Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Связь языка с духовным развитием носителей этого языкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Чтобы объяснить неразрывную связь между языком и духовным богатством нации, можно обратиться к работе немецкого филолога и языковеда В. фон Гумбольдта под названием «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития». По его словам, создание языка обусловлено внутренней потребностью человечества. Язык - не просто внешнее средство общения людей, поддержания общественных связей, но заложен в самой природе человека и необходим для развития его духовных сил и формирования мировоззрения, а этого человек только тогда сможет достичь, когда свое мышление поставит в связь с общественным мышлением». Возникновение языков обусловливается теми же причинами, что и возникновение духовной силы, и в то же время язык остается постоянным стимулятором последней. Язык и духовные силы развиваются не отдельно друг от друга и не последовательно один за другой, а составляют нераздельную деятельность интеллектуальных способностей. Народ создает свой язык как орудие человеческой деятельности, позволяя ему свободно развернуться из своих глубин, и вместе с тем ищет и обретает нечто реальное, нечто новое и высшее; а достигая этого на путях поэтического творчества и философских предвидений, он в свою очередь оказывает обратное воздействие и на свой язык. Если первые, самые примитивные и еще не оформившиеся опыты интеллектуальных устремлений можно назвать литературой, то язык развивается в неразрывной связи с ней. Духовное своеобразие и строение языка народа пребывают в столь тесном слиянии друг с другом, что коль скоро существует одно, то из этого обязательно должно вытекать другое. В самом деле, умственная деятельность и язык допускают и вызывают к жизни только такие формы, которые удовлетворяют их запросам. Язык есть как бы внешнее проявление духа народов: язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык, и трудно представить себе что-либо более тождественное. Каким образом оказывается, что они сливаются в единый и недоступный пониманию источник, остается для нас загадкой. Впрочем, не пытаясь определять приоритет одного или другого, мы должны видеть в духовной силе народа реальный определяющий принцип и подлинную определяющую основу для различий языков, так как только духовная сила народа является самым жизненным и самостоятельным началом, а язык зависит от нее. Переходя к объяснению различий в строении языков, не следует изучать духовное своеобразие народа обособленно от языка, а затем переносить его особенности на язык. О народах, живших в ранние эпохи, мы узнаем вообще только по их языкам, и при этом часто мы не в состоянии определить точно, какому именно из народов, известных нам по происхождению и историческим связям, следует приписать тот или иной язык. Так, зендский является для нас языком народа, относительно которого мы можем строить только догадки. Среди всех проявлений, посредством которых познается дух и характер народа, только язык и способен выразить самые своеобразные и тончайшие черты народного духа и характера и проникнуть в их сокровенные тайны. Если рассматривать языки в качестве основы для объяснения ступеней духовного развития, то их возникновение следует, конечно, приписывать интеллектуальному своеобразию народа, а это своеобразие отыскивать в самом строе каждого отдельного языка. Чтобы намеченный путь рассуждения мог быть завершен, необходимо глубже вникнуть в природу языков и в возможность обратного воздействия различных языков на духовное развитие и таким образом поднять сравнительное языковедение на высшую и конечную ступень. Для успешного продвижения по намеченному выше пути необходимо, конечно, установить правильное направление в исследовании языка. Язык следует рассматривать некак мертвый продукт (Erzeugtes), но как созидающий процесс (Erzeugung).При этом надо абстрагироваться от того, что он функционирует для обозначения предметов и как средство общения, и вместе с тем с большим вниманием отнестись к его тесной связи с внутренней духовной деятельностью и к факту взаимовлияния этих двух явлений. Язык есть орган, образующий мысль (Die Sprache ist das bildende Organ des Gedanken). Интеллектуальная деятельность, совершенно духовная, глубоко внутренняя и проходящая в известном смысле бесследно, посредством звука материализуется в речи и становится доступной для чувственного восприятия. Интеллектуальная деятельность и язык представляют собой поэтому единое целое. Язык - русло, по которому дух может катить свои волны в надежной уверенности, что питающие его источники никогда не иссякнут. Суммируя всё выше сказанное, можно сделать вывод, что язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык, и трудно представить себе что-то тождественное. Гумбольдт писал об этой связи между языком и духовными явлениями в рамках языковой картины мира. Работа В. фон Гумбольдта стала центральным импульсом для развития лингвистической концепции картины мира. Идеи, близкие к теории В. фон Гумбольдта, высказывались как зарубежными - Я. Гриммом, Ф. Шлегелем, Г. Гердером, так и отечественными лингвистами - Ф. И. Буслаевым, Ф.Ф. Фортунатовым и др.
Языковая картина мира
В российской лингвистике термин «картина мира» появляется в 60-е годы ХХ столетия. Это связано с работами Г.В. Колшанского, Г.А. Брутяна и других российских исследователей. По определению Постоваловой, картина мира - «глобальный образ мира, лежащий в основе мировидения человека, репрезентирующего сущностные свойства мира в понимании её носителей и являющейся результатом всей духовной активности человека» [Постовалова 1988:21]. В ХХ веке вопрос о роли языка в формировании картины мира оказался в центре внимания исследователей. Возникло 2 точки зрения по вопросу о способности языка отражать окружающую действительность. Согласно первой точке зрения, язык отражает мир. Такого взгляда в своей работе придерживается Г.Г Почепцов, который утверждает, что «мы отражаем мир с помощью языка. Именно отражаем, а не описываем, или, точнее, не только описываем, поскольку описание - это лишь одна из форм языкового отражения мира. Вопросы, побуждения - это такие же формы отражения, или представления, мира, как и все остальные речевые акты» [Почепцов 1990:110]. Другой взгляд присутствует в коллективной монографии «Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира» (1988). «Язык не отражает действительность, а отображает её знаковым способом. Фактически результатом отражения являются концепты или понятия» [Серебренников 1988:6]. Такой же точки зрения предерживается С.Г Воркачев «сам язык непосредственно этот мир не отражает, он отражает лишь способ представления (концептуализации) мира национальной языковой личностью» [Воркачев 2001: 67]. Отсюда можно сделать вывод, что язык - это только инструмент, с помощью которого происходит концептуализация мира.
Концептуальная картина мира
Г.И. Брутян дает следующее определение концептуальной картины мира «это не только знание, которое выступает как результат мыслительного отражения действительности, но и итог чувственного познания, в снятом виде содержащийся в логическом познании» [Брутян 1973: 108]. Соответственно, языковую картину мира исследователь понимает как «всю информацию о внешнем и внутреннем мире, закрепленную средствами живых, разговорных языков» [Брутян 1973: 108]. По его мнению, языковая картина мира шире концептуальной.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.14.48 (0.007 с.) |