Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и методика факультативных занятий

Поиск

Группы, как правило, комплектуются из учащихся одного или параллельных классов. Если факультатив не свя­занс обязательными занятиями, то группы можно комп­лектовать из учащихся разных классов. Наполняемость групп (не менее десяти слушателей) определяется руко­водителем занятий в зависимости от специфики курса. Если желающих больше возможного набора, то преимуще­ство оказывают школьникам, проявившим особенный ин­терес к предмету. Обычно это связано с выбором профес­сии. Учитываются также те качества учащихся, которые можно развивать в процессе изучения данного факультативного курса — способности, потребности, прикладные умения и навыки. Для проведения занятий привлекаются, кроме учителей, преподаватели вузов, деятели науки, литературы, искусства, специалисты промышленного произ­водства и сельского хозяйства, экологи, лица духовного звания, родители.

Программы факультативных курсов разрабатывает Ми­нистерство образования России, либо создаются авторские факультативные курсы. Школам предоставляется право, по согласованию с органами народного образования, вносить изменения в программы с учетом регионального компонента и местных условий, материальной базы школ. Учащие­ся могут сами решать, какими вопросами в пределах при­мерной программы они будут заниматься. На факульта­тивный курс дается не менее 35 часов в год. Занятия мож­но проводить или по одному часу в неделю в течение учеб­ного года или по два часа на протяжении полугодия, до или после уроков. [28, 14].

Решение задач факультативных курсов требует разно­образия форм и методов обучения, способствующих подго­товке школьников к самостоятельной учебной деятельности. Нет необходимости в текущем контроле усвоения знаний слушателей факультатива, так как они посещают занятия добровольно, заинтересованы в изучении курса, сознатель­но относятся к учению. Можно ограничиться тематической проверкой знаний на практических и семинарских заня­тиях. Берется во внимание качество написания рефератов, отчетов по лабораторным работам, изготовленных прибо­ров и установок, учитываются оценки за самостоятельные работы. В связи с большим объемом самостоятельной исследовательской деятельности школьников возникает проблема коррекции ошибочных представлений, неполных обобщений, неточных экспериментальных данных, непра­вильных способов действия. Поэтому обязательным струк­турным элементом теоретических и практических факуль­тативных занятий является обсуждение результатов ра­боты учащихся.

Чтобы неустанно поддерживать и повышать интерес слушателей к факультативу, развивать их способности, формировать навыки и умения изобретательства, творче­ской деятельности, школьникам предоставляются широкие возможности заниматься разными видами исследова­тельской учебной деятельности — конструктивной, моде­лирования, решения прикладных задач, проведения экспе­риментов и опытов, теоретического поиска. Исследователь­ская деятельность является средством формирования приемов самостоятельной работы, оптимально приближает процесс учения к научному познанию, обеспечивает усво­ение методов науки и опыта творческой деятельности, глу­бокое осмысление и запоминание знаний. [28, 23].

Учащиеся выбирают факультативы соответственно своим интересам, поэтому их деятельность на занятиях характеризуется высокой активностью. Высока также интенсивность учения: ученик за 40 минут успевает в пол­тора-два раза больше, чем при изучении обязательных предметов.

Руководство деятельностью учащихся на факультатив­ных занятиях имеет свои особенности. Занятия с неболь­шим количеством учащихся дают возможность развивать мышление, память, воображение, внимание каждого школьника, его способности, рационально организовать индивидуальный подход. Интерес учеников к факультативному курсу и побуждает, и вынуждает учителя подбирать темы, оптимально отражающие достижения культуры, научно-техническо­го прогресса, особенности современного производства, его запросы. [28, 23].

Теоретические факультативы

Теоретические факультативы организуются для углуб­ленного изучения отдельных тем, разделов, раскрытия сложных теоретических проблем, обобщения и системати­зации знаний и имеют следующую структуру: обоснование актуальности темы, теоретическая и практическая значи­мость рассматриваемых вопросов, создание проблемных ситуаций; раскрытие проблемы (изложение материала учи­телем, выступления учащихся с рефератами, докладами, демонстрация учебных кинофильмов, проведение опытов); обсуждение результатов поисков (анализ учащимися обо­снованных положений, повторное их доказательство в про­цессе решения качественных задач, коррекция неправиль­ных представлений, обобщение, обеспечение взаимно обратных связей при усвоении материала: анализ обобщен­ного, осмысление существенного, уточнение знаний, систе­матизация усвоенного).

Теоретические факультативные занятия можно проводить в форме лекций, семинарских, научно-теоретических конференций и т. п.

В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала на факультативах практикуются вводные, обзорные и обобщающие лекции.

Вводная лекция знакомит учащихся с задачами, вопро­сами, направлениями курса в целом или темы. Существенная особенность вводной лекции — проблемо-поисковый подход к раскрытию темы или ее поисково-информационныйхарактер. После лекции проводят семинарские занятия, цель которых — самостоятельное усвоение учащимися отдельных вопросов и углубленное раскрытие проблемы.

Обзорные лекции в основном используются с целью обобщения и систематизации знаний. Они будут эффектив­ными лишь при таком изложении, которое обеспечивает интерес слушателей к проблеме. Большую роль здесь играет демонстрационный эксперимент, предшествующий объяснению материала. Целесообразно использовать и приемы создания преднаме­ренно нарушенной логики изложения или решения задач, которые тоже приводят к па­радоксам, например, предложить составить проекты вечного двига­теля. Прием исторического сравнения не только повышает интерес к проблеме, но и раскрывает диалектику науки. На основе исторического материала легче подвести слуша­телей к пониманию некоторых общих идей современной науки.

Семинарские занятия, проводимые после обзорных лек­ций, направлены на обобщение знаний по изученному ма­териалу и являются пропедевтическими по отношению к новой теме.

К теоретическим факультативным занятиям относится и такая форма работы, как научно-теоретическая конфе­ренция. Ее цель — подведение итогов по занятиям факуль­тативного курса и ознакомление всех учащихся старших классов с достижениями науки в данной области знаний. [1]

В процессе проведения факультативов по иностранным языкам целесообразно приглашать на занятия учёных, лингвистов и филологов для ознакомления учащихся с такими темами, как «Национальные языки нашей планеты», «Индоевропейское древо языков», «Мёртвые языки и их роль в человеческой культуре», «Этимология иностранного языка», «Неологизмы в современном иностранном языке», «Обзор наиболее употребительной лексики при работе с компьютером», «Особенности лексики на телевидении и других СМИ в стране изучаемого языка», «Отражение истории народа в его национальном языке».

 Практические факультативные занятия

Основная задача практических факультативов — фор­мирование навыков и умений исследовательского характе­ра в процессе решения технических задач с целью углубления знаний. Участники факультатива выполняют лабо­раторные и практические работы, решают задачи различных видов. Примерная структура занятия такова: поста­новка задач, обоснование их актуальности и практической значимости (при необходимости проводится инструктаж по технике безопасности, а при проведении практических занятий на местности, экскурсий, туристических походов выделяются учащиеся, отвечающие за решение организа­ционных вопросов) — решение задач и конкретизация ре­зультатов работы (объяснение учителем способа решения задач данного типа, решение учащимися под руководст­вом учителя задач, устный или письменный инструктаж и выполнение задания — групповое или индивидуальное, с помощью учителя или самостоятельное) — обсуждение результатов и подведение итогов занятия (анализ и кор­рекция допущенных ошибок, дополнение, уточнение и обоб­щение полученных результатов, поиск более рациональ­ных способов решений, интерпретаций, моделей, защита отчетов). [28, 74].

Развитию творчества и самостоятельности школьников способствуют задачи с альтернативными данными, задачи со скрытыми данными и качественные задачи. Решение комплексных задач, содержание которых включает понятия из разных тем, помогает раскрыть механизмы взаимосвязи между главными факторами процессов и явлений, способствует формированию у учащихся умений и навыков, переноса знаний в нестандартные ситуации.

Большой интерес проявляют школьники к факульта­тивным практикумам по моделированию, цель которых — развитие способностей, формирование конструктивно-тех­нических умений, необходимых для технических профессий. Практикумы по моделированию также проводятся после изучения теоретического курса. На этих занятиях положительные результаты дает индивидуальный подход к учащимся. Сущность его состоит в том, что все учащие­ся выполняют иллюстративные и исследовательские ра­боты, конструируют действующие модели по единой проб­леме. Одни выполняют задания полностью самостоятельно. Другим учитель дает план решения. Если быстро и логич­но мыслящие школьники, допустив ошибку, не могут ее самостоятельно исправить, им необходимо предложить при­емы проверки, самоконтроля. Некоторых учащихся необ­ходимо предварительно проинструктировать.

По экологии, географии, биологии проводятся практиче­ские работы на местности. Они направлены на формиро­вание у учащихся умений определять состояние и продук­тивность окружающей среды, на развитие у них общих методов познания — наблюдения, сравнения, проведения опытов, установления причинно-следственных связей. [28, 76].

На практических факультативных занятиях по иностранному языку целесообразно изучать разговорные темы на более высоком уровни сложности с включением актуального материала, который учащиеся могут найти в дополнительных источниках: словарях, справочниках, художественной и научно-популярной литературе, в иноязычных газетах и журналах, в Интернете. Для развития лингвистической мотивации учителя предлагают детям формальные упражнения и лингвистические задачи, выходящие за пределы стандартной учебной программы. Интересной формой практического занятия является «репетиция» вступительного экзамена в ВУЗ по иностранному языку, где учащиеся должны, в рамках ограниченного времени, выполнить типовые задания абитуриента: чтение и пересказ текста, перевод отрывка из него, перевод 10 предложений с русского на английский и высказывание по устной теме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.52.26 (0.008 с.)