Мышка, пар, удочка, стол - стул, уточка, шар, мишка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мышка, пар, удочка, стол - стул, уточка, шар, мишка.



Слова-названия картинок, предъявляемые второклассникам и более старшим школьни­кам: дверь, яма, трость (или гвоздь), ёж - ра­ма, гроздь, нож, зверь.

Умение выделять последний звук и учиты­вать его смыслоразличительную роль в слове проверяется на речевом материале, представ­ленном в виде дидактической игры «Испорчен­ный телефон». Обследуемому предлагается на­звать картинки, не произнося в их названиях последнего звука и соединить исходную кар­тинку с той, название которой получилось в ре­зультате выполнения задания.

Слова-названия картинок, предъявляемые дошкольникам и первоклассникам: волк, столб, рыбак (вол, стол, рыба).

Слова-названия картинок, предъявляемые второклассникам и более старшим школьни­кам: уши, сорока, стол, полка (уж, сорок, сто, полк).

Следующее задание предполагает произ­несение слова без первого звука и соотнесение полученного слова с его зрительным образом.

Слова-названия картинок, предъявляемые дошкольникам и первоклассникам: крот, бусы, коса (оса, рот, усы).

Слова-названия картинок, предъявляемые второклассникам и более старшим школьни­кам: сумка, муха, пушки, станки, тачки (ум-ка, уха, ушки, танки, очки).

Выявление уровня сформированности умения определять количество и последова­тельность звуков в слове проводится в ходе диагностической игры «Магазин». «Покупа­тель», он же обследуемый, может приобрести понравившуюся «вещь» при условии правиль­ного определения количества звуков в её на­звании и предъявлении соответствующего ко­личества денежных единиц достоинством «1 звук». Возможно усложнение задания, при котором требуется определение количества гласных и согласных (твёрдых, мягких) и «рас­чёт» карточками — «звуками» соответствую­щими принятыми условными обозначениями. Красный цвет - гласный звук, синий - твёрдый

согласный, зелёный — мягкий согласный. (См. Приложение.)

Дошкольникам и первоклассникам пред­лагаются для анализа слова: оса, мышь, мяч, гусь, шары, дом, жуки, енот, мишка, утка, кукла, кубики, танки.

Второклассники и более старшие школь­ники выбирают для анализа слова среди следу­ющих названий картинок: книга, линейка, те­традь, шар, ручка, глобус, пенал, ластик, ка­рандаши, альбом, портфель.

Изучение слоговой структуры и слогового анализа и синтеза даёт богатый диагностичес­кий материал при определении типа речевого нарушения. Как и большинство заданий при проведении данного логопедического обследо­вания дифференцированы по сложности и про­водятся в игровой форме - игра «Кнопочки».

Дошкольникам, не знакомым с категорией «слог», предлагается проанализировать слова-названия картинок - лук, ком, часы, лопата, мел, молоко, кит- и закрыть жёлтыми фиш­ками - «кнопочками» картинки с короткими названиями, голубыми - с длинными. (Прило­жение 2.)

Дошкольника, знакомым с понятием «слог» и первоклассникам для анализа предла­гаются слова - названия картинок:

а) лопата, лужа, лев, весы, дом, гиря, со­рока, кукуруза;

б) горох, молоток, петух, парашют, то­пор, сапог, велосипед, самокат.

По условиям игры нужно закрыть «кно­почками» одного цвета картинки, в названиях которых одинаковое количество слогов.

Второклассники и более старшие школь­ники анализируют слова: милиционер, бара­банщик, костёр, кастрюля, трубка (телефон­ная), шкаф, трамвай, трамплин, трактор.

Аналогично обследованию звукового ана­лиза проводится обследование и состояния слогового анализа в форме игры «Магазин», но расчётной единицей служит «1 слог». Для того, чтобы сделать необходимую покупку, необхо­димо правильно произнести её название и «за­платить» продавцу столько «денег», сколько слогов в её названии. (Приложение 3.)

Дошкольники и младшие школьники про­водят слоговой анализ слов:

а) ваза, нож, мука, репа, макароны;

б) вилка, ложка, тарелка, кастрюля, кружка, кувшин.

Второклассники и более старшие школь­ники проводят слоговой анализ слов:

а) шляпа, фуражка, панама, берет, шлем, треуголка, шарф;

б) комбинезон, свитер, пиджак, рубаш­ка, пальто, платье.

Для исследования состояния слогового анализа и синтеза предлагается эксперимен­тальное задание, названное «Колечко». По его условиям необходимо составить цепочку слов, в которой последний слог слова является пер­вым слогом последующего. При правильном делении на слоги и установлении последова­тельности, последний слог последнего слова будет являться первым слогом первого слова. Начинать игру можно с любого слова. Для обо­значения порядкового номера слова в цепочке можно использовать фишки с цифрами. При условии, что ребёнок знаком с цифрами. (При­ложение 4.)

Картинки, названия которых анализируют дошкольники и первоклассники: ворота, ры­ба, топоры, ботинки, корова, кисточка (ко­рова - шцэоха - шпо^Ы - рыба - б_о_тинки -кисточка).

Слова для слогового анализа второкласс­никами и более старшими школьниками: колё­са, лопата, валенки, вилы, киви, лыжа, жа­ло, табуретка, сова (ко_лёса - сова - вален­ ки - киви - вилы - лыжа - жало - лопата -табуретка).

Задание «Следопыт» несколько сложнее. Необходимо найти слова с одинаковым слогом, соединить их линиями или закрыть фишками одинакового цвета. (Приложение 2.)

Картинки, названия которых предлагаются для анализа дошкольникам и первоклассникам: краски, рука, лыжи, шуба - ручей, труба, но­ски, ножи (краски - носки, рука - ручей, лы­жи - ножи. шуба - труба).

Задание для второклассников и более стар­ших школьников: бульдог, автобус, журавли,

паруса - жуки, бульдозер, карусель, трол­лейбус (бульдог - бульдозер, автобус. - трол­лейбус, журавли - жуки, паруса - карусель).

По условиям следующего задания необхо­димо выбрать пары слов, различающиеся од­ним слогом: сорока, телефон, рыбаки, карти­на - собака, плотина, собаки, телескоп (со­рока - собака, рыбаки - собаки, телефон - те-лескоп. картина - плотина!

Для второклассников предусмотрен ещё один вариант игры «Следопыт», по условиям которого необходимо к картинкам, располо­женным справа, выбрать среди картинок, рас­положенных слева картинки, имеющие в сво­ём названии на один слог меньше. Соединить соответствующие картинки линиями или за­крыть фишками одинакового цвета. (Прило­жение 2.)

С левой стороны листа нарисованы: кол­баса, жеребята, посуда, макароны, статуя.

С правой стороны листа нарисованы: суда, колба, короны, стая, ребята.

(Посуда - суда, колбаса - колба, макаро­ны - короны, статуя - стая, жеребята - ребята.)

Следующий блок заданий посвящён изу­чению произносительных способностей обсле­дуемого и состояния слоговой структуры слова при повторении слов различной слоговой структуры и выражений, насыщенных оппози­ционными звуками.

Повторить выражения:

1. Часовщик, прищурив глаз, чинит ча­сики для нас.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.144.40 (0.007 с.)