Психологический подход к изучению концептов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологический подход к изучению концептов



Во главе этого подхода стоит Д.С. Лихачев. Концепт возникает путем столкновения значения путем столкновения словарного значения с личным и народным опытом человека [Лихачев 1993:4]. «Подход, предложенный Лихачевым, позволяет учитывать богатство ассоциаций и смысловых переносов, установить роль творцов языка (ведущая роль отводится писателям, особенно - поэтам, носителям фольклора, отдельных профессий и сословий). В целом богатство концептосферы национального языка зависит от культуры нации - литературы, фольклора, науки и изобразительного искусства. Слой концептов является достаточно изменчивым, так как в значительной степени зависит от носителей языка. При наличии достойной литературы и развитии культурного опыта происходит постоянное обогащение концептосферы» [Пименова 2006:43].

Логический подход к изучению концептов

Н.Д. Арутюнова определяет концепт как понятие практической (обыденной) философии, возникающее в результате взаимодействия таких факторов, как национальная традиция и фольклор, религия и идеология, жизненный опыт и образы искусства, ощущения и системы ценностей [Арутюнова 1993:3]. Концепты образуют «своего рода культурный слой, посредничающий между человеком и миром» [Арутюнова 1993:3]. Ключ к истолкованию концепта дают набор атрибутов, функции, выполняемые данным концептом, и его место в жизни человека. Конструируются они с позиции внешнего наблюдателя [Арутюнова 1993:4].

Философский подход к изучению концептов

Основным представителем данного подхода является В.В. Колесов. В его интерпретации, «философское предстает не как прием или метод, не как узкологическое, но как материал для воссоздания ментальных характеристик русского сознания в слове» [Колесов 1992:31]. Под концептом он понимает «то, что не подлежит изменениям в семантике словесного знака, что, напротив, диктует говорящим на данном языке, определяя их выбор, направляет мысль, создавая потенциальные возможности языка-речи» [Колесов 1992:36]. Концепт не имеет формы, так как он и есть внутренняя форма и в границах словесного знака и языка в целом он предстает в своих содержательных формах как образ, как понятие и как символ.

Вопрос о понятии концепта

 

В.И. Карасик выделяет в концептах как в культурных образованиях три стороны - образную, понятийную и ценностную, которые взаимосвязаны со сферами понятийного (наука), преимущественно образного (искусство) и преимущественно деятельностного (обыденная жизнь) освоения мира. Образная часть концепта связана с его перцептивной и когнитивной сторонами. Это наглядно чувственное представление, которое может быть представлено вкусовыми, зрительными, тактильными, слуховыми, воспринимаемыми обонянием характеристиками предметов, явлений, событий, отраженных памяти человека. Предметно-образная сторона концепта являет собой «сгусток жизненного опыта, зафиксированный в памяти человека» [Карасик 2002:151].

По мнению С.Г. Воркачева, понятийная сторона концепта - это его языковое воплощение, его обозначение, описание, признаковая структура, дефиниция, сопоставительные характеристики данного концепта по отношению к тому или иному ряду концептов, которые никогда не существуют изолированно. С.Г. Воркачев уточняет, что «понятийную составляющую культурного концепта образуют разнотипные семантические признаки: дефиниционные/дистинктивные, отличающие его от смежных концептов; эссенциальные/сущностные, формирующие его концептуальные «фацеты»; импликативные, выводимые из дефиниционных; энциклопедические - дефиниционно избыточные и пр.» [Воркачев 1995: 57].

Ценностная сторона концепта является его главным признаком: «она аккумулирует ценностные доминанты, присущие данной культуре. Совокупность концептов, рассматриваемых в аспекте ценностей, образует ценностную картину мира» [Карасик 2002: 131-154]. Концепты концентрируют в себе духовное богатство нации, в них «отражается «дух народа», что определяет их антропоцентричность - ориентированность на духовность, субъективность, социальность и «личную сферу» носителя этнического сознания [Воркачев 2003:7]. В культурных концептах отражаются признаки культуры данного этноса, национальное мировоззрение, духовная активность общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.004 с.)