Становление волевой регуляции детей школьного возраста и ее специфика у подростков и старшеклассников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление волевой регуляции детей школьного возраста и ее специфика у подростков и старшеклассников



 

Волевая регуляция - процесс управления человеком собственным психологическим и физиологическим состоянием.

Разнообразие видов деятельности, которые осваивает ребенок, объединяет одно - в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста - произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю. [38]

В результате воспитания и обучения происходит формирование и развитие воли на протяжении всей жизни. В коре головного мозга ребенка образуются нервные связи, которые обеспечивают целенаправленное движение в ответ на раздражение, поступающее извне. На конец первого года жизни сигналом для выполнения действий становится слово.

По началу обучения ребенка в школе формирование волевой регуляции переходит на новый уровень, который характеризуется целенаправленным воспитанием учителя.

Обучение становится увлекательным занятием для детей. Нельзя не отметить трудность обучения, требующая от учащихся волевых усилий. Но преодоление этих трудностей способствует развитию воли и волевых качеств личности.

Для получения положительного результата развития воли, нужно приводить примеры, рассказывать истории о героях, которые проявили решительность, настойчивость, смелость, мужество и героизм.

В процессе обучения подросток набирается опыта, получает полезные знания и умения, которые позволяют ему в беседе со старшими высказывать свое мнение, подкрепляя его фактами и суждениями. Стремится проявить себя в "больших" делах, берет на себя ответственность. Но также подросток анализирует поведение взрослых и друзей, дает зачастую критическую оценку окружающим его людям. Подросток стремится быть взрослым и самостоятельным, но ко всему прочему у подростка не хватает жизненного опыта, знаний мира и поэтому общение с ним порождает много противоречий.

Неуправляемое поведение подростка, неуравновешенность в высказываниях доставляют неприятности родителям, учителям, окружающим его людям. Для того, чтобы управлять поведением подростков, нужно очень много психолого-педагогических знаний, методов и приемов воздействия. Нужно развивать и воспитывать в подростке те качества, которые ему понадобятся в дальнейшей жизни.

Еще один важный аспект развития волевых качеств подростка является творческая деятельность, в частности, изобразительное искусство. Причем это должен быть не просто рисунок, а завершенная работа, с учетом положения рисунка, формы, окраски, подбора цветовой гаммы. Очень важно получить завершенную композицию. Это действие требует проявления в первую очередь волевых качеств: целеустремленности, терпения, устойчивости. В первую очередь, наличие волевых качеств способствует формированию убеждений, взглядов на реальность, а самое главное формированию мировоззрения.

У старшеклассников сформирована самооценка и самосознание, что влияет на целенаправленную волевую регуляцию. Безусловно, нужно отметить, что в воспитании подростков и старшеклассников нужен индивидуальный подход.

Волевая регуляция поведения человека осуществляется в разных направлениях. В первую очередь, это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, затем сознательный контроль человека своего поведения и развитие волевых качеств личности. Эти процессы начинают свои действия тогда, когда ребенок овладевает речью и начинает эффективно ею управлять.

Все эти направления развития воли укрепляют механизмы волевой регуляции и поднимают развитие воли на новый уровень. В формировании волевых качеств развитие воли представляется как переход от первичных к вторичным и третичным волевым качествам.

Рассмотрим еще одно направление развития воли. Человек осознанно ставит перед собой сложные задачи, которые требуют приложения значительных волевых усилий, с каждым разом усложняя задачи, тем самым развивая волевые качества.

При волевой регуляции поведения человека, которая порождается актуальными потребностями и сознанием человека, складываются особые отношения. Рубинштейн С.Л. охарактеризовал таким образом: "Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может, так или иначе, отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя, как субъекта, который возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними". [41]

Воля для подростка является одной из главных черт. Зачастую у подростков появляются идеалы, на которых они хотели бы равняться. Это в основном люди, обладающие сильной волей. Этим и объясняется то, что на первое место выдвигают проблему воспитания воли.

Однако, принято говорить, что у подростков слабо развита воля, чем у детей других возрастов. Подростки легко попадают под чужое влияние, ведут себя не по принятым правилам и нормам, плохо организованы, легко поддаются трудностям. Эта характеристика больше подходит к младшим подросткам, тем не менее, и среди старших немало таких подростков.

Отметим, что развитие воли с взрослением подростка не идет вспять и степень развития воли подростков при этом не уменьшается. Это все объясняется тем, что подростки живут в сложной социальной ситуации, которая требует от них волевой регуляции, в том числе и сложных проявлений волевого поведения, к этому подростки не всегда готовы.

В подростковом возрасте учебная деятельность ребенка, и его социальный статус меняются. Учиться становится сложней, так как учебная деятельность требует приложения больших усилий, ответственности, самостоятельности. Меняется отношение взрослых: теперь от подростка ждут взвешенных решений, взрослости, которая предполагает проявление волевых качеств личности подростка. Это все объяснимо, так как подросток действительно становится на новый этап развития, который от него требует как умственных, так и физических усилий.

В семье повышаются требования к подростку, и это объясняется тем, что родители действительно нуждаются в помощи подростка. Дома, действительно, нужна помощь подростка, как физическая, так и умственная. Подростки получают от родителей, поручения, которые раннее не выполняли. Теперь они могут присматривать за младшими детьми в семье, делать покупки и т.д. Безусловно, подростки возмущаются с появлением новых обязанностей, что может привести к недопонимаю родителей и детей. На этом этапе развития подросткам нужно рационально использовать свое время, что требует большой организованности, ответственности, которые не всегда присутствуют у подростка.

Отметим, что не все родители относятся к подросткам, как к взрослым. Есть родители, которые обращаются с ними как с детьми, запрещая им все и пытаясь руководить их деятельность, безусловно, подросткам в силу приобретенных качеств это не нравится, отсюда и возникают конфликты между родителями и подростками, мешающие формированию и развитию волевых качеств личности подростка.

Для подростка имеет большое значение то положение, которое он занимает в обществе (коллективе, классе). На первый план выходит "общественное мнение". Раньше во всем главенствовал взрослый, дети хотели получить, прежде всего, его одобрение, подражали ему в своем поведении. Подросток же начинает стремится к законам коллективной жизни, соблюдать правила и нормы, установленные там. Требования взрослых и сверстников не всегда совпадают, соответственно подростку приходится делать выбор между ними. А как мы знаем - выбор является составной частью волевого поведения. [5]

В то же время у подростков появляются новые интересы, не связанные с учебной деятельностью. Они начинают заниматься активными видами деятельности (спорт, искусство, различные техники). Также в этом возрасте появляется интерес к противоположному полу. Подростки все свое время проводят со сверстниками, что отвлекает их от своих обязанностей, становится все труднее управлять своим поведением.

Рассматривая старший школьный возраст, следует отметить, что меняется социальная ситуация развития. У старшеклассников появляется стремление в будущее, что и отличает их от детей других возрастов. Старшеклассник - является учеником школы, но он уже близок к переходу на новый этап развития. Будущее оказывает большое воздействие на реальность подростка, изменяя и преобразуя ее. Тем самым создаются условия, формирующие личность старшеклассника. [7]

Характерная для старшеклассника обращенность в будущее создает благоприятные психологические условия для формирования способности подчинять свои поступки отдаленным ориентирам. Мотивы, связанные с будущим, рождают способность к действию в данной ситуации, планировать будущее и самореализовываться в нем.

Этим и отличается познание окружающего мира старшеклассниками: если подросток идет к познанию внешнего мира во многом "от себя", через свои переживания, интересы и стремления, то старшеклассник, познавая внешний мир, воссоздавая в своем сознании более или менее полное представление о нем, "возвращается к себе": "Что я значу в этом мире?", "Какое место занимаю я в нем?", "Каков я?", "Каковы мои возможности?" Интерес к собственной личности, попытки разобраться в ее особенностях, достоинствах и недостатках обусловливают стремление старшеклассника к моральным знаниям и волевой саморегуляции. [7]

У старшеклассников меняется отношение к сверстникам, теперь они стараются, как можно реально оценить все достоинства и недостатки сверстников. Определяют новый круг общения, зачастую проявляя юношеский максимализм и бескомпромиссность.

Итак, отметим, что у старшеклассников появляется стремление в будущее, причем появляется уверенность в себе, обусловленная возросшими физическими и умственными способностями. Но нередко уверенность переходит в самоуверенность. Происходит формирование моральных взглядов, но вместе с тем, старшеклассники склонны к переоценке ценностей, что не всегда является полезным для старшеклассников. Старшеклассникам не хватает жизненного опыта и гибкости в решении проблем, поэтому сталкиваясь с нестандартной ситуацией у них в какой-то мере ломаются жизненные представления. Отсутствие достаточного опыта, юношеский максимализм, большая эмоциональная возбудимость делают этот возраст легко ранимым.

Если рассматривать отношения старшеклассников со взрослыми, то можно сказать, что их взаимоотношения не носят предвзятого характера, как зачастую наблюдается у подростков. Отличие является в том, что во взрослом старшеклассники видят не руководителя, а внешнюю опору. Они нуждаются в поддержке и помощи со стороны взрослых, зачастую используют их опыт в самореализации.

У старшеклассников формируется нравственная устойчивость, школьник приобретает способность быть относительно эмансипированным от непосредственных воздействий и преобразовывать обстоятельства. Старшеклассник оптимально использует свои способности. Это позволяет получать результаты от различных видов деятельности, тем самым развивая профессиональную сторону деятельности. Старшеклассник преобразовывает собственное поведение, проявляя волевую регуляцию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.120.17 (0.008 с.)