Мотивационно-целевая ориентация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивационно-целевая ориентация.



Конспект занятия

Чтение художественной литературы.

Чтение произведения С. Михалкова. Беседа о профессиях.

Цель:

- познакомить детей с произведением С. Михалкова «А что у вас?»;

- познакомить с профессиями в армии.

Задачи:

  1. Формировать умение детей анализировать литературное произведение, высказывать свое мнение о прочитанном.
  2. Продолжать работу по формированию интереса к книге.
  3. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
  4. Формировать положительное отношение к поэзии;
  5. Побуждать детей активно участвовать в беседе;
  6. Обогащать и активизировать словарь;
  7. Воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за Российскую Армию;
  8. Развивать познавательную активность детей.
  9. Воспитывать умение работать сообща.

Методы и приемы:

• Практические: игра, физкультминутка.

• Наглядные: показ, демонстрация.

• Словесные: беседа, объяснение, художественное слово.

Материалы и оборудование: почтовая бандероль, книга С. Михалкова «А что у вас?», иллюстрации с изображением представителей разных профессий.

Предварительная работа. Беседа о профессиях. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры.

Содержание организованной деятельности детей

Мотивационно-целевая ориентация.

- Дорогие ребята! Сегодня по дороге на работу я встретила почтальона. Он передал мне эту почтовую бандероль. И сказал, что это для детей средней группы, то есть для вас.

- Как вы думаете, что в ней находится? (Ответы детей.)

- А вы хотите открыть ее? (Ответы детей.)

Открываем бандероль, в ней лежит книга С. Михалкова «А что у вас?»

- Давайте прочитаем стихотворение известного русского поэта С. Михалкова «А что у вас?». (Показать портрет.)

Чтение произведения С. Михалкова «А что у вас?».

Беседа с детьми о прочитанном произведении.

Вопросы:

- Вам понравилось стихотворение?

- О каких профессиях говорится в произведении?

- Какая профессия самая важная, на ваш взгляд?

- Кем работают ваши родные?

- О какой профессии вы мечтаете? Почему?

- Как вы думаете, какие качества помогут вам овладеть этой профессией? (Ответы детей.)

- Вы правы, ребятки, чтобы овладеть какой-либо профессией, человек должен быть здоровым, сильным, умным, ловким, выносливым, и готовиться к своей будущей профессии надо с раннего детства, поэтому я вам предлагаю

небольшую физкультурную минутку.

2. Физкультминутка

Ты давай-ка, не ленись!
Руки вверх и руки вниз.
Ты давай-ка, не ленись!
Взмахи делай чётче, резче,
Тренируй получше плечи. (Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять — вверх-назад.)
Корпус вправо, корпус влево —
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать.
И руками помогать. (Повороты корпуса в стороны.)
На одной ноге стою,
А другую подогну.
И теперь попеременно.

Буду поднимать колени. (По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)
Отдохнули, посвежели.

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Подвижная игра «Самолеты».

Перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель говорит «К полету готовы. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку!» играющие направляются на свою сторону площадки.

Рефлексия.

– Чем мы сегодня занимались?

– Что вам понравилось больше всего?

- А как Вы считаете, все ли профессии нам нужны(Ответы детей.)

 

3. Творчество Бориса Житкова по праву заняло почетное место в русской литературе для детей. Умение делать тонкие наблюдения, замечать повадки животных и особенности природы, простой язык вызвали глубокую любовь детского читателя к творчеству Бориса Житкова.
В своих детских и взрослых рассказах и повестях Борис Житков всегда держал сторону слабых и обездоленных. Талантливый последователь Максима Горького, Житков подобрал свой ключ к детскому сознанию. Он говорил, что с ребенком нужно говорить на равных, только в этом случае можно добиться от него доверия. Очень ярко идеи Житкова на воспитание ребенка были изложены в энциклопедии «Что я видел». И на это произведение повлияла биография Бориса Житкова. Писатель работал над своими сочинениями до самой смерти, которая произошла в октябре 1938

 

ГАЛКА

Девочка чумазая

Категория Агния Барто

- Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Черные ладошки;

На локтях - дорожки.

 

- Я на солнышке лежала,

Руки кверху держала.

- Ах ты, девочка чумазая,

Где ты носик так измазала?

Кончик носа черный,

Будто закопченный.

 

- Я на солнышке лежала,

Нос кверху держала.

ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.

 

- Ах ты, девочка чумазая,

Ноги в полосы измазала,

Не девочка, а зебра,

Ноги - как у негра.

 

- Я на солнышке лежала,

Пятки кверху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

 

-Ой ли, так ли?

Так ли дело было?

Отмоем все до капли.

Ну-ка, дайте мыло.

МЫ ЕЕ ОТОТРЕМ.

 

Громко девочка кричала,

Как увидела мочалу,

Цапалась, как кошка:

- Не трогайте ладошки!

Они не будут белые:

Они же загорелые.

- А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.

 

Оттирали губкой нос -

Разобиделась до слез:

-Ой, мой бедный носик!

Он мыла не выносит!

Он не будет белый:

Он же загорелый.

- А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.

 

Отмывали полосы -

Кричала громким голосом:

- Ой, боюсь щекотки!

Уберите щетки!

Не будут пятки белые,

Они же загорелые.

- А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.

 

- Вот теперь ты белая,

Ничуть не загорелая.

ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.

4.

Корней Чуковский «Мойдодыр»

Одеяло

Убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

 

Я за свечку,

Свечка — в печку!

Я за книжку,

Та — бежать

И вприпрыжку

Под кровать!

 

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня.

 

Боже, Боже,

Что случилось?

Отчего же

Всё кругом

Завертелось,

Закружилось

И помчалось колесом?

 

Утюги

за

сапогами,

Сапоги

за

пирогами,

Пироги

за

утюгами,

Кочерга

за

кушаком —

Всё вертится,

И кружится,

И несётся кувырком.

 

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой:

 

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки, и паучки.

 

Ты один не умывался

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки.

 

Я — Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир!

 

Если топну я ногою,

Позову моих солдат,

В эту комнату толпою

Умывальники влетят,

И залают, и завоют,

И ногами застучат,

И тебе головомойку,

Неумытому, дадут —

Прямо в Мойку,

Прямо в Мойку

С головою окунут!»

Он ударил в медный таз

И вскричал: «Кара-барас!»

 

И сейчас же щётки, щётки

Затрещали, как трещотки,

И давай меня тереть,

Приговаривать:

 

«Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!»

 

Тут и мыло подскочило

И вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило,

И кусало, как оса.

 

А от бешеной мочалки

Я помчался, как от палки,

А она за мной, за мной

По Садовой, по Сенной.

 

Я к Таврическому саду,

Перепрыгнул чрез ограду,

А она за мною мчится

И кусает, как волчица.

 

Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый Крокодил.

Он с Тотошей и Кокошей

По аллее проходил

И мочалку, словно галку,

Словно галку, проглотил.

 

А потом как зарычит

На меня,

Как ногами застучит

На меня:

«Уходи-ка ты домой,

Говорит,

Да лицо своё умой,

Говорит,

А не то как налечу,

Говорит,

Растопчу и проглочу!» -

Говорит.

 

Как пустился я по улице бежать,

Прибежал я к умывальнику опять,

Мылом, мылом,

Мылом, мылом

Умывался без конца.

Смыл и ваксу

И чернила

С неумытого лица.

И сейчас же брюки, брюки

Так и прыгнули мне в руки.

 

А за ними пирожок:

«Ну-ка, съешь меня, дружок!»

 

А за ним и бутерброд:

Подскочил — и прямо в рот!

 

Вот и книжка воротилась,

Воротилася тетрадь,

И грамматика пустилась

С арифметикой плясать.

 

Тут великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир,

Подбежал ко мне, танцуя,

И, целуя, говорил:

 

«Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я!

Наконец-то ты, грязнуля,

Мойдодыру угодил!»

 

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

 

А нечистым

Трубочистам —

Стыд и срам!

Стыд и срам!

 

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

 

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

В ванне и в бане,

Всегда и везде —

Вечная слава воде!

 

Самуил Маршак — Круглый год: Стих

ЯНВАРЬ
Открываем календарь
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег — на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.

ФЕВРАЛЬ
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.

МАРТ
Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте
На стене.

АПРЕЛЬ
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

МАЙ
Распустился ландыш в мае
В самый праздник — в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.

ИЮНЬ
Пришел июнь.
«Июнь! Июнь!»
В саду щебечут птицы…
На одуванчик только дунь
И весь он разлетится.

ИЮЛЬ
Сенокос идет в июле,
Где-то гром ворчит порой.
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.

АВГУСТ
Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными
Нивами стоит.
И подсолнух зернами
Черными
Набит.

СЕНТЯБРЬ
Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря
И открылась школа.

ОКТЯБРЬ
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.

НОЯБРЬ
День седьмого ноября
Красный день календаря.
Погляди в свое окно:
Все на улице красно.
Вьются флаги у ворот,
Пламенем пылая.
Видишь, музыка идет
Там, где шли трамваи.
Весь народ — и млад и стар
Празднует свободу.
И летит мой красный шар
Прямо к небосводу!

ДЕКАБРЬ
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонек.

Год прошел, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлевской башни
Свой салют — двенадцать раз.

6.

 

Рассказ Носова Огурцы

Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.

Котька пришел домой радостный:

- Мама, я тебе огурцов принес!

Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два больших огурца.

- Где ты их взял? - говорит мама.

- На огороде.

- На каком огороде?

- Там, у реки, на колхозном.

- Кто ж тебе позволил?

- Никто, я сам нарвал.

- Значит, украл?

- Нет, не украл, а так просто... Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.

Котька начал вынимать огурцы из карманов.

- Постой, постой! Не выгружай! - говорит мама,

- Почему?

- Сейчас же неси их обратно!

- Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут.

- Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал.

- Ну, я их выброшу.

- Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.

Котька стал плакать:

- Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.

- Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?

- Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.

- Ну как тебе не стыдно! - говорит мама. - Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?

Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:

- Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и убьет меня.

- И пусть убьет! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.

- Ну, пойдем со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.

- А брать не боялся?

Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.

- Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!

Котька повернулся и медленно-медленно пошел по улице.

Уже было совсем темно.

"Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, - решил Котька и стал оглядываться вокруг. - Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадет".

Он шел по улице и плакал. Ему было страшно.

"Павлику хорошо! - думал Котька. - Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему небось не страшно".

Вышел Котька из деревни и пошел полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша, стоит и плачет все громче и громче.

Сторож услышал и подошел к нему.

- Ты чего плачешь? - спрашивает.

- Дедушка, я принес огурцы обратно.

- Какие огурцы?

- А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнес обратно.

- Вот оно какое дело! - удивился сторож. - Это, значит, я вам свистел, а вы все-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!

- Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.

- А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.

Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.

- Ну, все, что ли? - спросил старик.

- Нет... одного не хватает, - ответил Котька и снова заплакал.

- Почему не хватает, где же он?

- Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?

- Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.

- А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?

- Ишь ты какое дело! - усмехнулся дедушка. - Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принес остальных, тогда да, а так нет.

Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:

- Дедушка, дедушка!

- Ну что еще?

- А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться - украл я его или нет?

- Гм! - сказал дед. - Вот еще какая задача! Ну чего там, пусть не украл.

- А как же?

- Ну, считай, что я тебе подарил его.

- Спасибо, дедушка! Я пойду.

- Иди, иди, сынок.

Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошел по деревне домой. На душе у него было радостно.

8.

 

Анализ рассказа В. Осеевой "Волшебное слово" с позиции формирования нравственных качеств личности

Разделы: Начальная школа

На уроке литературы дети знакомятся с произведениями, в которых заключен огромный нравственный потенциал. В процессе анализа учащимися содержания произведения дети должны задумываться о вечных ценностях, рассуждать о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире.

Тип урока: урок изучения нового материала

Учебно-методическое обеспечение: УМК "Гармония", 3 класс

Оборудование:

  • Кубасова О. В.. Литературное чтение: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 4 ч. Ч. 1.– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008 г.– с. 168-171.– толковый словарь,
  • этимологический словарь,
  • словарь синонимов,
  • мультимедийная презентация.

Цель: создание условий для формирования и развития нравственных качеств личности

Задачи:

  • Образовательные: познакомить с социокультурными категориями "доброта", "вежливость" через осмысление содержания рассказа.
  • Развивающие: развивать мышление, речь, развивать навыки общения (умение договариваться, аргументировать свою точку зрения), обогащать социокультурный опыт учащихся.
  • Воспитательные: воспитывать вежливое и уважительное отношение к окружающим; воспитывать любовь и уважение в семье.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Целеполагание, мотивация

Учитель: Сегодня на уроке речь пойдет о волшебных словах.
– Какие это слова? (Слова, которые совершают что-то волшебное, творят чудеса)
– Какие чудеса могут быть? (Что-то необычное, нереальное)
– Где мы встречаемся с чудесами? (В сказках)
– Верно, но существуют слова, которые творят чудеса каждый день. И вы эти слова знаете. Нам остается только вспомнить их, а поможет нам в этом произведение В. Осеевой "Волшебное слово". (Приложение 1. Слайд 1)

Изучение нового материала

А) Работа с текстом до чтения

Работа с иллюстрациями к произведению (рассматривание иллюстраций, выявление главных героев, возможного сюжета) (Слайд 4)

– "Волшебное слово = заклинание в сказке", а зачем нам нужны "заклинания"? (Слайд 5)

– О чём может пойти речь в произведении?

Б) Работа с текстом во время чтения

Комментированное чтение (приём инсерт – чтение с пометками)

Учитель: Давайте начнем читать текст, обращая внимание на непонятные вам слова и отмечая слова, которые характеризуют главного героя. Возможно, у вас появятся вопросы, которые вы бы могли задать автору о герое и его поступках.

Чтение текста на стр. 168-169.

Словарная работа (при необходимости обратиться к словарю):

Покосился – смотреть искоса, сбоку
Буркнул – сказал невнятно, проворчал, пробормотал
Чуть не поддал хорошенько – не побил, не ударил
Всё равно от тебя не отстану – получу желаемой любой ценой, совершая любые поступки
Широко раскрыла глаза – удивилась
Стряпает – готовит пищу
Противень – четырехугольная жестяная сковорода, железный с загнутыми краями лист для выпечки пирогов
Поднял брови – удивился
Взъерошил волосы – растрепал, взлохматил

Слова, описывающие поведение Павлика: подвиньтесь, ну и ладно, а вам-то что, крикнул, стукнул кулаком, раскрыл рот, вскочил и побежал.

Слова, описывающие состояние Павлика: красное сердитое лицо мальчика, покосился, буркнул, сжал кулаки, чуть не поддал хорошенько, засопел от обиды, крикнул, стукнул кулаком, замолчал, раскрыл рот.

– Опишите поведение и настроение мальчика, когда он встретился со стариком. (Слайд 6)
– Как вы думаете, почему Павлик так разговаривал с пожилым человеком? (Он всегда так со всеми общается)

Выборочное чтение:

– Докажите, что это так. Перечитайте отрывки, в которых говорится об отношении Павлика к родным.

– Как Павлик разговаривал с сестрой? (Раздраженно).
– Как вёл себя с бабушкой? (Он обижался на неё).
– Как общался с братом? (Был назойлив и злился на него).
– Каким вы представили главного героя? (Обидчивый, грубый, назойливый…) (приём кластер) (Слайд 7)
– Почему Павлик так себя вёл? (Он не знает правил вежливости, не умеет разговаривать с родными и со старшими)
– Получается, главный герой не любит своих родных? Не уважает их?
– А какие взаимоотношения должны быть в семье? Ответы учащихся.

– Как вы думаете, какое слово сказал старик? А что мог еще сказать старик? (Объяснить, что так разговаривать невежливо, как нужно поступать, если хочешь, чтобы твою просьбу выполнили).
– Как нужно произносить волшебное слово? (Тихим голосом, глядя прямо в глаза) Почему?
– Что может произойти с героем дальше? (приём антиципации – предвосхищение, предугадывание).

– Давайте продолжим чтение, обращая внимание на реакцию домочадцев Павлика на волшебное слово: «сестра широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала; слово засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке; за столом все замолчали, сестра и бабушка стали просить, чтобы брат взял Павлика с собой; брат рассмеялся, потрепал по плечу, взъерошил волосы». (Слайд 8)
– Как вы думаете, изменится ли теперь жизнь? Как он будет относиться к своим родным? Почему? (Слайд 9)
– Старичок в сквере действительно волшебник? Какой он человек на самом деле? (Добрый, вежливый) (Слайд 10)
– А что значит быть добрым? Ответы учащихся.

В) работа с текстом после чтения

– А как вы понимаете слово "вежливость"? Ответы учащихся.
– Давайте обратимся к словарям: толковому, этимологическому, словарю синонимов (толкование слова) (Слайд 11)

Вежливый:

1) соблюдающий правила приличия; учтивый, предупредительный, обходительный;
2) знающий как себя вести.

Этимология слова "вежливый": исконно русское, появилось в XIII веке, происходит от глагола "ведать" = знать, было слово "вежа" = знаток, опытный, знающий человек; лексическое значение слова изменилось и с XVIII века это синоним к словам "обходительный", "воспитанный".

– Значит, наше волшебное слово это вежливое слово. Зачем нужны вежливые слова?
Ответы учащихся.

Рефлексия

– Могут ли слова изменить отношения между людьми? (Слайд 14)
– Каким становится человек, который знает и постоянно употребляет в речи волшебные слова? (любящим, уважительным, добрым, вежливым, внимательным)

– Продолжите фразы: (Слайд 15)

  • Я произношу вежливые слова, когда...
  • Правила вежливости мне помогают в …
  • Я бы хотел, чтобы окружающие были вежливыми, потому что …

Подведение итогов урока

– Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.
– Подходит ли это предложение к нашей сегодняшней беседе? Почему?
– Какой ещё вывод можно сделать?

9.

Рассказ Евгения Пермяка "Пичугин мост" очень добрый и поучительный! Главный герой рассказа, Семён Пичугин, был обычным мальчиком, который любил ходить в школу. А идти в школу приходилось по короткой дороге, где протекала речка Быстрянка и чтобы перебраться на другой берег, надо было перепрыгивать, не всем ребятам это удавалось, некоторые падали, не сумев перебраться. Тогда Сёма решил свалить деревце и сделать мостик. Но так как просто по дереву было опасно и трудно идти, то дедушка помог ему приделать перила. Вскоре, не только дети, но и взрослые начали ходить по этому мостику. Назвали этот мост в честь мальчика - Пичугин мост. Спустя какое-то время мост пришлось заменить, потому что дерево сгнило. Потом на том месте стали прокладывать шоссейную дорогу и построили уже большой мост! Но название так и оставили прежним. Главная же мысль рассказа, что простой мальчик сделал добро людям просто так, посмотрев как другим ребятам тяжело и неудобно перебираться, ничего не требуя в замен. Он не мечтал о славе, о благодарности и похвале, он просто сделал добрый, благородный поступок! Таких ребят как главный герой Сёма в наше время очень мало!

 

10.

«Уральские сказы» Бажов П. «Уральские сказы» собирал, как уже было сказано выше, по всему Уралу. Многие из них он слышал от горнорабочих ещё в детстве. По прошествии некоторого времени Павел Петрович сделал официальное заявление о том, что «Уральские сказы» он сочинил сам. Произведения объединены в группы, которые связаны между собой общими персонажами. П. Бажов продумал такой ход для того, чтобы придать своей книге больше цельности. Многие сказы связаны между собой местом действия. Самый главный чудесный персонаж сказов П. Бажова – Медной горы Хозяйка. Она охраняет сокровища. Хозяйка необыкновенно красива и обладает магическими способностями. Спускаться в её владения было позволено только талантливым мастерам каменных дел. Она могла помочь, а могла и сгубить. Список сказов, входящих в сборник Книга «Уральские сказы» П. П. Бажова включает в себя следующие произведения: «Горный мастер". «Васина гора». «Чугунная бабушка». «Змеиный след». «Старых гор подаренье». «Алмазная спичка». «Аметистовое дело». «Две ящерки». «Золотой волос». «Солнечный камень». «Медная доля». «Шелковая горка». «Голубая змейка». «Медной горы хозяйка». «Про Великого Полоза». «Таюткино зеркальце». «Далевоеглядельце». «Хрустальный лак». «Надпись на камне». «Марков камень». «Золотоцветень горы». «Загадочный Тулункин». «У старого рудника». «Рудяной перевал». И многие другие.

«Медной горы хозяйка» Это одно из самых значительных, известных и любимым читателями произведений книги «Уральские сказы». Содержание этого произведения в кратком изложении мы предлагаем посмотреть ниже. Молодой рабочий по имени Степан однажды увидел в лесу девушку - красивую, с длинной косой и в одежде из малахита. Понял он, что это сама Медной горы Хозяйка. Сказала ему девица, что дело у неё к нему есть. Нужно пойти к приказчику заводскому и передать тому, чтобы он с Красногорского рудника убирался. Пообещала Хозяйка Степану, что замуж за него пойдёт, ежели он наказ её исполнит. Потом обратилась ящеркой и убежала. Наутро отправился Степан к приказчику, да передал всё, что велено было. За это его выпороли, спустили в гору, да приковали. При этом добыть много малахита приказали. Помогла Степану Хозяйка за то, что не испугался её наказ исполнить. Много малахиту он добыл. Показала Хозяйка ему своё приданое. А потом спрашивать стала – согласен ли он в жёны её взять. Подумал Степан, да и сказал, что есть у него уже невеста. Похвалила его Хозяйка за то, что не позарился на богатства её. Подарила она Степану шкатулку с драгоценностями для невесты его. А потом сказала, что станет он богато жить, только её забыть должен. Вскоре женился он, дом построил, детишки пошли. Но не был он счастлив. Степан стал ходить в лес на охоту и каждый раз на Красногорский рудник заглядывал. Не смог Степан забыть Хозяйку. Однажды ушёл он в лес и не вернулся - нашли его мёртвым.

 

Медной горы хозяйка

Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то.

День праздничный был, и жарко — страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумешках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже. Ну, когда и королек с витком попадали и там протча, что подойдет.

Один-то молодой парень был, неженатик, а уж в глазах зеленью отливать стало. Другой постарше. Этот и вовсе изробленный. В глазах зелено, и щеки будто зеленью подернулись. И кашлял завсе тот человек.

В лесу-то хорошо. Пташки поют-радуются, от земли воспарение, дух легкий. Их, слышь-ко, и разморило. Дошли до Красногорского рудника. Там тогда железну руду добывали. Легли, значит, наши-то на травку под рябиной да сразу и уснули. Только вдруг молодой, — ровно его кто под бок толкнул, — проснулся. Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать — девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка. Слыхать — лопочет что-то, а по-каковски — неизвестно, и с кем говорит — не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей.

 

Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло.

— Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей.

А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить. «Вот, — думает парень, — беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила». От стариков он, вишь, слыхал, что Хозяйка эта — малахитница-то — любит над человеком мудровать. Только подумал так-то, она и оглянулась. Весело на парня глядит, зубы скалит и говорит шуткой:

— Ты что же, Степан Петрович, на девичью красу даром глаза пялишь? За погляд-то ведь деньги берут. Иди-ка поближе. Поговорим маленько. Парень испужался, конечно, а виду не оказывает. Крепится. Хоть она и тайна сила, а все ж таки девка. Ну, а он парень — ему, значит, и стыдно перед девкойобробеть.

— Некогда, — говорит, — мне разговаривать. Без того проспали, а траву смотреть пошли.

Она посмеивается, а потом и говорит:

— Будет тебе наигрыш вести. Иди, говорю, дело есть.

Ну, парень видит — делать нечего. Пошел к ней, а она рукой маячит, обойди-де руду-то с другой стороны. Он обошел и видит-ящерок тут несчисленно. И все, слышь-ко, разные. Одни, например, зеленые, другие голубые, которые в синь впадают, а то как глина либо песок с золотыми крапинками. Одни, как стекло либо слюда, блестят, а другие, как трава поблеклая, а которые опять узорами изукрашены. Девка смеется.

— Не расступи, — говорит, — мое войско, Степан Петрович. Ты вон какой большой да тяжелый, а они у меня маленьки. — А сама ладошками схлопала, ящерки и разбежались, дорогу дали.

Вот подошел парень поближе, остановился, а она опять в ладошки схлопала, да и говорит, и все смехом:

— Теперь тебе ступить некуда. Раздавишь мою слугу — беда будет. Он поглядел под ноги, а там и земли незнатко. Все ящерки-то сбились в одно место, — как пол узорчатый под ногами стал. Глядит Степан — батюшки, да ведь это руда медная! Всяких сортов и хорошо отшлифована. И слюдка тут же, и обманка, и блески всякие, кои на малахит походят.

— Ну, теперь признал меня, Степанушка? — спрашивает малахитница, а сама хохочет-заливается. Потом, мало погодя, и говорит:

— Ты не пужайся. Худого тебе не сделаю.

Парню забедно стало, что девка над ним насмехается да еще слова такие говорит. Сильно он осердился, закричал даже:

— Кого мне бояться, коли я в горе роблю!

— Вот и ладно, — отвечает малахитница. — Мне как раз такого и надо, который никого не боится. Завтра, как в гору спускаться, будет тут ваш заводской приказчик, ты ему и скажи да, смотри, не забудь слов-то: «Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался. Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак ее не добыть».

Сказала это и прищурилась:

— Понял ли, Степанушко? В горе, говоришь, робишь, никого не боишься? Вот и скажи приказчику, как я велела, а теперь иди да тому, который с тобой, ничего, смотри, не говори. Изробленный он человек, что его тревожить да в это дело впутывать. И так вон лазоревке сказала, чтоб она ему маленько пособила.

И опять похлопала в ладошки, и все ящерки разбежались. Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как ящерка, побежала по камню-то. Вместо рук-ног — лапы у ее зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья. Забежала на вершину, оглянулась и говорит:

— Не забудь, Степанушко, как я говорила. Велела, мол, тебе, — душному козлу, — с Красногорки убираться. Сделаешь по-моему, замуж за тебя выйду!

Парень даже сплюнул вгорячах:

— Тьфу ты, погань какая! Чтоб я на ящерке женился.

А она видит, как он плюется, и хохочет.

— Ладно, — кричит, — потом поговорим. Может, и надумаешь?

И сейчас же за горку, только хвост зеленый мелькнул.

Парень остался один. На руднике тихо. Слышно только, как за грудкой руды другой-то похрапывает. Разбудил его. Сходили на свои покосы, посмотрели траву, к вечеру домой воротились, а у Степана одно на уме: как ему быть? Сказать приказчику такие слова — дело не малое, а он еще, — и верно, — душной был — гниль какая-то в нутре у него, сказывают, была. Не сказать — тоже боязно. Она ведь Хозяйка. Какую хошь руду может в обманку перекинуть. Выполняй тогда уроки-то. А хуже того, стыдно перед девкой хвастуном себя оказать.

Думал-думал, насмелился:

— Была не была, сделаю, как она велела.

На другой день поутру, как у спускового барабана народ собрался, приказчик заводской подошел. Все, конечно, шапки сняли, молчат, а Степан подходит и говорит:

— Видел я вечор Хозяйку Медной горы, и заказывала она тебе сказать. Велит она тебе, душному козлу, с Красногорки убираться. Ежели ты ей эту железную шапку спортишь, так она всю медь на Гумешках туда спустит, что никому не добыть.

У приказчика даже усы затряслись.

— Ты что это? Пьяный, али ума решился? Какая хозяйка? Кому ты такие слова говоришь? Да я тебя в горе сгною!

— Воля твоя, — говорит Степан, — а только так мне ведено.

— Выпороть его, — кричит приказчик, — да спустить в гору и в забое приковать! А чтобы не издох, давать ему собачьей овсянки и уроки спрашивать без поблажки. Чуть что — драть нещадно!

Ну, конечно, выпороли парня и в гору. Надзиратель рудничный, — тоже собака не последняя, — отвел ему забой — хуже некуда. И мокро тут, и руды доброй нет, давно бы бросить надо. Тут и приковали Степана на длинную цепь, чтобы, значит, работать можно было. Известно, какое время было, — крепость. Всяко гадились над человеком. Надзиратель еще и говорит:

— Прохладись тут маленько. А уроку с тебя будет чистым малахитом столько-то, — и назначил вовсе несообразно.

Делать нечего. Как отошел надзиратель, стал Степан каелкой помахивать, а парень все ж таки проворный был. Глядит, — ладно ведь. Так малахит и сыплется, ровно кто его руками подбрасывает. И вода куда-то ушла из забоя. Сухо стало.

«Вот, — думает, — хорошо-то. Вспомнила, видно, обо мне Хозяйка».

Только подумал, вдруг звосияло. Глядит, а Хозяйка тут, перед ним.

— Молодец, — говорит, — Степан Петрович. Можно чести приписать. Не испужался душного козла. Хорошо ему сказал. Пойдем, видно, мое приданое смотреть. Я тоже от своего слова не отпорна.

А сама принахмурилась, ровно ей это нехорошо. Схлопала в ладошки, ящерки набежали, со Степана цепь сняли, а Хозяйка им распорядок дала:

— Урок тут наломайте вдвое. И чтобы наотбор малахит был, шелкового сорту. — Потом Степану говорит: — Ну, женишок, пойдем смотреть мое приданое.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.227.112.145 (0.212 с.)