Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «здоровье» в социокультурном аспекте.Стр 1 из 10Следующая ⇒
Вопросы к зачету. Работы в начальных класса по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни Учёба (урочная деятельность) Изучение материала и выполнение учебных заданий по знакомству со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей ( Физкультура – овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья. Окружающий мир – устройство человеческого организма, опасности для здоровья в поведении людей, питании, в отношении к природе, способы сбережения здоровья Технология – правила техники безопасности. Получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы – осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учёбы; – регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на переменах и т.п. – образовательные технологии, построенные на личностно ориентированных подходах, партнёрстве ученика и учителя (проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания учебных успехов – правила «самооценка», «право отказа от текущей отметки, право пересдачи контрольных работ» и т.п.), – обучение в психологически комфортной, не агрессивной, не стрессовой среде. Причины и профилактика школьного травматизма. Не последнее место в классификации детского травматизма занимает так называемый школьный травматизм.
Дети получают травмы, во-первых, в силу своих эмоционально-психологических особенностей. С одной стороны, ребенок обладает очень высокой активностью, импульсивностью, с другой — еще не может адекватно оценить последствия своих действий и степень опасности некоторых из них для себя и окружающих. Во-вторых, современные дети 8 большинстве своем физически недостаточно развиты: страдаю! координация движений и владение своим телом. Сегодня дети предпочитают проводить время за компьютером либо перед телевизором. В распорядке их дня практически нет времени для прогулок и игр на свежем воздухе, которые так необходимы для нормального физического развития ребенка. Следующая причина детских травм — невнимательность взрослых. Коль скоро речь идет о травмах, получаемых ребенком во время пребывания в школе, то причиной становятся недочеты в организации проведения уроков, нарушение правил безопасности, в том числе из-за ослабления надзора за учащимися со стороны персонала школы.
Когда чаще всего случаются травмы у детей в школе? Большинство повреждений (до 80 процентов) школьники получают во время перемен. В коридорах после урока одномоментно скапливается большое количество детей, они бегают, выплескивая скопившуюся за урок энергию, сталкиваются, падают — травмы неизбежны. Также возможно получить травму на уроках физкультуры, труда, физики или химии. Эти случаи обусловлены в основном нарушением правил безопасности. Какие бывают травмы у детей? Травмы и повреждения бывают самые разные. Это и ушибы, и растяжения связок. Но чаще всего обращаются с переломами, полученными вследствие падения (с лестницы, перил, после столкновений и т.д.). Причем переломы рук, точнее предплечья или ключицы, происходят в 4-5 раз чаще, чем переломы ног. Вопросы к зачету. Понятие «здоровье» в социокультурном аспекте. Социокультурные основы отражают понимание здоровья, как: 1. состояния полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов; 2. целостное состояние человека в единстве признаков соматического и психического здоровья, социально-экономических черт; главное ценностное основание жизнедеятельности; необходимую предпосылку для полноценной жизни человека, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, различных видах деятельности, определяющих его как жизненно необходимую часть общества; 3. целостное многомерное динамическое состояние человека, развивающееся в процессе реализации его генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды, что позволяет в различной степени осуществлять биологические и социальные функции; 4. социально-культурный символ, детерминирующий образ человека, «способного не только существовать в рамках определенной культуры, но и поддерживать ее своей непосредственной жизнедеятельностью и достижением благополучия». При этом образ человека с позиции нездоровья, характеризуется непринятием системы ценностей конкретной культурно-исторической общности. С этих позиций осуществляется переход от информационно-профилактического подхода в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья к организации системы учебно-воспитательной работы на основе медико-психологических и социально-культурных факторов.
В рассматриваемом контексте признается существование социокультурных эталонов здоровья, как: В рассматриваемом контексте признается существование социокультурных эталонов здоровья, как: ¾ концептуальных схем и способов описания жизнедеятельности человека, возникающих в условиях конкретных социальных практик; ¾ внутренней картины здоровья; ¾ совокупности представлений о здоровье; ¾ комплекса эмоциональных переживаний и ощущений, поведенческих реакций, особого отношения, выражающегося в принятии его ценности и стремлении к его совершенствованию. Человек - субъект здравоохранительной деятельности, наделенный персональной ответственностью за свое здоровье, соблюдение здорового образа жизни, медицинскую активность, экологически грамотное поведение. Совокупным результатом при этом выступают индивидуальная выживаемость и жизнеспособность общества в целом. Человек является активным субъектом не только собственной безопасности, но и безопасности общечеловеческой (планетарной), он способен не только выживать ― «проживать жизнь», но и обеспечивать жизнеспособность последующих поколений, создавая и обогащая ценности культуры в опыте жизнеобеспечения, преодолевать его ограниченность через самосовершенствование в соответствии с внутренним ощущением принадлежности к глобальным социальным процессам. Становление системы воззрений на феномен «здоровье» в социокультурном контексте с одной стороны, с другой - осознание ограниченности медико-профилактических мер по сохранению и укреплению здоровья населения, основанного на его отрицательной динамике, породили в общественном сознании понимание потенциальных возможностей системы образования в воспроизводстве жизнеспособного населения, в особенности детей, подростков и молодежи как национального потенциала в решении глобализационных проблем Российского общества – демографии, экологии, экономики, политики. 2. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в контексте ФГОС нового поколения на ступени начального общего образования Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:
· Закон Российской Федерации «Об образовании»; · Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; · СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.; · Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001); · Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000); · О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999); · Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002); · Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.); · Концепция УМК «Школа России». Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей: · неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия; · факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения; · чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом; · активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек; · особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью. Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся: · сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
· научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье; · научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье; · сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; · сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; · дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; · дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; · обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); · сформировать навыки позитивного коммуникативного общения; · сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; · сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает: · соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения; · использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); · введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; · строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств; · индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования; · ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников. Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
· полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.); · рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активнодвигательного характера на ступени начального общего образования; · организацию занятий по лечебной физкультуре; · организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3м и 4м уроками; · организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; · организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования; · регулярное проведение спортивнооздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.). Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников, психологов, а также всех педагогов. Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает: · внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс («Разговор о правильном питании», «Растим здоровых, бодрых, смелых», «Дополнительные занятия по ПДД», «Изучение основ пожарной безопасности»); · проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.; · создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье». Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий: • интеграцию в базовые образовательные дисциплины; • проведение часов здоровья; • факультативные занятия; • занятия в кружках; • проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.; • организацию дней здоровья. Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает: · лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.; · работу родительских клубов «Мы вместе», «Совет бабушек и дедушек», «Гостинная»; · организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п. Примерное содержание
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.036 с.) |