Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Января 10 (23) Священноисповедник Петр (Успенский)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Составитель священник Максим Максимов Священноисповедник Петр родился в 1863 году в селе Меньшины Сапожковского уезда Рязанской губернии в семье священника Николая Успенского. После окончания в 1884 году Рязанской Духовной семинарии Петр Успенский был назначен учителем начального народного училища в селе Князево–Займище Скопинского уезда, а затем в селах Юраково и Панкино Пронского уезда Рязанской губернии. В 1894 году викарий Рязанской епархии епископ Михайловский Иоанникий рукоположил Петра Успенского во священника к церкви в честь Рождества Богородицы в селе Маково Михайловского уезда. В 1903 году отца Петра перевели в церковь Рождества Богородицы в селе Радушино Зарайского уезда. Этот храм один из древнейших в Зарайском крае. Деревянная церковь здесь стояла уже в 1616 году, а каменную церковь построили в 1772 году. В состав прихода входили деревни: Машоново, Пенкино, Широбоково, Титово. В этом храме отец Петр прослужил двадцать семь лет до самого ареста. В селе Радушино он состоял законоучителем и заведующим местной церковноприходской школой и законоучителем соседнего Пенкинского земского училища. В 1914 году священник Петр Успенский был назначен благочинным Первого Зарайского благочиннического округа. С 1923 по 1928 год правящим архиереем Рязанской епархии был епископ Борис (Соколов). В октябре и декабре 1925 года протоиерей Петр Успенский вызывался на допросы, где расспраши–вался о деятельности своего епископа. При допросе отец Петр дал такие показания: — Против существующего строя ничего от него не замечал. Незаконного в деятельности епископа Бориса я ничего не видел. Циркуляры епископа Бориса я распространял среди духовенства подведомственного мне округа… Виновным себя в совершении каких‑либо преступлений не признаю; что касается епископа Бориса, то последний был не политичен в своих действиях. 21 февраля 1928 года епископ Борис умер. На Рязанскую кафедру был назначен архиепископ Иувеналий (Масловский). 22 декабря 1929 года Зарайским отделением ОГПУ было задержано письмо–открытка, которую послал в Рязань священник села Карино Селезнев. Содержание письма показалось сотрудникам ОГПУ подозрительным, и они решили, что это шифрованная записка, а поэтому у священника немедленно был проведен обыск. Было обнаружено много разного рода переписки, написанных проповедей, несколько отчетов, которые он подавал своему благочинному. В этих отчетах указывалось о церковной деятельности, которую вел священник, а также давалась характеристика села с примерным указанием количества верующих, неверующих, сектантов, отдельно указывалось число коммунистов и комсомольцев. Был произведен обыск и у отца Петра, у него обнаружили, помимо переписки, черновики его благочиннических отчетов в епархию и циркуляры, полученные от правящего епископа. Отца Петра арестовали 3 января 1930 года. Отвечая на вопросы следователя, он сказал: —Рязанским архиереем Борисом по благочинным были разосланы циркуляры, устанавливающие порядок нашей деятельности при современном строе. Таковые циркуляры были получены мною, по приходам я их не рассылал, но приходящим ко мне священникам читать давал. Хранил их до сих пор, теперь они изъяты при обыске. Отчеты от приходских священников я потребовал о состоянии прихода, количестве верующих и неверующих, на основании предписания епархиального начальства. Некоторые священники в числе неверующих указывали коммунистов и комсомольцев. В связи с районированием, которое производилось по гражданской линии, у нас в Рязанской епархии архиепископом Иувеналием также применительно к этому стало проводиться районирование. По его требованию я в ноябре 1929 года доставлял сведения о состоянии своего округа. Один из циркуляров о нравственности и влиянии на молодое поколение в религиозном духе и о сохранении их от соблазнов и пороков я читал на заседании церковного совета. Был также циркуляр об организации при церкви библиотеки с книгами против дарвинизма, атеизма, материализма, о чем я передавал священникам своего округа, но, за отсутствием средств, библиотеки никто не организовывал. Со священником Иваном Лебедевым, служащим в селе Пронюхлово, я, как сосед приходами, нахожусь в более близких отношениях, бываем друг у друга, но он у меня бывает чаще. В разговорах с ним он постоянно высказывался о плохой жизни при советской власти, но все эти разговоры происходили между нами, среди крестьян мы ничего об этом не говорили. Сведения о состоянии округа я готовил Коломенскому епископу Петру. Один из допрошенных следователем свидетелей показал, что отец Петр летом 1929 года часто говорил в церкви проповеди, разъяснял о неверии, призывал народ не поддаваться соблазнам. 15 января 1930 года состояние здоровья отца Петра сильно ухудшилось. Содержание в Коломенском доме заключения обострило болезнь сердца. Он был доставлен в больницу. Врач констатировал, что у отца Петра воспалилась нижняя доля правого легкого, наблюдается сердечная слабость вследствие миокардита и расширения сердца. Протоиерей Петр Успенский умер в больнице 23 января 1930 года. Его тело было отдано родственникам для погребения. Место нахождения могилы ныне неизвестно. ИСТОЧНИКИ: ГАРФ. Ф. 10035, д. П-49503.
Января 2,5 (7 февраля) Священноисповедники Петр (Розанов) и Павел (Любимов)
Составитель священник Олег Митров Священноисповедник Петр Федорович Розанов родился в июне 1864 года в селе Спасское–Андреевское Еремеевской волости Звенигородского уезда Московской губернии в семье священнослужителя. В 1887 году он окончил курс Московской Духовной семинарии и 4 января 1888 года был определен во священники Космодамианского храма села Меткино Подольского уезда. Незадолго до этого он женился на Анастасии Васильевне. У них в семье родилось девять детей: Сергей, Александр, Борис, Алексей, Василий, Иван, Мария, Анна, Евгения. Старшие сыновья Сергей, Александр и Борис в разное время окончили Перервинское Духовное училище и Московскую Духовную семинарию. С 1902 по 1918 год отец Петр состоял законоучителем и заведующим церковной школой в селе Меткино. По воспоминаниям, дети батюшку уважали, на его уроках была тишина и порядок. Он привлекал к преподаванию в церковноприходской школе и своих детей. Отец Петр собрал замечательную библиотеку. С 1903 года отец Петр был духовником священнои церковнослужителей 6–го благочиннического округа Подольского уезда и выполнял это послушание до 1923 года. В 1905 году за ревностное исполнение пастырских обязанностей отца Петра наградили набедренником, в 1909 году — скуфьею, в 1914 году — камилавкой, а в 1919 году — наперсным крестом. Вот как характеризовал в 1908 году служение отца Петра благочинный 5–го округа Подольского уезда протоиерей Николай Воскресенский в рапорте митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру (Богоявленскому): «…считаю заслуживающим награды священника Космодамиановской села Меткино церкви Петра Розанова. Он, Розанов, в бедном приходе, состоящем из 213 душ мужского пола, состоит священником уже 20 лет. По бедности прихода, до поступления священника Розанова в село Меткино, храм Божий находился в бедном, а не благолепном состоянии. С поступлением же Розанова, при его личном старании, храм стал приходить в более благолепный вид, именно: внутренние стены храма, вместо клеевой краски, окрашены масляною и украшены живописью. При его старании большой разбитый колокол в 120 пудов перелит в 150 пудов. Вокруг храма не имелось никакой ограды, при священнике же Розанове храм обнесен каменною, прочною оградою. Приход по своей бедности и нерадению не имел никакой школы для обучения детей, священник же открыл в селе сем церковноприходскую школу, сначала в крестьянской избе, а потом изыскал средства на устройство прекрасного помещения для школы, в которой состоит заведующим и законоучителем. С 1903 года он, Розанов, состоит в благочинии духовником священнослужителей». Позднее отец Петр был возведен в сан протоиерея. Хотя он 6 июля 1923 года уволился за штат, но продолжал служить вплоть до закрытия храма в 1930 году (всего более 40 лет). По воспоминаниям, отец Петр Розанов был человеком духовным, строго вел службу. Все шли к нему за советом, помощью и утешением. Его друг и помощник диакон Павел Гаврилович Любимов тоже происходил из духовного звания. Он родился в 1870 году в селе Меткино. В 1886 году Павел Гаврилович окончил курс в НиколоПерервинском Духовном училище. 23 ноября 1890 года он был определен в псаломщики храма Космы и Дамиана родного села, а через двадцать шесть лет, 5 июня 1916 года, посвящен в сан диакона. С 1918 года отец диакон состоял членом благочиннического совета 6–го округа Подольского уезда. Всего отец Павел прослужил в Меткино сорок лет. Отец Павел был женат на Анне Васильевне (до замужества — тоже Любимовой). У них были дети: Александра, Василий, Сергей, Петр, Наталья и Константин, который умер в 14 лет. Известно, что сын Сергей с 1914 года учился в Виленском Духовном училище. По воспоминаниям, отец Павел был высокого роста, крепкого телосложения, составляя резкий контраст с отцом Петром, который, наоборот, был худощавый, небольшого роста, слабый физически. Отец диакон имел поставленный, сильный, красивый голос, часто напевал из службы. Он был трудолюбивым хозяином, все делал своими руками. Хотя сам жил небогато, всегда помнил о тех, кто живет беднее. На Пасху и другие большие праздники Любимовы пекли большое количество хлеба и пирогов для угощения прихожан. Отец Павел с любовью и большим уважением относился к священнику отцу Петру Розанову. Отцы Петр и Павел жили рядом, в соседних домах. Дружили не только они, но и их семьи. Все невзгоды, обрушившиеся на них после революции, они переносили вместе. В двадцатые годы они оба овдовели. Местные власти были озлоблены против священника и более снисходительно относились к отцу Павлу, и он добровольно принимал нападки против отца Петра на себя, стараясь облегчить положение друга. Родным он говорил: «Мы друзья и должны пройти один путь». В начале апреля 1929 года в селе Меткино произошел бунт. Когда умер коммунист–безбожник Горшков, местные власти решили похоронить его в церковной ограде. Выкопали могилу у самого алтаря, прямо под иконой Пресвятой Богородицы, находившейся на наружной стене алтаря. Собравшийся народ возмущался: «Зачем коммуниста хоронить у церкви, да еще под самый алтарь. Даже православных людей так близко к алтарю не хоронили». Среди недовольных в основном были женщины. Приехала милиция с собаками. Несколько человек забрали в тюрьму. Позднее это дело послужило поводом для ареста отца Петра, отца Павла, церковного старосты Григория Владимировича Сазина и учительницы Хоргиной, хотя они никакого отношения к этому не имели. Отец Петр хотя и проходил мимо, но не стал вступать в спор, а отец Павел вообще в это время был дома. 7 октября 1929 года началось административное дело в отношении отца Петра. На допросе он показал: «Я виновным себя в подстрекательстве граждан Меткино на совершение хулиганства в день похорон не признаю». 15 января 1930 года власти провели собрание граждан села Меткино, которое постановило: «Церковь закрыть и использовать на культурные нужды. Колокола сдать государству на нужды индустриализации». Безбожное собрание также решило «вызвать на соревнование жителей соседних сел — Шебанцева и Данилова». Так храм был закрыт. Вскоре, 2 февраля 1930 года, был арестован отец Петр Розанов. Все церковные книги при аресте были изъяты. 4 февраля арестовали и отца Павла Любимова. После ареста их держали под стражей в Каширской тюрьме. Собрав показания многих лжесвидетелей, следствие предъявило им обвинение в подрыве советской власти. На допросе отец Петр сказал: «…Во время проповеди я имел беседу с прихожанами, чтобы они воспитывали детей в страхе Божием, да боятся и любят Бога, как своего Отца Небесного, а также в отношении самих родителей, чтобы они сами были примерными возле своих детей». Следователь спрашивал: — Что еще можете сказать по существу вашего вопроса? —Добавляю, что вся моя вина в том, что я совершал и исполнял свои обязанности, как‑то: богослужение, указания епархиального начальства. совершал требы, учил прихожан, как должно себя и своих детей воспитывать. Вину свою я ни в чем не признаю. Отец Павел также не признал себя виновным в предъявленном обвинении. 3 марта 1930 года Коллегия ОГПУ приговорила священника Петра Розанова, диакона Павла Любимова и церковного старосту Сазина Григория Владимировича к высылке в Северный край сроком на три года. Коллегия также постановила их семьи выслать в Северный край, имущество конфисковать. Дети отца Павла много раз ездили в Москву в ОГПУ, хлопотали, чтобы отменили семьям высылку в Северный край, поскольку они имели малолетних детей. 23 июня 1930 года Коллегия ОГПУ пересмотрела дело и отменила высылку семей отца Павла и Сазина Григория Владимировича и конфискацию у них имущества. Хотя семью Любимова не сослали, но из дома, который был напротив храма, выгнали. Переселили их в самый бедный дом в селе, развалившийся, перекошенный и прогнивший. А в доме священника расположилось правление колхоза. Затем его семью пустили обратно в дом, но отдали им одну кухню. Старосту Сазина Григория Владимировича оставили в Архангельске на три года на вольном поселении. После окончания срока он вернулся в Меткино и умер в 1949 году. Через год после ареста от отца Петра пришло письмо с Соловков. Он писал, что в лагере цинга, бани год не было. Это было последнее известие от него. Протоиерей Петр Розанов умер в ссылке в конце 1930 года, а диакон Павел Любимов — в начале 1931 года. Оба они погребены в безвестных могилах. ИСТОЧНИКИ: ГАРФ. Ф. 10035, оп.1, д. П-49463. РГИА. Ф. 831, д. 237, д. 238, д. 279. ЦИАМ. Ф. 203, оп. 763, д. 66. ЦИАМ. Ф. 234, оп. 3, д. 55. ЦИАМ. Ф. 234, оп. 1, д. 2245, д. 2230. ЦГАМО. Ф. 66, оп. 25, д. 128, д. 146. ЦМАМ. Ф. 1215, оп. 1, д. 368. История Русской Церкви. Т. 8. Воспоминания Любимовой Е. Г., Щегалевой Л. А., Карабанова Н. Н., Розанова П. И., Кочкиной Л. М.
Февраля 4 (17) Священномученик Борис (Назаров)
Составитель священник Максим Максимов) Священномученик Борис родился в 1884 году в городе Москве. Его отец Николай Егорович Назаров служил нотариусом. В 1902 году Борис Николаевич окончил Московскую Третью гимназию и поступил в Московский университет, где обучался два года на математическом отделении. В 1907 году Борис Назаров выдержал экзамен по богословским предметам при Московской Духовной семинарии и в 1908 году был рукоположен во священника к Знаменской церкви села Ильинское Коломенского уезда Московской губернии, где прослужил до 1910 года. До 1923 года отец Борис служил в Преображенском храме в селе Крюково. В 1924 году он был переведен в Успенский храм села Картино Рузского уезда. За время служения в этом храме отец Борис был награжден в 1928 году наперсным крестом, а в 1931 году удостоен сана протоиерея. Последним местом служения протоиерея Бориса Назарова стал Никольский храм в селе Протасьево Верейского района Московской области, куда его назначили служить в 1931 году. 25 января 1938 года власти арестовали протоиерея Бориса Назарова и заключили в Можайскую тюрьму, а затем он был переведен в Таганскую тюрьму в городе Москве. 26 января он был допрошен. Все выдвинутые следователем обвинения отец Борис категорически отверг, заявив: «За что я арестован, не знаю. Ника–кой контрреволюционной деятельности я не вел. Никогда среди колхозников я с контрреволюционной клеветой против советской власти не выступал». Лжесвидетелем по делу отца Бориса выступил священник Виктор Озеров, часто вызывавшийся в НКВД для дачи ложных показаний против собратий. Лжесвидетель сказал, что протоиерей Борис Назаров настроен антисоветски, о чем часто высказывается при разговорах. В частности, о существующем в стране положении он будто бы говорил: «Приходит тяжелое время, нужно так или иначе действовать, с религией ведут борьбу, поэтому прежде всего нужно обратить внимание на Церковь. Советская власть — власть темная, с которой нужно бороться, а колхозы — это печать антихриста, они к улучшению жизни не приведут. Вот смотрите, какое кругом безобразие, забирают и забирают нашего брата. Конечно, при таких порядках добром дело не кончится, крестьяне возмутятся, так как и из них арестовывают массами, не считаясь ни с чем: ни с семьей, ни с летами арестованных… Конституция дает свободу, а на самом деле происходит какое‑то головотяпство властей, народу хотят показать одно, а на деле другое, вот увидите, после кулаков и нас примутся за колхозников, чтобы создать своими действиями какой‑то непонятный террор». 2 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Бориса к расстрелу. Протоиерей Борис Назаров был расстрелян 17 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.49.59 (0.01 с.) |