Рекорды мира и РБ на январь 2002 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рекорды мира и РБ на январь 2002 года



Рекорды мира и РБ на январь 2002 года

 

Мира

РБ

Дистанция Кто Результат Кто Результат

Мужчины

800 У. Кипкетер, Дания 1.41,11 А. Макаревич 1.44,84
1500 И. Эль-Герруж, Марокко 3.26,00 А. Ракипов 3.36,16
5000 Х. Гебреселасие, Эфиопия 12.39,36 А. Федоткин 13.17,66
10000 Х. Гебреселасие, Эфиопия 26.22,75 А. Федоткин 27.41,9
Марафон К. Ханкоучи, Марокко 2:05.42 В. Котов 2:10.58
3000 с/п Х. Булами, Марокко 7.55,28 А. Воробей 8.25,2

Женщины

800 Я. Кратофилова, Чехослов. 1.53,28 Р. Аглетдинова 1.56,24
1500 Цу Юньсия, КНР 3.50,10 Р. Аглетдинова 3.58,40
5000 Янг Бо, КНР 14.28,09 О Кравцова 14.47,75
10000 Ван Дзунься, КНР 29.31,78 Е. Хроменкова 31.42,02
Марафон К. Ндереба, Кения 2:18.47 Н. Биктагирова 2:26.26

История развития бега

Классическим в беге на средние дистанции является бег на 800 и 1500 м. Кроме этих дистанций в программу соревнований включают дистанции 600, 1000 и 2000 метров.

В программу Олимпийских игр бег на 800 и 1500 м у мужчин включили в 1896 году. Женщины начали соревноваться на 800 м в 1928 году – VIII ОИ, но до 1960 года он был исключен. На XVII ОИ в Риме его восстановили и чемпионкой стала Л. Лысенко (СССР) – 2.04,3. Белорусска Н. Духнова на Олимпиаде в Сиднее в 2000 году была четвертой в забеге – 2.03,20. У мужчин в беге на 800 м Н. Киров в 1980 году на XXII ОИ занял 3 место с результатом 1.46,0. В 1992 году в Барселоне выступал А. Макаревич. Он в полуфинале показал результат 1.46,69 и в финал не попал. П. Пелепягин в 2000 году в Сиднее занял 24 место (7-е место в полуфинале) с результатом 1.50,37.

Дистанцию 1500 м в программу ОИ у мужчин включили в 1896 году. Три белорусских бегуна выступали на Олимпийских играх. На XVI ОИ в 1956 году Е. Соколов в забеге показал 3.49,2 и занял 6-е место, в 1968 году в Мехико М.Желобовский с результатом 3.59,0 занял 11 место в полуфинале и А. Ракипов в Барселоне в 1992 году в финале занял 12-е место с результатом 3.44,66. Женщины впервые начали соревноваться на 1500 м на ОИ в 1972 году и первой олимпийской чемпионкой стала Л. Брагина (СССР) с результатом 4.01,4. Белорусские бегуньи выступили на этой дистанции на ОИ в 1996 году – Н.Духнова была 14.

Бег на 5000 и 10000 м является классическим у мужчин и женщин. У мужчин в программу ОИ был включен в 1900 году на II играх. Только А.Федоткин выступал на XXII ОИ в 1980 году и занял 8-е место в финале с результатом 13.24,01. На дистанции 5000 м женщины впервые начали соревноваться в 1996 году, а 10000 м включили в 1988 году и первой олимпийской чемпионкой стала О.Бондаренко с результатом 31.05,21.

На марафонской дистанции мужчины соревнуются с 1896 года. А.Гоцкий в 1976 году на XXI ОИ выступал на этой дистанции и с результатом 2:15.34 занял 9 место. В.Котов в 1980 году на XXII ОИ занял 4-е место – 2:12.05. У женщин марафон в программу включили в 1984 году. Белорусская бегунья Н.Биктагирова в 1992 году в Барселоне была дисквалифицирована. В 1996 году Н.Мазовка заняла 24-е место, Н.Галушко – 50, Н.Биктагирова – сошла.

Также у мужчин в программу ОИ включена дистанция 3000 м с препятствиями (с 1900 года). М. Салтыков в 1952 году в Хельсинки на XV ОИ занял 7-е место – 8.56,2.

Планирование тренировочного процесса

Годичный цикл, используемый нашими бегунами, имеет три периода:

- подготовительный (29 – 32 недели);

- соревновательный (17 – 18 недель);

- переходный (3 – 4 недели).

Наиболее важным и продолжительным периодом годичного цикла является подготовительный. В это время решаются основные задачи подготовки бегунов к выполнению нужного объема специальной работы, которая обеспечивает успешное выступление в соревнованиях. Подготовительный период включает 5 этапов:

- втягивающий (3 – 4 недели);

- базовый (10 – 11 недель);

- зимний соревновательный (4 – 6 недель);

- второй базовый (5 – 6 недель);

- предсоревновательный (3 – 4 недели).

Основной задачей втягивающего этапа является восстановление, а затем повышение уровня развития функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Длительность определяется от уровня функционального состояния конкретного бегуна.

В недельных микроциклах проводится 7 – 9 тренировочных занятий. Общий беговой объем работы достигает к концу этапа 80 – 85 % от максимального для данного года. В это время и выполняется, главным образом, ненапряженная равномерная работа аэробного характера для повышения возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для развития силовых возможностей используется круговая тренировка. Скоростные качества восстанавливаются и развиваются с помощью спортивных игр.

Первый базовый этап

Важнейшими задачами первого базового этапа являются: повышение общефизической подготовленности и увеличение возможностей основных функциональных систем организма, то есть повышение аэробной эффективности и емкости, а также увеличение аэробной мощности; развитие силовых способностей, главным образом силовой выносливости; повышение уровня скоростных качеств.

Решение задач осуществляется за счет: непрерывного равномерного бега с ЧСС 130 – 150 уд/мин, темпового бега с ЧСС 160 – 180 уд/мин, повторного бега на отрезках 100 – 200 м, круговой тренировки.

Объем бега 90 – 100 % от максимально запланированного месячного. Аэробно-анаэробные нагрузки составляют 10 – 12 %, анаэробные 1 %.

Комплекс упражнений №2 для развития общефизической подготовки на базовом этапе.

1. Приседания с партнером: вниз медленно, вверх быстро, поднимаясь на переднюю часть стопы.

2. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса из положения лежа «складной ножик».

3. Имитация атаки барьера с двух ног – махи.

4. «Зайчик».

5. Наклон вперед – наклон назад.

6. Упражнения для укрепления мышц спины в парах.

7. Прыжки на одной ноге на ступеньку.

8. Высокое поднимание бедра.

Время выполнения каждого упражнения – 40 секунд. Отдых – 15 – 20 секунд. После выполнения серии проводится бег 1 – 2 км в смешанном режиме, то есть при ЧСС 160 – 170 уд/мин.

Примерный недельный микроцикл на базовом этапе

Пн. Кросс 7 – 8 км. ОРУ гибкости 15 – 20 минут. ОФП по второму варианту – 3серии. Между сериями бег в смешанном режиме 1 км. Медленный бег 3–4 км.

Вт. Кросс 10 – 12 км при ЧСС 130 – 140 уд/мин. ОРУ гибкости –               15 минут. СБУ- 40 – 60 м х 2 раза. Медленный бег 2-3 км.

Ср. Разминка 25 – 30 минут. ОРУ гибкости – 15 минут. Темповый бег – 6-10 км при ЧСС 160 – 180 уд/мин. Бег на ритм 8-10х100 м. Медленный бег    2-3км.

ЧТ. Кросс 8-10 км. ОРУ гибкости. Баня.

Пт. Кросс 7-8 км. ОРУ гибкости – 15–20 мин. ОФП – 2 вариант. 3 серии. Между сериями бег в смешанном режиме 1 км. Медленный бег 2-3 км.

Сб. Кросс 15 – 20 км. ОРУ гибкости. Бег на ритм 8 – 10х100 м. Медленный бег 2 км.

Вс. Отдых.

Главная задача, которую мы должны решить при выполнении вышеизложенной работы – создать «специальный фундамент», который можно охарактеризовать следующими параметрами: высоким МПК (с отклонением не более 5 % от индивидуального максимума, высокой скоростью потребления кислорода на уровне анаэробного потребления (85 – 90 % от МПК), эффективной и экономичной техникой, сглаживание противоречий между жировым и углеводным обменом, высоким уровнем силовых способностей мышц. Показатель МПК для бегунов на средние и длинные дистанции варьирует у мужчин от 60 до 85 мл/мин/кг, а у женщин – от 55 до 75 мл/мин/кг.

Высокий уровень МПК создает предпосылки достижения и более высоких скоростей передвижения на уровне аэробного и анаэробного порогов. Ряд исследований показали, что скорость бега и уровень потребления О2 на уровне аэробного порога (2 ммоль/л) составляет у спортсменов высокой квалификации около 60 % от МПК, а на уровне анаэробного порога (4 ммоль/л) около 80 % от МПК. Скорость бега на базовом этапе на уровне аэробного порога является самой экономичной с позиций биохимической экономизации.

Важнейшим компонентом специального фундамента является развитие силовых способностей мышц, непосредственно обеспечивающих соревновательное упражнение, поэтому мышцам, несущим основную нагрузку, направленную на передвижение тела, следует уделять особое внимание и использовать для их подготовки более сильные (по сравнению с соревновательными) тренирующее воздействие.

Развитие силы и выносливости должно приводить к умеренной гипертрофии поперечника миофибрилл и к более значительному повышению окислительной способности мышц за счет роста митохондриальной массы, капилляризации мышц, активности ферментов. Окислительной и сократительной способности мышечных волокон могут совершенствоваться при интенсивности нагрузки, не превышающей уровень анаэробного порога (ЧСС до 170 уд/мин, лактат не более 4-5 ммоль/л). Слишком большие объемы силовых нагрузок и значительные отягощения могут привести к значительной гипертрофии миофибрилл и к снижению окислительных способностей мышечных волокон.

Примерный недельный микроцикл на вторую половину базового этапа.

Пн. Кросс 5 – 6 км. ОРУ гибкости. ОФП по второму варианту – 3-4 серии, между сериями бег в сменном режиме 1-2 км. Медленный бег 2-3 км.

Вт. Длительный кроссовый бег 12-15 км. ОРУ гибкости.

Ср. Разминка 5-6 км. ОРУ гибкости. Темповый бег 8-10 км при ЧСС 160-180 уд/мин. Бег на ритм 10х100 м в гору. Медленный бег 2-3 км.

Чт. Разминка 20-40 минут. Баня.

Пт. Кросс 5-6 км. ОРУ гибкости. Бег в гору 8-10х400 м. Бег в смешанном режиме 2 км. Медленный бег 2 км.

Сб. Кросс 10-12 км. ОРУ гибкости 15 минут. СБУ 40-50 м – 2 раза.

Вс. Длительный кроссовый бег 20-25 км при ЧСС 140-160 уд/мин. ОРУ гибкости 15-20 минут.

Тренировка бегунов на средние и длинные дистанции на предсоревновательном этапе подготовки

Подготовительный период заканчивается предсоревновательным этапом. Основные задачи, решаемые на этапе, сводятся к обеспечению постепенного перехода к выполнению интенсивной нагрузки в соревновательном периоде. Если на предыдущем этапе выполнение большого объема бега было направлено, главным образом, на увеличение аэробной емкости и мощности, то на предсоревновательном этапе с помощью повторного и интервального бега повышается емкость и мощность анаэробного механизма при сохранении достигнутого уровня аэробных возможностей, для чего используется переменный и равномерный бег. Продолжительность этапа 4-5 недель. Сроки – апрель-май.

При переходе к работам анаэробного характера не должно быть резкого изменения характера тренировочной работы, иначе можно нарушить сложившиеся ранее взаимосвязи между физиологическими функциями биохимическими процессами, что сведет на нет итоги большой работы в подготовительном периоде. В начале предсоревновательного этапа две-три недели используются длинные отрезки, примерно равные длине соревновательной дистанции и пробегаются значительно ниже соревновательной скорости. Затем медленно уменьшается длина отрезков и увеличивается скорость. Максимальная скорость на этом этапе не используется.

Для развития скоростно-силовых качеств изменяется структура круговой тренировки по ОФП. В большом количестве используются прыжки на одной ноге, с ноги на ногу с повышенной интенсивностью, прыжки через барьеры, бег и прыжки в гору. Постепенно включаются тройные, пятерные, десятерные прыжки. Между сериями применяется спринтерский бег.

Одновременно с развитием функциональных и силовых качеств уделяется большое внимание совершенствованию технической и тактической подготовки. Под технической надо понимать не только отработку техники бега на различных скоростях, но и технику выполнения специальных беговых и прыжковых упражнений. Со стороны, казалось бы, маловажным переход на другую обувь (с кроссовых туфлей на легкоатлетические), но это в большой мере отражается на «позе» (положении туловища во время бега). Поэтому этот переход необходимо выполнить плавно. На первой работе гликолитического характера выполняется ¼ часть отрезков в легкоатлетических шипах, на второй-1/2 часть, третьей – ¾.

Для сохранения аэробной мощности и даже для повышения ее уровня одновременно значительно плавнее произойдет переход к соревновательной скорости, нужно принят участие в 4-5 соревнованиях по кроссу, легкоатлетических эстафетах и пробегах.

Достижение высокого уровня функциональных возможностей организма еще не гарантирует достижение запланированного спортивного результата. Нужно уметь реализовать накопленный потенциал, а это тесно связано с проявлением волевых качеств. Поэтому при использовании средств, близких по продолжительности и интенсивности к соревновательной деятельности необходимо учить и требовать от бегуна умения «терпеть».

Соревновательная подготовка бегунов

Анализ подготовки ведущих наших бегунов на средние и длинные дистанции показывает, что большинство из них, выполняя значительную по объему и интенсивности работу, не уступающей нагрузки лучших спортсменов мира, зачастую не могут реализовать свой уровень подготовки и добиться высоких результатов. Соревнования – самая специфическая часть системы подготовки спортсменов. Именно в соревнованиях спортсмены сталкиваются с самыми высокими по интенсивности и психологической напряженности физическими нагрузками. Это обстоятельство обязывает точно планировать общее количество состязаний, число стартов, требующих максимальной мобилизации, интервалы между ними и уровень достижений в соревнованиях, не относящихся к разряду главных.

Анализ соревновательной подготовки показывает, что этот период у бегунов распадается на 4 этапа, каждый из которых характеризуется определенной структурой, количеством стартов, уровнем результатов, а главное- «психической» направленностью и целевой направленностью.

Первый этап (тренировочный) соревновательного периода длится 3-5 недель и направлен на развитие спортивной формы. В большинстве случаев он проходит в виде серии соревнований с интервалами от 3 до 9 дней. На этом этапе не ставится задача показа максимального результата, а направленность стартов связана с решением тактических задач и повышением уровня специальной физической подготовленности. Следует отметить, что тренировочная нагрузка на этом этапе подчинена соревнованиям и связана с ними жесткой зависимостью по показателю интенсивности тренировочной нагрузки и наоборот.

Второй этап соревновательного периода связан с отбором спортсменов в сборную команду и длиться не больше 3 недель. Этап должен включать, как правило, не более двух соревнований, из которых второе является главным. На втором этапе меняется установка на соревнования и повышается их «психологическая» напряженность.

Третий этап соревновательного периода связан с непосредственной подготовкой к главному старту сезона. Он проходит в условиях, когда с приближением главного старта увеличивается «психологическая напряженность». Его длительность – 5-7 недель. Первые недели проходят в восстановительном режиме, способствующем снятию высокого нервного напряжения. Последующие недели проходят в условиях напряженной тренировки или начала второй серии стартов. При возможности эти сроки используются для тренировки в условиях среднегорья. В последние 2 недели в большинстве случаев проводится подводящая работа без соревнований. Заканчивается этап главным стартом сезона.

Четвертый этап соревновательного периода связан с участием в соревнованиях, проводящихся после главного старта для реализации спортивной формы, а также участие в ряде коммерческих стартов. Этап проходит в виде серии стартов с интервалом 3-8 дней. Важной задачей тренировки на этапе основных соревнований является уже не повышение уровня физической подготовленности, а создание условий для успешного выступления и достижения наивысших спортивных результатов в главных соревнованиях года. При решении указанной задачи трудно выделить какую либо типичную модель недельного тренировочного цикла, так как на данном этапе очень много зависит от индивидуальных особенностей бегуна, от степени его физического и психологического восстановления после напряженной тренировки или участия в соревнованиях.

Распределение тренировочных средств при подготовке к соревнованиям зависит от продолжительности интервала между ними. Если интервал составляет не более 1 недели, используется лишь непрерывный бег в восстановительном режиме и спринтерский бег на отрезках 100-150 м. Если интервалы достигают 2 недели, в тренировку включаются 3 занятия с использованием повторного бега со скоростью 85-90 % на отрезках 300-500, 600-1000 м. В остальных занятиях применяется непрерывный бег с ЧСС от 140 до 160 уд/мин.

Для развития силовых способностей опорно-двигательного аппарата применяется третий комплекс упражнений, а также тройные, пятерные, десятерные прыжки.

Переходный период.

После завершения выступлений в соревнованиях начинается данный период. Его продолжительность и содержание у бегуна определяются состоянием здоровья, напряженностью соревновательного периода. Проводится он обычно в октябре 3-4 недели. Основными задачами периода являются: обеспечение активного отдыха с сохранением уровня физической подготовленности.

Основными средствами в тренировке являются: общефизическая подготовка, медленный кроссовый бег, спортивные игры, длительные прогулки. Для сохранения уровня функциональной подготовки бегуны участвуют в легкоатлетических пробегах, кроссах, эстафетах. Большое внимание следует уделить общеразвивающим упражнениям на гибкость и упражнениям, укрепляющим подошвенный свод стопы. В неделю проводится не более 5 учебно-тренировочных занятий.

Одной из самых основных проблем в беге на выносливость является определение объемов бега и интенсивности выполнения нагрузок. Предлагают наиболее доступный и достаточно информативный способ определения, сколько бежать и как быстро бежать. Бегуну предлагается нагрузка: бег на отрезке от 300 до 1000 м и интенсивность подъема ЧСС до 180 уд/мин. Потом измеряется частота сердечных сокращений ровно через одну минуту. Если пульс снизился до 130-140 уд/мин, можно выполнять объемную или интенсивную тренировочную работу. Но если ЧСС через 1 минуту снизился до 160-170 уд/мин, то тренировочная нагрузка должна носить восстановительных характер. Или если тренировочная работа носит повторный или интервальный характер и после очередной пробежки через 1 минуту ЧСС снизилась до 160-170 уд/мин, ее необходимо заканчивать.

Годовые объемы общего бега

Дистанция I разряд КМС МС МСМК
800, 1500 м 2000-2500 2500-3000 3000-3500 4000-4500
5000, 10000 м 3000-3200 3200-3600 3600-4200 4200-5000
Марафон 3500-4000 4000-5000 5000-6000 6000-7000

Восстановительный режим 20-30 %.

Поддерживающий режим 50-60 %.

Развивающий режим 10-25 %.

Анаэробно-гликолитический режим 2-6 %.

Анаэробно-алактатный режим 2-3 %.

Список литературы

1. Казлаускас В.А. Модель подготовки бегунов на сверхдлинные дистанции.- Вильнюс: Мокслас, 1986. – 92 с.

2. Кароблис П. Секреты» финнов // Легкая атлетика. – 1976. - № 10. – С. 19-22.

3. Куличенко В., Суслов Ф. Логика и простота (тренировка бегунов Кении накануне чемпионата мира по кроссу 1994 г.) // Легкая атлетика. – 1994. - № 8.– С. 30.

4. Лидьярд А. Бег к вершинам мастерства. – М.: ФИС, 1968.

5. Методика тренировки в легкой атлетике. Учебное пособие под общ. ред. В.А. Соколова, Т.П. Юшкевича, Э.П. Пазюбанова. – Мн.: «Полымя», 1994.

6. Полунин А.И. Соревновательная деятельность бегунов на длинные дистанции. – М.: Советский спорт, 1990. – 64 с.

7. Сидоренко В.А. Подготовка бегунов на средние и длинные дистанции. – М.: ФиС, 1990.

8. Тихонов С. Кенийцы: секретов нет, есть только работа! // Легкая атлетика. – 1994. – № 1. – С. 45 – 46.

9. Хоменков Л.С. Учебник тренера по легкой атлетике. – М.: ФиС, 1982.

 

Литература

1. Казлаускас В.А. Модель подготовки бегунов на сверхдлинные дистанции. - Вильнюс: Мокслас, 1986. – 92 С.

2. Королев Г.И. О фазе полета // Легкая атлетика. – 1989. - №6. – С. 11-19.

3. Королев Г.И. Техническая подготовка скороходов. – М.: ФиС, 1988.

4. Легкая атлетика. Правила соревнований.–М.:Терра-спорт, 2000. – 128 с.

5. Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры. – М.:ФиС, 1989. – С. 255 – 334.

6. Полосков А. Рекорд Валерия Спицына // Легкая атлетика. – 2000. - №7.- С. 26 – 27.

7. Полунин А.И. Соревновательная деятельность бегунов на длинные дистанции. – М.: Советский спорт, 1990.- 64 с.

8. Реннель Т.Р. Обучение технике спортивной ходьбы // Методика обучения легкоатлетическим упражнениям: учебное пособие для институтов физической культуры и факультетов физического воспитания ВУЗов // под общ. ред. М.П. Кривоносова, Т.П. Юшкевича. – Мн.: Вышэйшая школа, 1986.– С. 138-149.

9. Сидоренко В.А. Подготовка бегунов на средние и длинные дистанции. – М.:ФиС, 1990.

 

     БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Кафедра легкой атлетики

 

ЛЕКЦИЯ

Введение в предмет "Спортивно профессиональной подготовки"

 

 

Лекцию подготовил ст.преподаватель кафедры

легкой атлетики Аврутин С.Ю.

 

Минск, 2002

 

План

Цели и задачи дисциплины - ст.1.

 

Раздел I Общие вопросы теории "СПП "стр.2,3.

 

Раздел II Техника л/а упражнений и методика обучения стр.4-7.

 

Раздел III Методика организации различной деятельности студентов стр.7.

 

Раздел IУ Методика преподавания стр.

 

 

Цели и задачи дисциплины.

 

Цель "Спортивно - профессиональная подготовка" заключается в овладении студентами знаний, формировании умений и навыков в спортивной ходьбе, прыжках, метаниях и дополнительных видах спорта.

 

Задачи

- сохранение и укрепление здоровья студентов, поддерживание их социальной работоспособности;

- овладение знаниями история легкой атлетики; техника и методика обучения бегуна на короткие и длинные дистанции, эстафетному бегу, метанию копья, диска, толканию ядра, прыжков в длину, высоту, тройной и с шестом, спортивной ходьбе, по организации и проведении. соревнований по легкой атлетике;

- изучение и совершенствование специальных упражнений легкоатлета;

- формирование у студентов профессионально - педагогических умений и навыков, необходимых для самостоятельного проведения частей урока.

- проверка и закрепление знаний студентов, полученных на лекционных и методических занятиях;

- самостоятельное изучение студентами учебной и научно - методической литературы, реферирование литературных источников, составление конспектов, овладение техникой видов;

- сдача контрольных нормативов в пройденных видах легкой атлетики.

 

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ "СПП"

 

Цель - дать студентам представление о изучаемой дисциплине.

 

Задачи:1) Изучить программу СПП.

        2) Знать содержание и задачи курса.

 

 

Тема. История легкой атлетики.

 

Цель - расширить познания студентов в области истории легкой атлетики.

 

  Ознакомить студентов с возникновением легкой атлетики.

Дать представление о развитии легкой атлетики в мире РБ.

  В содержании этого раздела информация о зарождении видов легкой атлетики, начало развития легкоатлетических упражнений. Развитие олимпийского движения. Начало развития современного легкоатлетического спорта. Участие женщин в Олимпийских играх, МОК и НОК. Участие белорусских спортсменов в ОИ, ЧМ.ЧЕ.

Совершенствование знаний, умений навыков в организации и проведении соревнований.

Целью является углубление знаний, умений и навыков студентов в организации и проведении соревнований по легкой атлетике.

Задачи: 1) Ознакомить студентов с работой судейской коллегии; 2) Научить студентов обрабатывать протоколы соревнований

Содержание - обязанности судейского корпуса. Работа главного судьи и секретаря. Определение командных результатов. Обязанности судей на видах. Соревнования вне стадиона

 

Раздел II.

Техника легкоатлетических упражнений и методика обучения.       

 Классификация л/а упражнений.

 Цель раздела - создать представление о структуре и содержание видов легкоатлетических упражнений.

Задачи:

1). Изучить содержание классификации л/а упражнений.

2). Общие закономерности и особенности обучения.

 

Содержание:

В данном разделе рассматриваются вопросы касающиеся анализа техники видов легкой атлетики включенные в программу СПП:

анализ техники спортивной ходьбы, бега на короткие и длинные дистанции, прыжков в длину, высоту, тройным, л/а метаний.

Изучать общие закономерности и особенности обучения, структуру легкоатлетических упражнений.

Сделать биомеханический анализ техники видов л/а. Дать краткую историческую справку о истории возникновения видов л/а включенных в программу СПП.

В изучении техники ходьбы и бега на средние и длинные дистанции нужно рассказать о движениях рук, ног и таза, движении маховой ногой, поворота таза и движении опорной ногой, технике отталкивания, мышцах участвующих в отталкивании.

Фазе амортизации, положение туловища и движениях рук. Дать основные временные и пространственные параметры.

В разделе бег на короткие дистанции, эстафетный бег нужно ознакомить студентов с основными кинематическими и динамическими параметрами. Отталкиванию, полету, постановке ноги, бегу по прямой и повороту, старту и стартовому разгону, дать кривые изменения скорости в беге, рассказать о преимуществе низкого старта, видах эстафетного бега, способах передачи эстафетной палочки.

Рассказать о влиянии правильной передачи эстафетной палочки на спортивный результат.

При изучении барьерного бега основной целью является углубить знание студентов в области техники барьерного бега и методике обучения барьерному бегу. Рассказать о специфике барьерного бега, особенностях старта и стартового разгона, рассказать о видах барьерного бега, особенностях техники бега между барьерами, ритме барьерного бега об изменениях кинематических и динамических характеристик в зависимости от изменения высоты препятствия.

При изучении л/а прыжков, нужно ознакомить студентов с такими элементами прыжка как разбег, подготовка и отталкивание, полетная фаза, приземление "Постановка ноги на отталкивании, углах вылета, работе рук, углах сгибания маховой и толчковой ноги, влияние скорости разбега и постановки ноги на конечный результат о роли маховых движений.

В разделе легкоатлетических метание нужно ознакомить занимающихся с техникой исполнения видов, рассказать о важности правильного держания и выпуска снаряда. О требованиях предъявляемых к снаряду, о способах разгона снаряда, подготовке и финальному усилию, финальном усилии и выпуске снаряда, удержании равновесия.

РАЗДЕЛ III. Методика организации различной деятельности студентов.

   Данный раздел программы рассматривает методику организации управленческой, учебно-спортивной, культурно-массовой деятельности студентов, организацию самоконтроля, учет и оценку тренировочной нагрузки, техника безопасности на занятиях легкой атлетикой.

Данный раздел ознакамливает студентов с процессом тренировки, учит, как нужно правильно и с пользой для здоровья заниматься легкой атлетикой, быть внимательным, профессионально относится к требованиям предъявляемых к занятию, распознавать спортивные травмы, уметь оказывать страховку и помощь, знать права и обязанности руководителей и тренеров.

РАЗДЕЛ IУ. Методика преподавания.

Весь курс СПП рассчитан на два года.

В первый год обучения студенты овладевают такими видами как

- спортивная ходьба

- бег на средние и длинные дистанции

- бег на короткие дистанции

- эстафетный бег

- барьерный бег

- прыжки в длину (3 стиля)

- толкание ядра, метание копья.

 

 

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО СПП

1.Легкая атлетика: учебник для институтов физической куль

Под ред. Н.Г.Озолина и др. - М.:

Физкультура и спорт, 1989 - 671 с.

2. Методика обучения легкоатлетическим упражнениям. Учеб. пособие для институтов физической культуры/ Под общ.ред. М.П.Кривоносова, Т.П.Юшкевича - МН.: Вышэйшая школа, 1986.-312 С.

3. Легкая атлетика. Правила соревнований-М.: Физкультура и спорт, 1978.- 199С.

4. Организация и судейство соревнований по легкой атлетике. - М.:

Физкультура и спорт,-336 С.

5. Книга легкоатлета/ Составитель П.Г. Болотников.-М.: Физкультура и спорт, 1971.-282 С.

6. Озолин Э.С. Спринтерский бег.- М.: Физкультура и спорт, 1986-159 С.

7. Макаров А.Н. Бег на средние и длинные дистанции.- М.: Физкультура и спорт, 1973.- 240 С.

 

 

Наглядные пособия: кинограммы, видеофильмы, диофильмы по технике бега, спортивной ходьбе и метаниям.

 

Рекорды мира и РБ на январь 2002 года

 

Мира

РБ

Дистанция Кто Результат Кто Результат

Мужчины

800 У. Кипкетер, Дания 1.41,11 А. Макаревич 1.44,84
1500 И. Эль-Герруж, Марокко 3.26,00 А. Ракипов 3.36,16
5000 Х. Гебреселасие, Эфиопия 12.39,36 А. Федоткин 13.17,66
10000 Х. Гебреселасие, Эфиопия 26.22,75 А. Федоткин 27.41,9
Марафон К. Ханкоучи, Марокко 2:05.42 В. Котов 2:10.58
3000 с/п Х. Булами, Марокко 7.55,28 А. Воробей 8.25,2

Женщины

800 Я. Кратофилова, Чехослов. 1.53,28 Р. Аглетдинова 1.56,24
1500 Цу Юньсия, КНР 3.50,10 Р. Аглетдинова 3.58,40
5000 Янг Бо, КНР 14.28,09 О Кравцова 14.47,75
10000 Ван Дзунься, КНР 29.31,78 Е. Хроменкова 31.42,02
Марафон К. Ндереба, Кения 2:18.47 Н. Биктагирова 2:26.26

История развития бега

Классическим в беге на средние дистанции является бег на 800 и 1500 м. Кроме этих дистанций в программу соревнований включают дистанции 600, 1000 и 2000 метров.

В программу Олимпийских игр бег на 800 и 1500 м у мужчин включили в 1896 году. Женщины начали соревноваться на 800 м в 1928 году – VIII ОИ, но до 1960 года он был исключен. На XVII ОИ в Риме его восстановили и чемпионкой стала Л. Лысенко (СССР) – 2.04,3. Белорусска Н. Духнова на Олимпиаде в Сиднее в 2000 году была четвертой в забеге – 2.03,20. У мужчин в беге на 800 м Н. Киров в 1980 году на XXII ОИ занял 3 место с результатом 1.46,0. В 1992 году в Барселоне выступал А. Макаревич. Он в полуфинале показал результат 1.46,69 и в финал не попал. П. Пелепягин в 2000 году в Сиднее занял 24 место (7-е место в полуфинале) с результатом 1.50,37.

Дистанцию 1500 м в программу ОИ у мужчин включили в 1896 году. Три белорусских бегуна выступали на Олимпийских играх. На XVI ОИ в 1956 году Е. Соколов в забеге показал 3.49,2 и занял 6-е место, в 1968 году в Мехико М.Желобовский с результатом 3.59,0 занял 11 место в полуфинале и А. Ракипов в Барселоне в 1992 году в финале занял 12-е место с результатом 3.44,66. Женщины впервые начали соревноваться на 1500 м на ОИ в 1972 году и первой олимпийской чемпионкой стала Л. Брагина (СССР) с результатом 4.01,4. Белорусские бегуньи выступили на этой дистанции на ОИ в 1996 году – Н.Духнова была 14.

Бег на 5000 и 10000 м является классическим у мужчин и женщин. У мужчин в программу ОИ был включен в 1900 году на II играх. Только А.Федоткин выступал на XXII ОИ в 1980 году и занял 8-е место в финале с результатом 13.24,01. На дистанции 5000 м женщины впервые начали соревноваться в 1996 году, а 10000 м включили в 1988 году и первой олимпийской чемпионкой стала О.Бондаренко с результатом 31.05,21.

На марафонской дистанции мужчины соревнуются с 1896 года. А.Гоцкий в 1976 году на XXI ОИ выступал на этой дистанции и с результатом 2:15.34 занял 9 место. В.Котов в 1980 году на XXII ОИ занял 4-е место – 2:12.05. У женщин марафон в программу включили в 1984 году. Белорусская бегунья Н.Биктагирова в 1992 году в Барселоне была дисквалифицирована. В 1996 году Н.Мазовка заняла 24-е место, Н.Галушко – 50, Н.Биктагирова – сошла.

Также у мужчин в программу ОИ включена дистанция 3000 м с препятствиями (с 1900 года). М. Салтыков в 1952 году в Хельсинки на XV ОИ занял 7-е место – 8.56,2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.119.251 (0.192 с.)