Кавалеры королевы Плыли к ней 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кавалеры королевы Плыли к ней



На каравелле.              (М. Шварц)

7) Не ест овса овца,

А ждёт с тревогой косца. (В. Степанов)

8) Швыряет Сашка Шапку шавке.

9) Сыворотка из-под простокваши.

10) Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса, песочку!

11) Идёт с козой козёл косой, ушёл косой козёл с козой.

При анализе выполнения данного задания обращает на себя способность обследуемого "точно воспроизводить предлагаемый речевой материал, объём точно воспроизводимого ма­териала, характер ошибок: искажение слоговой структуры (перестановки слогов в слове, по­вторения, пропуски, замены, упрощение слого­вой структуры), а также замены, искажения, пропуски, вставки, перестановки, перемеще­ния звуков в слове.

Диагностическая целесообразность дан­ного задания объясняется тем фактом, что для симптоматики отдельных речевых нарушений фонематические нарушения в меньшей степе­ни выявляются при произнесении «локаль­ных» слов и в большей степени - при произне­сении предложений (сочетаний слов). Как от­мечается в ряде исследований, «локальное» слово может быть произнесено правильно или в нём могут наблюдаться единичные наруше­ния, но включённое в более сложный контекст, оно, испытывая тем самым возросшее число сегментных и надсегментных воздействий, ча­сто подвергается и большему числу разнооб­разных нарушений.

Обследование лексики включает разнооб­разные задания, с целью выявления активного и пассивного словарного запаса, понимания лексического значения слова, владение абст­рактными понятиями.

На примере заданий - классификаций можно проверить владение обобщающими словами, такими как: посуда, игрушки, школь­ные принадлежности, ягоды, овощи, фрукты, мебель, продукты, музыкальные инструменты, дикие животные, домашние животные, птицы, цветы, деревья, ягоды, инструменты, транс­порт, электроприборы, обувь, одежда, головные уборы, рыбы, насекомые, грибы, профес­сии, геометрические фигуры, спортивный ин­вентарь. Детям предлагается выбирать пары картинок, которые можно назвать одним сло­вом и закрыть их фишками одинакового цвета.

Состояние синонимического ряда анали­зируется по результатам подбора обследуемым слов, которыми можно назвать изображенный предмет, признак предмета, действие, состоя­ние или признак действия. Для поддержания интереса к выполнению задания, за каждое правильно подобранное слово ребёнок поощ­ряется фишкой.

Обследование проводится на базе приве­дённого ниже речевого материалу.

1) Имя существительное: лошадь, парус­ник, врач, учитель, бегун, мужская сорочка.

(Лошадь - конь - скакун, парусник - ко­рабль - бригантина, врач - доктор, бегун -спортсмен - легкоатлет, сорочка - рубашка, ба­гаж - ноша — тяжесть, учитель — педагог.)

2) Глаголы: скачет, занимается, прячет­ся, шагает, парит, ест.

(Лошадь скачет, бежит, гарцует; мальчик учится, занимается; заяц прячется, скрывается, притаился; солдат шагает, марширует, идёт; орёл летит, парит, кружит; коза ест, жуёт.)

3) Имя прилагательное: солнечный, весё­лый, злой, печальный, солдат.

(День - ясный, солнечный; Буратино - радо­стный, счастливый, весёлый; Карабас-Барабас -злой, свирепый; папа Карло - печальный, груст­ный, солдат - отважный, храбрый, смелый.)

4) Наречие: быстро, сильно, весело. (Ракета взлетает быстро, стремительно;

мальчик сильно, крепко сжимает руку друга; детям весело, радостно.)

Умение подбирать антонимы к различ­ным частям речи строится на речевом материа­ле, приведённом ниже. Обследуемому предла­гается подобрать пары картинок, названия ко­торых противоположны по своему значению, и закрыть их фишками одного цвета.

1) Имя существительное: день, кошка, зи­ма, ночь, лето, мышка.

(День - ночь, лето - зима, кошка - мышка.) Антонимы «кошка - мышка» являются контекстуальными. Во многих литературных произ­ведениях, пословицах и поговорках эти слова несут противоположный по значению смысл.

2) Имя прилагательное: широкая, высо­кий, маленький, низкий, большой, чёрные, узкая, белые.

(Широкая доска - узкая доска, высокий дом - низкий дом, большой мяч - маленький мяч, чёрные брюки - белые брюки.)

3) Глаголы: поднимается, смеётся, си­дит, спускается, отдыхает, плачет, работает, летит.

(Поднимается - спускается, отдыхает - ра­ботает, плачет - смеётся, сидит - летит.)

4) Наречия: темно, медленно, холодно, быстро, жарко, светло.

(Мальчику холодно - мальчику жарко, са­молёт летит быстро - черепаха ползёт медлен­но, в лесу темно - в лесу светло.)

Для изучения понимания омонимов пред­лагается речевой материал, приведённый ниже.

1)Имя существительное: коса из волос, ключ от замка, язычок щенка, лук - овощ, ключ нотный, коса - инструмент, лук - ору­жие, язычок ботинка.

(Коса из волос - коса (инструмент), ключ от замка - ключ нотный, лук - овощ, лук - ору­жие, язычок щенка - язычок ботинка.)

2) Глаголы: часы идут, дятел стучит, дождь идёт, молоко бежит из кастрюли, дождь стучит по крыше, дети идут, лошадь бежит, солдат идёт.

(Часы идут - дети идут, дождь идёт - сол­дат идёт, лошадь бежит - молоко бежит из кас­трюли, дождь стучит по крыше - дятел стучит.)

Для поверки правильного употребления слов, близких по значению обследуемым пред­лагается назвать действия, которые изображе­ны на картинках: 1) женщина шьёт на швей­ной машинке; женщина пришивает пуговицу к рубашке; женщина вышивает; 2) бабушка варит, бабушка жарит (на сковороде), бабуш­ка печёт пироги.

Следующее задание с различными уста­новками может использоваться для изучения различных аспектов состояния речи.

Во-первых, для изучения понимания кате­гории числа существительных в предложении обследуемому предлагается показать, где пти­ца летит, птицы летят, собака бежит, собаки бегут, девочка стрижёт куклу, девочки стри­гут куклу.

Во-вторых, для установления уровня по­нимания категории числа глагола и уровня ов­ладения обследуемым различными формами взаимосвязи во фразе имени существительного и глагола. Обследуемому необходимо ответить на вопрос что делают герои картинок? (Что де­лает птица? Что делают птицы? и т.д.)

Для выявления уровня сформированности лексического значения слова и понимания ка­тегорий числа и рода имени прилагательного, возможно применение задания, в котором не­обходимо установить по описанию о чём (о ком) идёт речь, используя только слова - при­знаки.

Что это? 1. Круглое, сочное, румяное -....

2. Зелёный, овальный, продолговатый -....

3. Оранжевая, сочная -....4. Жёлтые, сочные, кислые -.... (Яблоко, огурец, морковь, лимоны.)

Кто это? 1. Рыжий, проворный, хитрый -кто это? (Лиса или лисёнок?) 2. Косолапые, не­уклюжие кто это? (Медведь или медвежата?)

Для изучения активного словарного запаса ребёнка ему предлагается назвать как можно больше признаков нарисованных на картинках детёнышей животных. Ребёнка просят отве­тить на вопрос: «Какой медвежонок (волчонок, зайчонок)?» За каждое правильно подобранное слово ребёнок поощряется фишкой.

В следующем задании ребёнку предлага­ется закрыть фишками одного цвета взрослых животных и их детёнышей, находящихся на скотном дворе.

На скотном дворе: жеребёнок, ягнёнок, утка, курица, корова, свинья, овца, поросё­нок, лошадь, цыплята, телёнок, утята.

Умение образовывать притяжательные прилагательные выявляется на примере зада­ния, в котором обследуемый отвечает на во­прос, чьи части тела видны из-за куста, дерева

и т.д. (Лисий хвост, медвежьи уши, заячьи уши, беличий хвост, беличье ухо, рыбья го­лова, рыбий хвост.)

В анализе состояния лексики обследуемо­го отмечается соотношение активного и пас­сивного словаря, понимание лексического зна­чения употребляемых слов. К особенностям словарного запаса можно отнести нарушение актуализации слова и связанные с ней формы ошибок - отсутствие слова (слово не называет­ся), их замены, аномальные слова и бленды.

Анализ словарного запаса проводится на протяжении всего обследования, так интерес­ным представляется количественный и каче­ственный его состав, соотношение слов, отно­сящихся к различным частям речи, процесс подбора необходимого в данном контексте слова и т.д.

Результаты всестороннего изучения со­стояния грамматического строя дополняют картину речевого нарушения. Данные, полу­ченные в результате изучения этой стороны речи, способны сыграть значительную роль в диагностике, а в некоторых случаях являются ключевыми в постановке логопедического за­ключения.

Согласование имени существительного и имени прилагательного проверяется с помо­щью заданий, в которых обследуемому предла­гается ответить на вопросы с опорой на пред­метные картинки, например, какие фрукты, овощи по цвету, форме, вкусу? (Жёлтый ли­мон, желтая груша, жёлтое яблоко, жёлтые бананы.)

Выявление особенностей в употреблении такого типа связей в словосочетании, как согла­сование имени существительного и имени чис­лительного предусмотрено на материале, пред­ставленном ниже. Обследуемому необходимо назвать количество изображённых предметов.

(1 курица, 2 курицы, 3 курицы, 4 кури­цы, 5 куриц; 1 котёнок, 2 котёнка, 3 котёнка, 4 котёнка, 5 котят; 1 пень, 2 пня, 3 пня, 4 пня, 5 пней.)

На примере игры «Кто здесь живёт?» об­следуется навык изменения имени существи-

тельного по числам. К картинкам-названиям жилищ животных (улей, гнездо, берлога, ко­нура) подобрать и назвать картинки с изобра­жением их обитателей в единственном и мно­жественном числе (1 - пчела, пчёлы; 2 - ще­нок, щенки; 3 - птица, птицы; 4 - медвежо­нок, медвежата).

Изучению навыков словоизменения имени существительного единственного и множест­венного числа по падежам посвящен ряд экспе­риментальных заданий.

1. Именительный падеж (кто? что?). Роди­тельный падеж (кого? чего?). Детям предлага­ется рассмотреть картинки илэтветить на во­просы кто (что) это? и чего не хватает на ри­сунках художника?

Картинка, В мастерской художника попу­гая стоят недорисованные картины и портреты его друзей:

1) Заяц без уха, без лапы. 2) Зайцы без ушей, без двух лап. 3) Курица без хвоста. 4) Курицы без хвостов. 5) Машина без колеса. 6) Машины без колёс. 7) Дом без окна. 8) До­ма без окон.

2. Дательный падеж (кому? чему?). Вини­тельный падеж (кого? что?). Детям предлагает­ся рассмотреть картинки и ответить на вопро­сы: а) Кому принёс подарки Дед Мороз? Чему рады животные? б) Что принёс Дед Мороз?

Картинка. Дед Мороз раздаёт подарки: 1) у серого зайца - оранжевая морковка, у белого зайца - оранжевая морковка; 2) у се­рого гуся - голубое ведро, у белого гуся - го­лубое ведро; 3) у серой мыши - жёлтый ко­лосок, у белой мыши - жёлтый колосок.

3. Творительный падеж (кем? чем?) Детям предлагается рассмотреть картинки и ответить на вопрос: Чем дети работают?

Картинка. Дети работают в саду. Маль­чики мастерят скворечник, один из них пи­лит пилой доску, другой забивает гвозди мо­лотком. Две девочки вскапывают землю ло­патами.

4. Предложный падеж (о ком? о чём?). О чем хотят рассказать друг другу животные и птицы?

Картинка: 1) обезьяна с бананами; 2) ёж с яблоком; 3) 2 цапли с лягушками в клю­вах; 4) 2 птицы с червяками в клювах.

Согласование имени существительного и местоимений на речевом материале (местоиме­ния - мой, твой, ваш, существительные - стул, чашка, полотенце, часы, пальто).

Для изучения использования различных форм глагола и их изменения по временам об­следуемому предлагается рассмотреть картин­ки ответить на вопросы: а) Что делала девочка? Что делает девочка? Что будет делать девочка? б) Что сделала девочка? Что делает девочка? Что сделает девочка? (1 - Девочка читала кни­гу. 2 - Девочка читает книгу. 3 - Девочка будет читать книгу.)

Приставки, суффиксы несут определён­ную смысловую нагрузку, умение понять и дифференцировать их значение требует соот­ветствующего уровня владения языком.

Обследуемому предлагается рассмотреть картинки и подобрать слово, наиболее точно от­ражающее изображённое действие и отвечаю­щее на вопрос что делал мальчик? (1 - Мальчик шёл по дороге. 2 - Мальчик к школе подошёл. 3 - Мальчик в школу вошёл. 4 - Мальчик из школы вышел. 5 - Мальчик от школы отошёл. 6 - Мальчик через дорогу перешёл. 7 - Мальчик домой пришёл.)

Для изучения умения образовывать слова с помощью суффиксов предлагается назвать картинки: 1) часовщик, стекольщик, свар­щик, каменщик, учительница; 2) зелёный дом - зелёненький домик, жёлтый цветок -жёлтенький цветочек, серая мышь - серень­кая мышка, синее ведро - синенькое ведёр­ко, красные тапки - красненькие тапочки.

Состояние диалогической и монологиче­ской речи - важнейший диагностический по­казатель. Умение задавать вопросы, выстраи­вая при этом определённым образом фразу, со­блюдая нормы построения разнообразных грамматических конструкций - один из показа­телей языкового и интеллектуального развития обследуемого.

Проверка состояния диалогической речи проводится в игровой форме. Обследуемому

предлагается, задавая вопросы, догадаться ка­кая из картинок загадана экспериментатором. Каждый правильно заданный вопрос поощря­ется фишкой. Чем больше вопросов ребёнок сможет задать, тем больше фишек сможет по­лучить. (Картинки: 1 - воздушный шарик, раскрашенный как арбуз, большой круглый арбуз; 2 - белый медведь сидит на льдине и ест рыбу, белый медведь подплывает к льдине; 3 - рыжая собака породы колли, рыжая лисица; 4 - Мальчик и девочка чи­тают книгу, сидя на диване. Мальчик сидит слева от девочки. На полу и на диване раз­бросаны игрушки - Мальчик и девочка чи­тают книгу, сидя на диване. Мальчик сидит справа от девочки. На полу и на диване раз­бросаны игрушки.)

Для анализа состояния самостоятельной речи дошкольникам предлагается ' рассказать знакомую сказку, например, «Курочка Ряба», «Репка» и т.п.

Старшим дошкольникам и школьникам предлагается составить рассказ по серии раз­резных картинок, определив последователь­ность изображенных на них событий. Картин­ки: 1) Дома мальчик и девочка надевают верхнюю зимнюю одежду, берут с собой коньки. 2) На улице светло. Мальчик и де­вочка катаются на коньках вместе со свои-, ми друзьями. 3) На улице темно. Радостные дети возвращаются домой.

В одном из заданий обследуемым необхо­димо разложите картинки в нужной последова­тельности, составить рассказ по серии разрез­ных картинок с открытым финалом. (Как вы думаете, что было дальше и чем закончилась эта история?)

1) В комнате мальчик высоко подбрасы­вает большой резиновый мяч. На столе стоит ваза с цветами. В углу дремлет щенок. 2) Мяч, разбитая ваза и цветы лежат на полу. Мальчик смотрит на них и почёсывает затылок. Щенок обнюхивает осколки вазы и цветы. 3)Мама держит открытой дверь, рукой показывая щенку на выход. Щенок стоит в дверном про­ёме и оглядывается на мальчика. Мальчик опустил голову и не смотрит на щенка.. г

Для выявления способности к пониманию воспроизведению текста, обследуемому предлагается послушать и пересказать сказку Ушинского «Лиса и козёл». Если ребёнок затрудняется в передаче содержания прочитанного ему предлагается разложить в нужной последовательности серию сюжетных картинок, после чего попытаться составить пересказ с опорой на картинки.

Лиса и козёл

Бежала лиса, на ворон зазевалась, - и попала в колодец. Воды в колодце было немного: нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса горюет. Идёт козёл, умная голова; идёт, бородищей трясёт, рожищами мотает; заглянул, от нечего делать в колодец, увидел там лису и  спрашивает:

- Что ты там, лисонька, поделываешь?

- Отдыхаю, голубчик, - отвечает лиса. там  наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешь.

А козлу давно пить хочется.

- Хороша ли вода-то? - спрашивает козёл.

- Отличная! - отвечает лиса. - Чистая, хо­лодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обо­им нам место будет.

Прыгнул сдуру козёл, чуть лисы не зада­вил, а она ему:

- Эх, бородатый! И прыгнуть-то не умел -всю обрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козёл с голоду в ко­лодце; насилу-то его отыскали и за рога вы­тащили.

К.Д. Ушинский



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.042 с.)