Педагогические средства профилактики употребления обучающимися психоактивных веществ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические средства профилактики употребления обучающимися психоактивных веществ.



Проблема употребления психоактивных веществ (далее — ПАВ) подростками в российском обществе является достаточно актуальной. Можно констатировать тот факт, что все попытки трансляции пропаганды ЗОЖ, ужесточение «карательных мер» государством, связанных с продажей алкоголя, табака, запретом на рекламу спиртосодержащих напитков в СМИ и распространению аддиктивных форм поведения (алкоголизма, наркомании, проституции, преступности и т.п.). Установлено, что несмотря на понимание опасности употребления ПАВ подростками: 16,2% подростков продолжали курить, 29, 4% — употреблять алкогольные напитки, 30,6% — допускали возможность употребления ПАВ [6; 8; 9]. Зарубежные и отечественные исследователи рассматривают следующие причины употребления ПАВ старшими подростками: желание быть принятым в группу (комфортность), реже — протестное поведение или гедонизм, еще реже — пассивная подчиняемость или неосознанное любопытство [3, 14, 15]. По мнению, В.С. Битенского, A.Е. Личко, наиболее частой мотивировкой наркотизации подростков является любопытство и свободная доступность, хотя на самом деле мотивом оказывается эйфория [7; 8]. В контексте нашего исследования мы считаем важнейшим ориентиром в предупреждении употребления ПАВ старшими подростками является профилактика в образовательной среде. В психологическом словаре слово «профилактика» (prohylaktika—предохранительный) рассматривается как совокупность мероприятий, направленных на предупреждение распространения заболеваний и укрепление здоровья и физического развития населения [4]. Международный термин «профилактика» переводится как предупреждение. Его синоним — превенция (prevention — лат.). С точки зрения отечественных ученых и практиков профилактика употребления ПАВ среди детей и молодежи рассматривается как как целый комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий употребления ПАВ [9] В международной практике рассматриваются основные модели профилактики: — медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия и предусматривает основном информирование учащихся о негативных последствиях приема психоактивных средств на физическое и психическое здоровье; — образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности; — психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков противостояния групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков [10,13]. В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) выделена классификация форм профилактики: первичная, вторичная и третичная. Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления ПАВ среди детей и подростков основана на том, что в центре ее находится личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательная организация и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение [4]. В наших исследованиях мы рассматриваем первичную профилактику употребления старшими подростками ПАВ как «педагогическая профилактика» в образовательной среде основана: — изменение ценностного отношения детей и молодежи к здоровому образу жизни, воспитание личной ответственности за свое поведение, формирование позитивных, стрессоустойчивых форм поведения и как результат— снижение употребления ПАВ; Э.М.Казин, Т.И.Шерер Педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ... — сдерживание приобщения детей и молодежи к употреблению ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой педагогами и специалистами образовательных организаций. Анализ теоретических и практических материалов наших исследований позволили сформулировать понятие «педагогическая профилактика употребления подростками психоактивных веществ» как «интеграцию комплекса психолого-педагогических и здоровьесберегающих методов и средств, направленных на формирование негативного отношения к употреблению старшими подростками психоактивных веществ за счет развития когнитивной, эмоционально-волевой и деятельностной сфер, повышения уровня стрессоустойчивости личности, адаптивных возможностей организма и реализации готовности индивида к здоровому образу жизни» [9, 14]. Цель педагогической профилактики в образовательной среде –сформировать у старших подростков негативное отношение к употреблению ПАВ. Задачи педагогической профилактики употребления ПАВ среди старших подростков: — формирование и укрепление личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от употребления ПАВ; — развитие ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также обеспечивающих поддержку ребенка, начавшего употреблять ПАВ, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков; — внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий с целью формирования ценностей здорового образа жизни, мотивов отказа от пробы и употребления ПАВ, а также технологий раннего выявления случаев употребления подростками ПАВ; — формирование социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью и микросоциальное окружение подростка «группы риска». Технологии, используемые в практической деятельности в образовательных организациях: социальные, психологические, педагогические. Социальные технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся образовательных организаций, а также на формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям, нормам субкультур, пропагандирующих использование ПАВ. Социальные технологии реализуют следующие направления воздействия: — информационно-просветительское (антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная реклама, реклама ЗОЖ в СМИ, телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики, профилирующие интернет-ресурсы); Э.М.Казин, Т.И.Шерер — социально-поддерживающее (деятельность социальных служб, обеспечивающих помощь и поддержку группам несовершеннолетних с высоким риском вовлечения их в употребление ПАВ, детям и подросткам, испытывающим трудности социальной адаптации); — организационно-досуговое (деятельность образовательных и социальных служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолетних в содержательные виды досуга: клубы по интересам, спортивная деятельность, общественные движения). Психологические технологии направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ. Через реализацию коррекционно-развивающих программ, формируются личностные качества подростка, препятствующих формированию зависимости от употребления ПАВ, формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; благоприятного доверительного климата в коллективе и условий успешной психологической адаптации. Психологические технологии реализуются в групповой работе и при индивидуальном консультировании детей, родителей (законных представителей), педагогов и других участников образовательного процесса. Педагогические технологии направлены на формирование у адресных групп представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к употреблению ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию. Используются универсальные педагогические технологии (беседы, лекции, моделирование ситуаций, проектная деятельность и т.д.). Они служат основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие на адресные группы [9; 11, 12]. Экспериментальные исследования показали, что более эффективные технологии, используемые в профилактической деятельности употребления ПАВ среди старших подростков являются разнообразные превентивные технологии к которым относятся: интеграция профилактического содержания через образовательные программы; воспитательные формы работы (тренинговые занятия, ролевые игры, дискуссии, индивидуальная работа с подростками, обучающие семинары для педагогов, лектории для родителей, законных представителей). технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся образовательных учреждений, а также на формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям, нормам субкультур, пропагандирующих использование ПАВ [9; 12]. Как видим, в условиях общеобразовательных организаций, необходимо осуществлять на комплексной основе педагогическую профилактику с активным участием психологов, воспитателей, социальных работников, работников медицинских и правоохранительных органов, служб психолого-педагогических. С учетом выше сказанного, следует отметить, что спецификой педагогической профилактики ПАВ среди несовершеннолетних является комплексная система организации процесса обучения и воспитания, обеспечивающая снижение риска употребления ПАВ за счет расширения социальных компетенций, формирования личностных свойств и качеств, повышения уровня стрессоустойчивости личности, адаптивных возможностей организма и реализации готовности индивида к здоровому образу жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.24 (0.007 с.)