Упражнение «Конечные согласные». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Конечные согласные».



Для смысла слов они важны –

 Конечные согласные.

Но в речи часто не слышны.

Тренировать их мы согласны.

Как будем их тренировать?

Строку с строкою рифмовать. Повторяйте какое-либо окончание с согласным звуком на конце, и в рифму этому окончанию сами будут рождаться неза­мысловатые строки, типа:

Ать-ать-ать-ать. Очень хочется гулять.

Ёт-ёт-ёт-ёт. Но с утра дождище льёт.

Уть-уть-уть-уть. Не пойти ли мне соснуть.                          

 Ать-ать-ать-ать. Завтра рано мне вставать.

Упражнение «Хоровод».

Ют-ют-ют-ют – красны девицы поют.

От-от-от-от – водят русский хоровод. 

Ят-ят-ят-ят – ясных соколов манят.

Ут-ут-ут-ут – хоровод водить зовут.

Еть-еть-еть-еть – вместе звонки песни петь.

Упражнение «Турпоход».

       Ёт-ёт-ёт-ёт – солнце медленно встаёт;

       Ит-ит-ит-ит – пионерский лагерь спит.

       Ат-ат-ат-ат – просыпается отряд.

       Ут-ут-ут-ут – на зарядку все идут.

       Ат-ат-ат-ат – к умывальникам спешат.

       Ыт-ыт-ыт-ыт – стол давно уже накрыт

       Ёт-ёт-ёт-ёт – пионеров завтрак ждет.

       От-от-от-от – собралися все в поход.

       Ёт-ёт-ёт-ёт – весело отряд идёт.

       Ём-ём-ём-ём – все довольны этим днём!

Упражнение «Ловушка Т».   

       Говорю я по складам.

       Видите старанье?

       Ни одной я не отдам

       Буквы в окончанье.

       В слове сееТ на конце

       Не исчезнет буква "Т".

       В слове "прыгнеТ", "упадёТ",

       Тоже "Т" не пропадёТ.

       Очень чётко я звучу,

       Букву "Т" не проглочу.                 

Упражнение «Все в мире живет».                     

Пыхтит паровоз

Ползет водовоз,

Плывет пароход,

Летит самолет,

Поет ветерок

Цветет ноготок,

Растет грибок,

Гудит городок,

Грустит бегемот,

Волнуется крот...

Все то, что пыхтит, и ползет, и плывет,

Летит, и поет, и цветет, и растет –

Все это по-своему в мире живет.

Вот!

Целевая установка упражнения: следить за четким произне­сением конечных согласных –т, к, с, которые в звучащей речи часто не слышны. «Подлаивать» их!

Обеспечив синхронность работы артикуляторного, дыхатель­ного и голосового аппаратов, можно добиться лучшего звучания трудных в произнесении «пучков» согласных с минимальным артикуляционным усилием. Гласные в произнесении этих соче­таний должны звучать свободно и звучно. Когда же они туск­неют, то это служит сигналом того, что связки несколько пере­напряжены. Тогда надо вспомнить о мышечном чувстве свободы в области гортани и активизировать работу диафрагмы — «подлаять», опереть звук.

Упражнение «Пучки согласных».

Их много в нашей речи мы встречаем,

Хотя не думаем о них, не замечаем

И искажаем смысл произнесенных фраз.

Должны «пучки согласных» беспокоить нас.

Их четко надобно произносить –

Урона смыслу слов не наносить.  

Отыскивайте в речи и тренируйте сложные «букеты», «пуч­ки» согласных в словах и на стыках слов во фразах: боДРСТВовать, муДРСТВовать, поСТСКРиптум, паРТВЗНос, В3Будора­жить, ВЗБадривать, дилетаНТСТВо, агеНТСТВо, адъюНКТСТВо, сверхВСТРевоженный, ваСВСТРевожили, как-нибуДЬВДРугой раз; пуНКТВСТРечи; конспеКТСХВатил; ореЛВЗМахнуЛКРылами; не моГВЗДРемнуть; передаСТВСТол находок; коНТРВСТРеча, куНСТКамсра, ведоМСТВо, коНСТРукция, деТСТВо, беГСТВо, браНДСПойт, цеНТР-Форвард, маРШБРосок, траНСПЛантания, рекоРДСМен, коНТРНаступление, СвеРХЗВуковой, ВЗДВаивать, филосоФСТВовать, гораЗДВСХРапнуть, моНСТРВСКЛокочен...

Усиленного мускульного напряжения требуют фразы, со­стоящие из односложных слов.

У п р а ж н ение «Односложные слова».

Из односложных слов составьте фразы.

Попробуйте их четко произнесть.

И вы бесспорно убедитесь сразу:

В активность надо «аппарат» привесть.

Иначе много звуков пропадет,

И смысла речи зритель не поймет.

В тот час тут пел дрозд. В тот год был тут град. В тот год был там ТРАМ. Под дуб вполз еж. Всем люб был Петр. Бубн бьет в такт. Темп быстр – тембр чист. В миг клуб поли. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Брит брат Клим, брит брат Глеб. Фрол – прям, Пров – крив. Ваш гость взял трость. Волн всплеск – брызг блеск. Сто верст вскачь. Волк влез в хлев. Есть серп рожь жать? Пров впал в транс. Рысь сыр ест? Сыр рысь ест.

Упражнение «Пес».

Был день...

Вдруг дождь.

Гром: «Бом!» —

Все — в дом.

Вслед пес —

Мокр нос,

Шерсть вниз,

Хвост свис,

Взгляд туп,

Дик, глуп! —

— Вверх нос!    

Ты ж Пес!                

Научитесь слышать звуки речи, полюбите их, почувствуйте их значение для выразительности звучащего слова, овладевайте «звукописью», четким произнесением каждого звука русской речи.                                                      

Упражнение «Звуки».

Шипящий звук «Ша»

         заШурШал, заШептал,

А «Жэ» – словно Жук, закруЖась,                

        заЖуЖЖал.                

 ЗаВеяли Ветры Весенние в «Вэ».

ЗаФыркал вдруг «эф», расфуфырился: «Фэ!»        

СвиСтящий Согласный звук «эС» –

заСвиСтел,                                

За ним Звонко, Звонко, Звук «Зэ» —

ЗаЗвенел.

Раскатистый «эР» — не напРасно «соноРный»:              

Рычит и Рокочет в Работе упоРной!..                              

Бьет Бурю и Бой в БараБан Бравый «Бэ».

Пришел ПоПросить быть Потише звук «Пэ»...

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.205.228 (0.013 с.)