Условия и факторы, влияющие на развитие волевой регуляции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия и факторы, влияющие на развитие волевой регуляции



подросток волевой личность самооценка

Волевая регуляция поведения человека осуществляется в разных направлениях. В первую очередь, это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, затем сознательный контроль человека своего поведения и развитие волевых качеств личности. Эти процессы начинают свои действия тогда, когда ребенок овладевает речью и начинает эффективно ею управлять.

Все эти направления развития воли укрепляют механизмы волевой регуляции и поднимают развитие воли на новый уровень. В формировании волевых качеств развитие воли представляется как переход от первичных к вторичным и третичным волевым качествам.

Рассмотрим еще одно направление развития воли. Человек осознанно ставит перед собой сложные задачи, которые требуют приложения значительных волевых усилий, с каждым разом усложняя задачи, тем самым развивая волевые качества.

Развитие воли связано с их мотивационной и нравственной сферой. Важнейшим аспектом в воспитании воли у детей является произвольная регуляция деятельности, в которую включены мотивы и ценности. Входящая в волевую регуляцию мотивация становится осознанной, а поступки приобретают произвольный характер, это действие определяется на произвольном построении мотивов, где на первое место ставится нравственное побуждение, которое, в случае успешной деятельности дает человеку моральное удовлетворение.

Невозможно воспитывать волю ребенка отдельно от психологического развития, так как у детей становление волевой регуляции связано с умственным развитием.

Важную роль в воспитании воли выполняют игры, причем каждая игра привносит свой определенный вклад в развитие произвольного процесса. Первые игры, которые влияют на развитие ребенка, являются игры с предметами, они формируют произвольную регуляцию действий.

Сюжетно-ролевые игры закрепляют у ребенка необходимые волевые качества личности. Управлением поступками "занимаются" коллективные игры.

Воля также контролирует процессы торможения и возбуждения, если это необходимо. Благодаря процессам, человек регулирует свою деятельность и поведение в трудных ситуациях. Так, например, если тревожное состояние, которое направлено на торможение функции воли, проявляется часто, то оно становится волевым свойством или качеством личности.

Побудительная и тормозная функции воли носят положительный и отрицательный характер. Побудительная функция направлена на преодоление внешних и внутренних трудностей. Тормозная функция же препятствует преодолению трудностей.

К качествам волевой личности относятся: самообладание, сдержанность, выдержка, решительность, самостоятельность, настойчивость, упорство.

Рассмотрим каждый из качеств в отдельности.

Самостоятельность - качество воли, проявляющееся в умении человека, проявлять инициативу, ставить цели и воплощать их в реальность. Человек, обладающий самостоятельностью, борется за достижение своей цели, прилагая все усилия, так как уверен в правильности своих действий и целей.

Внушаемость является противоположным качеством самостоятельности. Это качество присуще безвольным людям. Они пасуют перед трудностями, наедятся на помощь и поддержку извне, поэтому на них очень легко оказывать влияние, при этом влияние не всегда является положительным. Такие люди доверчивы, могут совершить такие поступки, за которые в дальнейшем будут раскаиваться.

Важнейшим волевым качеством личности является решительность. которая проявляется на начальном этапе произвольного поведения, когда человек должен сделать выбор. Решительный человек может быстро выбирать цель, которая наиболее важна для него.

Противоположным качеством решительности является нерешительность. При нерешительности человек затрудняется принять решение и проявить произвольное действие. Ему сложно выбирать цель, так как он сомневается в правильности выбранной цели, также его пугают последствия тех действий, которые он возможно осуществит. Часто нерешительные люди могут поставить цель и привести его в действие, не обдумав процесс и последствия действий.

Следующее качество, которое мы рассмотрим, является настойчивость. Настойчивость является наиболее важным волевым качеством, так как человек проявляя терпеливость, преодолевает трудности, которые возникают на пути к достижению цели. Настойчивый человек "плавно" и неуклонно достигает цели, несмотря на трудности, которые возникают у него на пути. Он может стремительно идти к цели, невзирая на неудачу и сомнения. Люди, которым не обладают настойчивостью, нетерпеливы, спешат в своих действиях.

Следующее качество - выдержка. Выдержка - одно из волевых качеств, выполняющих тормозную функцию. Это качество позволяет выдержать большую физическую нагрузку, которая необходима для достижения цели. [13] Выдержку можно характеризовать, как стойкость человека, которая помогает противостоять неприятным внешним воздействиям, даже в трудной ситуации. Сдержанность человека, позволяет ему действовать обдуманно. Человек четко оценивает ситуацию и свои возможности, планирует собственные действия и выбирает подходящие пути для достижения конечного результата.

Самообладание - волевой качество, которое обеспечивает способность проявлять регуляцию в сложных ситуациях. Самообладание нужно проявлять во всех жизненных условиях, так как это качество помогает человеку преодолевать панику, страх и т.д. Человек, который владеет собой, может достичь поставленных целей, в силу своей уверенности.

Все эти качества формируются и развиваются на протяжении всей жизни. В младшем возрасте формирование качеств, происходит под влиянием воспитания и игровой деятельности. Родителя, воспитывая своих детей ожидают от них произвольной регуляции их поведения и деятельности.

Выводы по первой главе

 

Проблема воли и волевой регуляции всегда была актуальной в психологии.

В отечественной психологии эта проблема достаточно широко исследована С.Л. Рубинштейном В.А. Иванниковым, И.М. Сеченовым, Василюк Ф.Е., Е.П. Ильиным и др.

С.Л. Рубинштейна, высказывавшего мысль о том, что "проблема воли, поставленная по существу - это, прежде всего вопрос о содержании воли, о том, какие мотивы и цели являются для нее определяющими..". [41].

Сеченов И.М. определял волю таким образом: "Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, - это деятельная сторона разума и морального поведения".

Василюк Ф.Е. определял волю, как "орган" целостного человека, который осуществляет реализацию всего жизненного пути, указывая, что в изучении данной проблемы, внимание должно уделяться не количественным показателям, а на " происходящих в целостном волевом акте содержательно-ценностных преобразованиях".

Иваннинков В.А. связывал волю со смыслом действия. Он считал, что развитие волевого действия происходит тогда, когда оно входит в широкий мотивационный спектр, и внешне - нейтральное действие соединяется с мировоззрением и моделью личности.

Левин К. провел эксперимент, результаты которого состоят в следующем: при заучивании слогов, ассоциации не имеют мотивационной силы. Он связал волевое поведение не с выполнением любого действия, а только преднамеренного.

Известно, что волевая регуляция в значительной степени определяется теми качествами личности, которые лежат в ее основе. К ним относятся самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость. Указанные качества традиционно принято называть волевыми качествами.

До определенного возраста произвольность воли отсутствует.Именно в подростковом возрасте происходит формирование произвольной воли.

В зарубежной психологии проблему воли и волевой активности исследовали: Л. Фарбер, Р. Ассаджиоли и др.

Л. Фарбер считал, что воля может "присоединяться" ко всем способностям человека - физическим и духовным, интеллектуальным и эмоциональным.

Р. Ассаджиоли выделяет аспекты, качества и стадии воли и предлагает множество практических упражнений, направленных на тренировку воли. Больший интерес вызывают экспериментальные исследования отдельных вопросов, традиционно связанных с проблемой воли, и практика использования различных приемов тренировки волевого поведения.

Известно, что волевая регуляция в значительной степени определяется теми качествами личности, которые лежат в ее основе. К их числу относятся инициативность, самостоятельность, решительность, настойчивость.

Воля для подростка является одной из главных черт. Зачастую у подростков появляются идеалы, на которых они хотели бы равняться. Это в основном люди, обладающие сильной волей. Этим и объясняется то, что на первое место выдвигают проблему воспитания воли.

Однако, принято говорить, что у подростков слабо развита воля, чем у детей других возрастов. Подростки легко попадают под чужое влияние, ведут себя не по принятым правилам и нормам, плохо организованы, легко поддаются трудностям. Эта характеристика больше подходит к младшим подросткам, тем не менее, и среди старших немало таких подростков.

В семье повышаются требования к подростку, и это объясняется тем, что родители действительно нуждаются в помощи подростка. Развитие воли с взрослением подростка не идет вспять и степень развития воли подростков при этом не уменьшается. Это все объясняется тем, что подростки живут в сложной социальной ситуации, которая требует от них волевой регуляции, в том числе и сложных проявлений волевого поведения, к этому подростки не всегда готовы.

В подростковом возрасте учебная деятельность ребенка, и его социальный статус меняются. Учиться становится сложней, так как учебная деятельность требует приложения больших усилий, ответственности, самостоятельности.

Отметим, что не все родители относятся к подросткам, как к взрослым. Для подростка имеет большое значение то положение, которое он занимает в обществе (коллективе, классе). На первый план выходит "общественное мнение". Раньше во всем главенствовал взрослый, дети хотели получить, прежде всего, его одобрение, подражали ему в своем поведении. Подросток же начинает стремиться к законам коллективной жизни, соблюдать правила и нормы, установленные там. Требования взрослых и сверстников не всегда совпадают, соответственно подростку приходится делать выбор между ними. А как мы знаем - выбор является составной частью волевого поведения. [5]

Также подростки начинают заниматься активными видами деятельности (спорт, искусство, различные техники). В этом возрасте появляется интерес к противоположному полу. Подростки все свое время проводят со сверстниками, что отвлекает их от своих обязанностей, становится все труднее управлять своим поведением.

Рассматривая старший школьный возраст, следует отметить, что меняется социальная ситуация развития. У старшеклассников появляется стремление в будущее, что и отличает их от детей других возрастов. Старшеклассник - является учеником школы, но он уже близок к переходу на новый этап развития. Будущее оказывает большое воздействие на реальность подростка, изменяя и преобразуя ее. Тем самым создаются условия, формирующие личность старшеклассника. Меняется отношение к сверстникам, теперь они стараются, как можно реально оценить все достоинства и недостатки сверстников. Определяют новый круг общения, зачастую проявляя юношеский максимализм и бескомпромиссность.

Рассматривая отношения старшеклассников со взрослыми, то можно сказать, что их взаимоотношения не носят предвзятого характера, как зачастую наблюдается у подростков. Отличие является в том, что во взрослом старшеклассники видят не руководителя, а внешнюю опору. Они нуждаются в поддержке и помощи со стороны взрослых, зачастую используют их опыт в самореализации.

Исходя из рассматриваемого материала, можно говорить о том, что волевая регуляция в подростковом возрасте недостаточно сформирована, объясняя это тем, что в силу возраста подростки достаточно импульсивны, критично относятся к советам взрослых, пытаясь быть самостоятельными, но так как у них отсутствует жизненный опыт нередко проблема кажется для них не решаемой. У старшеклассников же наоборот появляется стремление в будущее, причем появляется уверенность в себе, обусловленная возросшими физическими и умственными способностями. Происходит формирование моральных взглядов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.01 с.)