Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Период вывозных и контрольных полетов↑ Стр 1 из 17Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПИЛОТИРОВАНИЯ НА ВЕРТОЛЁТЕ Ми-8
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В настоящем Методическом пособии, разработанном применительно к КУЛП, излагается методика обучения курсантов полетай на вертолете Ми-8. Методическое пособие имеет цель оказать помощь Л/И в практической работе и установить единство в методике летного обучения курсантов. Инструкторский состав, руководствуясь положениями советской педагогики и методики, должен творчески применять положения настоящего Пособия, совершенствовать свое мастерство и изыскивать новые, наиболее рациональные приемы и методы летного обучения. Л/И, являясь основным обучающим лицом и воспитателем курсантов, обязан знать деловые и морально-политические качества каждого курсанта группы, уровень его общего и физического развития, характер, способности и интерес к будущей профессии, повседневно воспитывать и развивать у него высокие волевые качества, дисциплинированность, честность, правдивость и откровенность. Приступая к обучению курсантов на земле, Л/И должен всегда помнить о том, что, чем больше наземная подготовка будет приближена к реальным условиям полета, чем меньше будет условностей, тем быстрее добьется он успеха в летном обучении курсантов. При обучения курсантов Л/И должен быть всегда выдержан, спокоен, не допускать резких и необдуманных замечаний обучаемому. Все, что курсант усвоил, необходимо закреплять и только после этого переходить к обучению следующим элементам, соблюдая строгую последовательность, установленную КУЛП. Инструктор обязан анализировать каждый полет курсанта. Основные отклонения и ошибки следует указать курсанту непосредственно на старте, а полный анализ проводить на разборе полетов. При анализе ошибок следует обращать особое внимание на причины их возникновения и указывать способы устранения. В процессе вывозных полетов курсант должен быть научен самостоятельному анализу выполненного полета. Следует помнить, что учебные задачи, поставленные без учета индивидуальных способностей курсанта, зачастую являются для него непосильными и могут вызвать неуверенность в своих силах, затормозить обучение, а при самостоятельных полетах в некоторых случаях привести к летным происшествиям.
Обучение курсантов полетам должно проводиться с соблюдением принципа: «От простого к сложному, от более легкого ж более трудному и от известного к неизвестному». Успех летного обучения во многом зависит от умения инструктора своевременно предоставлять курсанту разумную и посильную самостоятельность в действиях, развивать инициативу, силу воли и настойчивость в достижении поставленной цели. Глава первая
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Л/И. МЕТОДИКА ЛЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ
При обучении в полете тех. пил. и вертолетовождению инструктор использует различные методы и приемы обучения. Под методами летного обучения понимается определенный, наиболее целесообразный комплекс действий обучающего и обучаемого в полете, направленный на развитие, закрепление и дальнейшее совершенствование у обучаемых знаний, навыков и умения в пилотировании. Обучение тех. пил. основано на восприятии и осмысленном воспроизведении курсантами элементов полета по формуле: восприятие - выполнение показанного с помощью обучающего - самостоятельное выполнение под контролем инструктора - тренировка. Наиболее распространенными методами обучения в полете являются показ, упражнение и наблюдение. Показ тех. пил. в воздухе имеет целью создать у курсанта наглядное представление о правильном выполнении какого-либо элемента полета, фигуры или маневра вертолета. При показе внимание курсанта обращать на следующее: · положение вертолета в пространстве и характер его перемещения; · порядок распределения и переключения внимания; характер движения РУ. Перед показом курсанту следует напомнить о цели полета, о том, в какой последовательности и что ему будет показано, куда необходимо при этом смотреть, что запомнить и осмыслить, как вести ориентировку и осмотрительность. Во время воспроизведения курсантом показанного инструктор наблюдает и анализирует характер движений РУ, характер и величину допускаемых отклонений, поведение и состояние курсанта, определяет причины ошибочных действий.
Схема показа в полете: · напоминание, что будет показано, дача целевой установки; · образцовый показ элемента (фигуры) в целом; · замедленный или, раздельный показ элементов, входящих в сложное действие (если это возможно). Если нельзя расчленить элемент полета (взлет, посадка), показ повторяется несколько раз, но внимание курсанта обращается на отдельные, наиболее сложные моменты выполнения этого элемента полета; ·показ действия в целом для окончательного и полного представления о нем; · воспроизведение курсантом показанного; · тренировка курсанта. В целях устранения ошибок инструктор может применить: · повторный показ; · руководство распределением и переключением внимания, характером движений и действий; · детальный анализ ошибок обучаемого на земле. При показе важно выделить основное. Уметь расчленить сложные действия на простые, правильно руководить вниманием курсанта, показывать ему-то, что у него не получается. При этом не следует лишать курсанта инициативы, злоупотреблять подсказом по СПУ, вмешиваться в управление при отклонениях, которые курсант в состоянии сам заметить и исправить. Успех показа достигается: ·тщательной предварительной подготовкой курсанта на земле по данному заданию; · образцовым, методически грамотным выполнением инструктором элемента в полете; · воспроизведением курсантом показанного элемента до полного усвоения; · проявлением инициативы и самостоятельности курсанта при выполнении показанного элемента. Все это предполагает высокую методическую и летную подготовку инструктора. Упражнение - метод обучения, при котором курсант вырабатывает необходимые навыки и умения путем многократного повторения определенных действий. Для повышения сознательности и активности с курсантом перед выполнением упражнения следует изучить теоретические основы и физическую сущность элементов полета, создать наглядное представление о них. Для этого можно широко использовать моделирование полета. Упражнение необходимо начинать с простых действий и условий, постепенно усложняя их. Каждое последующее упражнение целесообразно проводить с учетом усвоенных знаний, выработанных умений и навыков. Недопустимо нарушение последовательности, правильности и точности выполняемых действий за счет быстроты. Чтобы облегчить усвоение курсантом выполняемых действий инструктор должен руководить процессом выработки навыков и уметь предупреждать возможные грубые ошибки, быть готовым в любой момент оказать ему помощь. В целях повышения качества усвоения следует объективно оценивать результаты действий, правильно определять количество повторений, регламентировать отдых (не допускать утомления), предоставлять курсанту больше инициативы и самостоятельности, не торопиться с подсказом и исправлением отклонений, не допускать крика и резкого вмешательства в работу РУ. Наблюдение как один из методов летного обучения заключается в планомерном, сознательном и целенаправленном восприятии элементов полета. Оно дает возможность научиться анализировать полет, отдельные элементы полета и действия летчика, пополнять свои знания конкретными фактами, обобщениями и выводами. Применяют следующие приемы наблюдений: · наблюдение в полете за действиями другого курсанта;
· наблюдение с земли (индивидуальное и коллективное). Л/И обязан руководить наблюдением, оценивать его качество, правильность выводов, оказывать помощь в разборе отклонений и ошибок. Наиболее распространенные приемы обучения в полете: · сочетание показа с рассказом и пояснением; · совместное выполнение элемента или полета в целом; · указания по СПУ. Сочетание показа с рассказом применяется в ознакомительных, показных и вывозных полетах. Рассказ (пояснение) служит для направления внимания курсанта на существенные стороны и признаки полета, для облегчения восприятия и последующего воспроизведения отрабатываемых элементов. Совместное выполнение отдельного элемента и полета в целом применяется, когда курсант уже имеет опыт и навыки выполнения этого элемента, но допускает ошибки, напряжен или приступает к восстановлению навыков после длительного перерыва. Л/И должен помогать так, чтобы элемент был выполнен точно. По мере усвоения действий курсанту следует предоставлять больше самостоятельности, не вмешиваться в управление при отклонениях, которые он сам в состоянии заметить и исправить. О совместном пилотировании курсанта на первых этапах обучения необходимо предупреждать. Однако Л/И не должен злоупотреблять совместным управлением и превращать обучение в «натаскивание». Указания по СПУ применяются для руководства практической учебной деятельностью курсанта. Они должны быть краткими и конкретными. Указания могут даваться в форме подсказа очередного действия, предупреждения и пояснения, указания на отклонение. Подсказ очередного действия применяется для выработки у курсанта правильной последовательности в действиях и наиболее рационального распределения и переключения внимания. Подсказывать необходимо спокойно, убедительно, без грубостей и насмешек. Предупреждение и пояснение применяются при систематических ошибках. Курсанту заранее указывается на возможность отклонений и кратко поясняется, как их избежать. Пояснения следует давать в то время, когда внимание курсанта менее загружено. Указание на отклонение применяется, когда обучаемый в состоянии исправить допускаемые отклонения, но сам их не замечает или замечает слишком поздно (указания не даются, когда проверяется умение курсанта самостоятельно выполнять элемент полета). При достаточном опыте курсанту указывать только на отклонение, не объясняя способ его устранения.
При обучении курсантов Л/И должен постоянно совершенствовать свое методическое мастерство. Только высокая подготовленность Л/И в вопросах теории обучения и воспитания, правильного педагогического воздействия на курсантов, высокие личные летные и методические качества обеспечивают успешное решение задач летного обучения.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ К ПОЛЕТУ
Учебно-воспитательную работу с курсантами летного училища необходимо проводить с учетом их возрастных психологических особенностей, так как в этот период жизни (18-22 года) осуществляется переход человека от юности к возмужанию, заканчивается формирование типа нервной системы. В этот период могут наблюдаться непоследовательность, невыдержанность, эмоциональные срывы, пререкания даже у дисциплинированных, воспитанных курсантов. У курсантов в этом возрасте хорошо развиты процессы умственной деятельности: внимание устойчиво и легко переключаемо; память обладает большими возможностями по быстроте и прочности; воображение отличается богатством комбинаций, яркостью образов и достаточным реализмом; в мышлении четко выражена тенденция к глубокому анализу и синтезу. Эти качества и навыки им предстоит развивать и совершенствовать с учетом специфики летной деятельности. В обучении и воспитании курсантов ав. училища исключительно важная роль принадлежит Л/И. Он больше, чем кто-либо, занимается с курсантами наземной подготовкой, обучением их непосредственно в воздухе, разборами полетов, постоянно оказывает на подопечных воспитательное влияние. С первых дней пребывания в летной группе курсанта особенно интересует личность инструктора: характер, опыт летной работы, классность и многое другое, и от того, как инструктор установит свои отношения с курсантами, во многом зависит успех обучения и воспитания всей летной группы, судьба каждого курсанта, Курсант видит в инструкторе не только старшего начальника, но и человека, способного дать ему путевку в небо, помочь достичь своей главной цели в жизни - стать человеком. Отдельные инструкторы иногда не придают должного значения тому впечатлению, которое остается у курсанта после первых встреч с наставником в процессе наземной подготовки, в ознакомительном и первом вывозном полетах, не стараются проявить себя с самой лучшей стороны в соблюдении формы одежды, манерах поведения и разговора. Это, естественно, отрицательно сказывается на обучении и воспитании будущих авиаторов, снижает авторитет инструктора. Многие курсанты под влиянием личности инструктора стараются быть похожими на него. Каждый шаг инструктора находится под неусыпным вниманием курсантов, и по тому, как ведет себя в различных ситуациях инструктор, можно прогнозировать и поведение курсантов. . Невозможно подготовить из курсанта настоящего летчика, если не знаешь его характера, темперамента, уровня знаний, психологических особенностей, волевых качеств, если не найдешь тот единственный путь к чувствам и эмоциям человека, который приведет к успеху.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ Глава вторая ОБУЧЕНИЕ В ПОЛЕТЕ ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ ПОЛЕТ
Летное обучение курсантов начинается с выполнения ознакомительного полета, В зависимости от стадии обучения при выполнении ознакомительного полета решаются различные учебные цели. Так, в ознакомительном полете на учебном вертолете курсант впервые поднимается в воздух, знакомится со всем комплексом ощущений и восприятий, которые являются для него новыми и необычными, устанавливает взаимосвязь между характером движения ОУ и управляемостью вертолета, получает представление об условиях ведения осмотрительности и ориентировки в полете. При выполнении ознакомительного полета на учебно-боевом вертолете курсант уже имеет определенный летный опыт и основное свое внимание обращает не на ощущения и восприятие полета вообще, а на конкретные особенности пилотирования учебно-боевого вертолета. Курсант сравнивает ощущения полета, отличие в управлении и способы пилотирования, отличия в эксплуатации авиатехники, особенности ведения осмотрительности и ориентировки. При выполнении ознакомительного полета курсант проверяет правильность своих представлений о полете, полученных в результате прохождения наземной подготовки, и знакомится с особенностями пилотирования вертолета. Л/И, выполняя ознакомительный полет, должен принять все меры к тому, чтобы этот полет вызвал у курсанта чувство удовлетворения и интереса, пробудил бы у него уверенность в возможности освоения данного типа вертолета. В некоторых случаях при выполнении ознакомительного полета недостаточно опытные летчики-инструкторы допускают излишне резкий пилотаж, включают в задание дополнительные фигуры, ошибочно полагая, что этим они вызовут восхищение курсанта, заинтересуют или удивят его. Таким выполнением задания не только не достигается цель, стоящая перед ознакомительным полетом, но, наоборот, усложняется дальнейшее обучение курсантов, так как такой полет еще больше подчеркивает трудности в освоении вертолета, вызывает у курсанта повышенную напряженность. Ознакомительный полет представляет много интересного материала для Л/И, так как в этом полете он впервые знакомится с поведением своих курсантов в воздухе. Необычность обстановки и ощущений, с которыми сталкиваются курсанты в полете, законно вызывают у них определенное напряжение. При этом на первые полеты курсанты реагируют различно, проявляя в этом индивидуальные черты характера. Наблюдая за поведением и состоянием курсантов в ознакомительном полете, инструктор может сделать для себя предварительное заключение об их индивидуальных особенностях. Так, зажим управления, замедленная реакция на команды инструктора, плохая переключаемость внимания, резкие несоразмерные движения ОУ или несоблюдение последовательности действии при работе с оборудованием кабины свидетельствуют о том, что курсант находится в состоянии чрезмерной напряженности. Наоборот, уверенные движения ОУ, хорошая осмотрительность, проявление разумной инициативы говорят о нормальном рабочем состоянии курсанта. Выполняя ознакомительный полет с курсантом, Л/И должен постоянно направлять его действия. Методически грамотно выполненный ознакомительный полет создает у курсанта хорошее впечатление о летных качествах вертолета, вызывает чувство удовлетворенности и уверенности в освоении сложной авиационной техники. Полет выполняет Л/И. Курсант после посадки в кабину должен проверить правильность установки сиденья и педалей, при необходимости отрегулировать их, надеть парашют, подогнать и застегнуть привязные ремни, проверить показания приборов и положение органов управления, осмотреться и доложить Л/И о готовности к полету. Л/И выполняет взлет и набор высоты, курсант мягко держится за управление. В полете инструктору необходимо точно выдерживать режим, не допускать резких эволюции, направлять внимание курсанта на нужные объекты. На прямой после второго разворота показать курсанту аэродром, расположение характерных ориентиров вокруг него. В режиме горизонтального полета на скорости 160 км/ч сбалансировать вертолет и дать управление курсанту. Курсант плавными отклонениями РУ и педалей изменяет положение вертолета в продольном, поперечном и путевом направлениях, затем выдерживает горизонтальный полет. Л/И держится за управление, не допуская резких и больших отклонений по крену, тангажу и скорости. Периодически Л/И обращает внимание курсанта на показания пилотажно-навигационных приборов, а пролетая вблизи пилотажных зон, показывает их место расположение. Построение маршрута и посадку выполняет Л/И. В полете летчик-инструктор постоянно следит за действиями и поведением курсанта. Если он излишне напряжен и скован, необходимо по СПУ вступить с ним в разговор, отвлечь его внимание и постараться вывести из напряженного состояния. Радиосвязь с руководителем полетов ведет летчик-инструктор. Осмотрительность в полете ведет весь экипаж. Инструктор периодически подсказом по СПУ обращает внимание курсанта на порядок и объем осмотрительности по этапам полета. После полета необходимо произвести разбор и выяснить впечатление о полете, об устойчивости и управляемости вертолета, о сложности ведения ориентировки, как курсант понял технику выполнения всех элементов полета по кругу, работу с оборудованием кабины, ведение радиообмена и т. д. С самого начала обучения надо стремиться расположить курсантов к откровенности, чтобы они всегда сами рассказывали о полетах, своих ошибках и затруднениях ПОЛЕТЫ НА ВИСЕНИЕ Сложность пилотирования вертолёта на висении заключается в том, что: · вертолет находится в непосредственной близости от земли и грубые ошибки в пилотировании могут привести к самопроизвольному касанию ее; · вертолет неустойчив относительно поперечной оси, обладает · двигатели раб. длительное время на повышенном режиме, что требует постоянного контроля за их температурным режимом (перед каждым отделением и после каждого приземления). При обучении полетам на висение летчику-инструктору необходимо учесть, что курсанты навыки, приобретенные во время обучения на вертолете Ми-2, переносят на вертолет Ми-8. Некоторые из этих навыков являются вредными. К ним относятся: · энергичное увеличение рычага «шаг-газ» при отделении вертолета от земли. Это обусловливается тем, что увеличение общего шага несущего винта при отделении вертолета Ми-2 от земли производится за 6-8 с, в то время как на вертолете Ми-8 это время в два раза больше (10-15 с). Следовательно, движение рычагом «шаг-газ» при отделении вертолета Ми-8 от земли должно быть в два раза медленнее, чем на вертолете Ми-2; · большие (длинные) движения рычагом «шаг-газ» на режиме висения. Это вызвано тем, что для сохранения заданной высоты висения на вертолете Ми-2 необходимы значительные отклонения рычага «шаг-газ», чем на вертолете Ми-8; 26 · лишние и энергичные движения педалями. Вертолет Ми-2 в отличие от вертолета Ми-8 менее устойчив в путевом отношении, поэтому на вертолете Ми-2 летчик должен малейшее отклонение от заданного курса парировать соответствующими короткими и частыми движениями педалей, в то время как на вертолете Ми-8 эти движения должны быть плавными, так как он обладает большей устойчивостью и инертностью; · лишние и резкие движения ручкой управления. Этот навык курсанты приобретают на вертолете Ми-2 ввиду того, что он менее устойчив в продольном и поперечном отношении и для изменения наклона несущего винта требуются двойные движения, поэтому летчик отклонения по крену и тангажу устраняет короткими и частыми движениями РУ. Выдерживание места висения После ознакомления курсанта характером действия ОУ следует перейти к обучению сохранений пространственного положения вертолета. Причиной всех перемещений вертолета в горизонтальной плоскости являются крены (продольные и поперечные). Вслед за созданием крена тут же возникает и перемещение в ту же сторону. Значит, чтобы удержать вертолет от перемещений, курсант не должен допускать образования кренов. Поэтому Л/И ставит курсанту задачу на выдерживание пространственного положения вертолета путем устранения кренов. Курсант должен стараться удержать пространственное положение по принципу: крен влево - ручка вправо, Когда курсант усвоит сохранение пространственного положения, приступить к обучению сохранению места висения. В случае возникновения смещения прекратить его и созданием противоположного крена и смещения возвратить вертолет в заданное место висения. Чаще всего отклонения по крену и тангажу образуются одновременно, как бы по диагонали. Причиной этих двойных отклонений являются неточные действия курсанта РУ. Допустим, устраняя правый крен, курсант отдал ручку управления не точно влево, а немного вперед (назад). Это вызовет опускание носа вертолета (хвостовой балки), что приведет к смещению вертолета по диагонали. Исправлять такое отклонение нужно одним взятием РУ по диагонали в противоположную сторону. Приземление Обучение приземлению методом совместного управления целесообразно начинать, когда курсант самостоятельно в состоянии выполнить отделение вертолета без грубых отклонений и удерживать его в пространственном положении, соответствующем режиму висения. До этого применять только показ с пояснениями своих действий. Отрабатывая с курсантом приземление, постоянно обращать его внимание на момент перевода вертолета на снижение после зависания, на сохранение постоянной вертикальной скорости при снижении, на момент приземления и на действия ОУ при этом. Выполнив зависание над местом приземления, напомнить курсанту, что взгляд его должен быть направлен на землю в 20- 30 м впереди вертолета, и дать команду незначительным, плавным движением РШГ вниз начать снижение вертолета. Плавным нажимом РУ вперед и влево предупредить создание крена и изменение угла тангажа, а нажимом на левую (ослаблением нажима на правую) педаль предупредить разворот вправо. Если действия курсанта рычагами управления не соответствуют показанному, то следует прекратить снижение, произвести зависание на заданной высоте, обратить внимание курсанта на ошибки в действиях ОУ и дать ему команду повторить этот момент. Далее под контролем Л/И курсант тренируется в выполнении перевода вертолета на снижение, добиваясь хорошей координации, плавности и своевременности действий ОУ. После отработки этого элемента на оценку «удовлетворительно» следует перейти на отработку выдерживания вертикальной скорости снижения. Если вертикальная скорость снижения увеличивается или уменьшается, подсказать, как курсант должен сохранять ее постоянной. Курсанту необходимо показать, что при вертикальной скорости снижения, не превышающей 0,1- 0,2 м/с, при ветре до 5-7 м/с по мере приближения вертолета к земле происходит ее постепенное уменьшение вследствие усиливающегося влияния воздушной подушки. Для сохранения постоянной вертикальной скорости летчик должен плавным движением рычага «шаг-газ» вниз как бы «продавливать» эту подушку, в противном случае вертолет самостоятельно может прекратить снижение. Этот эффект самопроизвольного зависания вертолета необходимо учитывать при обучении. Перед приземлением вертолет стремится опустить нос и сместиться вперед. Для предупреждения этого ручку управления следует удерживать на себя, как бы предупреждая его движение вперед. После приземления на правое колесо при вертикальной скорости 0,1 м/с и менее вертолет останавливается. Дальнейшим плавным уменьшением шага опустить на землю левое и переднее колеса, предупреждая их грубое касание движением РУ вправо и на себя, а педалями удерживая вертолет от разворота вправо. При этом движение РУ должно быть таким, чтобы она сохраняла в пространстве то положение, в каком оказалась в момент касания земли правым колесом. Если перед приземлением возникают перемещения или колебания вертолета, снижение прекратить, набрать высоту 2-3 м, устранить крены и перемещения и повторить снижение более плавно. Если курсант встречает затруднение в выполнении вертикального приземления, целесообразно начать обучение приземлению с незначительной поступательной скоростью вперед (вертолет при этом более устойчив). После того как курсант отработал висение, Л/И переходит к следующему, более сложному этапу обучения в квадрате - перемещениям. Перемещения вперед Для того чтобы начать перемещение вперед, необходимо РУ создать наклон вертолета вперед, удерживая направление на выбранный ориентир педалями. Чтобы курсант смог отработать перемещение с небольшой равномерной скоростью, ему необходимо показать, какая величина наклона вертолета ей соответствует. При перемещении по мере нарастания скорости вертолет стремится уменьшить наклон, что курсант должен своевременно замечать и предупреждать. Направление при перемещениях вперед выдерживать легко, так как хвостовая балка его стабилизирует. Трудность при перемещении вперед представляет выдерживание постоянной высоты, Скорость полета определять по скорости набегания земли и сохранять ее продольными отклонениями РУ. Высоту и направление полета определять также по земле и выдерживать плавными отклонениями рычага «шаг-газ» и педалей, при этом взгляд направлять, как и на висении, вперед на землю, имея в поле зрения ориентир для выдерживания направления. Перемещения назад Перед смещением назад осмотреться и убедиться в отсутствии препятствий сзади вертолета. Плавно отклонить ручку управления на себя, одновременно увеличить общий шаг несущего винта для предупреждения снижения. С началом движения назад вертолет стремится не только к снижению, но и к опусканию хвостовой балки. Для предотвращения чрезмерного опускания хвостовой балки и касания о землю хвостовой опорой (хвостовым винтом) необходимо отклонение РУ на себя несколько уменьшить. Направление при смещении назад удерживать по ориентиру, намеченному впереди вертолета, а линию пути - по створу ориентиров. Для прекращения смещения назад необходимо плавно отклонить ручку управления от себя и, как только вертолет начнет останавливаться, возвратить ее в нейтральное положение, не допуская излишнего опускания носа вертолета, при этом увеличением шага несущего винта выдержать заданную высоту. При перемещении назад высоту направление, скорость и расстояние до места зависания курсант определяет глазомерно, направляя взгляд вперед и периодически в сторону бокового ориентира, намеченного на траверзе конечной точки движения. Больше всего ошибок при смещении назад возникает в момент, когда курсант поворачивает голову в сторону, определяя расстояние, оставшееся до прекращения перемещения. Поэтому в начальной стадии обучения перемещениям инструктору целесообразно для определения курсантом места прекращения перемещения подавать соответствующие команды. В дальнейшем после отработки техники перемещения назад определять расстояние до места зависания рекомендуется периодическим поворотом головы в сторону бокового ориентира. Перемещения в стороны Начиная перемещение в сторону, нецелесообразно создавать большой крен, так как это вызовет слишком большую скорость перемещения, которую придется гасить созданием противоположного крена. Кроме того, создание большого крена приводит к снижению вертолета, что требует значительного увеличения мощности двигателей для сохранения высоты. При большой скорости перемещения хвостовая балка, как флюгер, стремится развернуть вертолет носом по движению и курсанту приходится дачей противоположной педали парировать этот разворачивающий момент. Перед любым перемещением в сторону и в процессе его для лучшего определения расстояния до конечной точки перемещения и выдерживания направления курсант должен периодически смотреть в сторону перемещения. В остальном распределение его внимания такое же, как и на висении, т. е. курсант постоянно контролирует расстояние до земли, направление на ориентир, положение вертолета относительно земли. При боковых перемещениях для парирования флюгерного момента хвостовой балки приходится давать педаль, противоположную перемещению. Чем больше скорость перемещения, тем больше усилие на педаль для выдерживания направления. Поэтому боковые перемещения лучше и легче выполнять с небольшой скоростью относительно земли (не более 10 км/ч). После отработки перемещений вперед, назад, влево и вправо Л/И необходимо приступить к обучению курсанта перемещениям по диагонали в квадрате. Техника выполнения перемещений по диагонали в квадрате и распределение внимания при этом аналогичны ранее отработанным перемещениям. Развороты в квадрате на 90, 180 и 360° При выполнении разворотов необходимо выполнять следующие требования: · разворот должен быть выполнен точно на заданный угол; · высота в процессе разворота должна быть постоянной; · вертолет не должен смещаться относительно места висения; · угловая скорость должна быть постоянной и не превышать 12 град./с. Для выполнения разворота необходимо: · осмотреться и наметить ориентир для вывода из разворота; · плавным отклонением педали в сторону желаемого разворота ввести вертолет в разворот, удерживая его от смещения отклонением РУ против ветра. Величина отклонения РУ должна быть такой, чтобы вертолет не имел смещений от места висения. Для прекращения разворота за 10-15° до ориентира плавно отклонить педаль в сторону, противоположную развороту, уменьшая скорость углового вращения с таким расчетом, чтобы вывод из разворота был закончен в направлении на ориентир. Угловую скорость вращения контролировать в процессе разворота по земле. При выполнении разворотов на висении внимание распределять следующим образом: · положение остекления кабины вертолета относительно земли; · угловая скорость вращения; · сохранение высоты и места разворота; · плавность движения рычагами управления (особенно педалями); · определение момента вывода вертолета из разворота; · контроль работы двигателей на слух. Выполнение разворотов на висении имеет ряд особенностей: · при правом развороте приходится прилагать значительное усилие на правую педаль, чтобы преодолеть реактивный момент несущего винта; · при левом развороте приходится просто ослаблять усилие на правую педаль; · при правом развороте вертолет стремится потерять высоту и поднять нос; · при левом развороте вертолет стремится набрать высоту и опустить нос. Перед разворотом на 90° Л/И обратить внимание курсанта на выбор ориентира вывода из разворота, затем показать курсанту необходимую угловую скорость разворота. После ознакомления курсанта необходимо приступить к совместному управлению, а затем к тренировкам. Выполнение разворота на 180° отличается от разворота на 90° только продолжительностью цикла и направлением вывода из разворота. Сложность в том, что для вывода из разворота на 180° ориентир намечается сзади, что на вертолете Ми-8 практически сделать невозможно. Поэтому курсант для определения момента вывода ориентируется на указания инструктора или на ориентир, намеченный при показе. При развороте з исходное положение ориентиры не намечаются, так как курсант запоминает ^первоначальное направление. Выполнение разворотов на 360° отличается от разворота на 180° лишь продолжительностью выполнения и более длительным временем сохранения угловой скорости разворота, места и высоты висения постоянными, а также тем, что не намечается ориентир для вывода, так как вертолет за полный оборот возвращается в исходное положение. При ветре вследствие сноса значительно усложняется техника выполнения разворотов на висении, что выражается в необходимости удерживать ручку управления против ветра для сохранения места висения (в процессе разворота на 360° ручка как бы совершает по кабине круговое движение в сторону, противоположную развороту). Рекомендации Л/И по обучению висению Начинать обучение в данный день с показа правильного выполнения всех элементов полета независимо от уровня подготовки и успехов курсанта в прошлый летный день. 1. При тренировке курсанта мягко держаться за управление, быть в постоянной готовности к прекращению отклонения вертолета, не допуская выхода вертолета за пределы квадрата, больших кренов (продольных и поперечных), резкого движения РУ, энергичного снижения. 2. При отклонениях, превышающих норматив оценки «хорошо», указать на них курсанту, подсказать, как правильно распределять внимание. Если курсант не реагирует на подсказ или не 3. Для устранения ошибок курсанта в зависимости от выявленных причин можно использовать: · повторное изучен
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 894; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.119 (0.018 с.) |