Упражнение «Легкокрылая пушинка». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Легкокрылая пушинка».



Легкокрылая пушинка               (Голосом рисовать

Села елке на вершинку,             движения пушинки,

Поднялась под облака,               используя все три

Огляделась свысока,                          регистра звучания.)

Охладиться захотела —

Над рекою пролетела.                            

Над печной трубой метнулась,

Сорок раз перевернулась,

Прокатилась по траве

И пропала в синеве...

Целевая установка упражнений: добиваться совокупности ра­боты резонаторов на всем диапазоне звучания голоса, сглаживая регистры, легко переходить со средних тонов в верхние, с верх­них — в низкие ноты звучания, оправдывая внутренним виде­нием это движение голоса.

Чрезвычайно важно натренировать и навык постепенного понижения голоса; развить низкие тона своего голоса.

Упражнение «Аквалангист».  
Чтоб овладеть грудным регистром. Центр голоса
Я становлюсь «аквалангистом».  
Все Постепенное
  ниже опускаюсь! расчетливое
                               Ниже!      понижение
А дно морское                               голоса
                    ближе!  
                               ближе!..  
 И вот уж в царстве я подводном!   Грудной
Хоть «погрузился» глубоко, регист р
Но голосом грудным, свободным     
              Распоряжаюсь я легко.  
Чтоб овладеть грудным регистром  
Полезно стать «аквалангистом».  
   

Экономно пользуйтесь диапазоном. «Погружайтесь» посте­пенно, с небольшими интервалами. Понижение контролируйте рукой. На низких нотах не снимайте голос с «опоры». Сохраняйте высокую позицию звука, не «сажайте» его на горло. Опять на помощь — руки! Свободные, они медленно, легко (под водой) плавают, не задевая за «дно». Так же звучит голос, не задевая за связки, не застревая в напряженных мышцах глотки.

Еще одно упражнение на постепенное, расчетливое пониже­ние голоса.

 

Упражнение «Парашютист». Представьте мысленно, что вы летите высоко в самолете и готовитесь совершить парашют­ный прыжок. Начинайте говорить в верхнем регистре вашего диапазона, постепенно понижая голос, давая себе словесную установку:

Когда начну я опускаться,

Мой голос будет отражаться

И в резонаторе грудном,                 

И непременно в головном.

Высоко, высоко над землею лечу.

Совершить с парашютом прыжок я хочу.

Вот шагнул, и...

                   стремительно

                                 падаю

                                          вниз...                 

Ветер бьет мне в лицо.                                               

Я рванул за кольцо!..

Надо мною спасательный купол навис.       

Опускаюсь я медленно ниже

                                               и ниже...

А земля подо мною все ближе

                                            и ближе...

С голубыми озерами,

                             ширью полей...

 Рядом...                     

       Вот она!

                   Крепко стою я на ней.

 

Проверьте, на «опоре» ли говорите последнюю фразу, поле­тит ли она в зал? Запомните: чем ниже звучит голос, тем выше (в головной резонатор) надо посылать звук, чтобы работать на смешанном регистре.

Мысль развивается в диапазоне. И если нет движения голоса вверх или вниз, нет и ясного выражения не только смысла одной фразы, но и всей мысли, складывающейся из нескольких фраз. Вот почему К. С. Станиславский предупреждал о том, что говорить надо «по вертикали», а не «по горизонтали». Только так можно избежать играния «на вольтаже», когда голос напря­жен и звучит невыразительно, становится «прямым, как палка».

Однако следует научиться экономно пользоваться диапазо­ном голоса. Как нельзя отдавать «всего, что есть внутри», так точно нельзя сразу взбираться на самые высокие тона голоса. Постепенность, скупость, расчет в пользовании диапазоном го­лоса — непременное условие сценической речи. К. С. Стани­славский подсказывает нам прием голосовых «оттяжек», кото­рый помогает создавать впечатление широкого диапазона голоса у исполнителя: (К. С. Станиславский. Соч., т. 3. С. 128.)

 

«Пять нот — вверх, две — оттяжка!                                    

Итого: только терция!                              

А впечатление, как от квинты!

Потом опять четыре ноты вверх и две — оттяжка вниз! Итого: только две ноты повышения. А впечатление — четырех! И так все время. При такой экономии диапазона хватит на все сорок слов!»

Упражнение «Девятый вал».

Чтоб зритель не видал предела

Диапазона, я умело

Прием «оттяжки» применю,

 Когда по «лесенке» пойду;

 И вымыслом воображенья

Я оправдаю повышенья.

Вообразите: море... шквал...

Как подступал д е в я т ы й вал.

Идет в о л н а. Еще волна...          (очень легкое повышение

                                                                 на слове "еще")

Вот т р е т ь я им во след  (снова небольшое госовое

                              спешит,   повышение)

 

За нею, силою полна,          (голос немного вниз, чтобы

                                                                "поднять" слова следующей строки)

Волна ч е т в е р т а я бежит.            

Вот п я т а я о скалы бьется       (голос выше)

И отступает далеко...             (голосовая оттяжка и опять

                                                      вверх к "шестой" волне)

Стремителен ш е с т о й полет:

Она, взмывая высоко,

Разбилась в брызги!           (держитесь того же тона)

И опять                                (звук слегка понизился,

                                             чтобы взять разгон вверх,

                                            на каждом слове к "седьмой" волне)

Пошла на берег наступать

Волна с е д ь м а я!

Вслед — в о с ь м а я!              (еще выше)

И я слегка звук опускаю,          (голосовая оттяжка, надо

Волною новою пленен.          подобраться к самой высокой

Мне грозный рокот моря          и самой сильной ноте звучания)

слышен.

Мой голос крепнет!

Силы полн,

Звучит он выше,                       (началось повышение)

            выше,

                   выше...           (легкое понижение перед

 Встает огромною волной     броском вверх)

Девятый вал...                           (самая высокая тональность)

            передо мной!           (голос понизился, заканчивая

                                                                 мысль)

На протяжении всего стихотворения сохраняйте единую ли­нию звучания. Подобно тому, как на море движение волн не­прерывно, так и в речи должна быть непрерывная выразительная линия звучания. Восклицательные знаки, точки, паузы — ничто не останавливает действия. Дыхание берется естественно, легко, незаметно, не обрывая звучания (значит, «добор» частый).

Умение пользоваться диапазоном голоса с расчетом (с посте­пенным, по небольшим интервалам, повышением или понижением тона голоса) должно быть подкреплено и умением владеть силовым диапазоном голоса.


 

СИЛА ГОЛОСА

       Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых свя­зок: больше амплитуда — сильнее звук. Сила звука определяется и величиной давления, которое оказывает звуковая волна на единицу поверхности. Сила звука в речи оратора — это и сила убеждения, и сила чувства, и сила его желания достичь постав­ленной цели. Поэтому и бытует такое понятие, что говорить с силой — значит говорить с большим душевным подъемом.

       И вот тут-то, когда оратор говорит с силой, возникают зажи­мы, перенапряжение голосообразующего органа. Во избежание этого надо воспитать в себе «мышечного контролера». «...Этот процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения должен быть доведен до механической, бессознательной приученности. Мало того, его надо превратить в нормальную привычку, в естественную потребность.., главным образом, в минуты высшего нервного и физического подъема». (К. С. Станиславский. Соч., т. 3. С. 110—111.)

       Для снятия излишнего напряжения при сильно звучащей речи рекомендуется следующее упражнение.

       Упражнение «Добьюсь цели». Надо послать «упрямого» друга, допустим, в булочную за хлебом. Чтобы желание ваше было выполнено, добивайтесь этого, используя различные гла­голы:

Ну иди же!               (просите) ((приказываете))

Ну же!                       (умоляете) ((просите))

Нут-ка!

Добежать одна минутка! (приказываете) ((умоляете))

       Проследите за тем, достигли ли вы различного звучания глаголов: просить, умолять, приказывать. Подчиняется ли вам голос? Выра­жает ли ваши чувства? Попробуйте переставлять глаголы: сначала приказываете, а затем просите и умоляете.

       Упражнение «Сделать по-моему». Подчините вашей воле человека, который совершает неверный поступок: хочет взять не ему принадлежащую вещь.

  Яблоко Алле.           (Напоминаете. Речь звучит свободно, озвучен-

                                                ный воздух «сам вытекает в природу»)

Яблоко Алле.           (Предупреждаете с угрозой. Речь звучит с силой,                                                             и воздух «выгоняется»)

Алле — яблоко!         (Приказываете. Воздух «выталкивается»       

                                                          в рывке.)

       Усиливая звучание, следите за тем, чтобы не было пере­напряжения в голосовом аппарате, завышения топа голоса. «Мы­шечный контролер» пусть не дремлет. Характер речи отражается только на характере выдыхания. Растет активность действия (заставляете выполнить то, что требуете) — растет и сила звука, а с ним и степень давления воздушной струи. Это хорошо ощу­щается в области диафрагмы и межреберных мышц. При повто­рении упражнения фиксируйте внимание на действии «дыха­тельного пояска».

       Надо уметь расчетливо и искусно пользоваться усилением звука. Вспомните замечания К. С. Станиславского об относи­тельности таких понятий, как «громко» и «тихо».

       «...Forte — понятие относительное. Допустим, что вы начали

читать монолог очень тихо. Если б через строчку вы продолжали  бы чтение несколько громче, это было бы уже не прежнее forte.

      ...В этом постепенном превращении звука из piano-pianissimo в forte-fortissimo заключается нарастание относительности гром­кости», — пишет К. С. Станиславский. (К. С. Станиславский. Соч., т. 3. С. 110-111)

       Упражнение «Сони». Договорились с товарищами идти гулять. Зашли к ним в комнату, а они... спят. Надо немедленно их разбудить!

Эй, вы, ну ли!                     (средний уровень громкости)

Что заснули?

Ну и ну!  

    Ну и ну!

Вы зачем нас обманули?

Что склонило вас ко сну?

Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь!           (усиление звука)

Поднимайтесь,

       одевайтесь,

И айда скорей гулять!

Ну же!                  (с каждым приказом растет сипа звука)

    Эй, вы!

                Хватит спать!

       Не посылайте звук далеко. Товарищи – рядом. Они могут подыгрывать вам «сон». Конкретность же адреса удержит от не­нужного крика, напряжения. Будите не криком, а силой речи – волевым приказом, поднимая товарищей с постели. Если под­вижная диафрагма успевает быстро «подпереть» ударные слоги в словах-приказах, то голос зазвучит свободно. Снимайте ма­лейшее мышечное напряжение с фонационных путей. Этому помогут междометия и сонорные согласные (в стихотворении 15 сонорных звуков).

       Затем попытайтесь не делать больших пауз, чтобы весь текст звучал слитно. Слитность речи оправдайте действием: во что бы то ни стало скорее разбудить! Действуйте!..

       Заговорили очень быстро, без пауз, и голос не успевает «на­рисовать» различной силы вопросы, различное звучание вос­клицательных знаков. Сохраните выразительную линию звуча­ния. Ведь дважды повторенное восклицание «Ну и ну!» во вто­рой строчке или два вопроса в третьей и четвертой строках по своему характеру, энергии, силе и тону звучат по-разному. По­этому сначала «будите», не торопясь, успевая оцепить, увидеть, родить слово. Затем убыстрите темп, но не за счет пробалтывания слов, а за счет энергичного движения мысли, видений, оце­нок. Быстрый темп, слитность речи способствуют развитию ав­томатизма вдоха, ровности звучания голоса на протяжении всего текста, голосовой гибкости при большой силе звука, помогают удерживать звук от повышения.

       Упражнение «Народный шквал». Целевая установка уп­ражнения — владеть силой звука. При этом уметь искусством пиано и форте владеть.

Все ближе, все громче     

 рокочущий шум:

ТрУм-ту-ту-тУм!

ТрУм-ту-ту-тУм!

Сильней все

       то тут

                  барабан бьет,

                              то там:

ТрАм-та-та-тАм!

ТрАм-та-та-тАм!

Трепещут враги;

       задрожали враги.

Народ наступает.

       Сдавайся!

                  Беги!

Народного гнева

       бушующий шквал                     

Поднялся,

       обрушился! Враг злобный пал.

       Усиливая звук, постепенно повышайте его до самого высоко­го тона, способного звучать с силой на слове «поднялся». Сле­дующее слово «обрушился» опустите вниз (голос по-прежнему звучит с силой).

       Выработайте в себе контролера, знающего, какие тона вашего головного и грудного регистра способны к усилению. Рассчи­тайте силовые возможности голоса. Особенно остерегайтесь срывов на верхних тонах.

       Для укрепления голоса полезны упражнения, в которых текст звучит на единой силовой ступени сравнительно большой период.

       Упражнение «Необычный базар». Многолюдный, шум­ный базар, где есть все! От цветов и овощей всех времен года до всевозможных спортивных товаров! Вы бойко, радостно зазы­ваете покупателей, увлекая их своими товарами.

Первый продавец.

В ларьках овощных

на прилавках не пусто:

Вот вам — огурцы, Помидоры, капуста.

Морковь, баклажаны, укропа пучок,

Картошка, редиска, зеленый лучок,                           

И репчатый лук, и капуста цветная,          

Вот хрен, кольраби и тыква большая,

Салат, сладкий перец, чеснок, кабачки,

Петрушки душистые есть корешки,

В продаже и редька и репа...

Что надо? Иди — покупай!

Угодить будем рады.

Второй.

А ягоды, фрукты!

Каких только нет! Скорей выбирай

на свой вкус и на цвет. Есть крымские персики,

груши и дыни,

Третий.

Арбузы херсонские славятся ныне,

Вот яблоки — белый налив,

вот ранет,

А вот земляника,

что слаще конфет,

Черешня и вишня...

А здесь посмотри-ка!

Красавицей выросла

наша клубника,

Крыжовник садовый,

чудесная слива,

Малина душистая —

прямо на диво!

Есть красная, черная также сморода...

Все щедро земля

отдает для народа.

Здесь вам можно купить

самый нежный товар.

Перед вами роскошный

цветочный базар:

Гиацинты, нарциссы, ромашки, тацеты,

Кампанула, душистой сирени букеты,

Львиный зев, незабудки, анютины глазки,

Обратите вниманье

на формы и краски!

Астры белые, красные маки,

тюльпаны.

Наперстянки, гвоздика,

роскошные канны,

Олеандры, жасмины,

фиалки, мимозы,

Георгины, настурция,

нежные розы,

Гладиолусы, крокусы,

флоксы, левкои,

Хризантемы, пионы...

Вот чудо какое

Создала нам природа -

нельзя отойти!

Надо эту красу

вам с собой унести!

Четвертый.

Кто любит сладкое — ко мне!

Довольны будете вполне.         

Печенье, вафли, мармелад,

Зефир, фигурный шоколад

Доставят детям радости.

Восточные есть сладости:

Рахат-лукум, халва, щербет...

Есть много кисленьких конфет:

«Мечта», «Фруктовая смесь»,

это — «Лимонные», «Весна» и «Лето»,

«Прозрачная» и «Барбарис», «Дюшес», «Снежок»...

А вот ирис:

«Кофейный», «Ледокол», «Забава»,

Вот «Ключик», «Тузик»... «Летний»...

Право

Разнообразен выбор наш:

«Антракт», «Цирк», «Белочка», «Грильяж»...

Решил со сливочной начинкой?

Доволен будешь

 «Украинкой», «Славянской», «Детской» и «Столичной»...

Вот шоколад на вес — отличный! 

Орехи в шоколаде есть...

Сортов конфет не перечесть!

Пятый.

Эй, всех возрастов люди,

скорее сюда!

Покупай, если хочешь

быть молод всегда!

Из снастей рыболовного спорта

в продаже:

Всевозможные спиннинги, удочки,

даже Для ухи котелки,

блесны, лески, крючки,

Чтобы рыбу таскать, из капрона сачки,

А на случай дождя есть в продаже

Палатки...

Вот гантели и гири,

для бокса перчатки,

Для гимнастики обручи, ленты, скакалки,

Есть коньки с сапогами, есть лыжи и палки,

Все для тенниса есть, бадминтона, футбола.

Ядра, молоты, копья, мячи волейбола...

Маску, ласты, ружье, акваланг покупай,

Интереснейший мир под водой изучай!

Спорт вам силу, и ловкость,

и бодрость дает.

В вашем теле здоровом

душа запоет!

       Сочиняйте сами, что вы продаете: игрушки для детей или всевозможную радиозвуковую технику...

       Упражнение «Базар» вырабатывает: единую выразительную линию звучания (товар перечисляется без пауз в речи, но с кон­кретностью видений и отношений); автоматизм вдоха, обеспечи­ваемый приемом «подлаивания»; ясность и четкость дикции (названия предметов должны быть понятны); посыл звука па большое расстояние (зазываете народ «к себе»); силу звука (полнозвучие, но не крик); голосовую гибкость при громком звучании (умение модулировать при силе голоса).

Однако на практике оратор чаще пользуется сдержанной си­лой звука.    Поэтому полезно тренировать и навык тихого звуча­ния голоса, при котором надо следить за тем, чтобы не снимать голос с «опоры» (что часто случается). При этом слух должен контролировать чистоту звучания голоса. Оправдывайте необхо­димость говорить тихо.

       Не путайте тихое звучание с шепотом, когда очень слышен выдыхаемый воздух. Научитесь, тихо разговаривая, не выпус­кать ни капли неозвученного «дикого» воздуха (придыхательная атака).

       Упражнение «У микрофона». Прочитайте «по микрофо­ну» такое стихотворение:

Лес заснул. И, как во сне,

Сосны стряхивают снег.

И доносится сквозь сон

Медных сосен медный звон.

В сизой дымке тишина

Четких звуков лишена.

Мир тишайший из тишин

От корней и до вершин...

Мир покоя без границ

В тихом цвиньканье синиц.

Породнить его спеши

С тихой музыкой души.      

               (М. Дудин)

       Такие большие периоды тихого звучания позволяют удержи­вать звук на опоре, лучше закреплять на слух одну силовую ступень звучности. Ни один миллиграмм воздуха не расходуется впустую. Дыхание не слышно. В процессе тренинга:

Надо навык закрепить:

Научиться по секрету –

По секрету всему свету,            

То есть залу говорить.

       Одновременно с развитием природного тембра голоса, диапа­зона, силы звука идет работа и над темпо–ритмом речи.

 

ТЕМПО–РИТМ РЕЧИ

       Живая разговорная речь отличается бесконечным многообра­зием и сменой темпо-ритма. Внутренний ритм нашей жизни непременно проявляется в нашей речи, в частности, в ее темпо-ритме. Когда же чтец говорит долго в одном темпе и ритме, речь его становится бесцветной, неживой и усыпляет или утом­ляет слушателей. Работа над темпо–ритмом речи – это глубоко творческий процесс, который нельзя оторвать от работы над текстом, над речевым действием.  Однако, интуиция откликается лишь на то, что натренировано. Для того чтобы уметь в речи ярко и точно выражать внутренний темп–-ритм жизни, уметь легко переходить из одного темпа речи в другой, надо хорошо натренировать речевой аппарат (в координации с дыханием), овладеть плавным, крупным, «увесистым» словом и быстрым, легким, чеканным произнесением слов.

       Скороговорки – этот удивительный жанр фольклора – создан народом для тренировки движений речеобразующего органа. Причем, в скороговорках сознательно нарушен правильный порядок звуков во фразе. Например: "Шел Саша по шоссе и сосал сушку" (ШСШШСССССШ). Попробуйте произнести эту скороговорку, и вы убедитесь в том, чтоязык торопится заменить слово "шоссе" на "соще", чтобы восстановить заданный в начале порядок звуков. При быстром произнесении несколько раз подряд двух слов "Либретто Риголетто" (РЛЛР), обязательно "выскочит" слово "риголетто", чтобы навести порядок чередования звуков (ЛРЛР).

       Следующий тип скороговорок построен по принципу трудности произнесения большого количества предударных и заударных слогов. Известно, что в безударном положении речеобразующие движения артикуляционного аппарата лишаются четкого ритма и активности работы.

Начинайте тренироваться в скороговорении на простейших, коротких скороговорках, но обязательно произнося их в медленном и тут же в быстром темпе. Тренируется и навык "переключения" дыхания и умение легко переходить из одной скорости в другую при произнесении текста.

       Упражнение "Скороговорки"

       Ткет ткач ткани на платки Тане (медленно, разъясняя)

       На платки ТАНЕ ткет ткач ткани (быстро, уточняя)

       Водовоз вез воду из–под водопровода (медленно, разъясняя)

           ИЗ-ПОД ВОДОПРОВОДА подовоз вез воду (быстро, уточняя)

       Дробью по перепелам, да по тетеревам (медленно, разъясняя)

       ДРОБЬЮ по перепелам, да по тетеревам (быстро, уточняя)

       Разнервничавшегося конституциониста нашли оклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.

       При скороговорке надо сохранять действие, "вложить" в партнера свои мысли, видения, желания. Поэтому надо соблюдать следующие правила:

При быстром темпе четче говорить,

Мысль ярче рисовать, ни оговорки

Не допускать. Видения "вложить" –

Закон сценической скороговорки.

       Упражнение «Спринтер». Вы бегун на короткую дис­танцию (спринтер) Призвав на помощь воображение и веру, помогайте выработке сценической скороговорки:                                                           

Темпу речи помогу —                           

Стометровку пробегу.                                        

Пробегу я не ногами,

Мне полезнее словами.

Старт. Сигнал. Рывок! Бегу!..

Сил своих не берегу:

Коротка ведь стометровка,

Сразу темп взять — тренировка.

Я несусь быстрее ветра,

Что секунда — десять метров...

Десять. Двадцать. Тридцать. Сорок...

Никаких нет оговорок,

Темп свой быстрый не спускаю.

Финиш! Ленту обрываю!

       Старайтесь передать точно все, что проделываете мысленно. Упражнение «Алла-меняла».

Алла меняла:

Карандаш на марку,          (Постепенное повышение тона голоса с

Марку на палку,              одновременным убыстрением темпа речи)

Палку на брошку,

Брошку на гармошку,

Гармошку на рожок,

Рожок на гребешок,

Гребешок на книжку,

Книжку на шишку,

Шишку на ложку,

Ложку на плошку,

Плошку на линейку,

Линейку на лейку,

Лейку на горшок,

Горшок на цветок,

Цветок на карандаш...

Вот какой ералаш

В голове у менялы —

Глупейкиной Аллы!

       Рисуя голосом неограниченное перечисление меняемых предметов (можно, дойдя до слова «цветок», идти в обратном порядке: цветок на лейку, лейку па линейку, линейку на плош­ку...), двигаться по очень малым интервалам голоса, рассчитывая свой диапазон, чтобы его хватило на все перечисляемые слова.

Упражнение  «Карнавал».

В ночь, под самый Новый год,

Карнавал у нас идет.              (Постепенное повышение тона

Краски вновь меняют краски,    голоса с одновременным

И за маской мчатся маски...        убыстрением темпа речи)

Пробегает крокодил,                       

Стадо взбалмошных горилл,          

 Два индейца и ковбой,

Черти-лешие толпой.

Квазимодо, Робинзон, 

И какой-то фон-барон,

И какой-то водолаз,

И какой-то дикобраз,

Космонавты и верблюд,

Великан и лилипут,

Огнедышащий дракон,

 И большой ушастый слон,

 И мордастый бегемот...

Закружился хоровод!

       При повышении тона голоса па перечисляемых словах уметь фиксировать внимание на них путем понижения тона на ударных гласных: сохранять дикционную четкость при быстром произне­сении слов.

Упражнение «Репортаж». Вообразите, что вы как спор­тивный комментатор ведете радиорепортаж о футбольном матче:

Шастает мяч бросками, (Средний темп произнесения)

Мечется меж носками

Кожаных бутс пудовых,

Сплющить его готовых.               (Темп несколько убыстрился)

То он уходит здраво

Прямолинейно в п р а в о.

То он уходит в л е в о

Краткой дорогой гнева,

То он встает со звоном        (Темп еще убыстряется)

С в е ч к о й над стадионом,

Дерзко приподнимая

Доброе небо мая.

Вот его вновь погнали

Вниз по д и а г о н а л и.

Вот его завернули,

Держат на   к а р а у л е.

Вот он, попав в болтанку,        

Скачет вдоль с т а д и о н а,

Вот он ударил в ш т а н г у        (Самый быстрый темп

Лбом со всего разгона.                      произнесения речи)

Прыгнул н а з а д с капризом,

К  ц е н т р у рванулся с лета,

Но воротился низом

И угодил в   в о р о т а!       

                               (С. Васильев. «Стадион "Динамо "»)

 

       Слушатель не видит игры, поэтому надо словом очень точно передать все движения мяча. Для этого необходимо освободить свою речь от лишних ударений, выделяя только самые важные слова (они выделены разрядкой). Здесь при описании того, каким образом забивается гол, явно ощущается три ступени нарастания темпа речи: от среднего до самого быстрого. Доборы воздуха частые и незаметные.

       Надо владеть диалектическим единством темпо-ритма речи. Что это значит? Часто наш высокий внутренний ритм совпадает с быстротой произнесения (как в приведенном упражнении). Но при высоком эмоциональном накале у говорящего темп речи обычно замедляется: медленная речь подчеркивает значитель­ность происходящего, глубину чувств. Это и есть диалектическое единство проявления внутренней жизни в речи говорящего.

      

       Упражнение «Словарь». Прочтите стихотворение С. Мар­шака так, чтобы слушатели задумались над глубиной мыслей и чувств, выраженных в словах:

На всех словах — события печать.  

Они дались недаром человеку.               

Читаю: — Век. От века. Вековать.                  

Век доживать. Бог сыну не дал веку.      

Век заедать, век заживать чужой...

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.                  

Нет, не словарь лежит передо мной,          

А древняя рассыпанная повесть.

       Слова звучат неторопливо, наполненные нашими чувствами, ощущениями, внутренними картинами видений, мыслями, подтекстами.

       Темно-ритмический слух (или чувство ритма) поможет ис­кусно использовать диалектическое единство темпо-ритма речи, сделать слово более живым, выразительно разнообразным.

       Для усиления  эмоциональной стороны речи, выражения отно­шения говорящего к высказываемому, следует обратить внимание на эмоцио­нальную функцию мелодики и искусство тембрирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.266 с.)