Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мая 30 (12 июня) Священномученик Василий (Смоленский)
Составитель священник Максим Максимов Священномученик Василий родился в 1869 году в селе Савельево Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Смоленского. В 1891 году Василий Петрович Смоленский окончил Московскую Духовную семинарию и был рукоположен во священника к Казанскому храму села Ламишино Звенигородского уезда. Первая деревянная церковь была основана здесь в 1670 году, а каменный храм начали строить при отце Василии в 1902 году. 11 сентября 1905 года новый храм был освящен епископом Можайским Серафимом. В 1908 году церковь была расписана. В 1929 году власти решили храм закрыть. Для этой цели в сентябре в ОГПУ были вызваны на допрос два молодых комсомольца. Семнадцатилетняя комсомолка, секретарь местной ячейки ВЛКСМ, сообщила следователю, что она разговаривала с отцом Василием на улице по вопросу устраиваемого в Великую Субботу антипасхального спектакля и ответила на его вопрос угрозой: «Еще посмотрим, кому будет плохо и хорошо». Свою неприязнь к священнику она высказала следователю на допросе, охарактеризовав деятельность отца Василия такими словами: «Наш район слишком верующий. Смоленский у крестьян на хорошем счету. В отношении религии Смоленский производит большое влияние на окружающее население, что отмечается в период антирелиги–озных кампаний, когда крестьяне активно противоречат мероприятиям комсомола». Комсомолка вместе с родителями проживала по соседству с отцом Василием. Спустя годы она вспоминала о событиях тех лет: «Отец Василий был очень простым, сердечным, порядочным. Семья у него была дружная, трудолюбивая. Отец Василий был уважаемым всеми на хуторе человеком. После революции просил меня, в то время бывшую секретарем комсомольской ячейки, не ставить во время Страстной седмицы спектаклей для молодежи, проводившихся в противовес богослужениям в храме. Под страхом выселения семьи меня заставили подписать показания против отца Василия об угрозах в адрес комсомольцев. Всю оставшуюся жизнь меня мучила совесть за эти показания на глубоко уважаемого мною человека». По доносу этой комсомолки и еще одного комсомольского активиста из соседней деревни ОГПУ арестовало отца Василия 19 октября 1929 года и заключило в Бутырскую тюрьму.
В анкете арестованного, которую следователь разрешил отцу Василию заполнить самостоятельно, о своем прошлом он написал: «По наговору (ложному доносу) был взят в Звенигородский арестантский дом 7 сентября 1918 года и после разбора дела следователем был выпущен на волю, пробыв в заточении семь дней». Продержав отца Василия в Бутырской тюрьме две недели, 2 ноября 1929 года его вызвали на допрос. — Антисоветской деятельностью я нигде, никогда не вел. В частных разговорах я воздерживаюсь от политических тем. Читаемые мною проповеди носят чисто религиозный характер, и ничего в них антисоветского нет, — сказал отец Василий следователю. —Угрожали ли вы комсомольцам расправой за то, что они ведут работу по безбожию? — Никому никогда я не угрожал. — Говорили вы комсомольцу Воронцову, что если он не прекратит вовлекать детей в пионеры, то ему будет плохо? — Ничего подобного я ему не говорил. Считаю, что возведенное на меня обвинение является ложью. 18 ноября 1929 года тройка ОГПУ приговорила священника Василия Смоленского к высылке в Северный край на три года. Ссылку отца Василия отправили отбывать в город Онегу. 14 августа 1933 года он вернулся в родное село, однако вскоре священнику пришлось покинуть Ламишино и уехать в село Холмец Шаховского района Московской области. Так пришлось сделать в связи с запретом проживать в стокилометровой зоне от Москвы. 24 октября 1933 года отец Василий был назначен на служение в Никольскую церковь села Холмец, где он прослужил до мая 1941 года. В 1934 году протоиерей Василий Смоленский был награжден митрой. В мае 1941 года отца Василия в административном порядке из Московской области выселили. Он уехал на жительство в село Ново–Никольское Ярославской области, но и там местные власти отказали ему, как священнослужителю, в регистрации. Отец Василий уехал в село Кончеево Кармановского района Смоленской области, где проживал с 20 сентября по 15 октября 1941 года. В связи с наступлением немецких войск и приближением фронта, протоиерей Василий уехал обратно в село Холмец. Через несколько дней после его приезда село было занято фашистами. При них отец Василий открыл храм, который во время его отсутствия советской властью был закрыт. В селе стало регулярно совершаться богослужение. Службы посещали жители соседних деревень Костино и Артемки.
В январе 1942 года войска Красной армии освободили от немцев село Холмец, однако церковь сразу не закрыли, и отец Василий продолжал совершать в ней богослужения до начала марта, когда его арестовали по обвинению в пособничестве немцам. 6 марта начались допросы. — Вам известно, за что вы арестованы? — О причинах моего ареста мне неизвестно. — Вы арестованы за антисоветскую подрывную деятельность. Предлагаю вам дать показания в данном разрезе. — Антисоветской подрывной деятельностью я не занимался и виновным себя не признаю. — О приближении немцев к селу Холмец вам было известно? — Да, было известно. — Почему же вы из села Холмец от немцев не побежали? — В селе Холмец я остался со всеми верующими. — То есть стали дожидаться немцев? — Нет, немцев я не ждал, а остался служить. — Где и кому служить? —Являясь служителем культа в селе Холмец, я остался служить в церкви верующим. — Когда вы открыли церковь? — Церковь я открыл 26 октября 1941 года, когда село уже было занято немцами. — Почему же вы сразу не открыли церковь? — Я был больной, а затем колебался в возможности открытия церкви, а когда пришли немцы, я ее открыл без всяких препятствий. — Покажите о вашей связи с немцами. — В доме, где я проживал, вместе со мной жили два офицера и их денщики. Перед отступлением немцев из села дня за два в моем доме размещался немецкий штаб. —На какие темы вам приходилось разговаривать с немецкими офицерами? —. Я их только слушал, сам ничего не говорил. —. Кто из граждан села вызывался в немецкий штаб? —При мне немцы никого в штаб из граждан села не вызывали. —…Покажите, какие вы получили задания от немцев при их отступлении из села Холмец? — Никаких заданий от немцев я не получал. — Когда немцев Красная армия выгнала из села? —Точно не помню, но примерно 17 января 1942 года немцы были выгнаны из села частями Красной армии. — Вас когда арестовали? — 2 марта 1942 года. — Сколько раз вы служили молебен о победе немецкой армии? — Таких молебнов я не служил. — А проповеди произносили? — И проповедей о том, чтобы победа была на стороне немецкой армии, я не произносил. — Вы говорите неправду. — Я показываю так, как было. — Покажите о своей предательской деятельности. — Предательской деятельностью я не занимался. Следствие было закончено. До вынесения приговора отец Василий, содержавшийся после ареста в Таганской тюрьме, заболел и был помещен в тюремную больницу. Протоиерей Василий Смоленский умер 12 июня 1942 года в тюремной больнице и погребен в безвестной могиле. 15 июля 1942 года Особым Совещанием при НКВД отец Василий, к тому времени уже умерший, был приговорен к расстрелу. ИСТОЧНИКИ: ГАРФ. Ф. 10035, д. 51836, д. 34002. АМП. Послужной список. Воспоминания Э. Куслапу и Н. Горшковой.
Июня 17 (30) Мученица Пелагия (Балакирева)
Составитель священник Максим Максимов Мученица Пелагия родилась 8 октября 1901 года в селе Спирино Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Никиты Балакирева. Окончила школу в селе. С 1927 года она стала жить при Свято–Троицкой церкви в селе Шарапово Егорьевского района Московской области, исполняя обязанности сторожа.
Около двух лет перед арестом она несла послушание церковной старосты. Проживая в сторожке при церкви, Пелагия помогала настоятелю протоиерею Николаю Сперанскому по делам храма и в исполнении церковных треб. Здание церковной сторожки при Троицком храме обветшало. Приходской совет и прихожане храма в 1937 году решили произвести капитальный ремонт. После того, как был начат ремонт сторожки, Пелагия нашла приют в доме отца Николая. 18 ноября 1937 года Пелагия была арестована вместе с протоиереем Николаем Сперанским и заключена в тюрьму в городе Егорьевске. —Следствию известно, что вы собирали подписи под жалобу на сельсовет ввиду отказа в застройке сторожки на колхозной земле. Дайте показания по этому вопросу? — потребовал следователь. — Да, я действительно собирала подписи прихожан под данную жалобу. — Следствию известно, что вы совместно с благочинным умышленно затягивали церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозе. Дайте показания по этому вопросу? — Да, действительно, церковные службы обычно кончались в 12 часов, когда были престольные праздники или исполнялись требы, чем срывали колхозные работы. — Вы обвиняетесь в проведении антисоветской агитации. Признаете ли себя виновной в предъявленном вам обвинении? — Да, признаю себя виновной в том, что вела антисоветскую агитацию. Начальник Коробовского районного отделения НКВД, ознакомившись 20 ноября с материалами следствия, остался недоволен показаниями обвиняемых и решил произвести дополнительные допросы самостоятельно. — Подтверждаете ли вы свои показания? — спросил он Пелагию Никитичну. — Показания свои подтверждаю, за исключением того, что я антисоветской агитации не вела и виновной себя не признаю. — На какие средства живете? — Я проживаю у благочинного Сперанского на средства церковной общины. — Какие обязанности вы выполняете в церковной общине? —Помимо поручений священника при его службе, я исполняю обязанности церковного старосты. — Что еще можете показать? — Больше показать ничего не имею. Поскольку заранее были допрошены лжесвидетели, которые оговорили обвиняемых, дав необходимые следователю показания, начальник отделения закончил допросы. Через несколько дней Пелагию Никитичну перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 27 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила ее к восьми годам заключения в исправительнотрудовой лагерь. В 1940 году Пелагия Никитична написала заявление с просьбой пересмотреть дело. Несмотря на то, что ряд свидетелей на этот раз не подтвердили своих прежних показаний, помощник прокурора посчитал, что «данные ими показания в органах НКВД подтверждаются», и заключил: «мера наказания соответствует содеянному, а потому жалобу оставить без удовлетворения». Пелагия Никитична Балакирева скончалась 30 июня 1943 года в исправительно–трудовом лагере в Вологодской области и была погребена в безвестной могиле. ИСТОЧНИКИ: ГАРФ. Ф. 10035, д. 20021.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.110 (0.019 с.) |