ТОП 10:

У всякого благоразумного проси совета, и не пренебрегай советом полезным.



(Тов.4:18) Житейская мудрость, не обязательно у старого, а у того, кто спсобен дать совет.

19 Благословляй Господа Бога во всякое время и проси у Него, чтобы пути твои были правы и все дела и намерения твои благоуспешны, ибо ни один народ не властен в успехе начинаний, но Сам Господь ниспосылает все благое и, кого хочет, уничижает по Своей воле. Помни же, сын мой, заповеди мои, и да не изгладятся они из сердца твоего!

(Тов.4:19)Человек обязан быть милостивым, добродетельным, но конечное обращение человека д.б. к Богу.

(конец лекции 20.10.06)

 

Об авторстве говорит 13,1 – написал молитву. Значительная часть книги написана от первого лица, т.е.от лица самого Товита. Можно предположить, что первоначальный язык книги – арамейский; блаженный Иероним еще видел эту книгу на арамейском языке. Труднее всего сказать относительно времени составления книги. Товит умер в Ниневии в период ее расцвета, а Товия переселился в Ектабаны Мидийские (конец 14 главы) и перед смертью слышал о падении Ниневии, которую пленил Навуходоносор. Это те исходные данные, которые могут говорить о времени происхождения книги. Так что книга составлена в целом в период ассирийского и вавилонского плена.

В книге есть много легендарного типа подробностей, но тем не менее, она имеет определенное историческое и назидательное значение. Это единственный исторический источник, который проливает свет на положение израильских переселенцев в Ассирии. Назидательное значение книги – вера Товита, который был из знатного рода (об этом говорит перечисление его родословия до 3 колена), из северного Израильского царства, тем не менее, хранил закон и веру в Бога, ходил в Иерусалим на праздники. После переселения в Ниневию Господь даровал ему милость у Енемессара, и он занимал придворную должность. Это положение Товит использовал, чтобы оказать милость своим страждущим соплеменникам. Погребал трупы убитых царем, за что попал в немилость и был в изгнании до того, как двое сыновей Салманассара убили его (Салманассара). Это исторический факт. Воцарился Сахердан. При Сахердане Товит смог вернуться в Ниневию, но и тогда не оставлял милостыню. Так человек оказывал милость даже в тяжелых для себя обстоятельствах.

Далее – учение о родственных отношениях. Скажем, при женитьбе Товии на Сарре – относиться к свекрови как к родной матери. Конечно, очень много обычной человеческой житейской мудрости, особенно в 12 главе. Здесь же раскрывается значение благословения Божия.

Сомнительные места – ослеп от воробьиного помета, а от этого обычно не слепнут. Далее – об умерщвлении женихов. Вряд ли дух будет вмешиваться в эти отношения. Далее – о воскурении печени рыбы, явно противоречит всему. Не принесение на жертвеннике. Исцеление отца желчью этой рыбы – то же самое. Сам факт соотношения с законом – полностью противоположно закону Моисееву. Ангел в человеческом образе сопровождал – тоже сомнительно. Ангелы сопутствуют, но не в человеческом образе.

 

КНИГА ИУДИФЬ

Наименование – по имени главной героини повествования Иудифи, которая спасла свой родной город Ветилую от нашествия Олоферна, полководца Навуходоносора. Об авторстве и времени написания трудно что-то сказать. Возможно, первоначально была написана на арамейском языке, до нас не дошла.

Две части: 1-7 главы – описание побед Олоферна, и 8-16 главы – личный подвиг Иудифи.

Навуходоносор, царствовавший над Ассирией в Ниневиии, начал войну против персидского царя Арфаксада. В этой войне должны были участвовать все подвластные ему народы. Но народы Палестины и Египта отказались и не пошли на войну. После победы над Арфаксадом Навуходоносор решил покарать неповиновавшиеся народы. Послал своего полководца Олоферна, который опустошил многие земли и планировал наступление на Иудею. Ветилуя же лежала на пути к Иерусалиму. В это время народ иудейский еще только недавно вернулся из плена (4,3), и в это время они молили Бога о помощи. Узнав о подготовке к сопротивлению, Олоферн пришел в ярость и намеревался покарать жителей Ветилуи. Он даже овладел источником города, лишил жителей воды. В это время верующая вдова Иудифь, необыкновенно красивая внешне, пришла в лагерь к Олоферну, была ему представлена и осталась в лагере. Фактически она сдалась Олоферну. На третий день она была приглашена на пир к Олоферну, и когда он пьяный заснул после пира, она отрубила ему голову и принесла в Ветилую. К Олоферну, конечно, никто не смел войти, потому что он был полководец, но и потому, что думали, что он спит с Иудифью. На следующее утро, когда вооруженные жители вышли на сражение, смерть Олоферна обнаружилась, и все войско в панике стало убегать, в значительной степени истреблено вышедшими на сражение. Досталась богатая добыча, Иудифь была прославлена как спасительница города.

Вопрос историчности – замечаем многие несуразности и неточности. Во-первых, Навуходоносор царствует над Ассирией в Ниневии. Оставляю без комментариев. Второе – народ вернулся из плена, т.е.действие происходит уже после плена, в персидскую эпоху. Третье – такой город как Ветилуя, наизвестен. Далее, имя Олоферн – персидское, так что с точки зрения наименований городов и фактов, эта книга является вымыслом.

Другое дело, что под этими именами могут скрываться идеализированные образы реально действовавших исторических персонажей. Под образом Ниневии может быть Антиохия, под образом Навуходоносора – Антиох Епифаний, который действительно предпринял успешный поход в Персию. Т.е.само повествование может относиться к эллинистической эпохе. Такое вот полуисторическое описание, которое прямо относится к истории маккавейских войн.

 

ЭЛЛИНИЗАЦИЯ ВОСТОКА

Под эллинизацией понимается проникновение и установление греческой культуры, религии и образа жизни на Востоке. Этот процесс обусловлен завоевательными походами царя Алесандра Македонского, который создал колоссальную империю от Балканского полуострова до Индии и Египта, всюду установил свою власть, но ей не успел воспользоваться, т.к.умер очень молодым. После его смерти (у него не было детей, был неженатым) полководцы поделили его империю между собой на три части. Но так или иначе, это засилие греческой культуры, религии и образа жизни продолжалось, на Востоке, в Греции и Египте строились греческие города, и так или иначе происходило столкновение культур. Такие столкновения происходили при любых завоеваниях и походах, но если религии Греции и Востока были сходны между собой (сжигание мяса – было не только в иудаизме, но и в других религиях – ханаанских и др.; устройство храма – также не отличается от храма Соломона), но где у язычников была маленькая комнатка или ниша в стене, где стоял идол, в Иерусалиме было пустое помещение без изображений. Т.е.был большой соблазн язычества, с культурной т.зрения этот момент выглядел несовершенно. Ненамного здесь отличались ассирийская и вавилонская культура. Здесь же произошло принципиально новое явление, т.к.произошло столкновение именно с греческой культурой и религией, которая принципиально отличалась от религий востока.

Религии Востока в значительной степени представляли собой натурализм, поклонение силам природы в той или иной форме, выражались по-разному, но суть была одна и та же. Было поклонение небесным светилам, не только в Египте и Ханаане. Люди жили в условиях жаркого климата, и думали о дожде, урожае и т.д. В то же время достоинство человека в восточных религиях было очень низким. Не случайно были и человеческие жертвоприношения.

Религия греков – это антропоцентризм, происходило наоборот, обожествление человека. Т.е.боги греков – это обыкновенные страстные люди. В каком-то смысле происходило обожествление страстей, обожествление человеческой силы, но в то же время было обожествление мужества, чести, геройства, достоинства. Можно именно по развитию греческой культуры сказать, что происходило обожествление самого тела человека. Культура греков стояла на принципиально ином уровне по сравнению с Востоком. Греки первыми научились изображать движение тела. Развитие личной культуры человека, физической культуры, телесное развитие. Школы с метанием диска, бега и т.д.были неотъемлемой частью воспитания детей. Обучение красноречию. Не случайно именно у греков происходит становление философии и философских школ.

Теперь после завоевания Александра Македонского происходит столкновение принципиально различных культур, мировоззрений, религий. Все-таки понятно, что религия греков стояла на более высоком уровне, чем религия востока, т.к.высоко было достоинство человека, критерий нравственности (честь, достоинство, мужество), обожествляется хотя бы реальная личность, а не безликие силы, планеты и животные. И религия греков могла плодотворно повлиять на людей древнего Востока. Но одно дело – это столкновение с разными народами древнего Востока, а другое – Богооткровенная религия иудеев, где было, конечно, обратное влияние. Ветхозаветная религия, понятно, стояла на принципиально ином уровне, чем прочие, в любых отношениях, как религиозном, так и нравственном. Т.е.то, что могло оказать благотворное влияние на язычников Востока, оказывало отрицательное влияние на евреев. Все-таки со времен вавилонского плена евреи спокойно жили под чужим владычеством, пользуясь широкими правами и автономией. Платят дань, находятся под полной защитой персов. Их никто не трогает, наоборот, о них даже заботятся, и они спокойно живут своей религиозной и национальной жизнью. То же самое было при правлении греков.

Александр Македонский переселил много евреев в Египет, в самой Палестине были построены греческие города. Безусловно, греки оказывали свое большое влияние на евреев. Особенно, когда будем говорить о 2 Маккав.книге, которая, безусловно, написана человеком – хранителем закона, верующим, но все построено на греческой риторике, красивых оборотах, греческом стиле речи. В это же время происходит перевод 70. В свою очередь, ветхозаветная религия оказывает свое благоприятное влияние на греков.

Дальше жизнь в Палестине протекала бы спокойно, если бы не было попыток уничтожить ветхозаветную религию и обратить всех в греческий культ, в греческую веру. Именно эта попытка Антиоха Епифана и привела к восстанию Маккавеев, а там, где есть восстание за национальную религию, там и борьба за национальную свободу. Это восстание и многолетняя борьба привели фактически к полной самостоятельности иудеев, хотя и на очень короткое время.

Деятельность Антиоха Епифана по распространению греческой религии возникла не на пустом месте.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАККАВЕЙСКИХ КНИГАХ

Маккавейскими эти книги называются по названию главных героев этих событий, по династии Маккавеев, которые подняли борьбу за религиозную свободу. Если говорить еще уже и конкретнее, именем Маккавей ("молот") назывался один представитель этой династии, Иуда, который прославился своими необыкновенными военными подвигами и победами. От него это название перешло на всю династию и на наименование книг.

Это касается первых двух книг. Третья Маккавейская книга – это название условное.

И еще – в современной греческой Библии по Александрийскому кодексу печатаются 4 Маккавейские книги. В Вульгате только 2, а 3-я считается апокрифом.

 

ПЕРВАЯ МАККАВЕЙСКАЯ КНИГА

Это книга описывает борьбу династии Маккавеев против ига Селевкидов, особенно против Антиоха Епифана. Она начинается с описания завоеваний Александра Македонского и заканчивается приходом к власти Иоанна Гиркана, сына Симона Маккавея.

По содержанию можно разделить на 4 части.

1 часть, 1-2 главы – языческая эллинизация Иудеи и восстание священника Маттафии.

2 часть, 3-9.22 – военные подвиги Иуды Маккавея

3 ч, 9.23 – 12 глава – военные подвиги Ионафана Маккавея

4 ч, 13-16 главы – правление Симона Маккавея и упоминание о приходе к власти Иоанна Гиркана

Хотя здесь всего 16 глав, объем книги достаточно большой, иногда в главе бывает до 90 стихов. Также здесь множество фактов и имен, что делает ее трудной для чтения.

Время происхождения – книга заканчивается повествованием о приходе к власти Иоанна Гиркана. Соответственно, именно в это время, примерно к 130 г.до РХ, и нужно относить происхождение книги.

Оригинальный язык – судя по стилю изложения, первоначально написана на еврейском языке и полностью правоверным иудеем, ревнителем закона, который всячески старается ее написать в стиле ветхозаветных книг, хотя автор и не лишен греческого влияния, но в то же время он стремится к беспристрастному изложению фактов и постоянно проводит основные религиозные идеи всех исторических книг. Т.е.для него всегда благополучие – это следствие праведности, и наоборот, бедствия, которые постигли иудеев – это наоборот, наказание за грехи. Кстати, еще один момент, который является общим с ветхозаветными книгами – то, что он не описывает сами человеческие грехи, а проводит идею. Нет задачи осуждения и описания кого-либо, а задача описать, как люди старались исправить это положение. Нестроения в самом иудейском обществе описывает 2 Маккав.книга. Автор в любом случае неизвестен, но это палестинский иудей, ревнитель закона.

 

ВТОРАЯ МАККАВЕЙСКАЯ КНИГА

Мы привыкли к тому, что вторая – это продолжение первой книги, но здесь это не продоложение, а другое повествование, параллельное частично первому. Книга начинается с благополучного правления Димитрия Селевка и первосвященника Ании (то, о чем 1 Маккав.книга не повествует) и заканчивается последней победой Иуды Маккавея над Никанором.

По содержанию книга делится на 3 части:

1) 1-2 главы, введение; 2) 3-7 главы, описание нестроений в самом иудейском обществе, внутренних интриг и соответственно гонение Антиоха Епифана; 3) 8-15 главы, описание военных подвигов Иуды Маккавея.

Стиль изложения – чисто греческий. Явно, что написана сразу на греческом языке по всем правилам греческой риторики. Кроме того, здесь очень много недостоверных подробностей, гипотетических, легендарных. Много подробностей о Иеремии, Неемии, о которых нет и намека в канонических книгах. Также много описаний деяний полководцев. Кроме того, эта книга является компиляцией из 5 книг некоего Иасона Киринейского. Повествованию предшествуют 2 послания (1-2 главы) палестинских иудеев иудеям александрийским. Автор тоже неизвестен, но это скорее всего, палестинский иудей, сохранивший верность закону, но глубоко воспитанный на греческой культуре.

 

1 Макк., 1,1-5 – о победах Александра и его смерти. Есть две исторические неточности. 1) воцарился вместо него над Элладой. Но персидские цари никогда не владычествовали над греками, им так и не удалось поработить греков. 2) Александр Македонский не делил царство между слугами. Он почти скоропостижно скончался. Делить царство было не в его стиле, под конец возомнил себя чуть ли не богом в стиле римских императоров, заставлял даже кланяться и целовать ему ноги. Он просто умер и не оставил наследника. А его полководцы между собой разделили империю.

1, 7-10. Автор книги лишь вскользь упоминает о завоеваниях Александра Македонского, и переходит сразу к предмету повествования, к тем событиям, что начались при Антиохе Епифане. Т.е.здесь нет событий 3-го века (подчинение Палестины Птоломеям Египетской династии), а сразу начинается со 2 века.

1, 11-15. Проливает свет на ту обстановку, что была в Иудее. Далеко не все иудеи были ревнителями закона. Были и сторонники эллинизации вплоть до полного язычества.

1, 16-40 – война Антиоха с Птоломеем, ограбление Иерусалима – подробнее написано во 2 Маккав.книге. Здесь умалчивается об обстоятельствах, при которых были совершены эти события.

1, 41-63. О языческих жертвоприношениях. Не торопитесь осуждать Антиоха. Это постановление было крайне тягостно для ревнителей закона, но у того тоже были свои причины.

 

2 Маккав.книга, 3 глава. Греки жили рядом с евреями, друг другу не мешали. Цари Селевкиды не препятствовали евреям соблюдать закон, жизнь проходила тихо, спокойно. 3, 4-7 – о вывозе сокровищ. Видна обычна человеческая месть, т.к.он не смог противостоять авторитету первосвященника Онии, то решил т.о.ему досадить, некто Симон из колена Вениаминова, попечитель храма. Илиодор, уполномоченный царя, прибыл в Иерусалимский храм, но ничего не нашел, кроме небольшого имущества вдов и сирот, вверенного на сохранение. Но эти объяснения не подействовали, т.к.у него был приказ царя, он захотел вывезти эти сокровища. Но был поражен в храме и исцелился по молитве первосвященника Онии. Но Симон на этом не успокоился, продолжал клеветать на Онию, и через него стали совершаться даже убийства. 4, 1-6 – Ония счел за самое лучшее самому поехать к царю, чтобы устроить дела и решить все спорные вопросы. Вполне очевидно, что ему это удалось, потому что об этих делах ничего больше не говорится.

Ст.7-8. До смерти Селевка 4 все было тихо и благополучно, Онии удалось уладить все дела. Но с восшествием на престол Антиоха Епифана начались новые бедствия. Первосвященство через царя стал домогаться Иасон, брат Онии. По сути дела он просто купил первосвященство у сирийского царя. Незаконен сам факт покупки, конечно, но дело обстояло гораздо хуже. Стихи 9-10 – здесь вещи называются своими именами, ст.12-15. Намеренно построил палестру... Обнажение всегда было чуждо иудеям. 23-28 – 1) здесь уже первосвященником стал не левит даже, а человек из колена Вениаминова, 2) от отказывался уплачивать дань и не заботился о дани, а это уже могло рассматриваться как государственная измена, неповиновение власти. Также к этому надо прибавить еще и нестроения внутри самой империи – 30-31. Царь поспешно отправился и оставил после себя Андроника. 32-38 – похищение из храма сосудов, подарил, продал. Ония обличил, был убит. Царь возвратился, ему донесли. Андроник был казнен. Ония имел безусловный авторитет, Антиох Епифан уважал его. Это, конечно, не нравилось Менелаю. Соответственно он через Андроника убил Онию.

5, 5-10. Иасон напал на Иерусалим, затем был сослан в Египет и погиб (в Лакедемонии?) 11-14 – избиение 80 тысяч Антиохом.

Если оценить все это вместе – перестала поступать дань, нестроения в государстве – невольно приходит мысль о разделении империи. Очевидно, что этим и продиктован шаг Антиоха о введении единой греческой религии, раз причины были в иудейской религии. Казнил даже своего приближенного из-за убийства иудейского первосвященника. Раз такой полный разброд, решил вообще запретить иудейскую религию. Начались меры по введению единой греческой религии.

27 ст. - автор сразу переходит к Иуде Маккавею, о Маттафии и других братьях ничего не говорится. 6, 1-2. Начало мер по эллинизации. Главы 6 и 7 посвящены испытаниям веры и мученичеству.

Вернемся к 1 Маккав.книге, 2 гл. В любом восстании всегда есть движущий момент, после чего все нарастает как снежный ком. В священнический город Модин на северо-востоке от Иерусалима явились уполномоченные от царя с требованием об очередных жертвоприношениях. Маттафию как священника и авторитетного лица призвали в первую очередь совершить жертвоприношение. Он категорически отказался это сделать, и тут же на его глазах какой-то иудей подошел и совершил это жертвоприношение. Этого Маттафия вынести не мог, и он убил его, этого иудея, а также и царского посланника, и разрушил идольский жертвенник. Понятно, что в родном городе ему было оставаться нельзя. Совершив это убийство, он поднял восстание, и обратной дороги для него не было. Призвав ревнителей закона идти за собой, он стал скрываться в горах с сыновьями. К ним собралось большое количество иудеев. Они составили войско и сначала вели полупартизанскую войну – нападали на отдельные города, убивали отступников, разрушали языческие жертвенники, обрезывали необрезанных детей. Так было до дня смерти Маттафии. Он назначил своим преемником, старейшиной - Симона, прекрасно сознавал себя уже правителем восставших, а Иуду назначил военачальником. Завещал им хранить закон и был похоронен в родном городе Модине. Что касается Иуды, он перешел уже к открытой войне.

 

ПОДВИГИ ИУДЫ МАККАВЕЯ

Сирийцами не воспринималось как что-то серьезное первоначальные события. Более серьезно заявил о себе Иуда Маккавей. Автор 1 Макк.книги не скрывает своего восхищения этим человеком, в каком-то смысле воспевает ему дифирамбы. В этом, кстати, тоже проявляется греческое влияние на автора, его эллинизмы.

3 гл., начало – великие похвалы, вряд ли когда-нибудь кому еще воздавались. Ст.10-12 – то, что собрали значительное войско, говорит о том, что Иуду воспринимали очень серьезно. Далее – Сирон хочет своей победой над Иудой прославиться и сделать себе имя (13-14). 16-22 – образ Иуды вполне сравним с образом царя Давида. Эти слова, сказанные Иудой, по смыслу абсолютно те же, что были сказаны Давидом Голиафу. Так же, как Давид сражался мечом Голиафа, Иуда до конца жизни сражался мечом Апполония. Настроение тех, кто был с ним – глубокая вера, надежда на то, что Сам Бог сокрушит врагов. "Мы сражаемся за души наши и за законы наши" – с одной стороны, и без закона жизни нет, с другой стороны, война Иуды – это война отчаянных людей, которым терять уже нечего.

Как воевали в то время – могли долго стоять, убеждать друг друга, переговариваться, ждать. Потом в конце концов выходили сражаться. Сначала выходила группа храбрецов, и их тактика была совершенно иная. Основные факторы, способствующие победе – 1) внезапность нападения, а также ночное нападение. Уже было не до того, чтобы много дней стоять станом друг против друга, а просто предводитель маленького отряда подбадривал своих бойцов словом, и тут же кидался в бой. Прямо с дороги, когда шли, тут же, не останавливаясь, бросались в сражение. Этот прием был многократно применяем (Авраам при борьбе с месопот.царями, И.Навин в битве под Гаваоном, Давид в битве с амаликитянами, когда те напали на Секелаг, Гедеон – но там несколько другая тактика, он в сражение не вступал). Иуда Маккавей этим пользовался постоянно. Соответственно, пока большое войско должно выстроиться на сражение – а Иуда застал их на пути, т.е.сразу паника, 800 человек пали пораженными, и сразу же началось бегство. Так что сразу слава Иуды Маккавея дошла и до царя.

27-31, царь Антиох. То, что войскам он выдал годовое жалованье, говорит о том, что Иуду он воспринимал очень серьезно, и то, что собрал все силы царства своего – о том, что подавление восстания Иуды было для него главной задачей. Требовались средства, и он стал искать новый источник доходов. Так что он даже сам не пошел воевать, а отправился на добычу средств. Вместо себя оставил наместником своего полководца Лисия.

В этих условиях бедствий происходит национальное возрождение Иудеи. Все происходящее рассматривалось как наказание за отступление от закона, поэтому воспользовавшись моментом, Иуда начал с восстановления храма и нового восстановления государственности Израиля. Он уже ясно осознавал себя правителем Израиля. Перед сражением с 47-тысячной армией Лисия Иуда и народ постились и молились. Но в любом случае они предпочитали смерть в сражении попранию закона.

4 гл., начало. Горгий решил избрать тактику самого Иуды – внезапное ночное нападение, т.к.понимал, что имеет дело с очень сильным ополчением. Но Иуда перехитрил его. Видимо, он узнал об этом и ушел из лагеря. И когда Горгий был уверен, что Иуда бежит от него, внимание и собранность ослабли, был настроен на быструю победу, что сражения как такового не будет, тогда Иуда сам напал на него и разбил отряд Горгия.

Греческое войско, увидел подожженный стан передового отряда и войско Иуды, готовое к сражению, обратилось в бегство. Для Лисия дела обстояли очень тяжелым образом, потому что он не исполнил царского повеления, поэтому на следующий год он собрал уже 65-тысячную армию. Иуда вышел против него с 10 тыс.человек, но он разбил армию Лисия и обратил ее в бегство.

В это время Иуда, пользуясь благоприятными обстоятельствами, взошел на гору Сион, полностью обустроил и украсил святилище, восстановил богослужение, обстроил гору Сион и храм укрепленными стенами и укрепил сам город.

Такие успехи Иуды Маккавея с одной стороны, способствовали сохранению закона и населения, но с другой стороны вызвали ненависть окружающих народов, и они стали истреблять иудеев, которые жили среди них. Так что при победах Иуды Маккавея бедствия только увеличились.

Тогда Иуда переключился, перевел свои силы на войны с этими народами. Он неоднократно поражал идумеев, моавитян и других народов. Но бедствия усилились. Одновременно наступили бедствия в Галааде, за Иорданом, и в Галилее. Когда Иуда с его братом Симоном разделили войско, Симон отправился в Галилею, где много раз сражался с язычниками и одержал много побед, а Иуда воевал в Галааде. Там Иуда одержал также много побед, и везде они старались собрать евреев и переселять их в Иудею, в безопасное место.

С 6 гл.начинается повествование о параллельных событиях – царь Антиох разыскивал средства для ведения войны и захотел ограбить греческий город Элемаис, где богатство было оставлено Александром Македонским. Но хотя номинально этот город и считался в его подчинении, но жители города, узнав о намерении Антиоха Епифана, восстали против него, и он ушел оттуда ни с чем. А плюс еще в это время пришло новое известие о новых победах Иуды Маккавея. Он этого не смог пережить, слег в постель и скоро умер. Перед смертью он передал царские регалии одному из своих друзей, Филиппу, и поставил его регентом над своим сыном, Антиохом. Лисий же, как только услышал о смерти Антиоха, не пытался узурпировать власть, а поставил на царство его сына Антиоха Евпатора.

Иуда же не терял времени даром. Он решил уничтожить языческую крепость в самом Иерусалиме. Язычники, которые там жили, пошли к новому царю Антиоху Евпатору и попросили у него помощи. Они собрали 130-тысячное войско. Иуда не отказался от этого сражения, вступил в него. 600 человек из язычников пали, а что касается иудеев, то здесь говорится о смерти Елеазара, одного из братьев Маккавеев. Он погиб героически. Рассекая направо и налево, он добежал до царского слона, поразил его снизу и т.о.погиб с этим слоном. Поражение этого слона имело огромное психологическое значение, но в то же время Иуда не мог противостоять против такого войска, вынужден был отступить в Иерусалим, занять гору храма и приступить к оборонительной тактике. Съестных припасов не хватало, голод одолевал, и люди стали разбегаться от Иуды. Возможно, для Иуды все это имело бы тяжелые последствия. Тем не менее, спасли эти обстоятельства внутри империи Селевкии. Так Лисий услышал, что Филипп возвратился из Персии и что он хочет принять дела государства, поэтому он срочно заключил мир с Иудой, но когда Иуда вышел из крепости, царь туда зашел, то пренебрег клятвой и повелел разрушить стены. После этого Лисий срочно отправился в Антиохию, там вступил в сражение с Филиппом и взял город.

После этого беспорядки в империи Селевкидов не прекратились. Из Рима прибыл Димитрий, сын Селевка, его сразу приняли в Антиохии. Тут же войска схватили и Антиоха, и Лисия и убили их.

К нему пришли язычники с неким Алкимом, который домогался первосвященства. Царь отправил Вакхида вместе с Алкимом против Иерусалима и сделал в Иудее больше бедствий, чем все язычники. Но Иуда опять обошел все пределы Иудейские и отомстил язычникам и отступникам. Тогда царь послал некоего Никанора с приказом уничтожить иудейский народ. Никанор избрал тактику хитрости. Но Иуда не захотел встречаться с ним, т.к.видел, что тот с большим войском; встретился и сразу ушел. Тогда Никанор перешел к тактике открытых военных действий, но был разбит и вынужден был отступить в Иерусалим. Он надругался над храмом, над службой и жертвоприношениями, но в следующей же военной битве Никанор был наголову разбит и первым пал в сражении. Земля на некоторое время успокоилась.

8 глава – Иуда, пользуясь обстоятельствами, заключил союз с Римом. Потом все-таки Димитрий услышал о поражении Никанора и послал Вакхида и Алкима в Иудею с 20-тысячным войском. Иуда выступил против них с тремя тысячами. Видимо, это войско было хорошо вооружено, т.к.бывшие с Иудой уговаривали его не вступать в сражение, а собраться с силами. Иуда категорически отказался, вступил в сражение, но в этом сражении он допустил тактическую ошибку. Он устремил все силы против правого, самого крепкого крыла, где был сам полководец Вакхид и он разбил, обратил в бегство правое крыло, но после этого увлекся преследованием, в то время как левое крыло оставалось в целости. И левое крыло вступило в сражение с ним с тыла, сзади. Погиб Иуда, а войско обратилось в бегство. Ионафан и Симон похоронили его во гробнице отцов в Модине.

Т.е.как только они надеются на Бога, они побеждают, а как только вступают в союз с Римом, надеются на человеческий союз, они погибают.

 

ИОНАФАН МАККАВЕЙ

1 Макк. Ионафан был избран в тяжелое время, после смерти Иуды, когда подняли голову нарушители закона, язычники. Когда вокруг Ионафана стали собираться люди, когда узнали, что он избран на место Иуды, Вакхид стремился убить его, и Ионафан переправился в пустыню, а Вакхид переправился за Иордан за ним, и в это время семейство Маккавеев постигло новое несчастье. Остатками хананеев, живших в Иудее, был схвачен и умерщвлен еще один брат Иоанн, за что они потом отомстили хананеям. Между тем Вакхид со всех сторон зажал Ионафана, прижал к берегу Иордана. Войско Ионафана сражалось мужественно, и был даже момент, когда Ионафан чуть не поразил Вакхида, тот чудом уцелел. Но все-таки он не мог устоять против большого войска, его военное умение уступало Иуде, и он отступил. Здесь положение еще больше усугубилось, потому что Вакхид занял Иерусалим и другие города Иудеи, а Алким, его сообщник, который царской властью добился первосвященства, велел даже разрушить стену внутреннего двора, но был поражен, у него случился инсульт, и он умер, а Вакхид возвратился к царю и два года земля Иудейская оставалась в покое. Но сам факт пребывания Ионафана на свободе не давал покоя грекам, ни царю, ни Вакхиду. Вакхид послал письма союзникам в Иудею, чтобы тайно схватить Ионафана. Их умысел стал известен, и Ионафан сам схватил их и убил, после чего отправились в пустыню и возобновили крепость [Ефаси]. Вакхид осадил крепость, и тогда была избрана другая крепость. Ионафан тайно вышел из крепости, поразил союзников (вторичные отряды), а затем уже с тыла напал на Вакхида, в свою очередь Симон вышел из города и сразился с Вакхидом. Войско Вакхида было разбито. Больше Вакхид не приходил в Иудею, а все зло за поражение он сорвал на отступниках, которые советовали ему идти туда. Потом уже их продолжал истреблять Ионафан.

Неустройство, междоусобицы внутри самой империи Селевкидов. Может быть, еще не раз были бы попытки завоевания Иудеи и войн с Ионафаном, но в самой Антиохии возникали междоусобицы. Благодаря этому Ионафан мог не только управлять страной, но еще и влиять на ход дел внутри самой империи Селевкидов.

Так на политической арене появился Александр, сын Антиоха 6 Епифана. В этой ситуации, когда шла борьба за власть и за жизнь каждого претендента, оба они (Димитрий и Александр) стали делать выгодные предложения Ионафану, пытались заручиться его поддержкой, склонить его на свою сторону. В нем видели уже реальную политическую и военную силу, от поддержки его зависело очень многое. Но все-таки Ионафан, помня о том, сколько зла им причинил Димитрий, предпочел союз с Александром. Здесь была надежда на то, что новый царь сдержит свои обещания и что он действительно будет по-другому относиться к иудеям. Ионафан в тактическом отношении не прогадал, Димитрий был разбит Александром, Александр вступил в брак с дочерью Птоломея 6, они встретились у царя в Птолемаиде, туда же отправился Ионафан. Там на Ионафана пытались клеветать, но царь повелел снять с Ионафана его одежды и одеть в царскую одежду, т.е.оказать ему царские почести. Ионафан официально был назначен военачальником и областным правителем.

Два года прошли для Ионафана вполне благополучно, но потом на политической арене появился новый претендент на престол. Димитрий 2, сын Димитрия 1 – сразу резко отрицательно проявил себя по отношению к Ионафану. Ионафан, не дожидаясь его нападения, сам выступил против него, по пути пришлось завоевать ..., т.к.надо было проходить через нее, а Аполлоний, полководец Димитрия, решил взять Ионафана с Симоном в окружение, поставив конницу в засаде. Но Ионафан избрал другую тактику. Весь день они только оборонялись от стрел, а вечером, когда войска и конница устали, он разбил и тот, и другой отряд. Ионафан, пользуясь благоприятной для себя обстановкой, завоевал города на юге Иудеи. Потом обстановка стала еще более благоприятствовать ему. Царь египетский Птоломей изменил царю Александру и решил присоединить Сирию к своему царству. Царь Александр ничего не подозревал и повелел встречать Птоломея с большим почетом, он был его тестем. Птоломей же тайно заключил союз с Димитрием, отнял свою дочь у Александра и отдал Димитрию, пришел в Антиохию и возложил на себя два венца, т.е.заявил себя правителем не только Египта, но и Азии. По пути он проходил через Азот и Иоппию, ему жаловались на Ионафана, показывая сожженное капище Дагона, но царь промолчал, он был дальновидный политик и хороший стратег. С Ионафаном он встретился мирно, и отрицательных последствий Ионафан не испытывал.

Птоломей объявил себя царем Азии и Египта, Александр вступил с ним в сражение, но был разбит, убежал в Аравию и там убит. После этого сам Птоломей недолго пробыл царем, на третий день скончался, вместо него воцарился Димитрий. Ионафан еще больше использовал благоприятную для себя обстановку, он осадил языческую крепость в Иерусалиме и Димитрий вступил с ним в переговоры. Они встретились в Птолемаиде, Ионафан был встречен с почетом. Видимо, здесь Димитрий уговорил Ионафана снять осаду, Ионафан же в свою очередь попросил освободить от податей Иудею, что и было исполнено. Ионафан потом просил Димитрия освободить крепость в Иерусалиме, Димитрий обещал это сделать и одновременно попросил Ионафана о помощи, потому что в Антиохии вспыхнуло восстание. Ионафан послал 3 тысячи человек, которые подавили восстание в Антиохии самым жестоким образом, но Димитрий обманул Ионафана и ничего не сделал из того, что обещал. А самого Димитрия в это время уже поджидали новые опасности. Полководец Трифон привел юного царя Антиоха 6 Епифана, и он объявил себя царем. Он, разумеется, тоже делал самые лестные предложения Ионафану, подтверждал его права. Ионафан в это время фактически был уже независимым правителем. Трифон с Епифаном взяли Антиохию, но Ионафан тоже времени не терял, освобождал иудейские города от язычников. В то время войска Димитрия, который тоже не думал слагать с себя венец царя, послал против него многочисленное войско, они встретились около Галилейского озера. Ионафан попал в засаду, и его войско разбежалось. При нем остались считанные люди, которые мужественно продолжали сражение. Убежавшие с поля сражения, видя это, возвратились к нему и разбили неприятеля.







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.97.49 (0.017 с.)