Отделение вертолета от земли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отделение вертолета от земли



Пока курсант не научился устойчивому висению, отделение вертолета производить Л/И с необходимыми пояснениями, обращая особое внимание на величину и темп от­клонения рычага «шаг-газ», координацию движений РУ, на направление взгляда при отделении вертолета. Обучение отделению вертолета от земли методом совместного управления начинать, когда курсант уже в состоянии сам выпол­нять висение на оценку «удовлетворительно».

При совместном управлении инструктору короткими указа­ниями по СПУ руководить распределением и переключением вни­мания курсанта, его действиями РУ, своевре­менно обращая его внимание на появившиеся отклонения.

Обучение отделению вертолета от земли целесообразно произ­водить в два этапа:

· доведение вертолета до взвешенного состояния с устранением при этом разворачивающих моментов;

· доведение вертолета от взвешенного состояния до зависания на заданной высоте.

На первом этапе отделения Л/И необходимо обратить внимание курсанта на направление взгляда на землю, на темп и координацию действий рычагом «шаг-газ» и педалями.

Далее курсант тренируется в выполнении первого этапа отде­ления, доводя вертолет до взвешенного состояния и устраняя при этом разворачивающие моменты.

После приобретения курсантом навыков в устойчивом удержа­нии вертолета во взвешенном состоянии можно переходить к обу­чению отделению вертолета от земли и набору заданной высоты.

Курсант самостоятельно доводит вертолет до взвешенного со­стояния и по команде инструктора, продолжая увеличивать «шаг-газ», производит отделение вертолета от земли. Инструк­тору обратить внимание курсанта на выдерживание направления, отсутствие кренов и смещений, на величину вертикальной скоро­сти.

По достижении заданной высоты плавным и незначительным движением РШГ вниз прекратить движение вертолета вверх, удерживая педалями от разворота вправо, а РУ- от увеличения угла тангажа.

По мере усвоения курсантом отделения вертолета от земли ин­структор предоставляет ему все большую самостоятельность. При этом инструктор должен заострить внимание курсанта на особен­ностях работы с электротриммерами на вертолете Ми-8.

Приземление

Обучение приземлению методом совместного управления це­лесообразно начинать, когда курсант самостоятельно в состоянии выполнить отделение вертолета без грубых отклонений и удержи­вать его в пространственном положении, соответствующем режи­му висения. До этого применять только показ с пояснениями своих действий.

Отрабатывая с курсантом приземление, постоянно обращать его внимание на момент перевода вертолета на снижение после зависания, на сохранение постоянной вертикальной скорости при снижении, на момент приземления и на действия ОУ при этом.

Выполнив зависание над местом приземления, напомнить кур­санту, что взгляд его должен быть направлен на землю в 20- 30 м впереди вертолета, и дать команду незначительным, плав­ным движением РШГ вниз начать снижение вертоле­та. Плавным нажимом РУ вперед и влево преду­предить создание крена и изменение угла тангажа, а нажимом на левую (ослаблением нажима на правую) педаль предупредить раз­ворот вправо. Если действия курсанта рычагами управления не соответствуют показанному, то следует прекратить снижение, про­извести зависание на заданной высоте, обратить внимание кур­санта на ошибки в действиях ОУ и дать ему команду повторить этот момент. Далее под контролем Л/И курсант тренируется в выполнении перевода верто­лета на снижение, добиваясь хорошей координации, плавности и своевременности действий ОУ.

После отработки этого элемента на оценку «удовлетворительно» следует перейти на отработку выдерживания вертикальной скорости снижения. Если вертикальная скорость сни­жения увеличивается или уменьшается, подсказать, как курсант должен сохранять ее постоянной. Курсанту необходимо показать, что при вертикальной скорости снижения, не превышающей 0,1- 0,2 м/с, при ветре до 5-7 м/с по мере приближения вертолета к земле происходит ее постепенное уменьшение вследствие усиливающегося влияния воздушной подушки. Для сохранения посто­янной вертикальной скорости летчик должен плавным движением рычага «шаг-газ» вниз как бы «продавливать» эту подушку, в противном случае вертолет самостоятельно может прекратить снижение.

Этот эффект самопроизвольного зависания вертолета необхо­димо учитывать при обучении.

Перед приземлением вертолет стремится опустить нос и смес­титься вперед. Для предупреждения этого ручку управления сле­дует удерживать на себя, как бы предупреждая его движение впе­ред. После приземления на правое колесо при вертикальной ско­рости 0,1 м/с и менее вертолет останавливается. Дальнейшим плавным уменьшением шага опустить на землю левое и переднее колеса, предупреждая их грубое касание движением РУ вправо и на себя, а педалями удерживая вертолет от разворота вправо. При этом движение РУ долж­но быть таким, чтобы она сохраняла в пространстве то положе­ние, в каком оказалась в момент касания земли правым колесом.

Если перед приземлением возникают перемещения или коле­бания вертолета, снижение прекратить, набрать высоту 2-3 м, устранить крены и перемещения и повторить снижение более плавно.

Если курсант встречает затруднение в выполнении вертикаль­ного приземления, целесообразно начать обучение приземлению с незначительной поступательной скоростью вперед (вертолет при

этом более устойчив).

После того как курсант отработал висение, Л/И переходит к следующему, более сложному этапу обучения в квад­рате - перемещениям.

Перемещения вперед

Для того чтобы начать перемещение вперед, необходимо РУ создать наклон вертолета вперед, удерживая на­правление на выбранный ориентир педалями. Чтобы курсант смог отработать перемещение с небольшой равномерной скоростью, ему необходимо показать, какая величина наклона вертолета ей со­ответствует. При перемещении по мере нарастания скорости вер­толет стремится уменьшить наклон, что курсант должен своевре­менно замечать и предупреждать.

Направление при перемещениях вперед выдерживать легко, так как хвостовая балка его стабилизирует. Трудность при перемещении вперед представляет выдерживание постоянной высоты,
изменение высоты курсант обычно определяет по эффекту кажущегося движения земли (под вертолет при удалении от земли и из-под вертолета - при снижении). Этот эффект при перемещениях скрадывается реальным перемещением вертолета относительно земли. С началом движения вертолет стремится снизиться, поэтому для сохранения высоты необходимо увеличить шаг несущего винта, а по мере увеличения скорости - уменьшить отклонения рычага «шаг-газ» должны быть такими, чтобы высота при перемещении оставалась постоянной.

Скорость полета определять по скорости набегания земли и сохранять ее продольными отклонениями РУ. Вы­соту и направление полета определять также по земле и выдер­живать плавными отклонениями рычага «шаг-газ» и педалей, при этом взгляд направлять, как и на висении, вперед на землю, имея в поле зрения ориентир для выдерживания направления.

Перемещения назад

Перед смещением назад осмотреться и убедиться в отсутствии препятствий сзади вертолета. Плавно отклонить ручку управле­ния на себя, одновременно увеличить общий шаг несущего винта для предупреждения снижения. С началом движения назад вер­толет стремится не только к снижению, но и к опусканию хвосто­вой балки. Для предотвращения чрезмерного опускания хвостовой балки и касания о землю хвостовой опорой (хвостовым винтом) необходимо отклонение РУ на себя несколько уменьшить. Направление при смещении назад удерживать по ориентиру, намеченному впереди вертолета, а линию пути - по створу ориентиров.

Для прекращения смещения назад необходимо плавно откло­нить ручку управления от себя и, как только вертолет начнет останавливаться, возвратить ее в нейтральное положение, не до­пуская излишнего опускания носа вертолета, при этом увеличе­нием шага несущего винта выдержать заданную высоту.

При перемещении назад высоту направление, скорость и рас­стояние до места зависания курсант определяет глазомерно, на­правляя взгляд вперед и периодически в сторону бокового ориен­тира, намеченного на траверзе конечной точки движения.

Больше всего ошибок при смещении назад возникает в момент, когда курсант поворачивает голову в сторону, определяя рас­стояние, оставшееся до прекращения перемещения. Поэтому в начальной стадии обучения перемещениям инструктору целесооб­разно для определения курсантом места прекращения перемеще­ния подавать соответствующие команды.

В дальнейшем после отработки техники перемещения назад определять расстояние до места зависания рекомендуется перио­дическим поворотом головы в сторону бокового ориентира.

Перемещения в стороны

Начиная перемещение в сторону, нецелесообразно создавать большой крен, так как это вызовет слишком большую скорость перемещения, которую придется гасить созданием противополож­ного крена. Кроме того, создание большого крена приводит к сни­жению вертолета, что требует значительного увеличения мощности двигателей для сохранения высоты. При большой скорости перемещения хвостовая балка, как флюгер, стремится развер­нуть вертолет носом по движению и курсанту приходится дачей противоположной педали парировать этот разворачивающий мо­мент. Перед любым перемещением в сторону и в процессе его для лучшего определения расстояния до конечной точки переме­щения и выдерживания направления курсант должен периодичес­ки смотреть в сторону перемещения. В остальном распределение его внимания такое же, как и на висении, т. е. курсант постоянно контролирует расстояние до земли, направление на ориентир, по­ложение вертолета относительно земли. При боковых перемеще­ниях для парирования флюгерного момента хвостовой балки при­ходится давать педаль, противоположную перемещению. Чем больше скорость перемещения, тем больше усилие на педаль для выдерживания направления. Поэтому боковые перемещения луч­ше и легче выполнять с небольшой скоростью относительно зем­ли (не более 10 км/ч).

После отработки перемещений вперед, назад, влево и вправо Л/И необходимо приступить к обучению кур­санта перемещениям по диагонали в квадрате. Техника выполне­ния перемещений по диагонали в квадрате и распределение вни­мания при этом аналогичны ранее отработанным перемещениям.

Развороты в квадрате на 90, 180 и 360°

При выполнении разворотов необходимо выполнять следую­щие требования:

· разворот должен быть выполнен точно на заданный угол;

· высота в процессе разворота должна быть постоянной;

· вертолет не должен смещаться относительно места висения;

· угловая скорость должна быть постоянной и не превышать 12 град./с.

Для выполнения разворота необходимо:

· осмотреться и наметить ориентир для вывода из разворота;

· плавным отклонением педали в сторону желаемого разворота ввести вертолет в разворот, удерживая его от смещения отклонением РУ против ветра. Величина отклонения РУ должна быть такой, чтобы вертолет не имел смещений от места висения.

Для прекращения разворота за 10-15° до ориентира плавно отклонить педаль в сторону, противоположную развороту, умень­шая скорость углового вращения с таким расчетом, чтобы вывод из разворота был закончен в направлении на ориентир. Угловую скорость вращения контролировать в процессе разворота по земле.

При выполнении разворотов на висении внимание распреде­лять следующим образом:

· положение остекления кабины вертолета относительно земли;

· угловая скорость вращения;

· сохранение высоты и места разворота;

· плавность движения рычагами управления (особенно педалями);

· определение момента вывода вертолета из разворота;

· контроль работы двигателей на слух.

Выполнение разворотов на висении имеет ряд особенностей:

· при правом развороте приходится прилагать значительное усилие на правую педаль, чтобы преодолеть реактивный момент несущего винта;

· при левом развороте приходится просто ослаблять усилие на правую педаль;

· при правом развороте вертолет стремится потерять высоту и поднять нос;

· при левом развороте вертолет стремится набрать высоту и опустить нос.

Перед разворотом на 90° Л/И обратить вни­мание курсанта на выбор ориентира вывода из разворота, затем показать курсанту необходимую угловую скорость разворота.

После ознакомления курсанта необходимо приступить к сов­местному управлению, а затем к тренировкам.

Выполнение разворота на 180° отличается от разворота на 90° только продолжительностью цикла и направлением вывода из разворота. Сложность в том, что для вывода из разворота на 180° ориентир намечается сзади, что на вертолете Ми-8 практи­чески сделать невозможно. Поэтому курсант для определения мо­мента вывода ориентируется на указания инструктора или на ориентир, намеченный при показе.

При развороте з исходное положение ориентиры не намеча­ются, так как курсант запоминает ^первоначальное направление.

Выполнение разворотов на 360° отличается от разворота на 180° лишь продолжительностью выполнения и более длительным временем сохранения угловой скорости разворота, места и высоты висения постоянными, а также тем, что не намечается ориентир для вывода, так как вертолет за полный оборот возвращается в исходное положение.

При ветре вследствие сноса значительно усложняется техника выполнения разворотов на висении, что выражается в необхо­димости удерживать ручку управления против ветра для сохра­нения места висения (в процессе разворота на 360° ручка как бы совершает по кабине круговое движение в сторону, противопо­ложную развороту).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.02 с.)