Глава III. Защита прав потребителей при выполнении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава III. Защита прав потребителей при выполнении



РАБОТ (ОКАЗАНИИ УСЛУГ)

 

Статья 27. Сроки выполнения работ (оказания услуг)

 

Комментарий к статье 27

 

1. Исполнитель (изготовитель) при выполнении работ должен руководствоваться правилами выполнения определенных видов работ, которые утверждены Правительством РФ либо местными органами власти и управления.

Наиболее оправданным документом, в котором должен быть указан срок изготовления либо исполнения услуги, является договор.

2. В договоре должны быть указаны дата заключения договора, срок исполнения договора, дата начала и дата окончания исполнительских работ (услуг) по договору, срок действия договора. В противном случае договор будет считаться незаконченным.

3. В соответствии со ст. 708 ГК РФ указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, которые предусмотрены договором.

Между исполнителем (изготовителем) и потребителем в договоре могут быть предусмотрены условия выполнения работ по частям либо промежуточные сроки завершения отдельных этапов работы. В этом случае в договоре необходимо указывать конкретные сроки и дату завершения промежуточных работ.

В соответствии со ст. 405 ГК РФ должник, просрочивший исполнение, отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой, и за последствия случайно наступившей во время просрочки невозможности исполнения.

Последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.

 

Статья 28. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)

 

Комментарий к статье 28

 

1. В соответствии со ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальные и конечные сроки выполнения работы, по согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). При нарушении указанных сроков выполнения работ исполнителем у потребителя возникает право требований, указанных данным пунктом комментируемой статьи.

2. Новый срок выполнения работ назначается только потребителем, который должен быть указан в новом договоре, либо в дополнительном соглашении к имеющемуся договору, либо в другом документе, подтверждающем договорные обязательства исполнителя. При просрочке нового срока исполнения договора потребитель вправе предъявлять исполнителю иные требования, предусмотренные п. 1 настоящей статьи.

3. Комментируемая норма указывает (разъясняет) порядок формирования цены, возвращаемой потребителю при расторжении договора либо при уменьшении цены выполненной работы, оказанной услуги, который регулируется п. п. 3, 4 ст. 24 Закона.

4. Комментируемая статья указывает, что, если исполнитель отказался от исполнения договора на любом его этапе исполнения, в этом случае у него не возникает прав на возмещение своих затрат по его исполнению и требований по оплате за выполненную работу.

5. Комментируемая статья определяет основания взыскания неустойки, ее размер и порядок ее взыскания.

Основаниями неустойки являются нарушения срока выполнения работ. Размер неустойки составляет 3% от цены выполненной работы с даты ее окончания.

Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Требования потребителя подлежат удовлетворению продавцом в течение 10 дней со дня предъявления требований о взыскании неустойки.

6. Данный пункт комментируемой статьи устанавливает обязанность исполнителя, в случае несогласия с требованиями потребителя, по доказыванию фактов, что нарушение сроков выполнения работ (услуг) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя. В этом случае он освобождается от ответственности.

 

Статья 29. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

 

Комментарий к статье 29

 

1. Комментируемая статья устанавливает перечень конкретных требований, которые может предъявить потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги).

Эти требования регулируются гражданским законодательством, а именно ст. ст. 723, 737 ГК РФ.

Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) стандарту (конструктивные, рецептурные или иные недостатки товара, работы или услуги), условиям договора или обязательным требованиям к качеству товара (услуги), предусмотренным законом, недостоверная или недостаточная информация о товаре (работе, услуге).

В случае неисполнения требования продавцом в срок, указанный в ст. 30 Закона, потребитель вправе предъявить другие требования, предусмотренные ст. 18 Закона, исполнение требований потребителей не освобождает исполнителя от ответственности по уплате неустойки за нарушение срока окончания выполненных работ (оказания услуг).

Комментируемая статья предусматривает право потребителю отказаться от исполнения договора в случае неустранения недостатков выполняемых работы (услуги) в срок, указанный в договоре, а также при выявлении существенных недостатков выполненной работы (услуги).

2. Данная норма устанавливает порядок определения цены выполненной работы (оказанной услуги), которая возвращается потребителю при отказе от исполнения договора.

При этом нужно руководствоваться п. 1 ст. 29, п. 5 ст. 28 и п. п. 3, 4, 5 ст. 24 Закона, которые содержат положение о цене товара (услуги).

3. Комментируемая статья указывает периоды и сроки, которые потребителем могут быть предъявлены требования об устранении недостатков выполненной работы (оказанной услуги). Порядок определения сроков определен ст. 30 Закона.

При этом необходимо учитывать гарантийный срок выполненной работы (оказанной услуги), а при его отсутствии разумный срок.

Гарантийный срок - срок, в течение которого производители гарантируют качество товара либо изделия, а также срок, в течение которого потребитель в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка вправе предъявить соответствующие требования к продавцу (изготовителю, исполнителю, индивидуальному предпринимателю), которые должны быть удовлетворены. При этом потребитель не должен доказывать обстоятельства возникновения неустойки. Гарантийные сроки на товары сезонного назначения, приобретенные вне сезона, исчисляются с момента наступления соответствующего сезона.

Понятие "разумный срок" относится к оценочным категориям, то есть в каждом случае необходимо определять, какой срок является разумным. Для потребляемых товаров такие сроки не могут превышать сроки, в которые потребление таких товаров возможно или имеет смысл. Законом более длительные сроки не предусмотрены, поэтому единственным исключением из правила может стать соответствующее условие договора.

4. Комментируемая статья возлагает на стороны обязательства доказывания наличия вины в недостатках работы (услуги), на которые установлен либо не установлен гарантийный срок.

При этом надо учитывать положение п. 6 ст. 5 Закона, из которого усматривается, что изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать ограниченный срок только на товар (работу), но не на услугу.

5. Изготовитель (исполнитель) несет ответственность за недостаток товара, обнаруженный потребителем после истечения гарантийного срока на товар.

В комментируемой статье этот срок исчисляется двумя годами (или пятью годами на недвижимое имущество), при условии если потребителем будут представлены доказательства возникновения недостатков, до принятия работы, указанной в договоре.

 

Статья 30. Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

 

Комментарий к статье 30

 

При обнаружении потребителем недостатков в работе или услуге он вправе требовать их устранения исполнителем.

В договоре подряда на выполнение работы или услуги стороны должны предусмотреть и указать пункт о сроке устранения недостатков.

Если в договоре подряда срок устранения недостатков не указан, потребитель вправе обратиться к исполнителю (изготовителю) с требованием об исправлении недостатков, указав разумный срок.

В случае нарушения исполнителем сроков выполнения работ потребитель по своему выбору вправе назначить исполнителю новый срок, поручить выполнение работы третьим лицам, потребовать уменьшения цены за выполнение работ либо отказаться от исполнения договора о выполнении работы. В связи с нарушением сроков выполнения работы потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков (ст. 28 Закона).

В силу п. 1 ст. 27 Закона исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). Согласно п. 5 ч. 1 ст. 28 Закона, если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги), сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказания услуги). В соответствии с п. 7 ст. 29 Закона потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказания услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем.

Если срок устранения недостатков не был определен письменным соглашением сторон, то он считается минимальным. Недостаток должен быть устранен незамедлительно.

 

Статья 31. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя

 

Комментарий к статье 31

 

1. Для взыскания материальных и денежных требований потребителя при обнаружении им недостатков в выполненной работе или услуге установлен 10-дневный срок.

В случае неустранения недостатков в срок потребитель имеет право на предъявление требований, предусмотренных п. 3 ст. 28 и п. 2 ст. 29 Закона, таких как возмещение убытков, уменьшение цены за выполненную работу, отказ от исполнения договора.

Данная статья соответствует нормам гражданского права, содержащимся в п. 3 ст. 450, п. п. 1, 2 ст. 451, п. п. 4, 5 ст. 454 ГК РФ.

2. Срок для выполнения срочных работ об изготовлении аналогичной вещи либо о повторном выполнении работы (оказании услуги) определяется только договором; если в договоре не установлены сроки выполнения срочных работ, то срок определяется исходя из положений ст. 314 ГК РФ.

3. Гражданское законодательство и Закон "О защите прав потребителей" предусматривают неустойку в качестве способа обеспечения обязательств, указанных в договоре продажи либо в договоре на оказание услуг, и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение в виде возмещения понесенных убытков должником.

 

Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)

 

Комментарий к статье 32

 

Комментируемая статья предусматривает право потребителя расторгнуть договор о работе (услуге) по основаниям, изложенным в п. 1 ст. 28 и п. 1 ст. 29 Закона. При этом потребитель обязан возместить исполнителю расходы, произведенные им до заявления потребителем о расторжении договора (услуги), а также убытки, причиненные рассмотрением договора, как это предусматривает ст. 453 ГК РФ, и оплатить исполнителю пропорциональную часть цены выполненной работы, исходя из условия договора, касающегося установленной цены за оказание услуги (работы).

В соответствии со ст. 782 ГК РФ исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг при условии полного возмещения заказчику убытков.

 

Статья 33. Смета на выполнение работы (оказание услуги)

 

Комментарий к статье 33

 

1. Составление приблизительной или твердой сметы на выполнение работ или оказание услуг обязательно по требованию одной из сторон. Наличие сметы способствует более полному определению цены выполняемых работ, а также имеет определяющее значение при защите прав потребителя при выполнении работ (оказании услуг), например при нарушении сроков выполнения работ, оказания услуг, при обнаружении недостатков выполнения работ для расчета материального ущерба.

2. Каждая сторона должна доказать свои требования об изменении объема работ, стоимости материала, сроков исполнения договора.

3. В случае дополнительных работ (либо дополнительной услуги), в результате чего приблизительная смета увеличивается, стороны при согласии должны заключить соглашение об этом, что будет являться неотъемлемой частью договора. При этом надо иметь в виду, что твердая смета не всегда влияет на цену выполненной работы (оказанной услуги).

 

Статья 34. Выполнение работы из материала исполнителя

 

Комментарий к статье 34

 

1. Материал для выполнения работ должен быть качественным, т.е. соответствовать государственному стандарту.

Комментируемая статья обязывает исполнителя добросовестно исполнять условия договора. В противном случае у потребителя возникает право предъявить исполнителю требования, предусмотренные ст. ст. 18 - 24 Закона.

2. Из смысла данной статьи явствует, что стоимость материала, оплаченного потребителем, не входит в окончательный расчет за работу исполнителя, если данные условия не были оговорены условиями договора.

3. Исполнитель не вправе требовать изменения цены на материалы, предоставленные исполнителем потребителю в кредит согласно условиям договора, стоимость которых изменилась к моменту исполнения договора.

4. Комментируемая норма указывает, что исполнитель не вправе возлагать обязанность на потребителя по доставке к месту исполнения технических средств. В случае если потребитель доставил их сам, у него возникает право на возмещение затрат, понесенных им при доставке.

 

Статья 35. Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя

 

Комментарий к статье 35

 

1. На исполнение работы из материала (с вещью) потребителя сторонам при заключении договора на выполнение работ указать данное условие и цену материала.

В соответствии со ст. 713 ГК РФ подрядчик обязан использовать предоставленный заказчиком материал экономно и расчетливо, после окончания работы представить заказчику отчет об израсходовании материала, а также возвратить его остаток либо с согласия заказчика уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у подрядчика неиспользованного материала.

Комментируемая статья возлагает ответственность на исполнителя за утрату либо повреждение товара. В случае утраты материала либо частичной утраты исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его аналогичным по качеству и по желанию потребителя изготовить из него изделие в разумный срок. При отсутствии материала исполнитель обязан возместить потребителю двукратную цену утраченного материала, а также расходы, понесенные потребителем.

2. Цена утраченного материала определяется условиями договора, если в нем прописана его цена, в противном случае должна исходить (определяться) из местных условий по продаже аналогичного материала, где исполняются требования потребителя.

3. Данная норма статьи указывает на основания, при которых исполнитель (изготовитель) освобождается от ответственности за полную или частичную утрату, повреждение вещи, материала (вещи), принятого им от потребителя.

В Постановлении Пленума ВС РФ "О рассмотрении судами гражданских дел по сторонам о защите прав потребителей" от 28.06.2012 N 17 разъясняется, что суд в соответствии с п. 3 комментируемой статьи вправе освободить исполнителя от ответственности за полную либо частичную утрату (повреждение) принятого от потребителя материала (вещи) только в случаях, если он предупреждал потребителя об особых свойствах этого материала (вещи), которые могут повлечь его утрату или повреждение, либо если указанные свойства материала (вещи) не могли быть обнаружены при надлежащей приемке исполнителем этого материала (вещи).

 

Статья 36. Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок

 

Комментарий к статье 36

 

Комментируемая статья обязывает исполнителя проинформировать потребителей об обстоятельствах, которые могут вызвать отрицательные последствия исполнения договора на условиях, которые были предложены потребителем. Например, непригодность товара или недоброкачественность материала, переданного исполнителю, указание исполнителю о способе выполнения работ (услуг).

В этом случае изготовитель (исполнитель) не несет ответственности, установленной нормами закона.

 

Статья 37. Порядок и формы оплаты выполненной работы (оказанной услуги)

 

Комментарий к статье 37

 

1. При заключении договора потребитель и продавец (исполнитель, изготовитель) вправе указывать свои условия по обоюдному согласию. Но в предмете договора должна быть указана полная и конкретная деятельность продавца (исполнителя, изготовителя) с указанием сроков.

Комментируемая статья указывает, что потребитель обязан осуществлять оплату за выполненную работу (услугу) в размере и в срок, которые указаны в договоре.

2. При этом нужно учитывать положение ст. 735 ГК РФ, согласно которому цена работы в договоре бытового подряда определяется соглашением сторон и не может быть выше установленной или регулируемой соответствующими государственными органами. Порядок расчетов с продавцом (исполнителем, изготовителем) может быть произведен как наличными деньгами, так и в безналичном порядке. Статья 862 ГК РФ предусматривает следующие формы безналичных расчетов: это расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчет по инкассо. Сторона по договору вправе избрать и установить в договоре любую из указанных форм.

 

Статья 38. Утратила силу. - Федеральный закон от 25.10.2007 N 234-ФЗ.

 

Статья 39. Регулирование оказания отдельных видов услуг

 

Комментарий к статье 39

 

В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Нарушения условий договора об оказании отдельных видов услуг, такие как, например, медицинские, аудиторские, по туристическому обслуживанию, медицинских платных услуг и т.д., определяются правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ (подробнее см. ст. 39.1 Закона).

 

Статья 39.1. Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям

 

Комментарий к статье 39.1

 

В настоящее время в соответствии с Законом о защите прав потребителей разработаны и действуют многочисленные правила оказания услуг и продажи товаров, которые регулируют отношения между изготовителем (исполнителем, продавцом) и потребителем. К таким правилам относятся:

- Правила бытового обслуживания населения в РФ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.09.1997 N 1025. Последняя ред. от 04.10.2012 N 1007);

- Правила оказания услуг общественного питания (утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.09.1997 N 1036. Последняя ред. от 04.10.2012 N 1007);

- Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Последняя ред. от 25.12.2015 N 1434. С изменениями, внесенными Определением ВС РФ от 19.03.2013 N АПЛ13-82, решением ВС РФ от 31.05.2013 N АКПИ13-394);

- Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006);

- Правила оказания услуг автостоянок (утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 N 795. Последняя ред. от 24.04.2007 N 248);

- Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112. Последняя ред. от 28.04.2015 N 410);

- Правила оказания услуг почтовой связи (утверждены Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 N 234);

- Правила продажи отдельных видов товаров (утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55. Последняя ред. от 23.12.2015 N 1406).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.072 с.)