ТОП 10:

И увидел Ахитофел, что не исполнен совет его, и оседлал осла, и собрался, и пошел в дом свой, в город свой, и сделал завещание дому своему, и удавился, и умер, и был погребен в гробе отца своего.



 

Он был мудр. Понимал, что получается, что он организовал и руководил переворотом, возможно имел и другие планы. Царь молодой, им можно управлять. Главное, сместить Давида, а молодым можно управлять. Он уже предвидил результат. Увидел свою главную ошибку жизни, привык, что его совета все слушают и беспрекословно повинуются. Не учел он только одного, что и слушатель, которому он дает совет, тоже должен быть достаточно мудрым, чтобы этот совет принять. Это была главная и м.б. единственная ошибка его жизни, именно этого он не просчитал. Что ему оставалось, предвидя результат дела, на которое возложил столько сил, либо пойти к Давиду и быть униженным либо облечь себя на смерть.

Последующие события долго себя ждать не заставили. После поражения Авессалома Давид оставался за Иорадном, он не возвращался в Иерусалим. Требовалось признание со стороны его коллег, что он царь. И интересно то, что инициаторами возварщения Давида на престол были северные колена, не Иудино. Колено Иудино само попало в неловкое положение, активно участвуя в перевороте, северные колена лишь позднее присоединились к перевороту, им было проще. Д. вернулся, и сразу нашествие филистимлян. Они знали, что это самое удобное время восстановить гегемония над Израилем.

2 Цар. 20. Восстание Савея (проще чем в. Авессалома)

Перепись. Что отрицательного в этой переписи, со стороны полководца Иофа.

Релегиозная деятельность Давида. Всю жизнь и всецело был предан воле Божией. Верен закону, и на каждый серьезный шаг испрашивал волю Божию. Надо перечислить три пункта его деятельности:

Перенесение ковчега во Иерусалим из дома Аминодава и устройство скинии в Иерусалиме.

Намерение построить храм, которое не исполнилось. Но за которое он удостаивается пророчества пророка Нафана о будущем своего дома(потомства).

Паралипомен: после воцарения Соломона, Давид уже отошел от своих дел, распределение священников по рядам.

Только некоторые моменты его жизни, которые его наиболее ярко характеризуют.

Прежде всего, он был родом из Вифлеема, происходил из колена Иудина. Был помазан также лично пророком Самуилом еще во время правления царя Саула. Понятно, что выбор был указан Самуилу Самим Богом. Казалось бы, что этот мальчик еще ребенок, что в нем нет никаких способностей. Говорится о том, что он был красив, белокур, т.е.никаких еще явных способностей в нем не проявлялось. Тем не менее, прошло совсем немного времени, и уже он обратил на себя внимание. В первую очередь – как музыкант, который был способен успокоить дух Саула. Еще более он проявил себя в сражении с Голиафом. Почему эта победа имела такое значение – больше психологическое, т.к.победа над одним человеком имела моральное значение, тот факт, что безоружный мальчишка одержал победу над великаном-богатырем, который был сплошь закован в броню, и при нем было все военное снаряжение. В этом смысле и пели про него, что он победил десятки тысяч, т.к.такая победа сразу морально подавила филистимлян. Дальше уже происходит, с одной стороны, светский рост Давида, начинается его карьера, рост при дворце, с другой стороны – многократно возникают опасности для его жизни. Даже внешне показывая расположение к Давиду, Саул уже боялся его. Пример с 200 краеобрезаниями филистимскими. Не только их перебить, но еще и плоть обрезать.

История с гонениями Давида. Как Давид себя проявляет здесь? С одной стороны, он уже знал, что будет царем, т.к.уже помазан на царство. Обычно такие ситуации на востоке решаются государственным переворотом, но Давид не смел поднять руки на Саула, ведь Саул – помазанник Божий. Он уходил от него, в том числе и в чужую землю, но на него руки не поднимал, хотя совершенно явно у него два раза была такая возможность. Соблазн был огромный, он мог убить Саула тихо и незаметно. Более того, в душе он оставался преданным Саулу и готов был служить ему всю жизнь.

В дальнейшем, в его правлении ему тоже ничто не давалось легко. С чего началось его правление? Он вернулся после поражения Саула из Секилага в Хеврон, в Иудею, и там воцарился над коленом Иудиным. Насколько он был предан Саулу, говорит тот факт, что он послал послов, жителей Иависа Галаадского, выразить им благодарность за то, что они погребли Саула. В то же время, в условиях продолжающейся зависимости от филистимлян ему предстояла еще и внутренняя междоусобица, гражданская война, т.к.над остальными израильскими коленами воцарился Иевосфей, сын Саула. Можно сказать, что в этот период единство Израиля, которое было достигнуто огромными трудами и личным авторитетом пророка Самуила, временно пошатнулось. Здесь опять возникло разделение, пока временное. Тем не менее, Давид был известной личностью, более того, авторитет его постоянно возрастал, ему удалось достичь единства Израиля и объединить под собой весь Израиль, хотя это стоило неоднократных сражений с войсками Иевосфея. Понятно, что там было много погибших, как естественно на всякой войне, но Давид не стремился поразить всех своих противников, а к тому, чтобы объединить и укрепить государство. Соответственно своим задачам, он собирал вокруг себя соответствующих людей, хотя, конечно, далеко не всегда люди соответствовали своему назначению. Один пример – 2 Царств, 2, 24-28.

24 И преследовали Иоав и Авесса Авенира. Солнце уже зашло, когда они пришли к холму Амма, что против Гиаха, на дороге к пустыне Гаваонской.

25 И собрались Вениамитяне вокруг Авенира и составили одно ополчение, и стали на вершине одного холма.

26 И воззвал Авенир к Иоаву, и сказал: вечно ли будет пожирать меч? Или ты не знаешь, что последствия будут горестные? И доколе ты не скажешь людям, чтобы они перестали преследовать братьев своих?

27 И сказал Иоав: жив Бог! если бы ты не говорил иначе, то еще утром перестали бы люди преследовать братьев своих.

28 И затрубил Иоав трубою, и остановился весь народ, и не преследовали более Израильтян; сражение прекратилось.

 

Лучших людей Иевосфея он пытался не уничтожить, а привлечь к себе, что ему и удалось в конечном итоге сделать. Давид объединяет в конечном итоге вокруг себя весь Израиль. Мы называем Давида пророком, праведником, но надо иметь в виду, что это был очень воинственный царь, одно упоминание его имени вызывало ужас у многих народов. Но сам на войны не напрашивался, а вел оборонительные войны. Этот кроткий, смиренный человек одержал фантастические победы. Ему суждено было неоднократно разбить филистимлян, так что они перестали представлять из себя какую-то угрозу для Израиля. Из всех побед, которые он одержал, нужно упомянуть блестящую победу с небольшим войском над сирийско-аммонитской коалицией, причем победу из окружения. В этот период раскрывается талант Давида как стратега и как дальновидного политика. Если брать именно этот пример, с войной с сирийцами и аммонитянами, Давид поступил совершенно правильно. Сначала он разбил сирийцев, дошел до Дамаска. Уже потом, когда его охранные отряды стояли в Сирии, тогда он уже свел счеты с аммонитянами, взял ....

О личности можно сказать еще вот что. Хотя он по сравнению с Саулом позволял некоторую роскошь, у него был дворец, была не одна жена, все-таки он по-человечески не был свободен от слабостей и погрешностей. Можно упомянуть его жизненные ошибки, промахи, но это был человек, который умел признавать свои ошибки, причем публично. Если бы пророк пришел к любому царю, кроме Давида и сказал ему об ошибках, его дни, вероятно, были бы сочтены. Но не таков был Давид.

До нас дошли его псалмы. Вся Псалтирь как самостоятельное цельное произведение приписывается ему (ее начало). Псалмы представляют основу нашего христианского богослужения.

Всего Давид правил 40 лет над Израилем, и еще при своей старости воцарил Соломона. Довольно уникальный пример, когда престарелый царь при своей жизни воцаряет сына.

Время правления Давида относится ко 2 Царств, эта книга полностью посвящена описанию его правления. Ее можно разделить на части:

1-4 главы – описание семилетнего правления Давида в Хевроне над коленом Иудиным.

5-10 главы – описание самого блестящего периода правления Давида над Израилем в Иерусалиме.

11-21 главы – грех Давида и последовавшие за ним бедствия.

22-24 главы – последние годы правления царя Давида. Не случайно здесь Давид называется сладким певцом Израиля (23,1).

 

Иоав, полководец Давида

Полководец Давида Иоав, его племянник, сын сестры Давида. Стал полководцем не из родственных чувств, Иоав был первым, кто начал поражат евусеев, как того и обещал Давид. Был предан до самозабвения, всецело царю Давиду. И стремился сделать все для того, чтобы правление Давида было как можно более благополучным. Ему Давид обязан многими всеми военными победами, по кр. мере во втор. Половине правления. Иоав был героем Израиля своего времени. Ошибка Иоава была в том, что свою преданность царю Давиду он возводил в абсолютную степень. Все, кто когда-то действовали против царя Давида, становились его врагами. И по отношению к таким людям он допускал не только в политическом, военном, дипломатическом отношении, но и в плане нарушения Закона Божия. 1) Убийство Авенира, полководца Саула. Две стороны поступка: а) т.к. полководец воевавший против Давида, значит личный враг и для него, но Иоав не учел переход Авенира на сторону Давида и его желание подчинить Израиль Давиду, война была прекращена и кровь пролита в мирное время. Авенир убил Ассаю, младшего брата Иоава. Но убил в сражении, на войне, по неопытности Ассаи, Авенир предупреждал отступи, или поражу. Еще он нарушил волю царя, когда убил Авессалома. Видимо, у них была какая-то дружба с Авессаломом до восстания, т.к. после убийства Авенона, Иоав ходатайствует за Авессалома перед Давидом. Но посягнув на Давида, он становится врагом на Иоава. Иоав сразу убивает его, когда тот повис на дереве. Иоав прав в стратегическом плане, но не прав когда не учел чувств отца. Давид побаивался Иоава, тем не менее отстраняет его после этого от должности глав. полководца, на его место назначен Амиссай.

Некто Савей поднял восстание против Давида. Д. посылает Амиссая собрать войско подавить восстание, дает 3 дня. Амиссай промедлил дольше этого времени, прямо не говорится, что он перешел на сторону Саввея, и невозможно его в этом заподозрить. Видимо, был нерешителен и выжидал, чем кончится дело. Иоав тут же проявляет свою обычную решительность. Амиссай тоже становится для него врагом за это двоедушие, убивает его и со своим братом Авессой подавляет восстание Саввея. Давид в упрек не ставит Иоаву за убийство Авессалома, обычный ход войны, но упрекает за эти два коварные убийства. Сила воздаяния мести на востоке. Давид становится стар, но и тут он завещает Соломону свести счеты с Иоавом. Почему? Земля очищается от убийства невинной крови, не иначе как кровью убийцы. Давид так и говорит, Иоав совершил 2 коварных убийства ради Давида, кровь лежала бы на доме Давида. Давиду было что припомнить в личном плане, как убийство Авессалома, но Давид этого даже не упоминает. Во время неудавшегося заговора Адония (старш. сына Давида), именно в этот момент нашел Соломон, чтобы совершить завещание Давида и убить Иоава. Трагическая личность, всецело отдавал себя на служение царю и стране, тем не менее из-за своей опрометчивости заканчивает трагически свою жизнь.

Прежде всего – это блестящий полководец, одержавший многие победы. Однако при этом он человек, необычайно преданный царю, сам при этом пользуясь необычайной популярностью в народе, так что иногда Давид его побаивался, и прощал ему кое-какие проступки. Можно приблизительно выстроить концепцию его с т.зрения государственного устройства. Во главе государства стоит царь, а все, кто не подчиняются или если кто серьезно провинился перед царем, должен умереть. Это мышление, правильное само по себе, приводило его часто к неправильным шагам.

Первый шаг, который он совершил – убил Авенира, полководца Иевосфея, сына Саула. Этот полководец перешел уже на сторону Давида, своим авторитетом хотел собрать ему весь Израиль. Но тем не менее, Иоав не поверил в искренность намерений Авенира, совершил это убийство, свел военные счеты в военное время.

Еще было несколько подобных шагов, но самое главное, что он совершил – вмешался в вопросы престолонаследия. Когда Давид состарился, и Адония, старший сын после Авессалома провозгласил себя царем, то Иоав был на его стороне. Имеет значение здесь, что это был в высшей степени человек долга, который не искал ничего для себя и исполнял по чести этот долг. Он не хотел воцариться, у него не было мысли поднять руку на царя, а именно заботился об Израиле. И соответственно, он поддержал старшего сына Давида в его восшествии на престол. Тем не менее, воля Давида была иной. Чувствуя свою старческую слабость и видя самовольный поступок Адонии, он по-своему устраивает государственные дела. Он воцаряет Соломона, исполняя свое давнее обещание.

Тут сам Давид обещает Иоаву свести с ним счеты за совершение незаконных убийств. Незаконное убийство ничем не смывается. 3 Царств 2, 5-6:

5 Еще: ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин, как поступил он с двумя вождями войска Израильского, с Авениром, сыном Нировым, и Амессаем, сыном Иеферовым, как он умертвил их и пролил кровь бранную во время мира, обагрив кровью бранною пояс на чреслах своих и обувь на ногах своих:

6 поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю.

Т.е. Соломон поступил с ним по закону. Повелел его казнить, когда узнал, что стоит в храме и держится за роги жертвенника.

Исход 25, 12-14: кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти... Если кто с намерением злым убьет и прибежит к жертвеннику, то от жертвенника бери его на смерть. Это дважды совершил Иоав.

 

29.09.2006







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.008 с.)