Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по иностранному языку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по иностранному языку



Доля умственных занятий в человеческой деятельности непрерывно возрастает. Поэтому приучение детей к систе­матическому умственному труду делает необходимыми до­машние учебные занятия. Их характер, объем, сложность должны быть научно обоснованы. Но ни по одной из проб­лем дидактики за последнее десятилетие, пожалуй, не ве­лось столько споров, как по проблеме домашней работы школьников. Иногда можно слышать: «А нужны ли до­машние задания? Известен опыт грузинских психологов и педагогов по обучению детей начальных классов без до­машних заданий; некоторые педагоги нашей страны, успе­вая быстро пройти всю программу, весной работают без домашних заданий» и т.п. [6, 217].

Авторы, создающие и призывающие к созданию здоровье сберегающих технологий, подчеркивают необхо­димость преодолеть перегрузку учащихся, разгрузить учеб­ники и программы от излишней информации и второсте­пенного материала, что относится и к домашним заданиям учащихся. Но устранить перегрузки не означает полно­стью отменить домашние задания.

Специальными исследованиями доказано, что на данном этапе развития школы домашние задания нужны, но они требуют значительной модернизации. Домашняя учебная работа, как никакая другая форма обучения, воспитывает самостоятельность учащихся. Пра­вильно организованная домашняя работа школьников — это такая работа, которая дает наилучшие результаты (систему глубоких и прочных знаний, умений и навыков, высокий уровень развития и воспитания школьников) в пределах положенного времени.

Как показывает практика, огромные возможности домашней работы используются далеко не полностью. Типичными недостатками в этой работе являются: слабый интерес к заданиям, несвоевременность выполнения, от­сутствие гигиенических условий, незнание норм научной организации труда, неразвитость произвольного внимания и продуктивного мышления, однообразие деятельности, слабое владение приемами мыслительной деятельности, навыками и умениями самостоятельной работы, низкий коэффициент полезного действия уроков. Отсюда — низкое качество работы, быстрая утомляемость, перегрузки.

Перегрузку иногда рассматривают в среднестатическом выражении как универсальное явление. Но она различна для разных возрастных групп и разных учащихся, при изучении предметов гуманитарного и физико-математиче­ского цикла, т. е. зависит от основных дидактических усло­вий и системы работы в целом.

Исследования показывают, что количество, объем и характер домашних заданий часто противоречат дидактическим тре­бованиям, устанавливаются без учета реальных учебных возможностей школьников, в отрыве от системы общей ра­боты, проводимой на уроках, рассчитаны на абстрактного «среднего» ученика. Наблюдается перегрузка учащихся практически по всем предметам. Причем замечено, что слабые ученики в основном тратят на домашние задания больше времени, чем успевающие ученики. По объему домашняя работа не должна превышать одной трети того, что сделано на уроке в 1—7-м классах, и половины — в 8—11-м классах. Воспитатель группы продлённого дня не может оказать квали­фицированную помощь по всем предметам, особенно старшеклассникам. Поэтому во время самоподготовки предусматриваются консультации учителей. Частота и продолжительность этой формы учебной помощи опреде­ляются классными руководителями и предметниками в за­висимости от сложности изучаемых тем, а также особен­ностей контингента школьников. По способам проведения различают такие фор­мы консультаций: совет, разъяснение, обсуждение, комбинированная (смешанная) консультация.

Преподавателю, проводящему консультацию, необходимо соблюдать следующие дидактические требования: тщательно под­готовиться (просмотреть программы, изучить соответству­ющую литературу, определить основные проблемы для об­суждения, а также вопросы, трудно усваиваемые уча­щимися), продумать форму, способы и структуру консуль­тации, не допускать ее превращения в средство контроля знаний школьников. Каждая консультация должна быть интересной в познавательном отношении, богатой по со­держанию, разнообразной по формам и методам про­ведения. В последние годы широко исполь­зуется помощь консультантов-школьников. Они работают под руководством учителей и не просто помогают отста­ющим в усвоении текущего материала, а восстанавливают пробелы в знаниях ранее пройденного материала.

Учебная деятельность в школах и группах продлен­ного дня — дело всего педагогического коллектива школы. Успешное решение многих учебно-воспитательных задач зависит от единства требований, четкой координации ра­боты учителей и воспитателей, от атмосферы доброжела­тельности и совместного творческого поиска. Вопросы организации и проведения самоподготовки должны стать предметом постоянного обсуждения на методических комиссиях, педагогических советах и производственных совещаниях. [3, 240].

В самоподготовке в домашних условиях, которая чаще называется домашняя работа, большая роль принадлежит родителям учащихся, а также общению одноклассников между собой. Поскольку родители не всегда в состоянии оказать ребёнку помощь в выполнении домашней работы по иностранному языку, особая ответственность ложится на учителя. Его инструктаж и разъяснения по выполнению домашних заданий должны быть чёткими, несуетливыми, даваться до звонка с урока и являться логическим продолжением серии предшествующих уроков. Для того, чтобы поддерживать в учащихся постоянную мотивацию в выполнении домашних заданий целесообразно поручать детям групповые или парные задания, например: составление диалогов, инсценировка тех или иных эпизодов по прочитанному, проведение заочной экскурсии по родному городу или по одному из городов страны изучаемого языка, задания на перевоплощение в роль учителя, ведущего на иностранном языке тот или иной фрагмент урока и т.д.

Выводы: вторая глава дипломной работы посвящена рассмотрению различных форм внеклассной работы по ИЯ и выявлению педагогических характеристик этих форм. В настоящее время во внеклассной работе по ИЯ имеется много возможностей для развития творческого потенциала школьников. Особенно эффективными являются практические факультативные занятия и различные игры. Кроме того, мы проанализировали роль средств массовой информации (СМИ) и сети «Интернет» во внеклассной работе по ИЯ, рассмотрели такие формы внеклассной работы как различные виды экскурсий и домашние задания учащихся, а также дали методические рекомендации по каждой форме внеклассной работы по ИЯ.

Заключение

Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы. Систематизация теоретического и практического опыта воспитательной работы в современной школе убедила нас в том, что она является неотъемлемой и важной частью педагогического процесса. Благодаря внеклассной работе по иностранному языку углубляются познавательные интересы школьников, развиваются социальные и познавательные мотивы учебной деятельности, стимулируется развитие личности, особенно её творческого потенциала, значительно расширяется кругозор, эрудиция и эмоционально-ценностное отношение к миру и к себе. Иначе говоря, внеклассная работа по иностранному языку способствует более эффективному усвоению содержания образования, построенного на принципе культуросообразности.

В дипломной работе проанализировано внеклассная воспитательная работа по иностранному языку с точки зрения системного подхода. Выделены следующие принципы внеклассной работы: принцип связи обучения с жизнью, принцип коммуникативной активности учащихся, принцип учёта уровня языковой подготовки учащихся и преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка, принцип учёта возрастных особенностей учащихся, принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку.

Кроме того, проанализированы цели и задачи внеклассной работы по иностранному языку. Целями внеклассной работы по ИЯ являются: расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью; стимулирование интереса учащихся к изучению предмета; всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы. Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи: усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках ИЯ; помощь ребёнку в формировании мировоззрения; развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов; воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.

Анализ содержания внеклассной работы по иностранному языку показал, что оно ориентировано, прежде всего, на содержание урочной работы и является логическим продолжением её учебного материала и расширения опыта репродуктивной и продуктивной учебно-познавательной деятельности. При этом важное значение имеет занимательность самого учебного материала (например, содержание сценического материала в процессе инсценирования сказок и в иной театральной деятельности, отбор музыкального и поэтического материала для песенного репертуара, отбор учебного материала для организации заочных путешествий и экскурсий по стране изучаемого языка и т.д.)

Опираясь на общую теорию развития мотивов учения, мы систематизировали опубликованное в разных педагогических источниках виды мотивации в обучении иностранному языку. При этом мы обнаружили, что каждый вид мотивации (целевая коммуникативная мотивация, инвентаризационная, страноведческая, лингво-позновательная, компенсаторная, инструментальная и эстетическая) имеет широкие возможности для своего воплощения именно во внеклассной работе по иностранному языку.

Во внеклассной работе по иностранному языку имеется много возможностей для развития творческого потенциала школьников через продуктивные методы учебно-познавательной деятельности. В частности: исследовательский и частично-поисковый методы применяются в практических факультативных занятиях, комбинированных факультативных занятиях в поисковых играх, в играх по обмену и сбору информации при проведении экскурсий, подготовке праздников и особенно при выполнении упражнений и проектов с помощью глобальной вычислительной сети «Интернет», а также при выполнении творческих домашних заданий.

Вторая глава дипломной работы «Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному языку» посвящена выявлению основных педагогических характеристик различных форм внеклассной работы (например, игровые формы внеклассной работы стимулируют мотивацию учения, вызывают у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка; факультативные занятия формируют навыки и умения исследовательского характера, способствуют развитию творчества и самостоятельности школьников; домашняя учебная работа, как никакая другая форма внеклассной работы, воспитывает самостоятельность учащихся и приучает детей к систематическому умственному труду).

Достаточной научной новизной обладает тот раздел нашего дипломного исследования, который посвящён использованию средств массовой информации (СМИ) и сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку. В настоящее время использование средств сети «Интернет» во внеклассной работе стало очень популярным и доступным. Большую помощь ребятам могут оказать выпускаемые в настоящее время компакт-диски и использование различных программ с курсами дистанционного обучения на отечественных сайтах.

Низкий материальный уровень жизни, плохие жилищные условия и другие социально-экономические факторы явились причиной увеличения числа так называемых «трудных» детей. Мы проанализировали педагогический опыт работы с «трудными» детьми учителя английского языка Л.Н. Шабановой и предложили свои методические рекомендации по организации и проведению внеклассной работы по ИЯ с трудными детьми (в частности, предложили такие формы внеклассной работы, в которых «трудные» дети могли бы реализовать себя и свои возможности полнее).

 Изучая различные формы внеклассной работы по иностранному языку, мы стремились включить собственные предложения в каждую из них. Кроме того, в дипломную работу включена авторская разработка «Вечер английского языка, посвященный творчеству У. Шекспира», которая была создана и апробирована в ходе педагогической практики 4 курса. Этот вечер, проведённый в средней школе №33 г. Владимира имел большой успех, готовился и проводился с большим энтузиазмом, были выполнены все педагогические задачи данного воспитательного дела.

Кроме того, в приложении включена ещё одна разработка «Путешествие в страну «Хампельманию»», заимствованная нами с интернет-сайта http://www.Otkritiyurok.ru. Данная разработка предназначена для начального этапа изучения иностранного языка.

Проведённое исследование позволяет наметить следующие его перспективы:

· практическая разработка различных форм внеклассной работы по иностранному языку для младшего звена средней школы;

· разработка внеклассных мероприятий по иностранному языку, ориентированных на духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников;

· разработка дифференцированных заданий по домашней работе для слабоуспевающих и одаренных школьников и т.д.

Список литературы

1. Внеурочная работа // Рос. Пед Энц. М.: 1993, с.151

2. Внеурочные учебные занятия // Рос. Пед Энц. М.: 1993, с.152

3. Возрастная и педагогическая психология. //под ред. Петровского А.В. – М., Просвещение, 1973. – 431с.

4. Выбор методов обучения в средней школе. //под ред. Бабанского Ю.К.. - М., 1981. – 328с.

5. Денисова Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе. - ИЯШ, 1989, № 2, с 47-49.

6. Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Кобзарь Б.С., Кумарина Ю.А., Кусый Ю.А. и др. под ред. Онищука В.А. – К.: Род. шк., 1987. – 351 с.

7. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. Данилова М.А. и Скатина М.Н. М.: «Просвещение». - 1975. - 303с.

8. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. – М.: Педагогика – 1975. 192с.

9. Иностранные языки и учеба за рубежом, 2001, №10, с. 18-22.

10. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. - М.: Просвещение, 1980. – 261с.

11. Кирданова Н.В. Алфавит в стихах. М.: Детская литература, 1996. - 46с.

12. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. Долженко О.В. – М.: Высш. шк., 1986. – 368 с.

13. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников М.: 1983. – 234с.

14. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981. – 234с.

15. Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе, М.: Высшая школа,1982 – 165с.

16. Ляэнеметс У.Л. - О применении языковых знаний вне урока. - ИЯШ. 1988, №6, с.53-54.

17. Максаков А.Н., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1979. – 341с.

18. Орлов В.И. Методы обучения в средней специальной школе. - М.: Педагогика, 1993. – 139с.

19. Павлова Т.П. Игровые приёмы работы на внеклассных занятиях по английскому языку. - ИЯШ 1995, № 8. с.46-48.

20. Подласый И.П. Педагогика: Учеб для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432с.

21. Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе - М.: Просвещение, 1991, 207с.

22. Сатикова В. READ AND SPEAK ABOUT BRITAIN AND THE BRITISH.- Минск, 1997. – 116с.

23. Сластёнин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А.И. и др. Педагогика: учеб. пособие - М.: 1997. – с. 288-295.

24. Словарь-справочник по отечественной социальной педагогике//под ред. … Завражина С.А.. – Владимир, 2000. – 254 с.

25. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М., 1983. – 329с.

26. Ушаков Н.Н. Кружковая работа по изучению иностранного языка. – М.: Просвещение, 1979. – 371с.

27. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб пособие. 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Высш. шк., 1990. – 576с.

28. Цветкова З.М.- Особенности факультативных занятий для старшеклассников. - М.: Высшая школа,1983. – 98с.

29. Шабанова Л.Н. - Внеклассная работа по английскому языку с «трудными» детьми. - ИЯШ, 1997, №3, с. 52-55.

30. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. - М.: Высшая школа,1991 – 117с.

31. Щуркова Н.А. Новые формы воспитательной работы. - ИЯШ. – 1994, № 4, с.61-63.

32. Якушина Л.З. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку. - М.: Высшая школа,1990 – 132с.

Приложения

Приложение 1.

Автор – О.Н. Привезенцева



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.036 с.)