Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кавалеры королевы Плыли к нейСодержание книги Поиск на нашем сайте
На каравелле. (М. Шварц) 7) Не ест овса овца, А ждёт с тревогой косца. (В. Степанов) 8) Швыряет Сашка Шапку шавке. 9) Сыворотка из-под простокваши. 10) Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса, песочку! 11) Идёт с козой козёл косой, ушёл косой козёл с козой. При анализе выполнения данного задания обращает на себя способность обследуемого "точно воспроизводить предлагаемый речевой материал, объём точно воспроизводимого материала, характер ошибок: искажение слоговой структуры (перестановки слогов в слове, повторения, пропуски, замены, упрощение слоговой структуры), а также замены, искажения, пропуски, вставки, перестановки, перемещения звуков в слове. Диагностическая целесообразность данного задания объясняется тем фактом, что для симптоматики отдельных речевых нарушений фонематические нарушения в меньшей степени выявляются при произнесении «локальных» слов и в большей степени - при произнесении предложений (сочетаний слов). Как отмечается в ряде исследований, «локальное» слово может быть произнесено правильно или в нём могут наблюдаться единичные нарушения, но включённое в более сложный контекст, оно, испытывая тем самым возросшее число сегментных и надсегментных воздействий, часто подвергается и большему числу разнообразных нарушений. Обследование лексики включает разнообразные задания, с целью выявления активного и пассивного словарного запаса, понимания лексического значения слова, владение абстрактными понятиями. На примере заданий - классификаций можно проверить владение обобщающими словами, такими как: посуда, игрушки, школьные принадлежности, ягоды, овощи, фрукты, мебель, продукты, музыкальные инструменты, дикие животные, домашние животные, птицы, цветы, деревья, ягоды, инструменты, транспорт, электроприборы, обувь, одежда, головные уборы, рыбы, насекомые, грибы, профессии, геометрические фигуры, спортивный инвентарь. Детям предлагается выбирать пары картинок, которые можно назвать одним словом и закрыть их фишками одинакового цвета. Состояние синонимического ряда анализируется по результатам подбора обследуемым слов, которыми можно назвать изображенный предмет, признак предмета, действие, состояние или признак действия. Для поддержания интереса к выполнению задания, за каждое правильно подобранное слово ребёнок поощряется фишкой.
Обследование проводится на базе приведённого ниже речевого материалу. 1) Имя существительное: лошадь, парусник, врач, учитель, бегун, мужская сорочка. (Лошадь - конь - скакун, парусник - корабль - бригантина, врач - доктор, бегун -спортсмен - легкоатлет, сорочка - рубашка, багаж - ноша — тяжесть, учитель — педагог.) 2) Глаголы: скачет, занимается, прячется, шагает, парит, ест. (Лошадь скачет, бежит, гарцует; мальчик учится, занимается; заяц прячется, скрывается, притаился; солдат шагает, марширует, идёт; орёл летит, парит, кружит; коза ест, жуёт.) 3) Имя прилагательное: солнечный, весёлый, злой, печальный, солдат. (День - ясный, солнечный; Буратино - радостный, счастливый, весёлый; Карабас-Барабас -злой, свирепый; папа Карло - печальный, грустный, солдат - отважный, храбрый, смелый.) 4) Наречие: быстро, сильно, весело. (Ракета взлетает быстро, стремительно; мальчик сильно, крепко сжимает руку друга; детям весело, радостно.) Умение подбирать антонимы к различным частям речи строится на речевом материале, приведённом ниже. Обследуемому предлагается подобрать пары картинок, названия которых противоположны по своему значению, и закрыть их фишками одного цвета. 1) Имя существительное: день, кошка, зима, ночь, лето, мышка. (День - ночь, лето - зима, кошка - мышка.) Антонимы «кошка - мышка» являются контекстуальными. Во многих литературных произведениях, пословицах и поговорках эти слова несут противоположный по значению смысл. 2) Имя прилагательное: широкая, высокий, маленький, низкий, большой, чёрные, узкая, белые. (Широкая доска - узкая доска, высокий дом - низкий дом, большой мяч - маленький мяч, чёрные брюки - белые брюки.) 3) Глаголы: поднимается, смеётся, сидит, спускается, отдыхает, плачет, работает, летит. (Поднимается - спускается, отдыхает - работает, плачет - смеётся, сидит - летит.) 4) Наречия: темно, медленно, холодно, быстро, жарко, светло. (Мальчику холодно - мальчику жарко, самолёт летит быстро - черепаха ползёт медленно, в лесу темно - в лесу светло.) Для изучения понимания омонимов предлагается речевой материал, приведённый ниже.
1)Имя существительное: коса из волос, ключ от замка, язычок щенка, лук - овощ, ключ нотный, коса - инструмент, лук - оружие, язычок ботинка. (Коса из волос - коса (инструмент), ключ от замка - ключ нотный, лук - овощ, лук - оружие, язычок щенка - язычок ботинка.) 2) Глаголы: часы идут, дятел стучит, дождь идёт, молоко бежит из кастрюли, дождь стучит по крыше, дети идут, лошадь бежит, солдат идёт. (Часы идут - дети идут, дождь идёт - солдат идёт, лошадь бежит - молоко бежит из кастрюли, дождь стучит по крыше - дятел стучит.) Для поверки правильного употребления слов, близких по значению обследуемым предлагается назвать действия, которые изображены на картинках: 1) женщина шьёт на швейной машинке; женщина пришивает пуговицу к рубашке; женщина вышивает; 2) бабушка варит, бабушка жарит (на сковороде), бабушка печёт пироги. Следующее задание с различными установками может использоваться для изучения различных аспектов состояния речи. Во-первых, для изучения понимания категории числа существительных в предложении обследуемому предлагается показать, где птица летит, птицы летят, собака бежит, собаки бегут, девочка стрижёт куклу, девочки стригут куклу. Во-вторых, для установления уровня понимания категории числа глагола и уровня овладения обследуемым различными формами взаимосвязи во фразе имени существительного и глагола. Обследуемому необходимо ответить на вопрос что делают герои картинок? (Что делает птица? Что делают птицы? и т.д.) Для выявления уровня сформированности лексического значения слова и понимания категорий числа и рода имени прилагательного, возможно применение задания, в котором необходимо установить по описанию о чём (о ком) идёт речь, используя только слова - признаки. Что это? 1. Круглое, сочное, румяное -.... 2. Зелёный, овальный, продолговатый -.... 3. Оранжевая, сочная -....4. Жёлтые, сочные, кислые -.... (Яблоко, огурец, морковь, лимоны.) Кто это? 1. Рыжий, проворный, хитрый -кто это? (Лиса или лисёнок?) 2. Косолапые, неуклюжие кто это? (Медведь или медвежата?) Для изучения активного словарного запаса ребёнка ему предлагается назвать как можно больше признаков нарисованных на картинках детёнышей животных. Ребёнка просят ответить на вопрос: «Какой медвежонок (волчонок, зайчонок)?» За каждое правильно подобранное слово ребёнок поощряется фишкой. В следующем задании ребёнку предлагается закрыть фишками одного цвета взрослых животных и их детёнышей, находящихся на скотном дворе. На скотном дворе: жеребёнок, ягнёнок, утка, курица, корова, свинья, овца, поросёнок, лошадь, цыплята, телёнок, утята. Умение образовывать притяжательные прилагательные выявляется на примере задания, в котором обследуемый отвечает на вопрос, чьи части тела видны из-за куста, дерева и т.д. (Лисий хвост, медвежьи уши, заячьи уши, беличий хвост, беличье ухо, рыбья голова, рыбий хвост.) В анализе состояния лексики обследуемого отмечается соотношение активного и пассивного словаря, понимание лексического значения употребляемых слов. К особенностям словарного запаса можно отнести нарушение актуализации слова и связанные с ней формы ошибок - отсутствие слова (слово не называется), их замены, аномальные слова и бленды. Анализ словарного запаса проводится на протяжении всего обследования, так интересным представляется количественный и качественный его состав, соотношение слов, относящихся к различным частям речи, процесс подбора необходимого в данном контексте слова и т.д.
Результаты всестороннего изучения состояния грамматического строя дополняют картину речевого нарушения. Данные, полученные в результате изучения этой стороны речи, способны сыграть значительную роль в диагностике, а в некоторых случаях являются ключевыми в постановке логопедического заключения. Согласование имени существительного и имени прилагательного проверяется с помощью заданий, в которых обследуемому предлагается ответить на вопросы с опорой на предметные картинки, например, какие фрукты, овощи по цвету, форме, вкусу? (Жёлтый лимон, желтая груша, жёлтое яблоко, жёлтые бананы.) Выявление особенностей в употреблении такого типа связей в словосочетании, как согласование имени существительного и имени числительного предусмотрено на материале, представленном ниже. Обследуемому необходимо назвать количество изображённых предметов. (1 курица, 2 курицы, 3 курицы, 4 курицы, 5 куриц; 1 котёнок, 2 котёнка, 3 котёнка, 4 котёнка, 5 котят; 1 пень, 2 пня, 3 пня, 4 пня, 5 пней.) На примере игры «Кто здесь живёт?» обследуется навык изменения имени существи- тельного по числам. К картинкам-названиям жилищ животных (улей, гнездо, берлога, конура) подобрать и назвать картинки с изображением их обитателей в единственном и множественном числе (1 - пчела, пчёлы; 2 - щенок, щенки; 3 - птица, птицы; 4 - медвежонок, медвежата). Изучению навыков словоизменения имени существительного единственного и множественного числа по падежам посвящен ряд экспериментальных заданий. 1. Именительный падеж (кто? что?). Родительный падеж (кого? чего?). Детям предлагается рассмотреть картинки илэтветить на вопросы кто (что) это? и чего не хватает на рисунках художника? Картинка, В мастерской художника попугая стоят недорисованные картины и портреты его друзей: 1) Заяц без уха, без лапы. 2) Зайцы без ушей, без двух лап. 3) Курица без хвоста. 4) Курицы без хвостов. 5) Машина без колеса. 6) Машины без колёс. 7) Дом без окна. 8) Дома без окон. 2. Дательный падеж (кому? чему?). Винительный падеж (кого? что?). Детям предлагается рассмотреть картинки и ответить на вопросы: а) Кому принёс подарки Дед Мороз? Чему рады животные? б) Что принёс Дед Мороз? Картинка. Дед Мороз раздаёт подарки: 1) у серого зайца - оранжевая морковка, у белого зайца - оранжевая морковка; 2) у серого гуся - голубое ведро, у белого гуся - голубое ведро; 3) у серой мыши - жёлтый колосок, у белой мыши - жёлтый колосок.
3. Творительный падеж (кем? чем?) Детям предлагается рассмотреть картинки и ответить на вопрос: Чем дети работают? Картинка. Дети работают в саду. Мальчики мастерят скворечник, один из них пилит пилой доску, другой забивает гвозди молотком. Две девочки вскапывают землю лопатами. 4. Предложный падеж (о ком? о чём?). О чем хотят рассказать друг другу животные и птицы? Картинка: 1) обезьяна с бананами; 2) ёж с яблоком; 3) 2 цапли с лягушками в клювах; 4) 2 птицы с червяками в клювах. Согласование имени существительного и местоимений на речевом материале (местоимения - мой, твой, ваш, существительные - стул, чашка, полотенце, часы, пальто). Для изучения использования различных форм глагола и их изменения по временам обследуемому предлагается рассмотреть картинки ответить на вопросы: а) Что делала девочка? Что делает девочка? Что будет делать девочка? б) Что сделала девочка? Что делает девочка? Что сделает девочка? (1 - Девочка читала книгу. 2 - Девочка читает книгу. 3 - Девочка будет читать книгу.) Приставки, суффиксы несут определённую смысловую нагрузку, умение понять и дифференцировать их значение требует соответствующего уровня владения языком. Обследуемому предлагается рассмотреть картинки и подобрать слово, наиболее точно отражающее изображённое действие и отвечающее на вопрос что делал мальчик? (1 - Мальчик шёл по дороге. 2 - Мальчик к школе подошёл. 3 - Мальчик в школу вошёл. 4 - Мальчик из школы вышел. 5 - Мальчик от школы отошёл. 6 - Мальчик через дорогу перешёл. 7 - Мальчик домой пришёл.) Для изучения умения образовывать слова с помощью суффиксов предлагается назвать картинки: 1) часовщик, стекольщик, сварщик, каменщик, учительница; 2) зелёный дом - зелёненький домик, жёлтый цветок -жёлтенький цветочек, серая мышь - серенькая мышка, синее ведро - синенькое ведёрко, красные тапки - красненькие тапочки. Состояние диалогической и монологической речи - важнейший диагностический показатель. Умение задавать вопросы, выстраивая при этом определённым образом фразу, соблюдая нормы построения разнообразных грамматических конструкций - один из показателей языкового и интеллектуального развития обследуемого. Проверка состояния диалогической речи проводится в игровой форме. Обследуемому предлагается, задавая вопросы, догадаться какая из картинок загадана экспериментатором. Каждый правильно заданный вопрос поощряется фишкой. Чем больше вопросов ребёнок сможет задать, тем больше фишек сможет получить. (Картинки: 1 - воздушный шарик, раскрашенный как арбуз, большой круглый арбуз; 2 - белый медведь сидит на льдине и ест рыбу, белый медведь подплывает к льдине; 3 - рыжая собака породы колли, рыжая лисица; 4 - Мальчик и девочка читают книгу, сидя на диване. Мальчик сидит слева от девочки. На полу и на диване разбросаны игрушки - Мальчик и девочка читают книгу, сидя на диване. Мальчик сидит справа от девочки. На полу и на диване разбросаны игрушки.) Для анализа состояния самостоятельной речи дошкольникам предлагается ' рассказать знакомую сказку, например, «Курочка Ряба», «Репка» и т.п.
Старшим дошкольникам и школьникам предлагается составить рассказ по серии разрезных картинок, определив последовательность изображенных на них событий. Картинки: 1) Дома мальчик и девочка надевают верхнюю зимнюю одежду, берут с собой коньки. 2) На улице светло. Мальчик и девочка катаются на коньках вместе со свои-, ми друзьями. 3) На улице темно. Радостные дети возвращаются домой. В одном из заданий обследуемым необходимо разложите картинки в нужной последовательности, составить рассказ по серии разрезных картинок с открытым финалом. (Как вы думаете, что было дальше и чем закончилась эта история?) 1) В комнате мальчик высоко подбрасывает большой резиновый мяч. На столе стоит ваза с цветами. В углу дремлет щенок. 2) Мяч, разбитая ваза и цветы лежат на полу. Мальчик смотрит на них и почёсывает затылок. Щенок обнюхивает осколки вазы и цветы. 3)Мама держит открытой дверь, рукой показывая щенку на выход. Щенок стоит в дверном проёме и оглядывается на мальчика. Мальчик опустил голову и не смотрит на щенка.. г Для выявления способности к пониманию воспроизведению текста, обследуемому предлагается послушать и пересказать сказку Ушинского «Лиса и козёл». Если ребёнок затрудняется в передаче содержания прочитанного ему предлагается разложить в нужной последовательности серию сюжетных картинок, после чего попытаться составить пересказ с опорой на картинки. Лиса и козёл Бежала лиса, на ворон зазевалась, - и попала в колодец. Воды в колодце было немного: нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса горюет. Идёт козёл, умная голова; идёт, бородищей трясёт, рожищами мотает; заглянул, от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает: - Что ты там, лисонька, поделываешь? - Отдыхаю, голубчик, - отвечает лиса. там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешь. А козлу давно пить хочется. - Хороша ли вода-то? - спрашивает козёл. - Отличная! - отвечает лиса. - Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет. Прыгнул сдуру козёл, чуть лисы не задавил, а она ему: - Эх, бородатый! И прыгнуть-то не умел -всю обрызгал. Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца. Чуть было не пропал козёл с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили. К.Д. Ушинский
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.240 (0.012 с.) |