Глава 1. Теоретический анализ проблемы волевой регуляции у подростков и старшеклассников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретический анализ проблемы волевой регуляции у подростков и старшеклассников



Дипломная работа

на тему: "Возрастные особенности волевой регуляции у подростков и старшеклассников"

 

Тольятти, 2015


Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы волевой регуляции у подростков и старшеклассников

Проблема "воли" в отечественной и зарубежной психологии

Развитие воли и ее возрастные особенности

Становление волевой регуляции детей школьного возраста и ее специфика у подростков и старшеклассников

Условия и факторы, влияющие на развитие волевой регуляции

Выводы по первой главе

Глава 2. Экспериментальное изучение волевой регуляции подростков и старшеклассников

Экспериментальное изучение волевых особенностей у подростков

Экспериментальное изучение волевых особенностей у старшеклассников

Сопоставление результатов тестирования и выявление волевых особенностей у подростков и старшеклассников

Выводы по второй главе

Заключение

Библиография

Приложения


Введение

 

Воля это сознательное регулирование целенаправленной деятельности и поведения, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

С.Л. Рубинштейн писал: "Уже первое, направленное на определенный объект, осмысленное действие ребенка, разрешающего какую-нибудь "задачу", является примитивным "волевым" актом".

Л. Фарбер предлагал разделение воли по феноменологическим характеристикам на две действительности. В первом случае воля рассматривается как целостный опыт личности. Во втором случае воля "сознательная", требующая усилий и необходимости принимать решения.

Воля основана на глубоко осознанной цели, ответственности и чувстве долга.

Волевая регуляция у подростков неоднозначна. Это происходит, потому что возрастает общая активность подростка, а механизмы волевой регуляции еще плохо сформированы. Воспитательные воздействия подростками воспринимаются критично, так как они стремятся к независимости, поэтому не всегда могут проявлять волевую регуляцию.

Однако, принято говорить, что у подростков слабо развита воля, чем у детей других возрастов. Подростки легко попадают под чужое влияние, ведут себя не по принятым правилам и нормам, плохо организованы, легко поддаются трудностям.

У старшеклассников проявление волевой регуляции определяет механизм самостимуляции. Самостимуляция лучше осмысливается, а также дифференцированно используется при преодолении трудностей, следует отметить, что самостимуляция она является главным компонентом в психологической структуре волевой регуляции учащихся.

В старшем школьном возрасте существенно изменяется социальная ситуация развития. Этим существенно определяются особенности познания окружающего мира старшими школьниками: если подросток идет к познанию внешнего мира во многом "от себя", через свои переживания, интересы и стремления, то старшеклассник, познавая внешний мир, воссоздавая в своем сознании более или менее полное представление о нем, "возвращается к себе": "Что я значу в этом мире?", "Какое место занимаю я в нем?", "Каков я?", "Каковы мои возможности?" Интерес к собственной личности, попытки разобраться в ее особенностях, достоинствах и недостатках обусловливают стремление старшеклассника к моральным знаниям и волевой регуляции

Актуальность проблемы: Проблема воли и волевой регуляции не теряет своей актуальности и в современной психологии. Это обусловлено значительностью развитости воли и волевых качеств личности.

Цель: Изучение возрастных особенностей волевой регуляции у подростков и старшеклассников.

Объект: Волевая сфера подростков и старшеклассников.

Предмет: Возрастные особенности волевой регуляции подростков и старшеклассников.

Гипотеза: Воля проходит свое развитие в течение многих этапов возрастного становления личности на протяжении всей жизнедеятельности, приближаясь к регулятивным функциям воли. Мы предполагаем, что в подростковом возрасте при развитости воли все еще недостаточно сформирована волевая регуляция, влияющая на произвольное поведение и деятельность подростков, а уже в старшем возрасте достаточно сформирована волевая регуляция, влияющая на произвольное поведение и деятельность личности.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ проблемы волевой регуляции у подростков и старшеклассников

. Провести экспериментальные исследования с целью выявления специфики волевой регуляции у подростков и старшеклассников

. Проанализировать результаты исследования.

Методы исследования:

Теоретические:

анализ психолого-педагогической литературы по изучаемому вопросу,

Эмпирические (тестирование):

количественный и качественный анализ полученных данных.


Выводы по первой главе

 

Проблема воли и волевой регуляции всегда была актуальной в психологии.

В отечественной психологии эта проблема достаточно широко исследована С.Л. Рубинштейном В.А. Иванниковым, И.М. Сеченовым, Василюк Ф.Е., Е.П. Ильиным и др.

С.Л. Рубинштейна, высказывавшего мысль о том, что "проблема воли, поставленная по существу - это, прежде всего вопрос о содержании воли, о том, какие мотивы и цели являются для нее определяющими..". [41].

Сеченов И.М. определял волю таким образом: "Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, - это деятельная сторона разума и морального поведения".

Василюк Ф.Е. определял волю, как "орган" целостного человека, который осуществляет реализацию всего жизненного пути, указывая, что в изучении данной проблемы, внимание должно уделяться не количественным показателям, а на " происходящих в целостном волевом акте содержательно-ценностных преобразованиях".

Иваннинков В.А. связывал волю со смыслом действия. Он считал, что развитие волевого действия происходит тогда, когда оно входит в широкий мотивационный спектр, и внешне - нейтральное действие соединяется с мировоззрением и моделью личности.

Левин К. провел эксперимент, результаты которого состоят в следующем: при заучивании слогов, ассоциации не имеют мотивационной силы. Он связал волевое поведение не с выполнением любого действия, а только преднамеренного.

Известно, что волевая регуляция в значительной степени определяется теми качествами личности, которые лежат в ее основе. К ним относятся самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость. Указанные качества традиционно принято называть волевыми качествами.

До определенного возраста произвольность воли отсутствует.Именно в подростковом возрасте происходит формирование произвольной воли.

В зарубежной психологии проблему воли и волевой активности исследовали: Л. Фарбер, Р. Ассаджиоли и др.

Л. Фарбер считал, что воля может "присоединяться" ко всем способностям человека - физическим и духовным, интеллектуальным и эмоциональным.

Р. Ассаджиоли выделяет аспекты, качества и стадии воли и предлагает множество практических упражнений, направленных на тренировку воли. Больший интерес вызывают экспериментальные исследования отдельных вопросов, традиционно связанных с проблемой воли, и практика использования различных приемов тренировки волевого поведения.

Известно, что волевая регуляция в значительной степени определяется теми качествами личности, которые лежат в ее основе. К их числу относятся инициативность, самостоятельность, решительность, настойчивость.

Воля для подростка является одной из главных черт. Зачастую у подростков появляются идеалы, на которых они хотели бы равняться. Это в основном люди, обладающие сильной волей. Этим и объясняется то, что на первое место выдвигают проблему воспитания воли.

Однако, принято говорить, что у подростков слабо развита воля, чем у детей других возрастов. Подростки легко попадают под чужое влияние, ведут себя не по принятым правилам и нормам, плохо организованы, легко поддаются трудностям. Эта характеристика больше подходит к младшим подросткам, тем не менее, и среди старших немало таких подростков.

В семье повышаются требования к подростку, и это объясняется тем, что родители действительно нуждаются в помощи подростка. Развитие воли с взрослением подростка не идет вспять и степень развития воли подростков при этом не уменьшается. Это все объясняется тем, что подростки живут в сложной социальной ситуации, которая требует от них волевой регуляции, в том числе и сложных проявлений волевого поведения, к этому подростки не всегда готовы.

В подростковом возрасте учебная деятельность ребенка, и его социальный статус меняются. Учиться становится сложней, так как учебная деятельность требует приложения больших усилий, ответственности, самостоятельности.

Отметим, что не все родители относятся к подросткам, как к взрослым. Для подростка имеет большое значение то положение, которое он занимает в обществе (коллективе, классе). На первый план выходит "общественное мнение". Раньше во всем главенствовал взрослый, дети хотели получить, прежде всего, его одобрение, подражали ему в своем поведении. Подросток же начинает стремиться к законам коллективной жизни, соблюдать правила и нормы, установленные там. Требования взрослых и сверстников не всегда совпадают, соответственно подростку приходится делать выбор между ними. А как мы знаем - выбор является составной частью волевого поведения. [5]

Также подростки начинают заниматься активными видами деятельности (спорт, искусство, различные техники). В этом возрасте появляется интерес к противоположному полу. Подростки все свое время проводят со сверстниками, что отвлекает их от своих обязанностей, становится все труднее управлять своим поведением.

Рассматривая старший школьный возраст, следует отметить, что меняется социальная ситуация развития. У старшеклассников появляется стремление в будущее, что и отличает их от детей других возрастов. Старшеклассник - является учеником школы, но он уже близок к переходу на новый этап развития. Будущее оказывает большое воздействие на реальность подростка, изменяя и преобразуя ее. Тем самым создаются условия, формирующие личность старшеклассника. Меняется отношение к сверстникам, теперь они стараются, как можно реально оценить все достоинства и недостатки сверстников. Определяют новый круг общения, зачастую проявляя юношеский максимализм и бескомпромиссность.

Рассматривая отношения старшеклассников со взрослыми, то можно сказать, что их взаимоотношения не носят предвзятого характера, как зачастую наблюдается у подростков. Отличие является в том, что во взрослом старшеклассники видят не руководителя, а внешнюю опору. Они нуждаются в поддержке и помощи со стороны взрослых, зачастую используют их опыт в самореализации.

Исходя из рассматриваемого материала, можно говорить о том, что волевая регуляция в подростковом возрасте недостаточно сформирована, объясняя это тем, что в силу возраста подростки достаточно импульсивны, критично относятся к советам взрослых, пытаясь быть самостоятельными, но так как у них отсутствует жизненный опыт нередко проблема кажется для них не решаемой. У старшеклассников же наоборот появляется стремление в будущее, причем появляется уверенность в себе, обусловленная возросшими физическими и умственными способностями. Происходит формирование моральных взглядов.


Выводы по второй главе

 

В целях изучения волевых особенностей у подростков и старшеклассников, было проведено исследование. Анализ результатов позволил выделить три степени развития воли у подростков и старшеклассников: слабый, средний, большой.

Слабая воля характеризуется такими качествами как: нерешительность, упрямство, суетливость, раздражение, нетерпеливость. Все эти качества мешают быстро принять правильное решение и осуществить волевое действие.

Среднее развитее воли характеризуется такими качествами как ответственность, реалистичность, выдержка, владение твердым характером и волей.

Большой степенью развития воли обладают люди твердым характером, ответственны, но в силу демонстративного поведения могут увлечься силой воли с целью самолюбования.

Данные исследования по методике "Воля" показывают, что слабая степень развития воли у подростков составляет 63%, а у подростков 14%. Твердая степень развития воли у старшеклассников составляет 64% и 37% у подростков. Учащихся с очень твердой силой воли среди подростков нет, а у старшеклассников, учащиеся с очень твердой волей составляют 22%.

По данным методики "Сила Воли" слабое развитие воли у подростков составляет 58%. Среднее развитие воли у старшеклассников составляет 86% у подростков 37%. Большой силой воли обладают 10% учащихся у подростков и 14% у старшеклассников.

- также учащимся был предложен: научный словарь терминов волевых качеств;

Выводы, полученные на основе эксперимента, подтверждают гипотезу о том,что воля проходит свое развитие в течение многих этапов возрастного становления личности на протяжении всей жизнедеятельности, приближаясь к регулятивным функциям воли. Мы предполагаем, что в подростковом возрасте при развитости воли все еще недостаточно сформирована волевая регуляция, влияющая на произвольное поведение и деятельность подростков, а уже в старшем возрасте достаточно сформирована волевая регуляция, влияющая на произвольное поведение и деятельность личности.


Заключение

 

Целью работы было изучение особенностей волевой регуляции у подростков и старшеклассников. Для достижения поставленной цели было осуществлено теоретическое и практическое исследование, результаты которого представлены следующими положениями:

проведенный анализ литературных источников отечественных и зарубежных психологов по проблеме воли, позволил определить, что у подростков слабо развита воля, чем у детей других возрастов. Подростки легко попадают под чужое влияние, ведут себя не по принятым правилам и нормам, плохо организованы, легко поддаются трудностям.

характерная для старшеклассника является обращенность в будущее, которая создает благоприятные психологические условия для формирования способности подчинять свои поступки отдаленным ориентирам. Мотивы, связанные с будущим, рождают способность к действию в данной ситуации, планировать будущее и самореализовываться в нем.

в результате эксперимента было выделено три степени развития воли у подростков: слабый, средний, большой.

Слабая воля характеризуется такими качествами как: нерешительность, упрямство, суетливость, раздражение, нетерпеливость. Все эти качества мешают быстро принять правильное решение и осуществить волевое действие.

Среднее развитее воли характеризуется такими качествами как ответственность, реалистичность, выдержка, владение твердым характером и волей.

Большой степенью развития воли обладают люди ствердым характером, ответственны, но в силу демонстративного поведения могут увлечься силой воли с целью самолюбования.

Данные исследования по методике "Воля" показывают, что слабая степень развития воли у подростков составляет 63%, а у подростков 14%. Твердая степень развития воли у старшеклассников составляет 64% и 37% у подростков. Учащихся с очень твердой силой воли среди подростков нет, а у старшеклассников, учащиеся с очень твердой волей составляют 22%.

По данным методики "Сила Воли" слабое развитие воли у подростков составляет 58%. Среднее развитие воли у старшеклассников составляет 86% у подростков 37%. Большой силой воли обладают 10% учащихся у подростков и 14% у старшеклассников.

также учащимся был предложен: научный словарь терминов волевых качеств;

Выводы, полученные на основе эксперимента, подтверждают гипотезу о том,что воля проходит свое развитие в течение многих этапов возрастного становления личности на протяжении всей жизнедеятельности, приближаясь к регулятивным функциям воли. Мы предполагаем, что в подростковом возрасте при развитости воли все еще недостаточно сформирована волевая регуляция, влияющая на произвольное поведение и деятельность подростков, а уже в старшем возрасте достаточно сформирована волевая регуляция, влияющая на произвольное поведение и деятельность личности.

Развитие воли связано с их мотивационной и нравственной сферой. Важнейшим аспектом в воспитании воли у детей является произвольная регуляция деятельности, в которую включены мотивы и ценности. Входящая в волевую регуляцию мотивация становится осознанной, а поступки приобретают произвольный характер, это действие определяется на произвольном построении мотивов, где на первое место ставится нравственное побуждение, которое, в случае успешной деятельности дает человеку моральное удовлетворение.

Выполненная работа дополняет представление о психологии волевых процессов, в общем, и в подростковом возрасте в частности. В работе представлена характеристика подросткового возраста, как переходного, критического, трудного, но и жизнеутверждающего, направленного в будущее.

Библиография

 

.  Абрамова, Г.С. Практическая психология [Текс]/ Г.С. Абрамова// Учебник для студентов вузов. - М.: Академический Проект, 2001. - 480 с.

2. Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности [Текст] / Л.П. Анцыферова // Человек в системе наук. - М.: 1989. - С.426-433.

.   Баканов, Е.Н. О филогенетических корнях воли [Текс]/ Е.Н. Баканов// Психология познавательной деятельности.- М.: 1978. - 210 с.

.   Басаров, Б. К вопросу о соотношении характера и воли [Текс]/ Б.К. Басаров// Проблемы психологии воли. Материалы 4-й научной конференции.- Рязань.: РГПИ, 1974.- С. 19-21.

.   Бодалева, А.А. Психология общения [Текст]/ А.А. Бодалев// Энциклопедический словарь. - М.: Изд-во "Когито-Центр", 2011. - 123 с.

.   Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст]/ Л.И Божович// М.: Психология, 1968 г. - 380 с.

.   Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/ Л.И. Божович// избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна// - М.: Просвещение, 2006.- 274 с.

.   Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа [Текст]/ Л.И. Божович// 1981.- 215 с.

.   Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч. [Текст]/ Л.С. Выготский// М.: Педагогика, 1982- 465 с.

10. Гамезо M.B., Герасимова B.C. Общая психология [Текст]/ М.В. Гамезо// Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.

11. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии [Текст]/ Л.А. Головей// СПб.: Речь, 2002. - 694 с.

.   Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся, или Учимся жить в современном мире [Текст]/ Н.И. Дерклеева// М.: ВАКО, 2006. - 128 с. - С. 27-28.

.   Добрынин Н.Ф. Об определении и качествах воли // Тезисы докладов на межвузовской научной конференции по проблемам психологии воли и формирования волевых качеств личности [Текст]/ Н.Ф. Добрынин// Рязань, 1964.- 145 с.

.   Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. [Текст]/ И.В. Дубровина// Изд. НПО, 1991 г. - 47 с.

.   Дубровина И.В., М.К. Акимова, Е.М. Борисова[Текст]/ И.В. Дубровина// Рабочая книга.; под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 1991.- 303 с.

.   Жаров К.П. Психология формирования волевого действия.- Автореф. канд. дисс.- М., 1951.- 20 с.

17. Иванников В.А. Проблема воли: история и современность // В сб.: Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.- 199 -с. 7-9.

18. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции

Учебное пособие: 3-е издание, Питер, 2006, 208 с.

.  Ивашкин В.С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.- 199 с.- С. 19-23.

20. Изард К.Е. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2007. -с. 98-101.

21. Ильин Е.П. Психология воли - СПб: Издательство "Питер". Кн.1.-М., 2000.-с.168-174.

22. Калин В.К. Актуальные аспекты теории воли // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции. - Симферополь, 1966.

.   Калин В.К. Волевая регуляция деятельности. Автореф. докт. дисс.-1989.- 36 с.

.   Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М.: Наука, 1980.

.   Кулачковская С.Е. Роль мотива в волевой регуляции поведения ребенка // Материалы Ш научной конференции по проблемам психологии воли. - Рязань: Изд-во пед. ин-та, 1970.

.   Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗа. - М.: ГЦ Сфера, 2005. - с.280-314

.   Лейкум Л.Б. Структура сознания и воля как ее элемент.- Рига: ин-т филос. и права, 1987.- 16 с.

.   Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. / А.Н. Леонтьев - М.: Политиздат, 1975, -304 с.

.   Макгонигал К. Сила воли. - М.: Из-во Манн, Иванов, Фербер, 2012. -с.10-19

Менчинская Н.А., Мухина Т.К. Формирование научного мировоззрения как предмет психологических исследований // Советская педагогика, 1976. - № 4.

Молчанова О.Н. Психология. Учебник для педагогических вузов. Под ред. Сосновского Б.А. Учебник. 2-е изд. М.,

Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство "Речь", 2007. - 224 с:

Мухина Т.К. Индивидуально-психологические особенности формирования научного мировоззрения у старших школьников // Советская педагогика, 1977. - № 8.

.  Немов, Р.С. Психология.: В 3 кн. Кн. 2: Психология образования. - М.: Владос, 1995. - 604 с.

31. Николаева Э.Ф. Возрастная психология: Учебно-методическое пособие. Тольятти: ТГУ, 2004. - с.83-84

32. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.,2001. с.13-52

.  Осипов М.Е. журнала "Вопросы психологии". Динамика проблемы личности в работах Л.С. Выготского. - Москва, 2012. -с.34

34. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Просвещение, 1984.

.   Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - Санкт - Петербург: Мастера психологии, 2000. - с.

.   Рогов Е.И. Р 59 Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - с.26-28.

.   Рубинштейн С.Л. Основы Общей психологии. - СП., 1999.- с.34-78.

.   Селиванов В.И. Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности // экспериментальные исследования волевой активности - Рязань, 1986. - с. 3-23

 


Приложение 1. Списочный состав группы испытуемых

 

9 класс

11 класс

Имя Возраст Имя Возраст
1. Александра С. 14 1. Александр Б. 17
2. Александр Г. 14 2. Анастасия Т. 17
3. Алена И. 13 3. Анжела Х. 16
4. Варвара В. 14 4. Дмитрий Г. 17
5. Вероника Ш. 14 5. Евгений К. 17
6. Виктория Т. 14 6. Екатерина С. 16
7. Геннадий Д. 14 7. Ирина М. 16
8. Дмитрий Л. 13 8. Ксения П. 17
9. Евгений Ч. 13 9. Николай Ч. 17
10. Илья Б. 13 10. Руслан С. 16
11. Карина Г. 14 11. Светлана Б. 16
12. Кристина Н. 14 12. Сергей З. 17
13. Ксения К. 14 13. Татьяна Б. 17
14. Наталья Ч. 14 14. Татьяна Д. 16
15. Руслан Т. 13    
16. Сергей Ч. 13    
17. Татьяна Д. 14    
18. Федор С. 13    
19. Юлия П. 14    

 


Приложение 2. Тест "Воля"

 

Тест предложен Дереклеевым Н.И. и предназначен для изучения степени развития воли.

Инструкция: На приведенные 20 вопросов из нескольких альтернативных ответов к каждому из следующих суждений испытуемому необходимо выбрать наиболее подходящий.

. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние ваши поступки оказывают на окружающих людей:

а) очень редко;

б) редко;

в) достаточно часто;

г) очень часто.

. Случается ли вам говорить людям что-либо такое, во что вы сами не верите, но утверждаете из упрямства, наперекор другим:

а) да, б) нет.

. Какие из перечисленных ниже качеств вы более всего цените в людях:

а) настойчивость,

б) широту мышления,

в) умение показать себя.

. Имеете ли вы склонность к педантизму: (Педантизм, итал., слепое следование раз принятым формам, ревнивое и упорное соблюдение всяких мелочей, а вследствие этого упущение из виду самой сущности дела. Встречается в различных областях жизни, преимущественно же в ученой и педагогической деятельности)

а) да, б) нет.

. Быстро ли вы забываете о неприятностях, которые случаются с вами:

а) да, б) нет.

. Любите ли вы анализировать свои поступки:

а) да, б) нет.

. Находясь среди людей, хорошо вам известных, вы:

а) стараетесь придерживаться правил поведения, принятых в этом кругу;

б) стремитесь оставаться самим собой.

. Приступая к выполнению трудного задания, стараетесь ли вы не думать об ожидающих вас проблемах:

а) да, б) нет.

. Какая из перечисленных ниже характеристик вам более всего подходит:

а) мечтатель,

б) "рубаха-парень",

в) усерден в работе,

г) пунктуален и аккуратен,

д) любит философствовать,

е) суетлив.

. При обсуждении того или иного вопроса вы:

а) всегда высказываете свою точку зрения, даже если она отличается от мнения большинства;

б) считаете, что в данной ситуации лучше всего промолчать и не высказывать свою точку зрения;

в) внешне поддерживаете большинство, внутренне оставаясь при своем мнении;

г) принимаете точку зрения других, отказываясь от права иметь собственное мнение.

. Какое чувство у вас обычно вызывает неожиданный вызов к руководителю:

а) раздражение,

б) тревогу,

в) озабоченность,

г) никакого чувства не вызывает.

. Если в пылу полемики ваш оппонент срывается и допускает личный выпад против вас, то вы:

а) отвечаете ему тем же,

б) не обращаете на это внимание,

в) демонстративно оскорбляетесь,

г) прерываете с ним разговор, чтобы успокоиться.

. Если вашу работу забраковали, то вы:

а) испытываете досаду,

б) испытываете чувство стыда,

в) гневаетесь.

. Если вы вдруг попадаете впросак, то кого вините в этом в первую очередь:

а) себя самого;

б) судьбу, невезение,

в) объективные обстоятельства.

. Не кажется ли вам, что окружающие вас люди недооценивают ваши способности и знания:

а) да, б) нет.

. Если друзья или коллеги начинают над вами подтрунивать, то вы:

а) злитесь на них;

б) стараетесь уйти от них и держаться подальше;

в) сами включаетесь в игру и начинаете подыгрывать им, подшучивая над собой;

г) делаете безразличный вид, но в душе негодуете.

. Если вы очень спешите и вдруг не находите на привычном месте свою вещь, куда вы ее обычно кладете, то:

а) будете молча продолжать ее поиск;

б) будете искать, обвиняя других в беспорядке;

в) уйдете, оставив нужную вещь дома.

. Что, скорее всего, выведет вас из равновесия:

а) длинная очередь в приемной у какого-нибудь чиновника, к которому вам необходимо срочно попасть;

б) толчея в общественном транспорте;

в) необходимость приходить в одно и то же место несколько раз подряд по одному и тому же вопросу.

. Закончив с кем-то спор, продолжаете ли вы его вести мысленно, приводя все новые аргументы в защиту своей точки зрения:

а) да, б) нет.

. Если для выполнения срочной работы вам представится возможность выбрать себе помощника, то кого из следующих возможных кандидатов в помощники вы предпочтете:

а) исполнительного, но безынициативного человека;

б) человека, знающего дело, но спорщика и несговорчивого;

в) человека одаренного, но с ленцой.

Обработка результатов:

Вариант ответа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
а 0 0 1 2 0 2 2 0 0 2
б 1 1 1 0 2 0 0 2 1 0
в 2 - - - - - - - 3 0
г 3 - - - - - - - 2 0
д - - - - - - - - 2 -
е - - - - - - - - 0 -

 

Вариант ответа 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
а 0 0 2 2 0 0 2 1 0 0
б 1 2 1 0 2 1 0 0 2 1
в 2 1 0 0 - 2 1 2 - 2
г 0 3 - - - 0 - - - -
д - - - - - 0 - - - -
е - - - - - - - - - -

 


Если сумма набранных баллов 14 и меньше, то данный человек считается человеком со слабой волей.

При сумме баллов от 15 до 25 характер и воля человека считаются достаточно твердыми, а поступки в основном реалистичными и взвешенными.

При общей сумме баллов от 26 до 38 характер человека и его воля считаются очень твердыми, а его поведение в большинстве случаев - достаточно ответственным. Имеется, правда, опасность увлечения силой воли с целью самолюбования.

При сумме баллов выше 38 воля и характер человека считаются близкими к идеальным, но иногда возникают сомнения в том, достаточно ли правильно и объективно человек себя оценил.

 


Приложение 3. Тест "Сила воли"

 

Текст предложен И.В. Дубровиной и предназначен для обобщенной характеристики проявления силы воли.

Инструкция: на приведенные 12 вопросов можно ответить "ДА" - 2 балла, "ИНОГДА" - 1 балл, "НЕТ" - 0 баллов. При ответе необходимо сразу ставить баллы.

. В состоянии ли ты завершить начатую работу, если она тебе не интересна?

.Тебе легко преодолеть внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?

.Когда тебя ругают или ты ссоришься с друзьями, можешь ли ты быстро взять себя в руки и объективно разобраться в ситуации?

. Если врач запрещает тебе есть то, что ты любишь, тебе трудно отказаться от этой пищи?

. Если вечером ты решил встать раньше обычного, утром ты найдешь в себе силы выполнить это решение?

. Если ты чего-нибудь сильно боишься (например, ходить к зубному врачу), можешь ли ты без особого труда преодолеть этот страх и сделать то, что надо?

. Ты - "человек слова"? Держишь ли ты данное тобой обещание, даже если это требует немалых хлопот?

.Выполняешь ли ты режим дня?

.Ты вовремя отдаешь взятые тобой на время книги, пленки, диски?

. Ты точно знаешь, что другого времени на приготовление уроков у тебя не будет; станешь ли делать их даже тогда, когда по телевизору идет очень интересная передача?

. Сможешь ли ты прервать ссору и замолчать, какими бы обидными тебе ни казались слова того, кто с тобой ссорится?

. Выполняешь ли ты просьбы, даже если тебе очень не хочется?

Интерпретация результатов

0-8 очков. С силой воли у вас дела обстоят неважно. Вы делаете то, что вам легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить вам. К своим обязанностям вы относитесь часто спустя рукава. Вы эгоистичны и это влияет на ваши волевые качества. Вам пора изменить свое отношение к миру и окружающим, от этого вы только выиграете.

-16 очков. Ваша сила воли имеет средние пределы. Если вы встречаетесь с препятствием, то преодолеваете его, но если увидите обходной путь, то же им воспользуетесь. Неприятную работу вы выполняете, но постоянно при этом ворчите. Лишние обязанности вы на себя не берете. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте свою волю.

-24 очка. С силой воли у вас все в порядке. Вас не страшат трудности, но иногда нужно проявлять такие качества, как гибкость, доброта, снисходительность. Это вам поможет в достижении цели.

 


Приложение 4. Научный словарь терминов

 

Волевая регуляция - вид произвольного управления, связанный с преодолением внешних и внутренних трудностей.

Волевое усилие - психическое и физическое напряжение человека, направленное на преодоление возникшего затруднения.

Волевой импульс - "толчок", самоприказ к инициации (запуску) или остановке произвольного действия.

Волевые качества - особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях.

Волюнтаризм-субъективистские произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия.

Воля - произвольное управление, самоуправление.

Выдержка - способность человека сдерживать свои эмоциональные проявления, подавлять импульсивные, малообдуманные действия, "держать себя в руках".

Героизм - совершение подвига, достойного быть примером для других.

Долготерпение (стоицизм) - твердость и мужество в жизненных испытаниях, постоянно преследующих человека.

Инициативность - свойство личности, проявляющееся в предприимчивости, в стремлении находить и предлагать другим способы решения стоящих перед коллективом задач.

Мужество - обобщенное понятие, характеризующее совершение человеком различных подвигов (героизма, стойкости, самоотверженности в труде и т. п.).

Настойчивость - устойчивое стремление к достижению отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности.

Непроизвольный - происходящий независимо от воли, сознания; непреднамеренный.

Принципиальность - неуклонное соблюдение человеком своих принципов.

Произвольное внимание - преднамеренное внимание.

Произвольное управление - сознательное преднамеренное управление своими действиями, деятельностью, поступками, поведением.

Решительность - способность быстро принимать решение в значимой ситуации.

Самодетерминация - мотивационный процесс, направленный на формирование намерения и основания действия или поступка.

Самообладание - способность не теряться в экстремальных ситуациях, не поддаваться эмоциям.

Самостимуляция - актуализация волевого усилия с помощью самоприказа, самоободрения и т. п.

Сила воли - обобщенное понятие способности человека преодолевать внешние и внутренние трудности.

Смелость - способность человека качественно выполнять действия, деятельность и осуществлять свои намерения в объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях, несмотря на возникающее чувство боязни, страха.

Терпеливость - способность человека к длительному подавлению волевым усилием стремления выйти из неблагоприятного состояния (утомления, гипоксии), т. е. прекратить работу, сделать вдох.

Трудность - переживание и понимание возникшего несоответствия между требованиями деятельности и возможностями субъекта.

Упорство - проявление стремления к достижению "здесь и сейчас" желаемого или необходимого, несмотря на неудачи.

Упрямство - стремление во что бы то ни стало добиваться своего вопреки разумным доводам и обстоятельствам.

Целеустремленность - стремление личности к достижению поставленной перед собой цели.

Дипломная работа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 1085; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.75.131 (0.184 с.)