Методика проведения экскурсий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения экскурсий



Проведение экскурсий требует большой и серьезной подготовки к ней, которая часто оказывается сложнее, чем подготовка к уроку или семинару. К ее организации и про­ведению предъявляются определенные организационные, дидактические, воспитательные требования, а именно: на­личие в школе системы экскурсионной работы с централи­зованным планированием и руководством; подготовка учи­телей к экскурсионной работе; четкое определение обра­зовательных и воспитательных задач экскурсии; выбор оптимального содержания в соответствии с задачами экс­курсии, с учетом уровня подготовки учащихся, их инди­видуальных и возрастных особенностей; правильный вы­бор экскурсионных объектов; соблюдение логики познава­тельного процесса; систематическое создание проблемных ситуаций; оптимальный выбор адекватных методов и при­емов обучения и обеспечение их целенаправленного при­менения; рациональное сочетание слова и наглядности мотивация учебной деятельности школьника, формирова­ние и развитие у школьников познавательных интересов, стремления к самостоятельному поиску; оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм учебной работы; формирование у учащихся на основе изу­чаемого материала диалектико-материалистического миро­воззрения, моральных качеств, эстетических вкусов, люб­ви к природе; формирование у учащихся общеобразова­тельных и специальных умений и навыков в процессе при­менения знаний на практике; организационная четкость проведения экскурсии, соблюдение правил техники безопасности и правил поведения на экскурсионных объектах. [5, 47].

Экскурсия зависит от тщательности подготовки. Учи­тель внимательно изучает экскурсионный объект, выяс­няет его образовательные и воспитательные возможности, определяет цели и задачи, тип и структуру экскурсии, готовит проблемные вопросы и задания для учащихся, уста­навливает основные и дополнительные источники инфор­мации, выбирает оптимальное сочетание методов и при­емов обучения, составляет план экскурсии, знакомится на месте с экскурсионным объектом, намечает маршрут пере­движения, готовит дополнительные наглядные пособия (схемы, таблицы, фотографии) и необходимое оборудова­ние (измерительный инструмент, блокноты, карандаши, гербарные папки, фотоаппарат, компас), проводит орга­низационную беседу с учащимися, во время которой сооб­щает дату, место, цель и задачи экскурсии, разъясняет правила безопасности и поведения на экскурсии, кратко характеризует экскурсионный объект, советует, как и что смотреть, за чем наблюдать, как и что записывать и фото­графировать, как передвигаться по маршруту. Учитель распределяет обязанности среди всех учащихся; если нуж­но по плану, делит их на звенья, назначает звеньевых и определяет задания для каждого звена; назначает ответ­ственных за наглядные пособия и оборудование, старших на маршруте; инструктирует учащихся о порядке обработ­ки информации и материалов, составления письменных от­четов, подведения итогов.

Экскурсия начинается с того момента, когда учащиеся во главе с учителем выходят из школы. Нужно рациональ­но использовать время передвижения к экскурсионному объекту. Следует напомнить учащимся о цели экскурсии, о заданиях, которые они будут выполнять, предложить несколько вопросов репродуктивного и проблемного харак­тера, эмоционально настроить учащихся на работу.

На месте проведения экскурсия начинается со вступи­тельной беседы. На производственной экскурсии разговор идет об особенностях данного производства, выпускаемой им продукции, народнохозяйственном значении пред­приятия, об основных профессиях, успехах коллектива и передовиках. Вступительная беседа на природоведческой экскурсии проводится на возвышенности, поляне или опуш­ке леса. Учитель обращает внимание на общий вид ланд­шафта, на особенности наблюдаемых природных явлений или объектов, на их взаимосвязь. После вступительной бе­седы учащиеся приступают к выполнению заданий или осмотру экскурсионных объектов.

Учитель дает установку на запоминание характеристик экскурсионных объектов, на выполнение учащимися за­даний по зарисовке, записи, внимательному осмотру, под­робному анализу, выделению существенных сторон, отли­чительных особенностей объектов, на сопоставление, срав­нение, обобщение явлений.

Процесс обучения на экскурсии в основном строится на восприятии экскурсионных объектов, их объяснении и практическом изучении. Поэтому принцип наглядности играет ведущую роль на экскурсии. Например, во время экскурсии в краеведческий музей учитель рассказывает о древних поселениях на территории данной местности, иллюстрирует свой рассказ демонстрацией наконечников стрел, глиняных сосудов той эпохи, карту-схему захороне­ния знатного воина. Объясняя учащимся на экскурсии в поле состав клубней картофеля, учитель с помощью про­стейшего химического анализа (капает на срез клубня несколько капель воды) в картофеле выявляет крахмал. Учи­тель должен тщательно продумывать и отбирать экскурси­онные объекты, руководить наблюдением учащихся, акцен­тировать их внимание на основных объектах и их харак­теристиках, при необходимости использовать дополнитель­ную наглядность в виде фотографий, рисунков, графиков. Экскурсия предоставляет большие возможности для установления межпредметных связей. Например, на биоло­гической экскурсии часто возникают потребности в акту­ализации знаний по физике, химии, географии. Такие си­туации учителю нужно создавать специально для отраже­ния целостности природы и социальной жизни человека в сознании учащегося. Систематическое оперирование меж­предметными знаниями и умениями вырабатывает систем-вый стиль умственной деятельности учащихся. [13, 120].

В конце экскурсии учитель проверяет работу учащихся: все ли выполнено по плану, сделаны ли записи, зарисовки, измерения. Затем проводится заключительная беседа, на которой учитель отвечает на вопросы учащихся, выясняет их впечатления от экскурсии.

Большое значение для высокой результативности экс­курсии имеют закрепление знаний, их обобщение и систе­матизация. Во время беседы на уроке, после экскурсии, учащиеся воспроизводят ход экскурсии, объясняют факты, с которыми познакомились, выделяют главное, существен­ное; получают задания написать рефераты, оформить отчеты или альбомы, подготовить стенгазету или стенд. Практикуется написание сочинений на темы: «Человек и природа», «Я люблю свой край», «Кем стали наши выпуск­ники».

На уроках необходимо как можно чаще использовать собранные на экскурсии материалы с целью мотивации учения, актуализации знаний и чувственного опыта уча­щихся, создания положительного эмоционального фона урока.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.006 с.)