Причины и профилактика профессиональных деформаций учителя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины и профилактика профессиональных деформаций учителя.



Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Да и администрация поднимает планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии и т.д.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Такая ситуация приводит к профессиональной деформации педагога, т.е. происходит изменения личности профессионала в профессиональной деятельности.

Деформация личности – это изменения, нарушающие ее целостность. Снижающие уровень адаптации и эффективность профессионального функционирования. Освоение профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности. Когда с одной стороны, усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой стороны – изменение, подавление или разрушения структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации.

Причины профессиональной деформации:

1. Задержанный родительский инстинкт. Синдром «разоренного гнезда» (в 50 лет).

2. Стойкость психологических стереотипов. Боязнь поменять коллектив, хотя хорошо: когда человек 1 раз в 3 года что-либо меняет. Приветствуется работа на пол.ставки.

3. Необходимость общения старого поколения с младшей возрастной группой.

4. Отсутствие видимых результатов своего труда.

5. Психологическая незащищенность.

6. Ненормированный рабочий день (нельзя работать на 2 ставки, выходить в выходные дни и т. д.)

7. Отсутствие культуры отдыха

8. Низкая заработная плата

9. Низкая увлеченность членов семьи (педагог мало уделяет внимания семье)

10. Влияние педагогического стажа на формирование профессиональной позиции педагога:

· Первые пять лет это старт педагогической деятельности, время адаптации выпускника к условиям работы в образовательном учреждении. Положительные стороны: достаточно теоретических знаний, склонен к самоизменениям, открытость новому, сосредоточен на своих возможностях, легко переносит ситуацию оценки его деятельности. Недостатки: недостаточно практических умений, не сформированы профессионально значимые качества личности, не вполне самоопределился в профессиональном плане, часто использует дисциплинарные методы воздействия на детей, в высказываниях преобладают приказы, обращение к детям может быть негативно окрашено, неустойчивость в оценках.

· От 6 до 10 лет происходит стабилизация профессиональной деятельности, формируется профессиональная позиция. Положительные стороны: расширение и совершенствование методов обучения и воспитания, повышается значимость профессиональной деятельности, уменьшается количество конфликтов, связанных с потребностью педагога самоутвердиться в глазах коллег и детей. Недостатки: появляются первые признаки деформации личности.

· С 11 до 15 лет педагоги начинают переживать «педагогический кризис», осознание противоречий между имеющимися возможностями и желанием профессиональных изменений. Положительные стороны: проявляют большой интерес к воспитанникам, умеют наладить конструктивные взаимоотношения с детьми, реже, чем молодые используют требования, угрозы и наказания. Недостатки: возможен стереотипный взгляд на профессиональную деятельность

· От 16 до 20 лет происходит кризис самосознания, между реальным каким я себя представляю, и я идеальным, каким бы я хотел быть. Положительные стороны: увлеченность своим делом, наиболее высокая оценка уровня сформированости профессионально значимых качеств, имеют возможность посвятить себя профессии, так как их дети становятся самостоятельными, достигается определенная стабильность в социально-экономическом плане. Недостатки: может возникнуть снижение профессионализма, формируются защитные механизмы, не всегда готов для контакта с психологом, болезненно воспринимает аттестацию, видя в ней желание, обнаружить профессиональный ошибки, возникновение психологической болезни «синдрома сгорания», невосприимчивость к новому, нарушение отношений партнерства с воспитанниками, психоэмоциональное перенапряжение.

· От 21 до 25 лет - характеризуется сформированностью профессионально значимых качеств педагога. Положительные стоны: расцвет профессионализма, наибольшая увлеченность работой. Недостатки: критичность и настороженность во взаимодействии с другими специалистами, возникновение синдрома эмоционального сгорания, невосприимчивость к новому, нарушение взаимоотношений с коллегами и детьми.

У педагогов высокий процент разводов, больше всего незамужних женщин. При достижении определенного уровня напряжения организм начинает защищать себя, это и проявляется разнообразными симптомами эмоционального выгорания. К ним относятся:

1. Депрессивное расстройство

Признаки депрессии:

а) сниженное настроение свыше 14 дней

б) отсутствие интереса и удовольствий

в) хроническая усталость

Дополнительные

а) тревога (постоянная тревога за результат труда)

б) нарушение аппетита (чаще в сторону повышения)

в) познавательное расстройство, снижение памяти и интеллекта.

г) снижение сексуального влечения (не хочется!)

2. Нарушение сна, как засыпания, ночные кошмары, сложности пробуждения. Пищевые расстройства – гастропотология, диарея, запоры, злоупотребление отдельными видами продуктов.

3. Различные зависимости (алкоголь протекает в скрытой форме)

- наркоманов – нет

- повышенная религиозность

- дачная зависимость

- новая форма зависимости – виртуальная (ЧАТ, интернет, телевизор).

- созависимость (зависимость от других людей)

4. Личностные изменения:

а) комплекс «всегда учитель»

б) перфекционизм (всегда делать все хорошо)

в) обеднение профессионального репертуара (с трудом можно получить новую работу)

г) повышенная эмоциональная черствость.

5. Повышенная эмоциональная чувствительность (ходит по трудным детям)

6. Утрата интереса к профессиональной деятельности и ее стереотизация

7. Уход в болезнь. Педагоги часто и много болеют от нервов

Пути профилактики профессиональной деформации педагога лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе, к собственной жизни.

Можно дать несколько рекомендаций профилактического характера для снятия синдрома выгорания педагога:

- Оценить ситуацию: как изменилось за последнее время отношение к работе, если мысль о ней вызывает раздражение и усталость, пора приминать меры. И не прячьтесь от реальности «Да ничего, просто переутомилась».

- Создать себе комфортные условия работы. Даже милые пустячки, фото на столе, несколько сувениров от близких людей и т.д., помогут избавиться от формализма свойственного многим учреждениям.

- «Уйти в отключку» т.е. давать себе возможность расслабиться. Эмоционально раскрепоститься, сделать себе что-нибудь приятное. Существует много таких техник и способов – важно подобрать для себя комплекс.

- Уходя с работы, стараться не оставлять дела в хаотическом беспорядке когда утром вы придете на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта.

- Разговаривать с людьми по пустякам – возможность просто поболтать на отвлеченные темы и непосредственно обеда, а не для подготовки к следующему занятию.

- Избавиться от боязни ошибаться – достичь полного совершенства все равно не получиться, а пробовать разные варианты необходимо. Задайте себе вопрос: что будет, если я сделаю ошибку, - случится мировая катастрофа?

- Стать заменимыми, пусть начальник заблаговременно готовит тех, кто при необходимости сможет на достойном уровне выполнить эту же работу, надо избавиться от иллюзии, что без вас процесс остановиться. Сочетание ответственности с незаменимостью – путь к выгоранию

- Готовить пути отступления: как только период влюбленности в очередную работу проходит, следует подумать, о потенциальной перемене, хотя бы для того, чтобы избавиться от ощущения мышеловки.

- Синдром выгорания хорош тем, что дает повод задуматься на своем ли ты месте, не затормозилась ли твоя жизнь?

А можно использовать советы зарубежных психологов, в основном предназначенные представительницам прекрасной половины:

· Старайтесь смотреть на вещи оптимистично

· Найдите время, чтобы побыть наедине с собой

· Не позволяйте окружающим, требовать от вас слишком много

· Не старайтесь делать то, что вам на самом деле неприятно

· Не оказывайте слишком большое давление на своих детей

· Старайтесь реже говорить «Я этого не могу сделать»

· Используйте возможность выступить с речью

· Следите за фигурой

· Маленькие радости в ваших руках

Подведем итоги. При проявлении первых признаков профессиональных деформаций и «выгорания» бывает достаточно самопомощи, изучения соответствующей литературы, поддержки близких и грамотных людей. Но предупредить болезнь – всегда легче, чем ее потом лечить! Необходимо проверять себя по тестам, регулярно, хотя бы раз в год проходить психологический тренинг – личностный или профессиональный.

Профессиональных деформаций и «выгорания» можно избежать, но это требует каждодневных целенаправленных усилий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.039 с.)