Глава II. Защита прав потребителей при продаже 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II. Защита прав потребителей при продаже



ТОВАРОВ ПОТРЕБИТЕЛЯМ

 

Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков

 

Комментарий к статье 18

 

1. Комментируемая статья устанавливает перечень требований потребителя, которому продан товар ненадлежащего качества, если недостатки товара не были оговорены продавцом: потребитель вправе по своему выбору требовать безвозмездного устранения недостатков товара либо возмещения расходов на их исправление потребителем, а также потребовать замены на товар этой же марки или на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены, соразмерного уменьшения покупной цены. Кроме того, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, вернув товар с недостатками по требованию продавца (п. 2 ст. 475 ГК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 19 Закона потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 Закона требования продавцу (изготовителю, импортеру) в отношении товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока и срока годности. В случае нарушения исполнителем сроков выполнения работ потребитель по своему выбору вправе назначить исполнителю новый срок, поручить выполнение работы третьим лицам, потребовать уменьшения цены за выполнение работ либо отказаться от исполнения договора о выполнении работы. В связи с нарушением сроков выполнения работы потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков (ст. 28 Закона).

При этом нужно учитывать положения ст. 737 ГК РФ, в соответствии с которой в случае обнаружения существенных недостатков результата работы заказчик вправе предъявить подрядчику требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до принятия результата работы заказчиком или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено заказчиком, если указанные недостатки обнаружены по истечении двух лет (для недвижимого имущества - пяти лет) со дня принятия результата работы заказчиком, но в пределах установленного для результата работы срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы заказчиком, если срок службы не установлен.

Качество товара должно соответствовать условиям договора или требованиям стандарта.

Перечень технически сложных товаров, таких как:

1) автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним;

2) мотоциклы, мотороллеры;

3) снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы;

4) холодильники и морозильники;

5) стиральные машины автоматические;

6) персональные компьютеры с основными периферийными устройствами;

7) тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки и мотокультиваторы,

установлен Постановлением Правительства РФ от 13.05.1997 N 575.

При обнаружении существенных недостатков технически сложных товаров потребитель имеет право:

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы;

- предъявить требования о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) соответствующим перерасчетом покупной цены.

В этом случае срок представления требований - 15 дней со дня передачи товара потребителю.

2. Требования, указанные в п. 1 комментируемой статьи, могут быть предъявлены потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю исходя из условия договора.

3. Потребителем могут быть предъявлены требования о замене товара на товар этой или иной марки, этой же модели и (или) артикула. При этом продавец обязан возвратить потребителю уплаченную за него сумму.

4. Утратил силу. - ФЗ от 25.10.2007 N 234.

5. Потребителем в качестве доказательства своих требований в суд могут быть представлены кассовый либо товарный чек, договор купли-продажи, договор оказания услуг, магнитные и электронные носители, квитанции, квитанция-обязательство, квитанция-заказ, транспортная накладная, техпаспорт с отметкой о дате продажи товара, расчет материального ущерба, который, по мнению истца, должен возместить ответчик, и другие документы, касающиеся правоотношения сторон. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

6. Данная норма устанавливает ответственность продавца (исполнителя) уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера при обнаружении потребителем недостатков в товаре.

При этом необходимо установить наличие гарантийного срока на приобретенный товар или его отсутствие.

В случае если недостатки товара возникли из-за нарушения потребителем правил использования, хранения при транспортировки товара либо вследствие непреодолимой силы, указанные лица (продавец, исполнитель и т.п.) ответственности не подлежат.

7. Данный пункт комментируемой статьи предусматривает обязанности продавца (исполнителя) за свой счет и своими силами доставить приобретенный потребителем крупногабаритный товар и товар более 5 килограмм для ремонта, оценки, замены.

В случае если указанный товар будет доставлен для этих целей самим потребителем, продавец (исполнитель) обязан возместить ему расходы по доставке.

 

Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара

 

Комментарий к статье 19

 

1. При обнаружении недостатков товара в период действия гарантийного срока или срока годности потребитель имеет право предъявить требования продавцу, предусмотренные ст. 18 Закона, путем написания претензии либо подачи искового заявления в суд.

Гарантийный срок и срок службы товара начинает течь со дня продажи потребителю, что может подтверждаться товарным либо кассовым чеками, либо со дня изготовления товара.

2. Дата гарантийного срока может быть установлена продавцом и указана в договоре купли-продажи. Для сезонных товаров эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется органами исполнительной власти субъектов РФ.

При продаже товара по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю.

На время установки подключения либо сборки, устранения недостатков товара гарантийный срок приостанавливается до исключения этих обстоятельств.

3. Комментируемая статья предусматривает установление гарантийных сроков как на комплектующие, так и на составные части основного товара.

Продолжительность гарантийных сроков комплектующих изделий и составных частей и основного товара может быть одинакова, и при недостатке товара потребитель вправе предъявить требование как на основное изделие, так и на комплектующие изделия и составные части его.

Если потребителем обнаружены недостатки товара в комплектующих изделиях и составной части товара, на который был установлен гарантийный срок на основное изделие, он вправе предъявить требования, предусмотренные ст. 18 Закона.

При обнаружении недостатков товара на комплектующие изделия и составные части товара после истечения на них гарантийного срока, но при действии гарантийного срока на основной товар потребитель при предъявлении требований обязан доказать вину продавца в недостатках товара.

В соответствии со ст. 10 Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, срок службы или срок годности товара.

Информация о различных гарантийных сроках на комплектующие изделия и составные части основного товара должна быть указана в договоре купли-продажи.

5. Комментируемая статья предоставляет право потребителю предъявлять требования, предусмотренные ст. 18 Закона, при выявлении недостатков товара (работы, услуги) в период гарантийного срока либо по истечении его, но в пределах двух лет.

После истечения гарантийного срока потребитель обязан доказать наличие вины продавца (исполнителя, изготовителя) в причинении недостатков товара.

6. Комментируемая статья указывает, что потребитель при обнаружении существенных недостатков имеет право на требования, указанные в ст. 18 Закона, если докажет, что они возникли до передачи ему товара. Срок предъявления требований по истечении двух лет со дня приобретения (передачи) товара потребителю - в течение срока службы на товар; если срок службы на товар не установлен, в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.

Если требования потребителя в двадцатидневный срок не удовлетворены, он вправе предъявить иные требования, предусмотренные п. 3 ст. 18 Закона.

 

Статья 20. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)

 

Комментарий к статье 20

 

Комментируемая статья обязывает изготовителя (продавца, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) устранить недостатки товара в минимальный срок, либо письменным согласием сторон определяется новый срок для их устранения.

Что касается ремонта товаров длительного пользования в этой части, норма данной статьи согласуется с п. 1 ст. 5 Закона, из которой усматривается, что изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязуется обеспечить потребителю возможность использования товаров (работы) по назначению и несет ответственность за существующие недостатки.

Гарантийный срок на период устранения недостатков товара продлевается. На период ремонта товаров длительного использования потребителю по его требованию выдается аналогичный товар.

Однако Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (с изменениями и дополнениями от 20.10.1998, 02.10.1999, 06.02.2002, 12.07.2003, 01.02.2005, 08.02.2006, 23.05.2006, 15.12.2006, 27.03.2007, 27.01.2009, 21.08.2012, 04.10.2012, 05.01.2015, 19.09.2016, 23.12.2015, 27.05.2016, 22.06.2016) "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" установлен Перечень товаров, на которые данные требования не распространяются.

Потребитель в случае обнаружения недостатков в товаре имеет право на требования, изложенные в ст. 18 Закона.

 

Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества

 

Комментарий к статье 21

 

Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

В данной статье определены различные сроки на замену товара ненадлежащего качества по требованию потребителя. В случае продажи некачественного товара потребитель вправе потребовать замену товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору, т.е. товар ненадлежащего качества подлежит замене на новый товар, который не был в употреблении.

При согласии с требованиями потребителя продавца (изготовителя, исполнителя) срок замены установлен семь дней.

Закон обязывает продавца (уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в случае спора о причинах возникновения недостатков товара провести экспертизу товара за свой счет. При этом срок замены товара возможен после получения заключения эксперта.

Если у продавца (изготовителя, исполнителя) отсутствует товар на момент обращения потребителя, срок замены товара - в течение месяца с даты обращения потребителя.

При замене товара покупатель вправе предъявить продавцу требование о предоставлении ему аналогичного товара в безвозмездное пользование на время замены. А продавец (изготовитель, исполнитель) обязан в течение трех дней предоставить потребителю во временное пользование аналогичный товар, доставив его за свой счет.

После получения замененного товара потребитель обязан возвратить товар, полученный во временное пользование.

Требования потребителя о замене товара ненадлежащего качества, приобретенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должны быть удовлетворены при поступлении товара незамедлительно.

При замене товара ненадлежащего качества возможен перерасчет цены товара, как этого требует норма ст. 24 Закона.

Гарантийный срок на замененный товар исчисляется со дня передачи товара потребителю.

 

Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя

 

Комментарий к статье 22

 

Потребитель вправе требовать от продавца или организации, выполняющей его функции, соразмерного уменьшения покупной цены за товар на основании договора. Изготовителю предъявить это требование потребитель не может.

Какая же конкретно сумма должна быть выплачена потребителю? Это может быть рыночная стоимость устранения недостатков товара, которая определяется с помощью экспертизы. Либо стороны определяют ее сами, проанализировав стоимость ремонта в данной местности. Кроме того, уменьшить покупную цену товара можно по требованию потребителя, взяв за основу цену товара на момент предъявления требования, учитывая процент потери товарного вида и другие недостатки товара. И наконец, сумма может быть определена по одностороннему требованию потребителя и добровольному удовлетворению его продавцом или по взаимному соглашению сторон.

Купив некачественный товар и обнаружив в нем недостатки, потребитель имеет право их исправить сам или обратиться за помощью к третьему лицу. Такие ситуации возникают редко, но все-таки имеют место. После исправления недостатков потребитель вправе потребовать возмещения своих расходов, правда, при этом он должен обосновать некоторые факты. Свидетельскими показаниями или выводами экспертов потребитель доказывает, что в товаре действительно точно имелся недостаток. Так как недостаток уже устранен, экспертизе будет сложно установить истину. А если потребитель в процессе устранения недостатка понес определенные расходы, то для того, чтобы требовать их возмещения, необходимо наличие этих расходов подтвердить документами: распиской, квитанцией, чеком. Если он заплатил частному лицу, то оно должно это подтвердить. Также, возможно, потребителю придется доказывать, что ремонт был необходим, его стоимость соответствует действующим ценам и расходы оправданны.

Возмещение убытков потребитель вправе требовать от продавца (изготовителя) или организации, выполняющей такие же функции, после расторжения договора купли-продажи. В понятие "убытки" может входить стоимость самого товара, размер реального ущерба за повреждение имущества, а также недополученные доходы, которые потребитель мог бы получить, если бы его право не было нарушено.

При расторжении договора розничной купли-продажи и требовании возврата стоимости товара (других убытков) покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить товар ненадлежащего качества. Товар возвращается полностью, кроме упаковки и пришедших в процессе использования частей. При этом продавец не вправе удерживать сумму снижения стоимости товара в процессе эксплуатации.

Все вышеперечисленные требования подлежат удовлетворению продавцом на основании договора с ним в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

 

Статья 23. Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя

 

Комментарий к статье 23

 

1. В данной статье речь идет о нарушении сроков продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в случаях устранения недостатков товара, замене товара с недостатками, соразмерного уменьшения покупной цены товара, возмещение расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возмещения убытков при расторжении договора купли-продажи. За все эти нарушения, а также за невыполнение или задержку выполнения требования потребителя о предоставлении на период ремонта (замены) аналогичного товара длительного пользования продавец (изготовитель, организация, выполняющая подобные функции) должен выплатить потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента. Если были допущены несколько нарушений одновременно, то неустойка (пеня) взыскивается за каждое нарушение. Другими словами, за каждое предъявленное потребителем требование в связи с нарушением продавцом (изготовителем, организацией) на основании договора сроков, неустойка взыскивается за просрочку выполнения этого нового требования.

Согласно ст. 20 Закона на период ремонта или замены товара потребителю должны предоставить аналогичный товар с идентичными свойствами и характеристиками. Продавец (изготовитель, подобная организация) обязаны сделать это в трехдневный срок и за свой счет. А для замены товара законодатель определил сроки от семи до двадцати дней со дня предъявления требования потребителем. Но следует учесть, что Правительством Российской Федерации определен Перечень товаров длительного пользования, на которые эти требования не распространяются.

Требования потребителя могут быть удовлетворены продавцом добровольно. А если нарушены сроки, то неустойка исчисляется исходя из цены товара в день удовлетворения требования. Цена определяется по месту исполнения требования. Это касается не только добровольного исполнения требования, но и по решению суда. При этом цена, на основе которой исчисляется неустойка, определяется на день вынесения решения судом.

Под несоразмерностью неустойки следует понимать незначительный размер или отсутствие убытков в результате нарушения обязательства. Неустойка, несоразмерная последствиям нарушения обстоятельств, может быть уменьшена судом при условии, если она подлежит уплате. Если же продавец выдвигает покупателю встречные обязательства об оплате стоимости товара, проданного с отсрочкой платежа, то неустойка не может быть уменьшена. В некоторых случаях может потребоваться товароведческая экспертиза для установления соответствия покупной цены товара и цены товара на момент вынесения судебного решения. При этом следует учитывать, что суд, уменьшая размер цены товара, принимает во внимание степень последствий использования этого товара, но не уменьшает стоимость товара вследствие обнаруженных в нем недостатков.

2. В ст. ст. 18 и 19 Закона перечислены требования и сроки их предъявления в случае обнаружения в товаре недостатков, которые потребитель вправе предъявлять продавцу (изготовителю). В ст. ст. 20 - 22 определены сроки исправления недостатков товара и замены товара ненадлежащего качества. Если требования потребителя не выполняются в сроки, установленные настоящим Законом, то потребитель имеет право предъявить любое другое требование. Тогда неустойка взыскивается до предъявления нового требования. А если и новое требование не удовлетворяется, то неустойка (пеня) взыскивается по день фактического исполнения решения суда.

 

Статья 23.1. Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю

 

Комментарий к статье 23.1

 

1. В соответствии со ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупатель), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Продавец обязан передать товар покупателю в срок, указанный в договоре, а при невозможности определения срока следует руководствоваться положениями ст. 314 ГК РФ, в соответствии с которой, если обязательства предусматривают или позволяют определить день его исполнения, оно должно быть исполнено в этот день, в противном случае обязательство должно быть исполнено в разумный срок.

2. Комментируемая статья разъясняет требование потребителя при нарушении продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара в размере указанного в договоре. По своему выбору потребитель вправе требовать передачи оплаченного товара в установленный в нем новый срок, возврата суммы, предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

3. Комментируемая статья устанавливает ответственность продавца в случае нарушения им срока передачи потребителю предварительно оплаченного товара в виде уплаты неустойки за каждый день просрочки в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара, но не цены товара, при этом сумма неустойки не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

4. Срок удовлетворения требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков составляет 10 дней.

5. Бремя доказывания нарушения сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара, которые произошли вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя, лежит на продавце.

В соответствии с ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательства.

 

Статья 24. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества

 

Комментарий к статье 24

 

1. Одно из самых распространенных требований покупателя - замена товара ненадлежащего качества на исправный. Эта операция для продавца невыгодна, поэтому зачастую им учиняются препятствия в реализации этого права потребителя.

Потребитель (покупатель) должен знать, какие товары подлежат обмену. Это обычные товары длительного пользования, технически сложные бытовые товары, продовольственные товары, бытовая химия, лекарственные препараты и другие вещи.

Понятно, что требование потребителя (покупателя) о замене товара уместно при наличии недостатка товара, его дефекта. Это может касаться самого товара, его упаковки (если она имеет значение при использовании товара), комплектующих частей. Возможна замена только комплектующих частей без ущерба для товара в целом.

Сам недостаток товара может быть результатом любых действий любого лица, совершенных до покупки товара потребителем, и, конечно, производственного брака. Причем действия могут привести к поломке как до, так и после покупки товара потребителем.

Технически сложный товар обменивается только при наличии существенного недостатка.

При замене товара перерасчет цены товара не производится.

2. В п. 2 настоящей статьи регулируется цена товара, предоставленного взамен товара ненадлежащего качества. Может быть два варианта замены такого товара: замена на аналогичный товар (той же марки, модели и с такими же техническими характеристиками); обмен на такую же вещь, но другой марки, модели, размера, комплектации. При разнице в ценах обмениваемых товаров между покупателем и продавцом производится перерасчет. В зависимости от стоимости этих товаров покупатель доплачивает продавцу (если новый товар дороже), и наоборот, продавец возвращает разницу в ценах покупателю (если товар дешевле).

Суд может определить цену товара, только исходя из данных, предоставленных ему сторонами спора, порядок и способы определения цены товара судом Законом не установлены.

3. Требование о соразмерном уменьшении покупной цены товара потребитель вправе предъявить продавцу (организации, выполняющей его функции) на основании договора. Изготовителю это требование потребитель предъявить не может.

Требование о соразмерном уменьшении цены товара должно быть удовлетворено в течение десяти дней со дня предъявления требования.

Законодателем не указан порядок определения соразмерного уменьшения цены. Этот вопрос может решаться либо по соглашению сторон, либо в судебном порядке (если согласие не достигнуто). На практике встречаются несколько иных способов уменьшения цены товара: ее можно уменьшить на среднюю цену ремонта, или на определенный процент от цены товара, или просто на любую договорную цену. При этом исходной ценой товара может считаться цена на момент предъявления потребителем требования об уценке. А если это требование добровольно не исполнено, то ценой товара становится сумма на момент вынесения решения суда.

В дальнейшем покупатель не сможет предъявить требование по недостатку, повлекшему уменьшение цены товара, равно как и по любым другим недостаткам, возникшим вследствие изначального недостатка.

4. Если покупатель возвращает товар ненадлежащего качества продавцу, он вправе требовать возврата уплаченной за товар суммы, установленной в договоре, даже если стоимость вещи уменьшилась. Кроме того, продавец должен вернуть покупателю разницу между первоначальной стоимостью товара и ценой соответствующего товара, если его стоимость с момента продажи увеличилась. Если добровольно требования покупателя не исполняются, то цена товара устанавливается в судебном порядке, а разница между ценами - в момент вынесения судом решения.

Таким образом, покупателю должны вернуть цену схожего по своим характеристикам товара. Желательно, чтобы это был такой же товар, продаваемый тем же продавцом. Но если к моменту вынесения решения суда аналогичный товар отсутствует, то необходимы специальные исследования. В результате таких исследований определяется средняя цена товара от других продавцов в том же магазине. Даже однотипные товары могут отличаться друг от друга по характеристикам, оговоренным в условиях договора, что соответственно отразится на их цене.

5. В п. 5 речь идет о случаях, когда товар продается непосредственно продавцом в кредит. Составляется договор розничной купли-продажи с продавцом, в котором устанавливается обязанность покупателя оплатить стоимость товара не сразу, а через определенный промежуток времени после его покупки. При возврате приобретателем товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма, а также предоставляется плата за предоставление кредита. Под платой за предоставление кредита следует подразумевать проценты и комиссии, уплаченные магазину.

Таким образом, в данной ситуации договор купли-продажи товара расторгается и обязательства по оплате некачественного товара прекращаются.

6. Кроме кредита, предоставляемого продавцом, существует кредит, предоставляемый банком. В последнее время такие сделки приобретают широкое распространение. Кредитная организация (в данном случае - банк) вносит полностью всю сумму за товар, приобретаемый потребителем (покупателем) на основании договора потребительского кредита. При этом приобретаемый товар находится в залоге у банка до момента погашения кредита потребителем. Поэтому все действия по распоряжению товаром потребителем должны быть согласованы с банком.

При возврате некачественного товара у потребителя возникает возможность вернуть не только стоимость некачественного товара, но и проценты по потребительскому кредиту (займу), взятому для совершения покупки. Только при наличии у потребителя (заемщика в банке) кредитного договора (договора займа) он вправе требовать у продавца возврата процентов по кредиту. Кроме того, необходимо обратиться с письменным заявлением в банк для расторжения кредитного договора и потребовать официальной информации о прекращении кредитного обязательства. Нельзя прекращать оплачивать кредит в одностороннем порядке, так как банк может начислить потребителю (заемщику) дополнительные проценты и штрафы.

 

Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

 

Комментарий к статье 25

 

Комментируемая статья устанавливает определенный перечень оснований, по которым у потребителя возникает право на обмен товара надлежащего качества. Это несоответствие товара форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Указанные требования потребитель может предъявить только продавцу, у которых был приобретен товар, в течение 14 дней, не считая дня его приобретения.

Указанный срок не может быть продлен либо приостановлен ни при каких обстоятельствах.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества возможен при условии, если он был в употреблении, сохранились его товарный вид, потребительские свойства, фабричные ярлыки при наличии товарного либо кассового чека.

В случае их отсутствия потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания, которые должны быть достоверными и оценены в совокупности с другими доказательствами, подтверждающими оплату товара.

Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 за N 55 утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, по основаниям, указанным комментируемой статье. В указанный перечень товаров входят:

1) товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты);

2) предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары);

3) парфюмерно-косметические товары;

4) текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж;

5) швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные).

Постановлением Правительства РФ от 22.06.2016 N 568 п. 6 изложен в новой редакции;

6) изделия и материалы, полностью или частично изготовленные из полимерных материалов и контактирующие с пищевыми продуктами (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов, в том числе для разового использования);

7) товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты;

8) мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты).

Постановлением Правительства РФ от 19.09.2015 N 994 п. 9 изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня вступления в силу подп. "к" п. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

9) ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни;

10) автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.

Постановлением Правительства РФ от 27.05.2016 N 471 в п. 11 внесены изменения;

11) технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные; бытовое газовое оборудование и устройства; часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями);

12) гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему;

13) животные и растения.

14) непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые издания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).

Комментируемая статья предоставляет право потребителю отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы в случае отсутствия в продаже аналогичного товара. Продавец обязан возвратить потребителю денежную сумму в трехдневный срок со дня возврата приобретенного товара.

При соглашении сторон обмен товара может быть произведен при поступлении в магазин аналогичного товара. При этом продавец, не известивший потребителя о поступлении товара, ответственности не несет.

 

Статья 26. Утратила силу. - Федеральный закон от 25.10.2007 N 234-ФЗ.

 

Статья 26.1. Дистанционный способ продажи товара

 

Статья 26.2. Правила продажи отдельных видов товаров

 

Комментарий к статьям 26.1, 26.2

 

1. Дистанционным способом можно не только продать, но и, следовательно, купить товар. Эти продажи-покупки могут осуществляться путем ознакомления с рекламой - буклетами, каталогами, проспектами, рекламными роликами, а также через телемагазины, со склада и, конечно, через Интернет. Доставка таких покупок производится через почту, пункты самовывоза и курьером (третьим лицом) непосредственно на дом.

Это довольно рискованный способ приобретения того или иного товара, так как покупатель заочно не может оценить свойства товара, не может его померить, потрогать и т.д. В результате он получает совсем другой товар или товар, не соответствующий его представлениям, а иногда и совсем ненужный.

Чтобы хоть как-то обезопасить покупателя и снизить риски, Постановлением Правительства Российской Федерации приняты Правила, устанавливающие порядок продажи товаров дистанционным способом.

Кроме дистанционного способа продажи товаров существует продажа товаров по образцам. Она отличается тем, что при покупке товара потребитель может при заключении договора непосредственно ознакомиться с образцом товара, оценить его качество, узнать о его свойствах и характеристиках.

2. При продаже товаров дистанционным способом до заключения договора розничной купли-продажи продавец должен предложить покупателю ряд услуг: предоставить информацию об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о полном наименовании изготовителя и месте его нахождения, о стоимости и условиях приобретения товара, о порядке оплаты товара, сроках службы, сроках годности и гарантийном сроке, способах и условиях доставки, а также о сроках действия заключенного договора. Кроме того, покупатель в случае приобретения сложных товаров должен знать о возможности привлечения квалифицированных специалистов по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию таких товаров.

Без согласия покупателя продавец не может оказывать дополнительные услуги платно. А если они оплачены, то покупатель вправе потребовать возврата уплаченной суммы.

3. В ст. 10 Закона перечислено, какую информацию должен предоставить изготовитель (продавец, исполнитель) потребителю. В данной статье уточняется - такая информация должна быть в письменной форме (для импортных товаров на русском языке).

К вышеперечисленному списку информации в п. 2 можно добавить следующее: покупатель должен знать, был ли приобретаемый им товар в употреблении и устранялся ли в нем недостаток (недостатки).

Информация о товаре прилагается к товару в форме технической документации, на этикетках, путем нанесения маркировки или другим способом, установленным для отдельных видов товаров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.105 с.)