ТОП 10:

Преподаватель - прот.Николай Диваков



ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

III курс МДС, 2003/04 уч.год

ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ

К ним относятся те, крые отображают историю Израиля от вступления в Землю обетованную до династии Маккавеев включительно. Более конкретно – до вступления во власть Иоанна Гиркана. Этих книг 19, из них 12 канонических и 7 неканонических. В еврейской Библии часть из этих книг помещена в пророческом отделе: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Самуил (1-2), Цари (3-4). Другая часть этих книг относится к Писанию: Паралипоменон, Ездра, Неемии, Есфирь.

Основная идея этих книг – зависимость благополучия Израиля от верности Богу. Земля обетованная – это символ земного рая. Это место хранения души. И когда человек нарушает закон, идет против воли Творца, он лишается права обладания этим земным раем.

Пик бедствий – Вавилонский плен – также имеет свое положительное значение для Израиля. Если в допленные времена идолопоклонство, язычество было просто обычным явлением в Израиле, то в послепленные времена Израиль окончательно утверждается в вере в Бога. Можно сказать, что как в Египте происходит этническое становление Израиля, так в Вавилонском плену – его религиозное становление.

 

КНИГА ИИСУСА НАВИНА

ЁШУА, греч. - ИИСУС НАВИН

Деление по содержанию:

1-12 главы – история завоевания Ханаана

13-21 главы – разделение Земли обетованной

22-24 главы – заключение книги. Общее собрание Израиля и завещание Иисуса Навина.

Цель написания книги – та, же, что и всех исторических книг. Четко прослеживается благополучие Израиля от верности Богу. Это несмотря на то, что книга, кажется, рассказывается о совершенно фантастических победах войска И.Навина над огромными союзными войсками ханаанских царей.

Для вступления в Землю обетованную требуется безусловное соблюдение закона (напр. - история Ахана)

Об авторстве: И.Навин – постоянный спутник, слуга Моисея, самое доверенное к нему лицо. Первый раз И.Навин упоминается в 17 главе, с 9 ст. в битве с амаликитянами, как военачальник. Также упоминается при восхождении Моисея на гору Синай, находился у подножия горы. Он действительно был одним из соглядатаев, посланных в Землю обетованную. Был от колена Ефремова. Тогда происходит его переименование из Осии в Иисуса. Особо можно отметить его особую любовь к Богу. Исход 33, 11: а юноша Иисус Навин не отлучался от скинии.

Перед своей смертью Моисей передает ему власть. И.Навин прожил 110 лет, и именно при нем Израиль сохранял верность Богу.

Далеко не всеми бесспорно признается авторство И.Навина. Что может говорить против его авторства: напр.19 глава – о завоевании коленом Дана Лаиса. Это событие происходило во времена Судей и описывается подробно в 18 главе Судей. Об идолопоклонстве в доме .... и обстоятельствах завоевания Лаиса. Правда, у И.Навина называется Лаис, а у Судей – Ласет. Это, впрочем, может говорить также и о позднейших редактированиях той или другой книги.

Еще одно место, крое вызывает сомнения: 6, 25: о проклятии строителя Иерихона – последняя часть стиха – вставка из греческой Библии (так и сделал Азар?: на первенце своем...).

В пользу авторства И.Навина говорит точное и беспристрастное описание событий. Есть подробное описание местности, где происходили события, подробное описание событий, вплоть до таких деталей, крые может указать не рядовой солдат, воин, а тот, кто находится в центре всех событий и в курсе всего хода битвы.

В пользу авторства И.Навина также древние свидетельства, в т.ч. раввинистические. Также и филологические формы встречаются те, крые впоследствии не употребляются.

Т.о., по-видимому, книга принадлежит И.Навину.

 

ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ИОРДАН

Вступление в Землю обетованную в буквальном смысле получает свое отражение как вступление в земной рай. Народ вводится туда Богом, и это получает свое внешнее отражение. Так, впереди стана шли не знамена, ни какие-то вооруженные отряды, а шли приблизительно за 1 км священники с Ковчегом Завета. При Моисее во время странствования по пустыни шел столп облачный. Теперь – Ковчег Завета. Т.к.с момента перехода Иордана Израиль уже собственник Земли обетованной и уже сам должен управлять в своей земле. Так же с момента перехода Иордана перестала выпадать манна. Т.к.с того дня стали питаться уже произведениями Земли обетованной. Переход через Иордан – с библейской т.зрения уже свершившийся факт того, что Израиль уже владеет этой землей.

Господь совершает через И.Навина такие чудеса, крые вполне сопоставимы с предыдущими чудесами, что были при Моисее. Так, во время разлива Иордана течение было остановлено. 3, 15: когда ноги священников.... Время разлива – это не время, благоприятное для войны, а время сбора урожая. Не то время, когда выступали на войну. Тем не менее, именно в это время Израиль переступает этот порог. Это первое чудо. В память об этом И.Навин повелевает взять со дна Иордана 12 камней по числу 12 колен и соорудить из них жертвенник.

Второе чудо – это завоевание Иерихона. Как обычно происходило завоевание городов: противник подступал к городу, сначала увещали город сдаться без боя. Но естественно, все заранее готовились к осаде, готовили запасы продовольствия и т.д. 2 пути у осаждающих – либо штурм, либо длительное изматывание голодом. Запасы продовольствия кончаются, и силы защищающихся истекают. Но здесь ничего подобного не было. Завоевание происходило совершенно по-иному. Первое событие перед завоеванием – то, что грозило гибелью Израилю. После перехода через Иордан И.Навин совершил обрезание Израиля. Напади на них хананеи в эти дни – и весь народ бы погиб в таком болезненном состоянии.

Есть одно место, трудное для истолкования. Можно толковать двояко. 5, 13 – 6,1. Явление - “вождь воинства Господня”... сними обувь свою... Иерихон заперся... вот я предаю в руки твои...

Здесь не было осадных орудий, насыпания валов, обстрела. Если бы это событие происходило в христианскую эпоху, мы бы называли этот поход крестовым. Было обхождение вокруг города.

Все, что находится в городе – это все заклятое. То есть, все поселение уничтожается (кроме семейства Раав-блудницы), а серебро и золото д.б.посвящено Богу. Все эти события поднимали авторитет И.Навина, делали его авторитет настолько же непреложным, каков был авторитет Моисея.

 

Гл.23. Завещание И.Навина

Старейшина колен И.Навин завещал хранить верность Богу, не вступать в родство с народами и продолжать завоевание.

 

КНИГА СУДЕЙ

евр.СОФЕТИН, греч.КРИТЭ

Охватывает период от И.Навина до начала теократического правления в Израиле (до нач.правления пророка Самуила). Отображает печальный период в истории Израиля. Тот период, крый наступил после смерти И.Навина, период духовного упадка. Народ стал смешиваться с язычниками, стал перенимать их обычаи и самое главное – идолопоклонство. Т.е.происходило не только этническое смешение. Соответственно, наступали уже и внешние бедствия. Правда, и в этот период Господь тоже не оставляет народ своим попечением, посылает им Судей. О некоторых из них рассказывается довольно подробно, а о некоторых дается просто краткое упоминание.

О таких судьях, как Гедеон, Самсон, повествуется довольно подробно.

Об авторстве книги: вероятнее всего, автором надо считать пророка Самуила. На тот период иевусеи еще живут в Иерусалиме (их крепость взял только Давид).

Гл.21, 25 стих (заключительн.) - и не было царя у Израиля... Т.е., возможно, автор, кто это писал, уже видел царя. М.б., Самуил, крый восстановил религиозное единство Израиля и способен был давать характеристику прошедшей эпохи.

Деление по содержанию:

1-2 главы – вступление. Повествуется о первых благополучных временах после смерти И.Навина, но также говорится о невыполнении Израилем постановлений Божиих, о неизгнании народов. Здесь же говорится о переходе от благополучных времен к временам упадка.

3-16 главы, основная часть книги. Собственно история судей и плачевное состояние Израиля.

17-21 главы, заключение. Как бы 2 приложения, крые очень ярко характеризуют состояние Израиля. 17-18 гл. - идолопоклонство в доме Михи...?, 19-21 главы – история с наложницей левита. Показывают, насколько глубоко падал Израиль в это время, глубину падения.

История Руфи выделена в отдельную книгу. По периоду времени ее тоже можно поместить сюда же.

 

Святоотеческое толкование чудесного орошения руна Гедеона, 6 гл.

Гедеон по-человечески просит от Бога знамения, чуда, подтверждения того, что ему суждено избавить Израиль от мадианитян. Просит, чтобы на руне была вода, а вокруг было сухо. И наоборот. Все сбылось и осуществилось. Когда на шерсти была вода, это символизирует ветхозаветный Израиль. Это единственный народ, где хранилась верность Богу. Второе явление – символизирует распространение веры среди других народов, в то время как Израиль не принял спасение.

 

Краткий экскурс по книге, показывающий состояние Израиля в этот период, его падение. Из какой глубины пропасти вытащил свой народ пророк Самуил.

1, 21. иевусеи... живут с сынами Вениаминовыми до сего дня

26 стих – Израиль сделал хананеев данниками, но не изгнал их. (Так экономически выгодно)

–явление Ангела... что не будет больше изгонять народ.

Вся история идет как по кругу: Отступление от Бога – бедствия, нашествие врагов, покорение врагами – избавление через судей – потом опять все по новой.

Кстати, сами судьи не всегда были на высоте. Взять того же Гедеона. Одержал он победу над мадианитянами, и что произошло дальше: 6, 22-28 – дайте мне каждый из добычи своей по серьге. Весу было 1700 золотых сиклей, кроме... Сделал из него ... и поставил в городе своем и стал сетью для него...

6, 6 – и возопили сыны Израилевы ко Господу.

С другой стороны, Стихи 27-34: Гедеон разрушил жертвенник и срубил дерево Ваала ночью, т.к.боялся за свою жизнь. ... Выдай нам сына своего, чтобы предать нам его смерти. Это о чем-то говорит. Вот как возопили ко Господу.

Еще одно место: 9, 27: собирали виноград свой, ели и пили, ходили в дом бога своего и проклинали Авимелеха. Полная анархия, отсутствие власти и авторитета, сам царь для них не авторитет.

Т.е.состояние Израиля – полное безразличие к вопросам веры, к государственной власти, полной разрозненности и разобщенности. Судьи тоже не имели высокого авторитета. Напр., Гедеон пошел небольшим отрядом против мадианитян, а ефремляне открыто выступали против него. Т.е.он уже не был для них никаким авторитетом. А Самсона и вовсе отдали филистимлянам. Более того, к концу периода судей – можно сказать, они вообще не имели никакого авторитета. И часто судьями называются просто предводители отдельных групп. Самсон – это богатырь из народа, который своей силой буквально творил чудеса. "Не было царя, каждый делал то, что ему казалось справедливым". В самом конце периода судей авторитетом стал пророк Самуил.

И пик падения всего, что описано в книге Судей – это то, что произошло с наложницей левита.

Судьи:

Гофониил (племянник и зять Хорева),

Аод,

Самегард,

Девора и Варак – избавили от Оависа, царя Ханаанского,

Гедеон,

Авимелех,

Фола, из колена Исахара

Иаир из Галаада

Иефай

Есевон из Вифлеема

Елон

Авдон (эти три судьи - 12,8-13)

Самсон

Емегар – 16,31 – только в Септуагинте

Илий первосвященник

Самуил.

 

КНИГА РУФЬ

евр., греч., - Руфь

Можно рассматривать как одно из приложений к книге Судей, правда, это повествование имеет уже положительный оттенок. Трудно назвать автора, видимо – пророк Самуил. В еврейской Библии книга относится к разделу не пророков, а писаний. Явно написана уже в период царей, причем во время, когда Давид был уже известной личностью.

1,1 – Когда управляли судьи... - говорит о периоде судей уже в прошедшем времени.

Конец, 17-22 ст. Овид, отец Иессея, отца Давидова... Уже Давид упоминается, т.е.он уже что-то значит, о нем уже было известно, хотя он был младшим сыном Иессея. Эти данные указывают на личность пророка Самуила.

Поступок Руфи, когда она пришла к Воозу ночью – нормальный и даже похвальный с т.зрения древней морали и закона Моисеева. Здесь нет ничего странного.

 

КНИГИ ЦАРСТВ

В греческой и славянской Библии – 4 книги Царств. В еврейской Библии – 1 и 2 книги представляют собой одну книгу – Сеферь Шамуэль, книга Самуила. 3 и 4 книги – тоже одна книга, Цари. В западной Библии называются – 1 и 2 книги Самуила и 1 и 2 книги Царей.

Перид времени, который охватывает книги Царств. Начинается с рождения Самуила и оканчивается Вавилонским пленом, конкретно – выведением царя Иехонии из темницы и его привилегированном положении при дворе вавилонского царя.

1 книга Царств – история правления Самуила и царя Саула.

2 книга Царств – правление царя Давида.

3 книга Царств – правление Соломона. Разделение царства и синхронная история двух царств – Северного и Южного. Оканчивается смертью Иосафата, царя Иудейского и Ахава Израильского.

4 книга Царств – начинается с повествования Охозии в Северном царстве и Иорама в Южном. Первые 17 глав продолжают синхронное повествование об истории двух царств, с 18 по 25 главу – продолжают историю Южного царства (после падения Самарии).

Вопрос об авторстве. Здесь именно тот случай, когда нельзя назвать одного автора. Книги охватывают период порядка 500 лет и ясно, что в их написании участвовало много людей. Начало этих книг - явно совершенно принадлежит тому же автору, что и автору книги Судей, пророку Самуилу. Окончание этих книг – предположительно пророк Иеремия, т.к.сходный язык и сходное повествование с книгами пророка Иеремии. Но это на уровне предположения. Владыка Сергий говорит об авторстве Ездры – но здесь язык и стиль совершенно отличный. Нет склонности к перечислению имен и народов, что было важно во время Ездры, а здесь – написано человеком политическим, мыслившим государственно.

Цель написания книг – та же, что и всех исторических книг. Показывается зависимость благополучия от верности Богу. Когда народ хранит верность Богу, тогда и благополучие, и безопасность. Как только отступает – его постигают бедствия. Также характерная черта книг Царств – подчеркивается значение царя как провиденциальной личности, олицетворяющей собой весь народ. Царь рассматривается как бы отец народа, как личность, вбирающая в себя весь народ. Соответственно, за грех царя страдает народ, страдает государства. Как и наоборот, за грех народа страдает царь.

 

ПЕРВАЯ КНИГА ЦАРСТВ

Всего в книге 31 глава, ее можно условно разделить на три части.

Первая часть – 1-4 главы – правление священника Илия.

5-12 главы – время судейства, правления пророка Самуила.

13-31 главы – время правления Саула.

 

Пророческая песнь Анны

2, 1-10. Большое сходство с песнью Богородицы. Рог – символ силы, могущества. Анна ставит Бога виновником рождения ребенка и воздает Ему благодарность за рождение сына. О понятии спасения – по большому счету всегда означает спасение от смерти. Для Анны рождение ребенка называется спасением. Бездетность означает смерть человека. Человек жив до тех пор, пока живо его потомство. Наличие потомства, рода означает продолжение жизни. Естественно, что бесплодная женщина находилась в униженном положении. Но пути Божии – это не пути человеческие. Соответственно, отсутствие детей далеко не всегда означает отвержение Богом.

2 ст. Исповедание единобожия; учение о том, что во всех тяжелых жизненных обстоятельствах нужно возлагать надежду на Бога и к Нему прибегать.

3-9 ст. Одна и та же мысль – что благополучие, силу, сам дар жизни дает Господь. Все это наследуют праведники. Грешник, если у него и будет благополучие, то временно, он его лишится.

10 ст. Главный дар, который может быть у человека – это дар богопознания. Разумеется, не рационалистического знания о Боге, а проникновения в тайны Божии. Другая мысль – Богу противостоять никто не может, Бог – Судия всех. И здесь впервые употребляется слово "мешерах", мессия, помазанник.

 

Служение пророка Самуила

3 гл. Начинал служить при скинии. Можно сказать, что в религиозном отношении была определенная степень богооставленности в Израиле. "Слово Господне редко, видения нечасты" (3,1). Служил при Илии – уже говорит о той обстановке, которую он тогда видел при скинии – совершенно беззаконные поступки сыновей Илия, которые соблазняли приходивших для жертвоприношения. Все это видел Самуил. Тем не менее, как это видно из текста, он сам не опустился до этого уровня. В этой обстановке происходит его призвание к пророческому служению. Еще при жизни Илия, а тем более по его смерти Самуил начал свою деятельность. Быстро облетела всех весть, что он призван на пророческое служение.

В каком состоянии достался Самуилу Израиль? Одновременное почитание и Бога, и идолов, когда все выстраивается в одну линию, в один ряд с истинной религией. Поэтому абсолютное большинство народа приходило в скинию для жертвоприношения – надо же и своего Бога не забывать... Но в основном народ языческий. В политическом отношении – 12 разрозненных колен, отсутствие единства. Внутри колен были и собственные распри. Колено Ефремово всегда наряду с коленом Иудиным серьезно претендовало на первенство.

И вот заслуга Самуила в том, что ему удалось объединить вокруг себя весь Израиль. Он стал для Израиля серьезным непререкаемым авторитетом, был преодолен сепаратизм отдельных колен.

Израиль находился под властью филистимлян. Филистимское иго было очень тяжелым. Это все досталось от Илия в наследство Самуилу.

По этим трем направлениям Самуил и проводил свою деятельность. Объединил под своим началом Израиль как народ, судя каждого добросовестно, непредвзято. Более того, когда он приобрел уже всеобщий авторитет, он направляет всю свою деятельность на возрождение истинной религии. И именно при Самуиле были одержаны первые победы над филистимлянами. Именно в этот период возникла столь долгожданная надежда на избавление от этого филистимского ига. Окончательно филистимлян разгромил Давид. Борьба была очень продолжительной. Бесконечные войны при Сауле, пока Давид их не разбил.

Еще одна заслуга пророка Самуила – явился основателем израильской монархии. Сложно сказать, почему к установлению монархии было такое негативное отношение, почему это считалось за грех. Одна причина вполне очевидная – болезнь любого правителя. Сам Самуил был честным и неподкупным судьей, а вот его дети уже стали судить за подарки. Вот почему народ стал просить царя. Все-таки царь получает свое содержание от всего государства. Царь обеспечен всем, и у него нет причин судить предвзято. С другой стороны, для Самуила это решение обозначало отвержение его лично, т.к.отвержение детей означает прекращение преемства власти. Кроме того, в Израиле в это время была особая форма правления – теократия. Такая просьба, такое требование обозначает отвержение Бога, отвержение правления Божия. Хотя в то же время и не является смертным грехом, т.к.это не идолопоклонство.

Деятельность пророка Самуила не прекращалась и во времена царя Саула до последнего дня его жизни. Самуил уже при наличии царской власти оставался судьей, был регентом царя, открывал ему волю Божию, обличал его. Самуил помазал на царство двух царей. Было даже, что спас Давида от Саула. Для самого же Саула он был непререкаемым авторитетом, Саул его побаивался. Слово Самуила, его расположение для Саула значило очень многое.

 

Вторая Книга Царств

Давид

Кажется, что много общего. И Саул и Давид выходцы из простого народа. Но видимо у них было какое-то принципиальное отличие. Оба царя были указаны Богом. Но если Саул обладал какими-то внешними данными (рост, сила), то в Давиде ничего не указывало на сокрытые в нем внутренние дары (таланты). Белокурый мальчик, пастушок, именно таким его увидел пророк Самуил, когда был послан в Вифлеем. Сам Самуил чисто по-человечески меньше всего мог видеть в этом юноше будущего царя и нац. гордость Израиля. На него также дано указание свыше. В силу случайных обстоятельств таланты Давида скоро раскрылись. До и после победы над Голиафом был взят Давид к Саулу, не ясно. Важно, что уже будучи призванным к царю он обладал очевидным талантом музыканта соответствующего уровня.

Стечение обстоятельств, победа над Голиафом. Что могло предвещать, что отец пошлет Давида с провизией для братьев на войну. В древности сражение начиналось не сразу, каждая сторона не хотела идти на смерть, и потому стремились подавить противника морально, без боя решить исход войны. Иногда месяцами два стана противника стояли друг против друга, унижали друг друга, ругали царей, богов противника, пока стихийно не начиналась война. В книге Макк. вернемся к этому факту. Иногда бывали случаи, что общей битве предшествовала схватка двух богатырей. И условие, что если Голиаф убьет кандидата от евреев, то евреи будут рабами у филистимлян, естественно без боя никто бы не сдался.

Чисто безумие то, на что идет Давид по-человечески. Надо иметь в виду его веру. А с военно-стратегической точки зрения простой, но совершенно гениальный расчет по тому времени. Давид загорелся религиозной ревностью. У него появилось желание во что бы то ни было сразиться с Голиафом. Саул его как воина совершенно не знал. Предложил ему соответствующие доспехи. Смешная ситуация, Давид походил в этих доспехах и почувствовал себя неуютно. За этим крылось его осознание, что даже в этих доспех он бессилен против Голиафа. Он избрал совершенно другую тактику, все выглядело, как будто мальчишка идет на явную смерть, с посохом и сумой с камнями против вооруженного великана. В этом случае все вооружение Голиафа становилось непригодным при победе невооруженного мальчишки. Самое унизительное поразил Голиафа его же мечом.

Далее начинается противоречивый процесс. С одной стороны Саул чувствует необходимость иметь Давида при себе, видеть в нем талантливого полководца. С другой стороны, вдруг после определенных проступков Саула Самуил начинает говорит, что Бог отнимет у него царство и изберет другого. Интуитивно Саул видит в Давиде своего будущего приемника. А тут еще идет какой-то слух, что Самуил когда-то ходил в Вифлеем, был в доме Иессея и вроде помазал Давида на царство. Естественно, что от такого человека лучше избавиться. Лучший вариант отправить его на войну. К филистимлянам, и не однократно отправлял Саул. И Давид каждый раз возвращался к нему победителем и выполнял порученное ему задание. Этот вариант уже не прошел. Здесь примешивался еще один фактор, родственные связи. Победителю над Голиафом обещана рука дочери Саула. Давид одержал эту победу. Самуил должен был отдать за него свою старшую дочь, Мирова. И видимо у Давида самого не было особого желания выполнять своего обещания, его ответ: «разве легко быть зятем царя». По-видимому, Мирова была выдана замуж за другого человека, в связях с которым Саул имел больший интерес.

Но тут возникло одно обстоятельство, неожиданное и для самого Саула, хотя и возможное. Давида полюбила младшая дочь Саула Мелхола. Теперь представился самый благоприятный момент, чтобы избавиться от Давида. Чего просит Давид в качестве приданного. Он не был богат, чтобы дать достаточно дочери царя. Саул был практичен, хотел избавиться от Давида… Приданое: … и краеобрезание 200 филистимлян. Разлагается сразу, надо было доставить в течение дня. Давид исполнил. Давид - Потенциальный соперник Саула, и факт родства еще не означает взаимной любви между тестем и зятем. Сознание необходимости Саулом Давида, родственные чувства, с другой стороны его гложат чувства ревности, Давид потенциальный израильский царь. Он тот, кому должно отойти царство согласно пророчеству Самуилу (по слухам и по дальновидности Саула, он приходит к этому выводу). Родственная связь разрывается, когда Давид бежит, Мелхола остается дома и была выдана за другого человека. При своем воцарении. С 7 детьми от другого Давид ее вернул себе. Давид выдает потомков Саула этих детей гоавитянам.

Государственные дела запускаются. В первый период своего правления Саул воевал с филистимлянами и др. внешними врагами государства. Одерживал победы. Теперь он всю мощь государственной машины направляет на то, чтобы изловить Давида и таким образом избавиться от противника. Где Давид только не прятался со своей горсткой людей. Был и … в пустыне Ингади. И самый тяж. шаг в его жизни, который он вынужден был сделать, это уйти к филистимлянам. Здесь опасность не намного меньшая чем от пребывания у Саула, филистимлянам было что припомнить Давиду.

Иоав, полководец Давида

Полководец Давида Иоав, его племянник, сын сестры Давида. Стал полководцем не из родственных чувств, Иоав был первым, кто начал поражат евусеев, как того и обещал Давид. Был предан до самозабвения, всецело царю Давиду. И стремился сделать все для того, чтобы правление Давида было как можно более благополучным. Ему Давид обязан многими всеми военными победами, по кр. мере во втор. Половине правления. Иоав был героем Израиля своего времени. Ошибка Иоава была в том, что свою преданность царю Давиду он возводил в абсолютную степень. Все, кто когда-то действовали против царя Давида, становились его врагами. И по отношению к таким людям он допускал не только в политическом, военном, дипломатическом отношении, но и в плане нарушения Закона Божия. 1) Убийство Авенира, полководца Саула. Две стороны поступка: а) т.к. полководец воевавший против Давида, значит личный враг и для него, но Иоав не учел переход Авенира на сторону Давида и его желание подчинить Израиль Давиду, война была прекращена и кровь пролита в мирное время. Авенир убил Ассаю, младшего брата Иоава. Но убил в сражении, на войне, по неопытности Ассаи, Авенир предупреждал отступи, или поражу. Еще он нарушил волю царя, когда убил Авессалома. Видимо, у них была какая-то дружба с Авессаломом до восстания, т.к. после убийства Авенона, Иоав ходатайствует за Авессалома перед Давидом. Но посягнув на Давида, он становится врагом на Иоава. Иоав сразу убивает его, когда тот повис на дереве. Иоав прав в стратегическом плане, но не прав когда не учел чувств отца. Давид побаивался Иоава, тем не менее отстраняет его после этого от должности глав. полководца, на его место назначен Амиссай.

Некто Савей поднял восстание против Давида. Д. посылает Амиссая собрать войско подавить восстание, дает 3 дня. Амиссай промедлил дольше этого времени, прямо не говорится, что он перешел на сторону Саввея, и невозможно его в этом заподозрить. Видимо, был нерешителен и выжидал, чем кончится дело. Иоав тут же проявляет свою обычную решительность. Амиссай тоже становится для него врагом за это двоедушие, убивает его и со своим братом Авессой подавляет восстание Саввея. Давид в упрек не ставит Иоаву за убийство Авессалома, обычный ход войны, но упрекает за эти два коварные убийства. Сила воздаяния мести на востоке. Давид становится стар, но и тут он завещает Соломону свести счеты с Иоавом. Почему? Земля очищается от убийства невинной крови, не иначе как кровью убийцы. Давид так и говорит, Иоав совершил 2 коварных убийства ради Давида, кровь лежала бы на доме Давида. Давиду было что припомнить в личном плане, как убийство Авессалома, но Давид этого даже не упоминает. Во время неудавшегося заговора Адония (старш. сына Давида), именно в этот момент нашел Соломон, чтобы совершить завещание Давида и убить Иоава. Трагическая личность, всецело отдавал себя на служение царю и стране, тем не менее из-за своей опрометчивости заканчивает трагически свою жизнь.

Прежде всего – это блестящий полководец, одержавший многие победы. Однако при этом он человек, необычайно преданный царю, сам при этом пользуясь необычайной популярностью в народе, так что иногда Давид его побаивался, и прощал ему кое-какие проступки. Можно приблизительно выстроить концепцию его с т.зрения государственного устройства. Во главе государства стоит царь, а все, кто не подчиняются или если кто серьезно провинился перед царем, должен умереть. Это мышление, правильное само по себе, приводило его часто к неправильным шагам.

Первый шаг, который он совершил – убил Авенира, полководца Иевосфея, сына Саула. Этот полководец перешел уже на сторону Давида, своим авторитетом хотел собрать ему весь Израиль. Но тем не менее, Иоав не поверил в искренность намерений Авенира, совершил это убийство, свел военные счеты в военное время.

Еще было несколько подобных шагов, но самое главное, что он совершил – вмешался в вопросы престолонаследия. Когда Давид состарился, и Адония, старший сын после Авессалома провозгласил себя царем, то Иоав был на его стороне. Имеет значение здесь, что это был в высшей степени человек долга, который не искал ничего для себя и исполнял по чести этот долг. Он не хотел воцариться, у него не было мысли поднять руку на царя, а именно заботился об Израиле. И соответственно, он поддержал старшего сына Давида в его восшествии на престол. Тем не менее, воля Давида была иной. Чувствуя свою старческую слабость и видя самовольный поступок Адонии, он по-своему устраивает государственные дела. Он воцаряет Соломона, исполняя свое давнее обещание.

Тут сам Давид обещает Иоаву свести с ним счеты за совершение незаконных убийств. Незаконное убийство ничем не смывается. 3 Царств 2, 5-6:

5 Еще: ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин, как поступил он с двумя вождями войска Израильского, с Авениром, сыном Нировым, и Амессаем, сыном Иеферовым, как он умертвил их и пролил кровь бранную во время мира, обагрив кровью бранною пояс на чреслах своих и обувь на ногах своих:

6 поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю.

Т.е. Соломон поступил с ним по закону. Повелел его казнить, когда узнал, что стоит в храме и держится за роги жертвенника.

Исход 25, 12-14: кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти... Если кто с намерением злым убьет и прибежит к жертвеннику, то от жертвенника бери его на смерть. Это дважды совершил Иоав.

 

29.09.2006

Когда царь жил в доме своем, и Господь успокоил его от всех окрестных врагов его, 2 тогда сказал царь пророку Нафану: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром. 3 И сказал Нафан царю: все, что у тебя на сердце, иди, делай; ибо Господь с тобою.

Здесь пророк видя многократное благословение Бога к намерениям Давида, и благовидность этого намерения Давида, сразу дает ему ответ от себя. Часто пророки говорили не слово Божие, а от себя чисто по-человечески.

 

Третья книга Царств

Книга охватывает период от воцарения Соломона до смерти царя Ахаза Израильского и Иосафата Иудейского. Можно разделить на две части:

1-11 главы – описывает правление Соломона

12-22 главы – описывает историю разделенных царств, синхронная история северного и южного царства.

Соломон

Косвенная причина - Самовольное воцарение Адония. Надо отдать Адонию должное, в отличие от Авессалома он восстания не устраивал. На отца руку не поднял бы, просто отстранил его от дела. Священники Авиафар и … Это было люди до смерти преданные Давиду. Это шаг был предпринят просто из-за недееспособности Давида. Давид же в свою очередь раньше обещал Версавии, что Соломон будет царствовать. Как всегда были партии: Садока-священника и пророка Нафана были на стороне Соломона. «Версавия спасай жизнь свою». Не Давид спасай… Соломон становился соперником Адония.

Адоний объявил себя царем самовольно, а Соломон по воле отца. И этот один факт говорит о многом. Невольно вспоминаются предыдущие дети Давида, Авессалом, Амнон… Давид в то время был еще молодым и все время проводил в военных походах. Т.е. преимущественно матери и воспитатели со стороны занимались детьми Давида. А были ли и эти воспитатели, Давид еще не был царем. Скорее всего, дети были предоставлены сами себе по независящим от Давида обстоятельствам. Соответственно, старших детей при их воспитании боялись как будущих царей, потому и баловали. Соломон не был старшим царем, родился в мирное время, после окончания преследований Давида, войн. Ему Давид мог уделять больше внимания, чем старшим детям. Хорошо воспитан во всех отношениях, и в культурном, и в нравственном и в религиозном. Именно, поэтому ему Давид отдал предпочтение. Еще почему предпочел Соломона Адонию. Что значит, если старик-царь сажает на престол своего сына. Царь не опасается за свою жизнь, отец сыну не конокурент в этом случае, сын не будет убивать отца. Вопрос в том, будет ли сын после перехода власти еще забодится об отце, когда сыну перейдут все слуги и владения. Давид был уверен в Соломоне. Давид до самой старости занимался делами (распределение священников по чередам итд), чтобы не чувствовать себя забытым и всеми брошенным. Несмотря на юный возраст, не более 20 лет, Соломон всех поражал своей мудростью и выдержкой с самого момента воцарения. В сущности был посажен на престол, когда в нескольких километрах праздновалось воцарение Адония. С точки зрения логики, первым шагом должнобыло быть устранение Адония, конкурента, но он не создает себе репутацию тирана. Послам Адония говорит, что если будет вести себя мирно ему ничто не грозит. А при явлении самого Адония, просто ему говорит: «Иди домой!». Выдержка и спокойствие несвойственное юноше.

Личность Саломона принципиально отличалась от личности Давида. Давид был выходцем из народа, и всю жизнь себя сознавал частью этого народа. Соломон родился в царском дворце. В частности по этой причине характеры у них были различны. Давид был очень душевный человек. Остро переживал как положительные, так и отрицательные события в своей жизни. Соломон был человеком очень твердым, в приктическом смысле. Правление Давида внутри страны, в отношении своего народа было очень мягким. 3 Цар 2:12. 12 И сел Соломон на престоле Давида, отца своего, и царствование его было очень твердо.

Не значит, что он был тираном своего народа, но умел держать своих подданных в руках очень жестко. По этому можно судить о личностях по произведениям обоих. Псалмы трогательны, душевны, человек изливает душу почти по-женски, хоть и выдающийся полководец и могущественный царь. Практическая житейская и религиозная мудрость Соломона в Екклесиасте, притчах. Как в зеркале отражается личность того и другого. В отличие от Давида царство Соломона было мирным, хотя он и провел одну войну в своих торговых интересах. Если Давид решал внешне-полит. конфликты путем войны, иначе было и нельзя в то время. То Соломон заключением династических браков. Примеров тому много. 3 Цар. 5:13-18

Богоявления Соломону

1) В Голове, жертвоприношение Богу. 3 Цар 3

ЖП совершено на высоте, т.е. далеко не всегда жп на высотах имеет отношение к язычество. высота (бама по евр.). Часто это невысокая площадка из камней, на кот. соверш. жп не обязательно языч. С точки зрения закона это жп противоречило, но до времени основания храма терпимое отношение к такому жп; ставится в упрек народу, когда откровенное язычество началось. 3 Цар 3 рассматр. как реал факт. Тем не менее гов. как Соломон любил Господа, и ему за это жп нет осуждения Бога. Здесь видно, как Господь раскрывает личность Соломона. «Проси, что дать»… Соломон попросил мудрости. Кроме того, если будет ходит перед Богом как Давид, продолжаться дни его. Это первое БЯ, описанное в 3 Цар 3, носит благодетельный характер, описывает его характер с положительной стороны.

2) 3 Цар 9. После освящения Храма.

Самый лучший, пожалуй, период правления Соломона, когда он находился на пике своей славы и своего могущества. Ответ на молитву Соломона:

Храм Соломона







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.132.114 (0.026 с.)