Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Здоровьесберегающие аспекты художественно-прикладного изобразительного искусства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В становлении личности ребенка, его мировоззрения, мироощущения и гармоничного развития видное место принадлежит прикладной деятельности и изобразительному искусству, или арт-терапии. Применение арт-терапевтических методов буквально незаменимо в случаях психоэмоциональных нарушений, несформированности у ребенка коммуникативной компетентности, его замкнутости, низкой заинтересованности в общении со сверстниками, излишней стеснительности и т.д. 161 Многогранная вариабельность форм прикладной деятельности во внеурочное время может удовлетворить многие запросы и пожелания детей и их родителей при решении вопроса о выборе того или иного метода арт-терапии. Видимо, следует остановиться на том виде прикладной деятельности, которым заинтересуется сам ребенок, где он в игровой форме будет восстанавливать те или иные изменения психоэмоционального фона. Дети могут заниматься бисеронизанием, макраме, резьбой или выжиганием по дереву, вязанием, лепкой различных предметов из глины, живописью, рисунком, моделированием и конструированием одежды и т.д. Однако данное творчество может оказывать на ребенка не только положительное, но и отрицательное воздействие. Практика показала, что родители и педагоги очень мало знают об отрицательном влиянии этих видов искусства на организм ребенка [176]. К негативным факторам при занятиях прикладной деятельностью можно отнести: воздействие на организм ребенка химических веществ, паров, красок, лаков (особенно импортных), задымленности комнаты во время выжигания по дереву (отсутствие вытяжных шкафов), низкую освещенность при занятии вязанием, бисеронизанием, раздражающее воздействие на сетчатку глаз, психоэмоциональный фон цветовой гаммы и т.д. Краски и лаки могут вызвать аллергическую реакцию и даже формирование астматического бронхита или бронхиальной астмы. Остановимся на краткой характеристике каждого из возможных отрицательных моментов, возникающих при занятии ребенка той или иной прикладной деятельностью. Занимается ли ребенок бисеронизанием, расписывает различными красками изделия из глины, вяжет или рисует пейзажи, чаще всего он сталкивается с воздействием цветовой гаммы. Однако, казалось бы, безобидное влияние цветового спектра может оказывать неадекватное воздействие на организм ребенка. В настоящее время цвет нужно рассматривать как психологический феномен, формирующий определенное эмоциональное состояние человека. 162 Так, голубой цвет оказывает успокаивающее воздействие на человеческую психику, способен слегка понижать температуру тела и артериальное давление, уменьшать боль. Синий — выражает покой, открытость. Он снижает напряжение глаз, положительно влияет на сердечный ритм, уменьшает артериальное давление, воспалительный процесс, помогает при бессоннице. Красный цвет символизирует активность, творчество, возбуждает нервную систему. Розовый цвет выражает инфантильность, мягкость, он располагает к себе человека, улучшает работу сердца. Зеленый цвет означает помощь, доброту, согласие, взаимодействие. Он гармонизирует, умиротворяет. В древности считали, что зеленый цвет влияет на пластичность, гибкость и грацию. Не случайно в природе доминирует именно зеленый цвет. Салатовый цвет также успокаивает, хорошо помогает при воспалении верхних дыхательных систем, гортани. Желтый цвет положительно влияет на нервную систему, внушает оптимизм, веру, снимает меланхолию, способствует положительным эмоциям, развитию мыслительных способностей. Оранжевый цвет возбуждает зрение, тонизирует лимфаденоидную систему, способствует повышению резистентности организма. Фиолетовый цвет — символ таинственности, иррациональности. Это любимый цвет детей, верящих в волшебство, сказку, он навевает мечту, грезы, фантазии. Повышает артериальное давление при гипотониях, улучшает работу сердца. Коричневый цвет — символ тревоги, зависимости, неудовлетворенности. Подмечено, что люди, предпочитающие коричневый цвет, находятся на грани нервного срыва. Это цвет внутреннего конфликта, бессилия, загнанной внутрь агрессивности. Серый цвет — символ пассивности, конформизма, скромности. 163 Черный — выражает угнетенное состояние крайнего максимализма, критики, суда. Белый — знаменует собой совершенство, безупречность, святость. Отсюда белая панагия патриарха и белое платье невесты. Интерес представляет воздействие на организм серебристых и золотистых цветов, приводящих к очищению организма от различных шлаков, вредных веществ. Эти цвета символизируют высшую духовность. Не случайно подобная аура присутствует на ликах святых на иконах. Таким образом, воздействие цвета на организм человека многогранно и пока еще недостаточно изучено, хотя то, что мы знаем о нем в настоящее время, еще очень мало применяется на практике с целью оздоровления детей. Зная, что красный цвет и бордовые цвета вызывают раздражение нервной системы, мы часто с недоумением видим в спальне детей обои именно этой расцветки (веселые, как говорят родители). Не удивительно, что через полгода или год у ребенка, постоянно спящего в такой спальне, происходит срыв нервной системы. Учитывая, что 68% наших детей находится в пограничных состояниях (астения, неврастения и т.д.), не приходится этому удивляться. В настоящее время психологами разработаны специальные методы диагностики и коррекции цветовой гаммы. Так, если ребенок рисует черными и коричневыми тонами, если он предпочитает носить одежду подобной расцветки, родителям и педагогам нужно задуматься о психоэмоциональном состоянии такого ребенка. В большинстве случаев такие дети находятся на грани нервного срыва. Напротив, применяя успокаивающие цветовые гаммы, можно корригировать психоэмоциональный фон ребенка, не прибегая без крайней необходимости к употреблению лекарственных препаратов. В то же время, когда ребенок после темных тонов начинает применять светлые, — это указывает на его выздоровление и может служить диагностическими критерием 164 наряду с различными критериями морфофункциональной диагностики в современной медицинской практике. Педагог должен знать, что, если у ребенка имеется невропатия, применять темные тона при занятии любой формой прикладной деятельности запрещается, ибо вследствие этого ухудшается здоровье его ученика. Влияние цвета на организм ребенка необходимо учитывать каждому педагогу. Установлено, что нервная и эндокринная системы реагируют на воздействие лучей того или иного цвета. Оказалось, что эпифиз (эндокринная железа, расположенная в гипоталамической области головного мозга) обладает способностью раскладывать солнечный свет на цвета, подобно своеобразной маленькой призме. Эпифиз — это также своеобразный регулировщик доставки различных цветов спектра к органам и тканям. Различные цвета необходимы для нормального функционирования наших органов: нервной, эндокринной, кроветворной и сердечно-сосудистой систем — зеленый; желудочно-кишечного тракта — желтый; мышечной ткани и половых органов — красный; мочевой системы — оранжевый; системы дыхания, ЦНС и метаболизма (обмена веществ) — голубой; системы зрения и слуха — синий; мозговой ткани, эндокринных желез эмоционального состояния — фиолетовый, который также способствует процессу омоложения (т.е. тормозит процесс старения клеток). Поэтому недостаток того или иного цвета вызывает изменение функции тех или иных органов и систем и всего организма в целом. Все цвета радуги для нас, оказывается, жизненно необходимы. «Гармония в цвете — гармония в душе, гармония в жизни» — является основой моделирования личности у японских педагогов. Занятие прикладной деятельностью вызывает развитие мелкой моторики пальцев рук, адаптирует и оттачивает сложнейшие рефлекторные идеомоторные и координационные процессы. У ребенка, посещающего творческие мастерские по бисеронизанию, лепке, изобразительному искусству и т.д., будет развита точность и скоординирован- 165 ность движений, исчезает неуклюжесть, тремор пальцев и т.д. Однако если ребенок занимается продолжительное время (младший школьный возраст более 20 минут) только одной деятельностью, наступает быстрое утомление нервных центров, координирующих функции мелкой моторики. Это может вести к переутомлению организма ребенка. Нужно учесть и тот факт, что у половины наших детей в настоящее время к первому классу не происходит окостенение фаланг пальцев из-за плохого питания и дефицита витаминов. Такие дети нуждаются в более частых перерывах и смене деятельности (в виде различных упражнений). Известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук тесно связано с развитием интеллектуальной и речевой активности. Из этого следует, что переутомление центров мелкой моторики приводит к снижению интеллекта и диапазона диалогической речи. При хроническом переутомлении у ребенка резко снижаются умственные способности, возникает косноязычная, дисгармоничная, адиалогическая речь. Наряду с этим занятия прикладной деятельностью и изобразительным искусством требуют статичности (малоподвижности), усидчивости, что приводит к статичному напряжению мышц и их утомлению. В это время утомляются мышцы шеи, плечевого пояса, спины, возрастает нагрузка на позвоночник, снижается тонус мышц, их снабжение кислородом и питательными веществами, в них накапливаются недоокисленные продукты метаболизма (обмена веществ), отравляющие организм, вызывающие боли в позвоночнике. Частое или длительное повторение подобных занятий рано или поздно чревато искривлением позвоночника [172]. Точные и тонкие движения, так необходимые, например, при вышивании, вязании, бисеронизании, сопряжены с постоянным напряжением мышц глазного яблока и рецепторов (нервных окончаний) сетчатки глаза, что ведет к снижению зрения. Недостаточная освещенность значительно потенцирует эти негативные эффекты. Искривление позвоночника — это не только сутулость и неатлетичность фигуры. Всякое изменение костного скелета 166 приводит к деформации грудной клетки, а следовательно, к увеличению в ней давления, приводящего к смещению внутренних органов (легких, сердца, а через диафрагму и органов брюшной полости) и нарушению их функций. Может возникать кислородная недостаточность (гипоксия), которая отрицательно влияет на работу того же сердца, мозга, клеток крови как функциональных систем, чрезвычайно чувствительных, лабильных к дефициту кислорода. Замыкается порочный круг, из которого бывает выбраться очень трудно; развивается мозаичность, полиморфизм заболеваний. Вместе с тем прикладная деятельность обуславливает сидячий образ жизни, что чревато развитием раннего атеросклероза, ставшего обычным явлением для наших детей. Гиподинамия — основной фактор в развитии атеросклероза, так как малоподвижный образ жизни приводит к изменению состава крови, ее сгущению, нарушению сосудов, теряющих свою эластичность. Сосуды становятся хрупкими и ломкими. Таким образом, занятия прикладной деятельностью необходимо проектировать и реализовывать с учетом здоровьесбережения. Педагог, который главной ценностью признает здоровье ребенка и лишь потом его способности к обучению и созданию шедевров прикладного искусства, сохранит и даже восполнит здоровье ребенка в полной мере и разовьет его творческие способности. Сделать это нетрудно и часто не требует особых материальных затрат. Если центры мелкой моторики утомляются через 18—20 минут, то нужно делать перерыв с активным отдыхом, т.е. заняться гимнастикой пальцев рук, упражнениями для глаз, посвятить минут десять подвижным играм с учетом возрастных особенностей детей. Вообще, полезно менять вид деятельности, сочетая прикладную деятельность с музыкотерапией, музыкальной ритмикой. Практика показала, что только комплексная арт-терапия (сочетание цвета, музыки, рисунка и т.д.) может оказывать адекватное лечебное воздействие на организм ребенка. Таким образом, каждому педагогу необходимо учитывать воздействие на организм ребенка цветовой гаммы и статичное напряжение мышц при проведении занятий и включать в учебно-воспитательный процесс элементы здоровьесберегающей педагогики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.114 (0.01 с.) |