Развитие воли и ее Возрастные особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие воли и ее Возрастные особенности



 

Произвольное поведение у ребенка развивается с осуществлением познавательных действий и подражанием взрослых. Ребенок, манипулируя предметами, устанавливает, что после конкретных действий происходят конкретные события. Соответственно ребенок производит эти действия для того, чтобы происходили определенные события, можно говорить о том, что ребенок делает это осознанно.

В раннем детстве ребенок не может воспроизвести ему знакомое действие, если не имеет определенного представления, например, если у ребенка нет ложечки, то он не может показать, как ее использовать (до двух летнего возраста).

Поэтому нужно сформировать у ребенка способности к представлению тех предметов, которые отсутствуют, это является незаменимым условием в развитии произвольности у ребенка. Поведение ребенка определяется представляемой ситуацией. Данное явление способствует в старшем возрасте самостоятельной постановкой цели.

К трем годам действие без реального предмета совершают девяносто четыре процента детей.

В два три года закладываются основы регулирующей функции речи. Чтобы сформировать волевые действия у, нужно выработать у ребенка прочную и действенную реакцию на два "словесных сигнала": "надо" и "нельзя".

Тем не менее, побуждение и затягивание действий в таком возрасте регулируются внешними факторами.

С.Л. Рубинштейн говорит о том, что было бы неправильно считать маленьких детей не способными к самообладанию и изображать их маленькими дикарями, которые живут не поддающимися обузданию инстинктами и импульсивными влечениями. В три года дети выражают самообладание. Они проявляют самообладание, отказываясь от приятного и наоборот, решаются на что-нибудь неприятное, если это необходимо. Приблизительно в этом возрасте дети начинают осознавать, что не всегда можно делать то, что им захочется. Это означает, что дети способны ограничить себя в чем-то или сделать выбор.

Следует отметить, что к трем годам у детей появляется выраженное стремление к самостоятельности "Я-сам", - ребенок так реагирует на вмешательство и помощь со стороны взрослых.

Маленьким детям трудно подчиняться требованиям, что-то не делать, чем просьбам делать что-то иное. Для этого взрослым лучше выражать свои требования в позитивной форме, нежели в негативной: "Ты уже большой мальчик, покажи, как ты это умеешь делать".

Основной деятельностью у дошкольников является игра. Фактором, стимулирующим волевое усилие, является исполнение ребенком определенной игровой роли.

Т.О. Гиневская считает, что ребенок, изображая определенную роль, прикладывает больше волевых усилия, соответственно результат получается лучше, чем если просто попросить что-то сделать.

З.М. Мануйленко выявил закономерность, которая заключается в следующем: если попросить детей 3-4 лет сохранить неподвижную позу, то они могут выдержать примерно 18 секунд, но если попросить детей изобразить часового, то неподвижность сохраниться в 5 раз дольше.

С.Е. Кулачковская считает, что дети от 4-х до 6-ти лет способны сдерживать свое поведение втрое больше детей ранних возрастов.

Контролирование своих действий развивается с 4-х лет.

В 4-5 лет у детей наблюдается чувство обязанности, обусловленное послушанием. Также отметим, что возникает чувство вины, в случае не выполнения своих обязанностей.

По окончанию дошкольного возраста дети начинают брать на себя ответственность за выполнение заданий, осознавая необходимость, доводят дело до конца.

Дети в возрасте 6 лет при выборе цели проявляют инициативу, настойчивость, самостоятельность, самообладание, но это в том случае, если эти действия сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями.

Для детей старшего дошкольного возраста слова" "можно", "нельзя", "надо" являются основой для регуляции, когда их произносят мысленно.

Это является первым самостоятельным проявлением ребенком силы воли.

Новый этап в развитии волевой сферы личности ребенка является поступление в школу, характеризующийся как младший школьный возраст.

Те требования, которые предъявляют детям, способствуют усиленному развитию сдержанности (выдержки). Эти качества составляют основу дисциплинарного поведения, которые по окончанию первого года становятся привычными для детей.

Исходя из исследований Селиванова В.И. (1949) и Игнатьева Е.И. (1960) можно говорить о том, что умение проявлять волевые усилия у учащихся 1-ых и 3-их классов заметно растет. Это проявляется в их умственной деятельности.

Происходит формирование произвольных умственных действий, произвольного внимания, целенаправленное наблюдение. Учащиеся намеренно и преднамеренно запоминают учебный материал, проявляют упорство в решении умственных задач.

Если в 1-ом и во 2-ом классах школьники совершают волевые действия по указанию учителей и взрослых, то в 3-ем классе дети способны совершать волевые действия по собственному желанию и мотиву. В случае необходимости дети самостоятельно создают условия, которые исключают привычные действия, например, ребенок, может воздержаться от рассматривания интересных картинок во время учебного процесса. Иначе говоря дети в этом возрасте целенаправленно переключают внимание.

Школьник проявляет упорство в учебной деятельности, на занятиях, только если присутствует интерес к предмету.

Так, например, Хохлов С.И. показал, что школьники, у которых слабо развита воля, могут проявить высокую регуляцию в изучении предмета, только если присутствует интерес, при изучении же нелюбимого предмета высокая регуляция проявляется у школьников с большой силой воли.

Очень часто младшие школьники проявляют волевое усилие только для того, чтобы расположить к себе учителей и взрослых, тем самым являются исполнителями воли других (Высоцкий А.И.).

Безусловно, можно говорить о том, что у младших школьников развита самостоятельность. Однако самостоятельность проявляется вследствие возникающих эмоций, а не в результате осмысления своей роли в определенной ситуации. Зачастую школьники проявляют упрямство, дабы защитить свои интересы, и даже если они не правы, настойчиво оправдывают свои поступки.

"Несправедливо, выставленная отметка", может послужить поводом для упрямства и в дальнейшем развития конфликта между учащимся и учителем. Это происходит потому, что учитель не всегда мотивирует выставление отметок или потому, что не поощряет усилия ученика. В данной ситуации упрямство рассматривается как протест и проявляется в нежелании подчиняться требованиям учителя и отвечать на уроках.

Следует отметить проявление младшими школьниками такого волевого качества, как решительность, которая может быть связана и с высокой импульсивностью.

Младшие школьники обладают выдержкой, умением сдерживать свои чувства. Проявляется выдержка в подчинении требования взрослых, закрепляется именно в этом возрасте, так как правила поведения в школе начинают регулировать поведение детей.

Иванова В.Ф., изучающая выдержку у младших школьников, отмечает, что у первоклассников имеются поверхностные представления о выдержке, они стремятся быть сдержанными, связывая выдержку с ближайшими мотивами, а ко второму классу у учащихся увеличиваются возможности сдерживать свои побуждения с расширением представлений о выдержке.

В подростковом возрасте, как отмечает Высоцкий А.И., происходит коренное изменение структуры волевой регуляции. В отличие от младших школьников подростки чаще регулируют свое поведение, которое основано на внутренней самостимуляции. Волевая регуляция у подростков неоднозначна. Это происходит, потому что возрастает общая активность подростка, а механизмы волевой регуляции еще плохо сформированы. Воспитательные воздействия подростками воспринимаются критично, так как они стремятся к независимости, поэтому не всегда могут проявлять волевую регуляцию. Нарушается дисциплина, наблюдается проявление упрямства, все это связано и утверждением собственного "Я".

Приходящийся на этот возраст процесс полового созревания существенно увеличивает подвижность нервных процессов, сдвигая баланс в сторону возбуждения, тем самым меняя волевую сферу личности. Процесс возбуждения доминирует над процессом торможения, тем самым снижая сдержанность, самообладание.

Наибольшего проявления в этом возрасте достигает такое качество как смелость. Под влиянием этого качества, подростки склонны к совершению героического поступка, такая динамика наблюдалась во времена Великой Отечественной войны.

Исследования Камышанова В.И. и Петрова И.К. показали, что в 12-14 лет подростки могут переоценивать у себя развитие волевых качеств, таковыми являются терпеливость и энергичность. В 15 лет подростки могут четко оценивать у себя развитие основных волевых качеств. В силу своей убежденности подростки склоняются к переоценке таких качеств как самостоятельность, настойчивость, целеустремленность.

У старшеклассников проявление волевой регуляции определяет механизм самостимуляции. Самостимуляция лучше осмысливается, а также дифференцированно используется при преодолении трудностей, следует отметить, что самостимуляция является главным компонентом в психологической структуре волевой регуляции учащихся.

В достижении поставленной цели, старшеклассники проявляют настойчивость, увеличивая при этом способность к терпению. От старшеклассников можно ожидать хороших результатов деятельности, так как даже на фоне утомления у них наблюдается большая выносливость и терпение.

В старшем школьном возрасте происходит усиленное формирование морального компонента воли. Теперь проявление воли рассматривается как полезное для общества. Волевая регуляция у старшеклассников приобретает целеустремленный характер. С учетом выше сказанного, сложившееся представление о слабом развитии воли у детей нуждается в изменении. Ребенок, как и взрослый прилагает все волевые усилия для преодоления препятствий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.012 с.)