАЗДЕЛ IУ. Методика преподавания.

Весь курс СПП рассчитан на два года.

В первый год обучения студенты овладевают такими видами как

- спортивная ходьба

- бег на средние и длинные дистанции

- бег на короткие дистанции

- эстафетный бег

- барьерный бег

- прыжки в длину (3 стиля)

- толкание ядра, метание копья.

 

 

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО СПП

1.Легкая атлетика: учебник для институтов физической куль

Под ред. Н.Г.Озолина и др. - М.:

Физкультура и спорт, 1989 - 671 с.

2. Методика обучения легкоатлетическим упражнениям. Учеб. пособие для институтов физической культуры/ Под общ.ред. М.П.Кривоносова, Т.П.Юшкевича - МН.: Вышэйшая школа, 1986.-312 С.

3. Легкая атлетика. Правила соревнований-М.: Физкультура и спорт, 1978.- 199С.

4. Организация и судейство соревнований по легкой атлетике. - М.:

Физкультура и спорт,-336 С.

5. Книга легкоатлета/ Составитель П.Г. Болотников.-М.: Физкультура и спорт, 1971.-282 С.

6. Озолин Э.С. Спринтерский бег.- М.: Физкультура и спорт, 1986-159 С.

7. Макаров А.Н. Бег на средние и длинные дистанции.- М.: Физкультура и спорт, 1973.- 240 С.

 

 

Наглядные пособия: кинограммы, видеофильмы, диофильмы по технике бега, спортивной ходьбе и метаниям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.108 с.)