Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Здоровьесберегающие аспекты музыкального искусства.

Поиск

Здоровьесбережение при организации учебно-воспитательного процесса в образовательной организации требует от педагога знания о негативном и позитивном воздействии музыки на организм человека, поскольку она может присутствовать практически во всех видах деятельности. Владение дополнительной информацией о лечебных свойствах музыкальных произведений позволит педагогу в необходимых случаях использовать их для коррекции психоэмоционального состояния своих воспитанников. В процессе создания любых творческих продуктов (в том числе музыкальных произведений) задействованы такие психологические функции, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация. Первостепенная роль в психогенной арт-терапии на основе музыки отведена функции символизации. В процессе абстракции той или иной функции предмета или явления, человек, воспринимая его в ином ракурсе, в иных отношениях с миром, устанавливает новое значение, двигаясь в направлении разрешения травмирующей конфликтной ситуации. Замечено, что некоторые музыкальные композиции приводят к более быстрому выздоровлению больных. Прослушивание музыки влияет на деятельность функциональных систем организма человека. С помощью музыкального ритма возможно устанавливать равновесие в работе нервной системы, снижать возбуждение или активизировать заторможенность детей, регулировать некоординированные движения. Радостный эмоциональный фон музыкальных произведений действует ускоряющее на выделение пищеварительных соков, улучшая аппетит, увеличивая работоспособность мышц, на время снимая мышечную усталость ввиду усиления обмена веществ, скорости циркуляции крови. Прослушивание музыкальных произведений способно вызывать изменения ритма дыхания, сердцебиения, слюноотделения и слезоотделения. Любые изменения музыкального ритма способствуют приливу сил, увеличению работоспособности мышц. Музыка выступает незаменимым компонентом в различных видах лечебной гимнастики, поскольку способна активно стимулировать и регулировать движения тела человека, которые улучшают процесс обмена веществ, обусловливая лучшее питание, кровоснабжение, обновление тканей тела человека, придавая силу мышцам и гибкость суставам. Однако музыка способна оказывать и негативное влияние на здоровье человека, особенно на здоровье детей и подростков с несформированным механизмом адаптации к влияниям окружающей среды, с неокрепшей нервной и другими функциональными системами организма. Установлено, что среди негативных факторов, приводящих к невротизации подростков, — увлечение слишком громкой деструктивной музыкой, которая вызывает перевозбуждение психоэмоционального фона, способствует развитию раздражительности, обусловливает агрессивность или депрессивные состояния [180]. Длительное прослушивание громкой музыки через наушники приводит к снижению слуха. Непосредственное влияние звуков, в том числе музыкальных, посредством силы, высоты, ритма и тембра способно вызвать разнообразные реакции организма (как позитивные, так и негативные) в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей человека. К примеру, рок-музыка, в частности металлический рок, может приводить к быстрому утомлению и перенапряжению клеток (нейронов) больших полушарий головного мозга, вызывать их гибель. В результате резко снижаются активность сенсорных систем, аналитико-синтетическая деятельность в коре больших полушарий, интеллект. Вероятно развитие пограничных состояний в виде астений, неврастений, психастений, которые являются спутниками девиантного поведения, шизофрении. Длительное прослушивание поп- и рок-музыки вызывает у подростков предрасположенность к нервным расстройствам, приводит к психическим срывам, потере слуха и зрения, повышает давление. Также может выделяться избыточная соляная кислота (как физиологическая реакция организма), что приводит к обострению язвенной болезни. Прослушивание подобной музыки особенно вредно в сочетании со световыми эффектами. Стремительное чередование разнообразных гамм цветового спектра способно привести к истощению в соответствующих структурах сетчатки глаза зрительных пигментов, ответственных за восприятие как дневного света, так и цветового спектра. Для восстановления этих пигментов требуется время, которого не хватает в условиях быстрой смены световой гаммы, что приводит к негативным явлениям для зрения. Музыка способна влиять на эмоциональный мир человека. Органы слуха трансформируют звуковые волны в нервные импульсы, которые попадают в эмоциональный центр мозга и производят положительное или отрицательное действие. Некоторые естественные звуки природы, например шум прибоя, шелест листьев и другие, оказывают подобное влияние на эмоциональную сферу человека. Прослушивание классической музыки способно рассеивать чувство гнева, настроить на примирение, помогает справиться с неприятными переживаниями и разочарованиями (4-я симфония Ф. Шуберта, симфоническая поэма № 12 Ф. Листа). В рекомендациях немецких музыкотерапевтов — прослушивание по утрам произведений Генделя, Гайдна или Вивальди. Эффективное воздействие на психоэмоциональный фон детей оказывает музыка и искусство вокала (пение): они могут радовать и печалить, возбуждать и успокаивать, повышать работоспособность и создавать фон для отдыха. Установлено, что звук воспринимает не только орган слуха, но и вся поверхность тела, причем нет способов, позволяющих полностью блокировать этот раздражитель (Г. М. Клименко). Какая же музыка нужна в доме? Однозначно ответить на этот вопрос трудно, так как многое зависит от музыкальной подготовленности, вкусов, индивидуальных особенностей личностей. Вот некоторые советы, продиктованные наблюдениями и многолетней практикой в музыкотерапии — лечении музыкой, широко входящем сейчас в комплекс борьбы с нервно-психическими заболеваниями. Приобщение к музыке должно начинаться с детства. К сожалению, многие родители понимают под музыкальным воспитанием только обучение в музыкальной школе, многочасовые упражнения на скрипке или фортепиано. Это доступно не всем детям, а для многих непосильно и даже вредно. Но каждого ребенка необходимо научить любить и понимать музыку. Только делать это нужно разумно, постепенно, с учетом возраста. Врачи и музыковеды не без основания встревожены тем, что зачастую первые мелодии, которые слышит и к которым привыкает малыш, — это грохочущие шквалы современных эстрадных шлягеров, а не ласковая мамина колыбельная, не песня, специально созданная для детей выдающимися композиторами мира. Можно приобрести, например, «Детский альбом» П. И. Чайковского, «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, другие записи, предназначенные специально для детей, но даже спокойную, мелодичную музыку ребенок дошкольного возраста должен слушать не более получаса. Пока ребенок играет с игрушками, складывает кубики, лепит, рисует, включите подходящую фонограмму. Необходимо также понемногу приучать ребенка и к «исполнительству», пойте вместе с ним, купите 171 ему детский ксилофон, губную гармошку, научите играть простые мелодии. Все это приносит радость, обогащает эмоции, служит общему развитию. Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство может влиять на настроение, создавать его. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие. В методике музыкального воспитания детей дошкольного возраста под редакцией Н. Ветлугиной раскрываются задачи и значение музыкального воспитания детей в детском саду. Автор анализирует влияние музыки как вида искусства на ребенка, отмечает значение музыки во всестороннем развитии личности ребенка и прежде всего эстетическом, а также в активизации умственных способностей и физическом развитии. По словам доктора медицинских наук Ю. Василенко, голос бывает звонким и радостным, когда нам весело, сдавленным и глухим, когда у нас неприятности и беды, нежный и гневный, ласковый и насмешливый, вкрадчивый и грозный — какие только оттенки чувств и настроений не способен выразить и передать наш голос! И все эти разнообразные по высоте, силе и окраске звуки рождаются в гортани, которая одновременно является и органом голосообразования. Голос человека даже в обыденном разговоре редко бывает бесстрастным. Он всегда в той ли иной степени эмоционален. Число оттенков эмоций, которые может испытывать человек и, следовательно, выражать своим голосом, бесконечно велико. Но можно выделить несколько основных. Радость, горе, гнев, страх… Исследования показали, что для каждой эмоции характерен свой набор отличительных акустических признаков. Горе — большая протяженность слогов с плавно нарастающей и спадающей силой звука. Страх — наименьшая длительность слога, большие паузы, глухой тембр. По набору этих признаков наш слух опознает не только смысловую, но и эмоциональную суть фразы. Оказалось также, что и говорящий и поющий человек пользуются, в сущности, одними и теми же средствами выражения эмоций. Более того, у человека «в гневе» вся мышечная система, в том числе голосовые связки и дыхательный аппарат, сильно напряжена. Таким образом, обнаруживается прямое влияние психического состояния на голос. Как же это происходит? Все дело в гортани. На ее работу влияет почти весь организм. Человек вытягивает носок ноги — возникает спазм гортани. Поднимает тяжесть — возникает то же самое. Основная функция этого органа — дыхание и защита легких. Вторая — замыкание: после вдоха нужно перекрыть «воздуховод», чтобы зафиксировать грудную клетку. Звукообразование же как будто только третья функция. Но не так-то проста гортань, в ней, в голосовых связках, как в капле воды, отражается сиюминутное состояние организма. Известно, что любой стресс, любая мгновенная реакция организма на внешней раздражитель прежде всего влияет на мышечный аппарат. Мы еще не осознали, что произошло, а рука уже отдернулась от укола, от пламени свечи. Гортань — такой же чуткий улавливатель сигнала из внешнего мира. Ее мышцы работают быстро и бессознательно. Внезапный стресс, например, моментально вызывает их спазм. То есть наш голос, его тембр — вне зависимости от того, что именно мы говорим, — несет в себе по характеру звучания максимум информации о нашем внутреннем психическом и физическом состоянии. Японские ученые установили прямую связь между голосовыми характеристиками и электрокардиограммой человека. Спазм гортани возникает и при больших физических нагрузках. Более того, ненормальное состояние внутренних органов, мышц тоже «отражается» на гортани. А как она сама влияет на организм? Или поставим более парадоксальный вопрос. Влияет ли то, как мы говорим, на состояние наших внутренних органов? Когда голосовые связки издают звук, то внутренние органы, мышцы, полости носоглотки, черепа, грудная клетка, диафрагма, живот резонируют каждый по-своему. Вполне понятно, что здоровый орган резонирует не так, как больной. Следовательно, «качество» голоса зависит не только от природных данных, но и от общего состояния организма. Спазм гортани резко снижает результативность спортсменов, влияет на работоспособность людей самых разных профессий. Отоларинголог Юджин Батц, обследовав молодых певцов-профессионалов «поп-музыки», обнаружил у них травматический ларингит и уплотненные узелки на голосовых связках — последствия неумеренного форсирования голоса, диких взвизгиваний и нарочитого хрипения. Кроме того, выявились расстройства желудка, печени и других органов. Когда мы говорим или поем, то при этом включаем в работу довольно большой комплекс мышц. Если мышцы работают неправильно, как при спазме, это сразу приводит к нарушению лимфо- и кровотока, хуже начинают снабжаться кровью и другие органы. Когда мы слушаем кого-либо, — говорит он или поет, — мышцы нашей гортани тоже двигаются! То есть мы как бы повторяем за говорящим то, что он произносит, сами того не замечая. Вот почему вредно слушать «плохие» голоса певцов, которым не известна постановка голоса. Они вредят не только своему организму, но и организму слушателей. Неправильная мышечная координация их звукообразующего комплекса «проецируется» на мышцы слушателя. Век научно-технической революции привел не только к гиподинамии, недостаточности движения, но и к гиподинамии нашего звукообразующего комплекса. Без микрофона никогда не были бы услышаны «шептуны», певцы, напевающие «вне голоса». Усиливается не только голос, но и его недостатки, отсюда и искажения в восприятии слушателя. А между тем уже на заре своего развития человечество хорошо понимало важность «правильного» звучания голоса. Вот почему люди собирались вместе и пели хором: даже тот, кто не обладал какими-либо вокальными способностями, кто не мог правильно владеть своим голосом, своей гортанью, как бы подстраивался под правильное звучание. Мышцы гортани восстанавливали свою функцию, что благотворно влияло на организм. Любопытно, что дети в возрасте между тремя месяцами и одним годом произносят значительно больше звуков, чем взрослые. Однако по мере того как ребенок взрослеет его звуковое богатство ограничивается, пока человек не начинает говорить так же, как и другие люди его группы. Он подражает их вокализации, неосознанно копирует работу вокальной мускулатуры, и если взрослые говорят неправильно, если ребенок перенял многое от их звуковедения, то это влияет на его здоровье. Одним из основных музыкальных видов деятельности является пение. Оно доступно детям с дошкольного возраста и занимает ведущее место в дошкольном музыкальном воспитании [178—179]. Детский голосовой аппарат по размеру меньше, чем у взрослых, и менее совершенен. Во время роста ребенка его голосовой аппарат также непрерывно растет и развивается, постепенно превращаясь в голосовой аппарат взрослого. Согласно описанию, которое дается в исследованиях, касающихся физиологии детского голоса, гортань 7-летнего ребенка на 1 см короче, чем у взрослого (2,4 см и 3,4 см), мышцы полости рта и язык менее подвижны, недостаточно эластичны. Голосовые связки короче, чем у взрослых. Естественное звучание детского голоса — «головное», то есть колеблются лишь края голосовых связок. Дыхание у детей этого возраста слабое, поверхностное, так как диафрагма расположена выше, чем у взрослого, и ребра находятся почти перпендикулярно позвоночнику, поэтому глубокие вдохи детям недоступны. Какие выводы можно сделать из этих данных? В силу возрастных особенностей объем, тембр и сила голоса у детей и у взрослых различны. Малый размер голосовых связок и недостаточная эластичность мышц гортани обуславливают малую звучность голоса и небольшой его объем. Недостаточная эластичность мышц гортани также затрудняет процесс правильного звукообразования. Малоподвижность мышц полости рта и языка затрудняет процесс выработки правильной артикуляции при пении (открытие рта, верное, четкое произношение слов, правильное формирование различных гласных). Короткое дыхание затрудняет выработку протяжного, напевного звука. Так как голосовые возможности детей дошкольного возраста невелики, то и певческие навыки их элементарны, несложны. Однако в пределах любого возраста существуют индивидуальные особенности голосов. У детей старшего дошкольного возраста часто наблюдаются резкие индивидуальные различия в диапазоне и характере звучания голоса («высокое» или «низкое» звукообразование). Установлено, что в массе голоса мальчиков звучат ниже, чем у девочек, и имеют несколько иной тембр. Различия наблюдаются и в степени напевности, протяженности звука. Есть дети, поющие протяжным певческим звуком, но большинство почти «говорят» в ритме песни. Эти различия вызываются главным образом тем, что как голос, так и музыкальный слух детей изменяются, развиваются, и их развитие может быть различным. Установлено, что различные части голосового аппарата у детей могут развиваться неравномерно — отставать или опережать друг друга. Например, одна голосовая связка может в течение некоторого времени расти быстрее другой. У некоторых детей быстрее, чем у других, растет гортань, у других — интенсивнее развивается артикуляционный аппарат, у третьих — быстрее развиваются органы дыхания. Кроме того, у некоторых детей развитие голоса может опередить развитие музыкального слуха — у них обычно голос звонкий, высокий, протяжный, но интонация фальшивая. Если же слух развивается быстрее, чем голос, ребенок любит музыку, узнает ее, но спеть верно может то, что доступно ему по диапазону его голоса, а иногда почти вовсе не поет. Если же голос и музыкальный слух развиваются равномерно, ребенок поет верно, протяжно, естественным звуком [173]. Следует отметить, что все же в пределах возрастных возможностей большинство детей 6—7-летнего возраста в состоянии петь верно, а часть недостатков, наблюдающихся в их пении, вызывается неправильными певческими навыками. Иногда дети, особенно мальчики, подражают в пении взрослым мужчинам и привыкают петь низко, а так как это пение несвойственно их голосу, то дети поют фальшиво. В устранении индивидуальных недостатков в пении детей основное значение имеет установление причин, мешающих ребенку петь верно. В некоторых случаях соответствующая методика может быстро исправить недостатки, а иногда это нужно предоставить времени. Сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты, эстетического отношения к жизни и к искусству — необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей. К сожалению, многие родители считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению к одаренным детям, проявляющим самостоятельное влечение к музыке, а если ребенок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке необязательно. Каждому родителю нужно помнить, что невосприимчивых к музыке детей нет, каждый нормальный ребенок всегда эмоционально реагирует на нее. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребенка. Музыка является одним из ярких средств эстетического воспитания. Чтобы она выполняла эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. С развитием общей музыкальности у ребят проявляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность. Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие му- 177 зыки бывает подчас более сильным, чем уговоры и указывания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Поющий неточно мешает хорошему звучанию, исполнению, и это воспринимается всегда как неудача. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения школьника. Чередование различных занятий, видов деятельности (пение, слушание музыки, движение под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В. М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П. Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного или минорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи-логопеды используют пение при лечении заикания), способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и укрепляет дыхание. Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры, способствует его физическому здоровью [177, 178]. Во всем нужно чувство меры. Это один из главных законов науки о здоровье и здоровом образе жизни. Не менее важно и то, что 80% поступающей к человеку информации должно нести положительный заряд. Это касается и музыки. Установлено, что произведения Бетховена стимулируют активность, в то время как музыка Малера вызывает депрессию. Для снятия раздражительности рекомендуется слушать вторую кантату Баха или «Лунную сонату» Бетховена, для подавления чувства тревоги — прелюдии и мазурки Шопена или «Мелодию» Рубинштейна. Излишнюю агрессивность или озабоченность можно снять прослушиванием «Итальянского концерта» Баха или симфонии Гайдна. При необходимости расслабиться и снять накопившееся эмоциональное напряжение можно послушать 3-ю часть Шестой симфонии Бетховена, «Колыбельную» Брамса или «Аве Мария» Шуберта. Музыка Моцарта помогает обрести душевное равновесие, успокаивает, улучшает пространственное представление. Она восстанавливает энергетический баланс и не имеет себе равных по способности вносить гармонию в человеческую душу. По мнению исследователей, музыка Моцарта оказывает, несомненно, положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности, требующиеся для математики и шахмат. Романтическая музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Шопена и Листа помогает вызвать симпатию, сочувствие, любовь. Таким образом, знание педагогами как положительных, так и негативных эффектов музыкального воздействия на организм человека, позволит им проявлять компетентность в подборе произведений с учетом психологических и иных особенностей и состояний детей.

11. Здоровьесберегающее обеспечение занятий различными видами движений (спорт, хореография, аэробика).

Когда речь идет о занятиях, связанных с двигательной

активностью и физическими нагрузками, главным девизом

педагога должно стать — «Не навреди!»

Для этого он прежде всего обязан обладать информацией:

- о возрастных нормативных показателях детей;

- о состоянии здоровья каждого ребенка;

- о возможных патофизиологических реакциях организма в случае нарушения допустимых норм нагрузки, режима и санитарно-гигиенических условий занятий.

Физиологические константы функциональных систем детей в возрасте от 6 до 17 лет

1. Данные нормы (масса тела, рост, возраст)

2. Система дыхания:

- частота дыхания — до 18 в минуту;

- жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — 3000 мл.

Частота дыхания определяется количеством дыхательных движений грудной клетки за 1 минуту путем наложения ладони руки на грудную клетку ребенка.

Жизненная емкость легких определяется специальным

прибором — спирометром путем глубокого выдоха в трубку спирометра, когда купол прибора поднимается до определенной величины.

3. Система кровообращения:

- частота пульса и сердечных сокращений — до 80 в минуту;

- артериальное давление соответственно возрасту и полу (в среднем 90/60 мм рт. ст.).

До начала занятий на основании медицинских справок или паспорта здоровья ребенка (представленных из физкультурного диспансера, детской поликлиники) педагогу

следует дифференцировать всех детей по группам здоровья.

От принадлежности детей к той или иной группе здоровья зависит мера физической нагрузки на каждого из них.

«Ахиллесова пята» в знаниях и практике многих педагогов и тренеров — это допустимая физическая нагрузка на ребенка, т.е. объем, интенсивность, величина, частота и длительность выполнения тех или иных движений. Если дать ребенку физическую нагрузку, превышающую его возможности, то в свои 10—15 лет он может стать инвалидом. Особенно нередки сдвиги позвонков у детей, занимающихся хореографией. Немало случаев, когда дети, занимающиеся у педагога, не владеющего знаниями в области здоровьесбережения, уже к 20—25 годам, а то и раньше становятся инвалидами. Это подтвердят многие известные спортсмены, ибо запредельные физические нагрузки всегда ведут к изменению всех органов и систем, особенно сердечной мышцы с ее гипертрофией (резким увеличением мышечной массы) и ослаблением ее функций (сердечной 181 недостаточностью). Организм человека, тем более ребенка, — это незаконченная в своей эволюции биосоциальная структура, которая постоянно меняется, совершенствуется, адаптируется к новым условиям существования. Одним из моментов подобной адаптации является и приспособление сердца к высоким нагрузкам посредством учащения его работы. Мощность же работы мышцы сердца наращивается благодаря увеличению ее массы. Все было бы прекрасно, если бы сами адаптационные механизмы были совершенны, однако это не так. При нарастании массы мышцы сердца в ней слабо развивается сеть кровеносных сосудов, доставляющих питательные вещества. Большое сердце спортсмена остается без питания, кислорода и энергии. Так развивается сердечная недостаточность. Следовательно, главная задача педагога-тренера — постоянное соотнесение физической нагрузки на ребенка с его возрастно-половыми константами и периодический медицинский контроль за состоянием его здоровья с занесением в «паспорт здоровья» [174].

В зависимости от интенсивности и длительности физической нагрузки ее разделяют по мощности на максимальную, субмаксимальную, большую и умеренную, что необходимо учитывать при занятиях с лицами разного возраста и различной физической подготовленностью. Максимальные, субмаксимальные и большие нагрузки могут быть использованы для достижения высоких спортивных показателей с хорошо подготовленными детьми школьного возраста и молодыми людьми до 30 лет. Нагрузка максимальной мощности применяется для развития скоростных, скоростно-силовых и собственно силовых физических качеств; субмаксимальной и большой мощности — для развития выносливости. Для детей неподготовленных, впервые пришедших на занятия (будь то спорт, хореография или аэробика), можно использовать нагрузки только умеренной мощности.

Интенсивность нагрузки определяется рядом показателей: 182

- частота пульса до занятий, на высоте нагрузки, сразу

после занятий и через 5—10 минут после занятий;

- частота дыхания (до занятий и после занятий);

- масса тела (до занятий и после занятий);

- интенсивность потовыделения во время занятий.

После окончания занятий надо сразу же подсчитать

пульс. Возвращение пульса к нормальной величине (75—

80 ударов в минуту) через 3 минуты после окончания занятий считается хорошей, а через 5—10 минут —удовлетворительной восстановительной реакцией.

Учащение пульса — обычное явление даже при небольшой физической нагрузке. Но существуют допустимые границы его учащения в момент наибольших усилений: у детей и подростков — не более 160—170 ударов в минуту, у людей среднего и пожилого возраста — не более 140—145 ударов в минуту. В том случае если пульс через 10 минут после занятия не приходит в нормальное состояние, педагог должен обратиться к медицинскому работнику или посоветовать родителям ребенка пройти повторный медицинский осмотр у педиатра.

Частота дыхания определяется наложением ладони на нижнюю часть грудной клетки с захватом верхней области живота (в норме 14—18 до 20 дыхательных движений). Дыхание после физической нагрузки должно восстанавливаться через 3—5 минут. Если нагрузка вызывает одышку, следует обратиться к врачу.

Потери массы тела за одно занятие не должны превышать 300—400 граммов.

Одним из показателей реакции организма на нагрузку, особенно в начале тренировки, является потоотделение. Если в ответ на нагрузку, ранее вызывающую лишь легкую испарину, появляется обильное потооделение, необходимо обратиться за консультациями к врачу.

Любая физическая нагрузка (занятие спортом, танцами, аэробикой и т.д.) связана с дополнительными нагрузками на систему терморегуляции. Обеспечение температурного гомеостаза связано с вовлечением в данный процесс кровеносной, дыхательной, выделительной и других систем организма. В связи с тем что у детей различные функциональные системы развиваются непропорционально, создаются дополнительные нагрузки на организм ребенка. Исследования ряда ученых свидетельствуют о том, что время приближения к критическому теплосодержанию при мышечной нагрузке у детей равно 60±4,2 мин. Этот факт говорит о том, что занятия, связанные с активной (адекватной возрасту) физической нагрузкой, не могут длиться более 60 минут. Это крайний предел, за которым следует перегревание организма, а следовательно, нарушение работы многих еще не адаптированных функциональных систем ребенка. Перерыв должен быть раньше на 10—15 минут.

Усложнение условий выполнения упражнения, связанное с усилением скорости, темпа, ритма, с дополнением необычных сочетаний и т.п., возможно только после того, как хорошо изучено и усвоено предыдущее физическое действие.

Следует контролировать и такие компоненты нагрузки, как длительность и интенсивность упражнений, т.е. количество повторений тех или иных движений и времени отдыха между ними.

К физическим нагрузкам организм адаптируется, но адаптация наступает не ранее чем через 1—2 месяца после начала занятий и только в случае соблюдения ряда требований, основное из которых — постепенное вхождение в нагрузку. Поэтому следует соблюдать принцип этапности при нормировании нагрузки: 1) этап вовлечения организма в нагрузку; 2) этап привыкания организма к нагрузкам;

3) этап адаптации организма к нагрузкам.

Так, урок хореографии состоит из классического экзерсиса, тренажа или подготовительных упражнений. Тренаж или подготовительные упражнения продолжаются 12—15 минут и включают простые порядковые упражнения, основанные на естественных движениях (ходьба, бег, прыжки).

Вторая часть урока — разучивание танцевальных движений (адажио) продолжительностью 7—10 минут. Это теоретическое занятие с прослушиванием музыки и разучиванием движений (позиций ног, рук и т.д.). Данные упражнения часто трудны для детей младшего школьного возраста.

Третья часть урока — разучивание танцевальных элементов (аллегро) продолжается 15—20 минут. Продолжительность занятия танцем не превышает 45—60 минут.

Таким образом, педагоги, занимающиеся с детьми различными видами движений, в обязательном порядке должны владеть здоровьесберегающими знаниями и опираться на них при осуществлении учебного процесса. В противном случае не только не исключен негативный эффект от

данных занятий для ребенка, но и в полной мере гарантировано ухудшение состояния здоровья детей. Сомневаться в утверждении последнего не стоит, ибо более 80% наших детей в настоящее время уже имеют те или иные заболевания, а неконтролируемая физическая нагрузка только усугубляет эти процессы. Напротив, вооруженные знаниями по здоровьесбережению педагоги смогут не только не навредить, но и, что более важно, скорригировать, помочь избавиться от уже имеющегося у ребенка недуга. Только в этом случае утверждение педагогов, занимающихся кинестетикой, что «движение — это жизнь», будет вполне оправдано [174, 178].

Однако некоторые педагоги дополнительного образования строят свои занятия без учета их соответствия физиологическим возможностям детей, поэтому нередки случаи

растяжения мышц, связок, вывихи суставов и даже переломы костей, смещение позвонков, не говоря уже о нарушении осанки. Эти негативные последствия наиболее вероятны на занятиях аэробикой, спортивными танцами, где используются резкие движения в отличие от классического (например, бального) танца.

Существует вопрос о «барьерах» нагрузок, которые вредны детям и подросткам, о последствиях неправильно поставленного корпуса и ног (как опоры), о доступности движений, основанных на тех или иных координациях (однонаправленных, разнонаправленных, асимметричных, симметричных и т.д.).

В монографии З. С. Мироновой и И. А. Баднина1 приводятся основные травмы, возможные при занятиях различными видами танцев, они представлены в таблице 8.

Таблица 8

Возможные травмы при занятиях танцами

Основные травмы Их виды

1. Травмы стопы - ушибы стопы и повреждения связок

- переломы плюсневых костей

- вывихи костей стопы

2. Травмы

голеностопного

сустава

- повреждение связок

- переломы лодыжек

- переломы заднего отростка таранной кости

3. Травмы голени - повреждения мышц

- повреждения ахиллова сухожилия

- вывих сухожилия длинной головки

малоберцовой мышцы

4. Травмы

коленного сустава

- ушиб, осложненный гемартрозом

- повреждения менисков

- повреждения связок коленного сустава

- вывих надколенника

- повреждения суставного хряща

5. Травмы бедра - повреждение мышц передней

и внутренней групп

6. Травмы таза,

тазобедренного

сустава

- ушибы таза

- переломы копчика и травматическая

кокциодиния

7. Повреждения

позвоночника

8. Травмы верхних

конечностей и

плечевого сустава

- привычный вывих плеча

- разрыв сухожилия двуглавой мышцы плеча

- повреждения ключично-акромильного

соединения;

- переломы костей

Разумеется, эти виды травм наиболее вероятны на занятиях спортивными танцами. Однако каждый вид танца накладывает отпечаток на характер травмы и вид заболевания того или иного отдела опорно-двигательного аппарата; немаловажное значение имеют обувь и одежда танцующего. Поэтому педагог-хореограф должен строить свои занятия с обязательным соблюдением санитарно-гигиенических требований, всех правил здоровьесберегающей педагогики и биомеханики хореографических упражнений. Кроме того, он может и должен вести коррекционную работу по восстановлению нарушенной осанки, плоскостопия и т.д.

В указанной выше монографии З. С. Мироновой, И. А. Баднина перечислены педагогические причины травматизма во время хореографических занятий. Они связаны с методикой преподавания классического танца и методикой проведения репетиций.

В своей работе «Хореографические откровенности» выдающийся балетмейстер Ф. В. Лопухов посвятил целый раздел влиянию методики преподавания танца на связки и мышцы и их травмирование. Он пишет: «…все движения экзерсиса оценивались педагогами только с точки зрения их полезности для искусства… физическая индивидуальность нигде в расчет не принимается»

Автор ссылается на опыт ведущих педагогов — Н. Легата, М. Фокина, Ф. Обухова, О. Преображенской, А. Вагановой, ученики которых не знали, что такое травма опорно-двигательного аппарата.

С этой точки зрения к педагогическим причинам травматизма относятся:

1. Недостаточный контроль со стороны педагогов за правильным исполнением поз и движений во время экзерсиса.

2. Частая смена педагогов, так как у каждого педагога своя система подготовки.

3. Несоответствие нагрузки физическому развитию. По словам Ф. В. Лопухова, «увеличивать нагрузку, тем более природой не предусмотренную, надо осторожно, ибо умному природа идет навстречу, а глупому — мстит».

4. Нарушение принципа индивидуального подхода во время экзерсиса. А. Я. Ваганова была непревзойденным мастером «видеть» внутреннее настроение своих учеников. В своей работе «Основы классического танца» она писала: «Надо быть чуткой к условиям работы, чтобы не обратить пользу успеха во вред… Педагог должен проявить чуткость и знание своих учеников; что трудно для одного в данном классе, то другому по силам».

5. Длительные репетиции. Монотонное повторение одних и тех же движений во время репетиц



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.15.34 (0.013 с.)