Эмоциональная функция мелодики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональная функция мелодики



       Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку. Побудительные также связаны с повышенной эмоцией. Но и любое повествовательное предложение выражает какую-нибудь эмоцию: иронию, добродушный упрек, восхищение, го­речь, радость и т. д. Вопросительное предложение тоже несет в себе целую гамму чувств.

       Для выражения эмоций существуют различные лексические средства. Например, наречия (категорически, немедленно, сию минуту, восторженно, оживленно, правдиво, лживо, заинтересо­ванно, воодушевленно...), прилагательные (категорический, во­одушевленный, восторженный...), существительные (душечка, мерзавец, братец, матушка, голубушка...). Но все эмоции, заклю­ченные в этих словах, проявляются только в соответствующей интонации, рожденной различными ситуациями речевого дейст­вия. Интонация может придать противоположный смысл словам: так «мерзавец» может прозвучать с любовью, обожанием, радост­ным укором и т. д.

       Большую выразительность речи придают и такие частицы, как ну, ка, оке и другие: Замолчите же! Подумай-ка хорошенько! Ну, иди же!

       Характер произнесения слов проявляет эмоции говорящего. Замечено, что при положительных эмоциях удлиняется ударный гласный (Сла-авный, до-обрый, ми-илый человек); при отрица­тельных эмоциях удваивается согласный ударного слога, а глас­ный звучит сокращенно (Это ггадко, ммерзко, отвраттителыю! Ввидеть не хочу!).

       Для эмоционального подчеркивания выделяемого слова его часто произносят по слогам: Не-на-ви-жу! У-е-хал! О-бо-жа-ю!

       Во всех случаях эмоциональность речи зависит от тембра голоса, его окраски различными эмоциями, чувствами. Такой тембр и называют эмоциональным. Он образуется при наличии дополнительных к основному тону призвуков — обертонов. Раз­нообразные оттенки тембрового окрашивания, многократно сме­няющие друг друга в процессе речевого действия, связаны с внутренним состоянием говорящего. При определении эмоцио­нального тембра мы обходимся условными словесными обозна­чениями: «Голос бывает теплый и мягкий, ехидный и вкрадчи­вый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли». В. П. Морозов. Тайны вокальной речи. –Л.; Наука, 1967. С. 3.

ИСКУССТВО ТЕМБРИРОВАНИЯ

       В жизни мы постоянно тембрируем. Вспомним, например, каким мягким, теплым, приятным тембром окрашивается наша речь, когда мы разговариваем с человеком, которому симпатизи­руем, и каким резким, раздраженным становится тембр, когда мы нередко «распускаемся» в различных ситуациях бытового общения. Вот почему воспитание культуры речевого общения — есть воспитание культуры чувств человека, и это – важнейшая проблема дня. «Помните, что ваша интонация, – пишет один из авторов, – это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного "оформления" высказывания». (Б. Н. Головин. Основы культуры речи. - М.: Высшая шк, 1980. С 206)

       Владеть искусством тембрирования человеку необходимо. Эта тончайшая окраска голоса особенно привлекает внимание слуша­телей.

       Упражнение «Тембрирование». Произносите слово «при­шла» с выражением: удивления, радости, восхищения, ненависти, гнева, угрозы... Нафантазируйте обстоятельства и действие.

Пришла?! Мне страшно за тебя!

Во всем вини саму себя!                                  (Со страхом)

Пришла?! А самолюбье где?

За ним, как «верный пес», везде!                 (С осуждением)

Пришел?! Так обмануть меня!

Ты не мужик, а размазня!                             (С презрением)

Пришел?! Вот и попался, друг!

Меня ведь не обманешь вдруг.                      (С ехидством)

Пришла! Знать так тому и быть:

Нам друг без друга не прожить.                     (С радостью)

Ушел?! Придет иль нет? Загадка.

Я поступила с ним так гадко!                         (С тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч!           (С чувством радостного

Избави бог от этих встреч!                                облегчения)

 

       Тренируйте себя в произнесении текстов, требующих мо­ральных, эстетических и иных оценок: мудрость–глупость; кра­сота–безобразие; любовь–ненависть; доброта–жадность; сме­лость–трусость...

       Упражнение «Контрасты».

Как притягательно красива:           

В ней все гармония, все диво!                           (Красота)

      

Она уродлива не от природы.

То – порожденье экстра–моды

И жизни, протекающей беспечно:

Не девушка, не юноша, а «нечто»!                     (Уродство)

 

Он глуп, «как пробка», хоть красив.

От глупости еще спесив.                                     (Глупость)

 

Он честен, и умен, и одержим.

Нельзя не преклоняться перед ним!                   (Ум)

 

Он жаден — все себе, все в дом.

Богач? Нет, бедный.

Что в богатстве том?

Когда душа скупа и холодна,                              (Жадность)

Жизнь жадного бедным–бедна.

 

А добрый рад отдать все, чем владеет.              (Доброта)

Чем больше отдает – тем больше богатеет:

Умом и сердцем, добрыми делами,

Успехами в труде и верными друзьями.

 

Уж если его что за сердце забрало,                    (Смелость)

Идет он в атаку «с открытым забралом».

 

Трусливый же смелостью хоть поражен –

Скорее «в кусты», чтоб «не лезть на рожон»    (Трусость)

 

Как трудно б ни было – молчит. И знает:

За днями трудными и светлые мелькают.

 

Он – оптимист. Честь и хвала ему!                    (Вера)

Он злого не желает никому.

 

А нытик, нигилист все видит в черном свете.

Как трудно жить ему на свете,                           (Безверие)

Не зная радости, озляся на весь мир

За то, что он — не гений, не кумир.

       Прежде чем приступать к произнесению этих текстов, необ­ходимо нафантазировать предлагаемые обстоятельства: Кто? Где? Когда? Кому? Для кого? С каким отношением, чувством?

       Упражнение «Луна». Восприятие явлений действитель­ности с различной оценкой и отношением развивает эмоцио­нальный тембр, дает возможность услышать, попять глубочай­шую зависимость тембра голоса от внутренней жизни человека. 

       В разведке

Луна! О, черт возьми, луна!

 Эх, как некстати нам она!                    (Восприятие опасного

Теперь вдвойне опасней путь.              предмета с чувством

Внимательней и осторожней будь.      досады и тревоги)

 

       В лесу

Какая темень. Пропадем.

Дорогу к дому не найдем.

Луна! Ура! О, лунный свет,   (Восприятие нужного

Тебя дороже в мире нет!            предмета с чувством

Ну, выходи скорей, свети!        радостной благодарности)

 Путь к дому помогай найти!

       В чужом огороде

Хорошо, что ночь темна –

Нам союзница она.

Черт возьми, луна выходит!      (Восприятие нежелательного

Нас «под монастырь подводит»:    предмета с чувством! досады,

Засекут и... «крышка» нам.            тревоги и даже ужаса)

Врассыпную по домам

       Лицо луны

Взгляни на небо — на луну.     (Восприятие невиданного

Вот это диво! Ну и ну!               ранее явления природы

Мне видится лицо луны:           с чувством изумления

И нос, и лоб, и подбородок,      и радости открытия)

 

Веселый рот. Черты ясны.

О, как причудлива природа!

       Скептик

Луна?! Подумаешь, луна?          (Восприятие неинтересного

На кой же черт она дана?     предмета с чувством

Вся скорчилась, вся сморщилась,!  иронии и пренебрежения)

Не стоит ни рожна!

И светит «на фу-фу».

Тьфу

       Влюбленные

Луна! Волшебница луна!       (Восприятие счастливого

О, как божественна она!            предмета с чувством

Любовную раскинув сеть,         благоговейной благодарности)

Она дала сердцам узреть,

Что в глубине их жар пылает,

В одно двоих соединяет!

       Тоска          

Без нее мне счастья нет.             (Восприятие предмета

Грусть, тоска меня снедает.       еще более углубляющего

 И луны печальный свет            чувство тоски и безысходного

 Сердце холодом сжимает.        одиночества)

       Отчаянье         

Я в отчаянье, луна!                (Восприятие предмета,

Ты во всех краях бываешь,        к которому обращаешься как к

Так открой же: где она?       последней надежде, с мольбой

С кем? Жива ли? Ты ль не знаешь?!                 и отчаянием)

Я молю, луна! Молчишь?

Злую думу ты хранишь.

       В родном краю

Тихо светит луна над родимой рекой. (Восприятие приятного

Оттого на душе тишина и покой.         Предмета с чувством

А луны голубое сиянье                          радостного покоя).

Воскрешает весны обоянье.

       Обогащает эмоциональный тембр исполнение поэтических произведений наших великих классиков — Пушкина, Лермонто­ва, Некрасова, Блока, Есенина, Маяковского и других, чьи строки окрашены бесконечно богатой палитрой чувств, эмоций, желаний, действий.

       Искусству тембрирования поможет натренированный          то­нальный слух, способный воспринимать и воспроизводить          ма­лейшие изменения в окраске голоса, рождаемые сменой чувств, отношений, оценок.

       Однако к произведениям поэтов можно перейти, лишь владея средствами речевой выразительности. А для этого следует тренироваться на более простых, незамысловатых, сочиненных специально текстах.

           

Упражнение" На дне речном"
Как-то раз на дне речном
Спорил Окунь с Карасем.
Скука в речке– вот проблема.

Всех волнует эта тема.
      Окуня так спор увлек–
       Отдышаться он не мог.
       Чтоб одышки избежать,
      Стал рывками выдыхать:
      –Фу– фу!Фу–фу! Фу!                 (тренировка третьего вида
                     И снова     выдыхания, подвижности диафрагмы)
       В продолженье разговора…
       Слушал окуня Карась
      Лишь один открывши глаз:

Боязлив он очень был
        И крамолу не любил.
       Приоткрыв глаза лениво

Простонал он тут плаксиво:

– Слушай, Окунь! Бестолково     (тренировка формы речи №1

Переделывать всё снова               в состояние релаксации

Только сил пустая трата,              мышечной расслабленности).

 Все меняется когда– то,

 И учти твой громкий бас

 Вмиг нагонит Щук на нас.

 Замолчи. Не возникай!

Жить спокойно не мешай!

 Окунь был так оскорблен,

Так унижен, поражён,

Что дар речи потерял,

Будто лая отвечал:

–Ох–ты! Эх–ты! Вот те на?!         (тренировка опоры звука

 Ну и ну! Вот это?!                       на междометиях

Орылен Карась победой.

Мягко пробасил соседу:               (Тренировка звучания речи

 Ладно, Окунь! Брось ершиться! в различных регистрах.)

Щук ведь нет. Давай лениться,
       Ой, люблю на теплом дне

Поваляться на спине!–

В ухо Окуню фальцетом:

– Как подумаю про это,

Сразу Щук я забываю.

Прелесть лени предвкушаю!

Окунь, выслушав всё это,

Не замедлил тут с ответом:

– От таких, Карась, как ты           (Тренировка темпо-ритмической

Нет в реке живой воды.               подвижности и тембранных

Всё ты ленью отравляешь,                                  изменений.)

Скукой души насыщаешь.

Лень твоя вредней, чем Щука.

Мой же хлыст– тебе наука:

НА  же! НА  же! Еще раз!                 (Тренировка силы звука,

Места нет таким у нас!                 динамического диапазона,

 Вся общественность речная        свободного звучания голосах

Карася лупила, зная,                     при эмоциональной речи)

Что сверхленью заражен

И труслив не только он.

И лупила, и галдела:

–Лупим карася за дело!

Будет! Будет! БУдет знАть!

Как беспечно чушь болтать!

Тут Пескарь премудрый скупо

Вымолвил: – Не так уж глупо,    (тренировка владения

Слов не тратя по пустому,           крупным "увесистым" словом)

Применять и хлыст к иному!..

Быль иль небыль? Ну и что же!?

 Небыль это нам поможет

Говорить легко, речисто,

Как положено артистам.
       Вы заметили, что в мелодике речи– начало мысли, темпо-ритме – начало жизни, энергии, воли, а в тембре– начало чувства? И если бедна мелодика, то речь бессмысленна; беден темпо–ритм – она безжизненна; при бедном тембре – бесчувственна… Только единое понятие "формосодержание" делает звучащую со сцены речь эмоционально–воздействующей и целенаправленной на достижение поставленной цели.

Речь в движении

 

       Задачи тренинга речи в движении многообразны. Главное же – добиться свободного звучания голоса во время всевозможных по характеру физических действий. При неудобных для звучания положения тела (говоришь с запрокинутой головой, скрючившись, сидя на корточках, передвигаясь по пластунски и т. д.), при сопровождении речи активными физическими движениями (пляской, бегом, фехтованием, дракой, борьбой, прыжками и т. д.) появляется мышечное напряжение в теле, одышка, которые отрицательно сказываются на качество звучания речи, могут привести к болезням голосовых связок (несмыкание, дряблость, узелки). Необходимо владеть навыком снятия излишнего мышечного напряжения и не допускать одышки. Для этого надо:

       1) научиться останавливать иррадиацию (распространение) мускульного напряжения на голосо–речевой аппарат, а значит– владеть так называемым "изолированным сокращением мускулатуры";

       2) научиться переключать жизненное (физиологическое) дыхание в фонационное (речевое), чтобы они не конфликтовали, уживались, т. е. чтобы не было кислородного голодания организма (одышки), а значит – владеть навыком "сбрасывания" неиспользованного в фонации воздуха;

       3) научиться координировать речь и движение, чтобы они помогать друг другу, а не мешали передавать суть происходящего на сцене.

       Упражнение "Хватай мяч"

       Сядьте на стул, свободно откинувшись на его спинку. Вообразите, что отдыхаете на берегу реки. Греет солнце. Невдалеке ребята играют в волейбол. У всех отличное настроение. Всем весело. И вдруг:

                   Ай! Ай!-ай-ай-ай!

                   Мяч скачет прямо в речку!

                   Держи его! Хватай!

       Как только "увидели" эту картину, естественно (вместе с первым восклицанием "Ай!"), отрываетесь от спинки стула, вскакиваете, бежите на помощь, "хватаете" мяч. Звук рождается свободно, дыхание? Оно берется само автоматически.

       Сделайте еще раз упражнение и проследите за процессом дыхания. Убедитесь в том, что все делается непроизвольно. О дыхании, оказывается, и думать некогда. Чтобы удобнее было проследить за частотой звука, расчлените движения и распределите текст таким образом:

       -Ай! (тело слегка вздрогнуло – увидели "мяч".)

       -А!–ай–ай–ай–ай–ай! (оторвалось от спинки стула.)

       –Мяч скачет прямо в реку! (вскочили со стула.)

       –Держи его! (бежите).

       –Хватай! (нагибаетесь в броске за "мячом".)

       Сначала делаете упражнение неторопливо – добейтесь координации движения и речи: движения слегка опережают речь. Затем убыстряете темп. Следите за тем, чтобы звук "не убегал" в высокие тона – в визг. Держитесь "центра" голоса, особенно в слове "хватай".

       Упражнение "Земляника ".

       Эй, присядь скорей,

                   Взгляни– кА:

       Что за прелесть – земляника!

       Ах, какая красота!

       И вот эта!

                  И вот та!

       Это, правда, белобока–

       Пусть немножко подрастет…

       Налилась вот этим соком –

       К нам в лукошко попадет.

       Стой!

                  А здесь – то

                              Посмотри–ка:

       Все –одна одной под стать!

       Что за прелесть земляника–

       Даже жалко обрывать!

       Разговаривайте, присев на корточки, двигаясь при "сборе ягод". Хотя голова опущена, но зритель все должен слышать. Не забывайте об этом! Направляйте слова подруге, которая далеко от вас. Свободному рождению звука особенно помогают эмоции радости и удивления. Для чего зовете подругу? Чтобы обрадовать ее неожиданной и удивительно приятной находкой! Фантазируйте!

       Упражнение "В огороде".

                   Ах, какие огурцы!

                   Право слово – молодцы,

                   Душистые, зеленые!

                   Ей–ей! Не зря хваленые!

                   Какой же мне сорвать и съесть!?

                   Вот этот? Тот? Вот этот! Есть!

       В этом упражнении задача та же, что и в предыдущем. Находясь в неудобном для диафрагмы положении добиваться благозвучия речи.

       Упражнение "Иголка". Сидите, шьёте.

                   Ой, иголка вдруг упала!

                   Как теперь её найдёшь?

                   Стой!

                              Куда же ты пропала?

                   От меня ведь не уйдёшь!

                   Здесь, наверно?

                              Нет, не видно!

                   Под столом ты?

                              Нет.

                                          Обидно!

                   Верно спряталась

                              в паркет?

                   И в паркете

                              Тоже нет.

                   Да, как видно, мало толку –

                   Не найти

                              Мою иголку!...

       Цель упражнения ясна: выполняя физическое действие (ищите иголку), следите за свободой звучания.

       Наклонили голову. Нагибаетесь все ниже, ниже. Приседаете.

Поворачиваетесь к зрителю спиной… Но зритель должен слышать вас при любом положении. Если звук "летит", значит сохранена, свобода фонационных путей, есть "опора" звука.

       Как оправдать активное звучание речи? Допустим торопитесь на вечер, пришиваете последнюю пуговицу к новому платью и вдруг– роняете иголку! Другой иголки нет. Необходимо найти её, иначе – беда! Активное звучание речи – результат активной реакции организма на случившийся факт, активной оценке его.

       Упражнение " За грибами".

    Я в лесу, грибной сезон.

    Раз – наклон, и два – наклон,

    Три … Закрыто дно лукошка.

    Соберу ещё немножко…

    Гриб, ещё, И тут… И здесь!

    Сколько раз пришлось присесть!

    Вот грибов уже как много,

    Только… Где ж домой дорога?

    Есть тут кто–нибудь? А –ууу!

    Заблудился! Пропаду.

    Вижу гриб… На мой похоже…

    И второй… И третий тоже…

    Дырка у меня в корзине.

    Растерял грибы разиня!

    Но теперь я без опаски

    Попаду домой, как в сказке!

    И с дырявою корзинкой

    Я иду грибной тропинкой.

       Приседать, нагибаться, тянуться за грибом и не терять свободы звучания голоса. Уметь, отворачиваясь от зрителей прибавлять силу звука и убавлять ее, когда поворачиваешься к зрительному залу.

       Добейтесь свободы звучания голоса при неудобном положении шеи (запрокинутой голове) в следующем упражнении.

       Упражнение "Яблочко".

                   Ах, яблочко румяное.

                   Тебя сейчас достану я,

                   Висишь вот только высоко –

                   Сорвать тебя не так легко.

                   Раз!

                   Не допрыгнул…

                   Два!

                   Опять!...

                   Нет, должен я тебя сорвать!

                   Три!

                   Есть! Ага, в руке моей!...

                   Попробуем…Тьфу!

                   Нет кислей!

       Свобода фонационных путей остаётся и при запрокинутой назад голове (заглядываете), и при трёх прыжках (со словами: "раз! два! три!), и при резком движении рукой или ногой, которое отбрасывает кислое яблоко. Движения все естественные, с напряжением лишь тех мышц, которые участвуют в том, или ином физическом акте, при свободе остальных мышц организма.

       Упражнение "Солнце".

                   Задравши голову, стою,

                   С весёлым Солнцем говорю:

                   Ах, Солнышко лучистое!

                   Перед тобою выстою!

                   Ты в полдень в небе высоко–

                   Я говорю с тобой легко.

                   Свободен голос у меня,–

                   Законы речи знаю я!

              Ты слышишь, Солнце,

                                          Не хриплю!

                   Я на "опоре" говорю!

       Упражнение "Берёзка".

                   Я – что берёзка тонкая–

                   И гибкая и звонкая.

                   Вот налетел буран

                                          и клонит

                   Мой корпус вниз,

                                          Теперь направо,

                   Назад,

                              налево:

                                          Но не сломит.

                   Он гибкий стан берёзки!

                                                      Право,

                   Напрасно злится, все сильнее

                   Круговоротит все быстрее!

                   У–у! – гудит.

                              О–о! – ревёт.

                   – Сломаю ваш упрямый рот!

                   И с корнем вырву из земли,

                   Чтоб красоваться не могли!–

                   В ответ злодею говорю:

                   – Я землю Русскую люблю.

                   Она, родная, не предаст.

                   Погибнуть дочери не даст!

                   Уж так в народе водится,

                   Что гнется, да не ломится

                   Моя берёзка русская

                   И звонкая, и грустная,

                   Печальная, счастливая,

                   Всегда жизнелюбивая!

                   Не гневайся, буран!

                                          Прости,

                   Напрасен труд твой!

                                          Прочь лети!

                   Послушай слова моего.–

                   - Ещё посмотрим: кто кого!

                   Не раз вернусь я, так и знай–

                   Бой не окончен наш!

                                                      Прощай!

       Нагибаясь всё ниже и ниже крутя корпус во все стороны всё быстрее и быстрее, "боритесь" с бураном звонким словом, в котором слышна вера в победу. Слова бураном, можно производить "эховым" звучанием, передавая в нем силу, гнев, упрямство сломить берёзу.

       Упражнение "Кто сильнее?" Сядьте вдвоём за стол друг против друга. Облокотитесь правой рукой на стол и соедините руки. Проверьте, удобно ли держите за ладонь руку "противника", свободно ли сидите? Сейчас начнёте соревноваться в силе: кто кого "уложит", чья рука коснётся стола тыльной стороной ладони?

       Но цель упражнения в том, чтобы сохранить свободное звучание голоса при сильном мускульном напряжении руки. Мышечный контролёр должен не дремать: борясь с "противником", надо владеть изолированным сокращением мышц, не допустить распространения мышечного напряжения рук на голосовой аппарат. Следовательно, во время борьбы разговаривайте. О чем? Соревнуйтесь, например, в произнесении чистоговорок, пословиц, поговорок, следя за тем, чтобы голос мог свободно "рисовать" мысль.

       Зная, что существует глубокая внутренняя связь слова и действия, которая проявляется в способности человека подчинять своё поведение речевым инструкциям, начните упражнение со словесного приказа, помогающего сохранять свободу голосового аппарата в моменты мускульного напряжения организма. Помните об установке?

       Ведите диалог:

       Один говорит:

                   Напряжён – борюсь с тобой,

                   Но свободен голос мой,

       Другой продолжает:

                   Говоришь свободно?

                   Что же. Я умею делать то же:

                   "Аппарат" раскрепостить

                   И свободно говорить.

       Один говорит чистоговорку, делая в ней одно ударное слово, другой повторяет её, перенеся логический центр на другое слово.

       Первый: Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

       Второй: Рассочувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу … и т. д.

       Упражнение "Штанга".

                   Штангу буду поднимать

                   И "опору" развивать.

                   Руки надо закрепить,

                   Штангу чтоб не уронить.

                   Вот от пола отрываю

                   Быстро, быстро поднимаю,

                   На груди её держу.

                   Все ж свободно я дышу.

                   Раз! Рывок!

                                Над головой!

                   И свободен голос мой!

                   В напряженье тело было

                   Звук мой не закрепостило!

Упражнение "Чемодан".

       1-й Ох, тяжёлый чемодан!

                   Но, снесу его я сам.

                   Груз громоздкий у меня

                   И иду я семеня.

                   Он действительно тяжёлый.

                   Понеси его попробуй!

       2-й: Да, тяжёл он не на шутку,

                   Мышцы все напряжены.

                   Уф передохну минутку.

                   Мы вдвоём нести должны!

       Оба: Вместе чемодан несём,

                   Песни весело поём:

                   Ать – два! Левой!

                   Ать – два! Правой!

                   Мы идём походкой бравой,

                   Петь легко, легко идти,

                   Если верный друг в пути!

       Упражнение "Скакалка". Прыгайте через воображаемую скакалку, делая руками соответствующее движение и сопровождайте прыжки таким текстом

                   "сО скакАлкой Я скачУ,

                   НАучИться Я хочУ

                   ТАк владЕть дыхАньем, чтОбы,

                   ЗвУк держАть онО моглО бы,

                   ГлУбокО, ритмИчно бЫло

                   И менЯ не пОдводИло.

                   Я скачУ без пЕредЫшки

                   И не чУвствуЮ одЫшки,

                   ГОлос звУчен, льЁтся рОвно,

                   И не прЫгаЮ я слОвно.

                   РАз – два! РАз –два! РАз – два! РАз!..

                   МОжно прЫгать цЕлый чАс…

                   Кончил прыгать, вижу я:

                   Речь легко звучит моя.

       В этом тексте 48 ударных слогов, которые совпадают с таким же количеством прыжков. Избежать одышки поможет навык "сбрасывания" дыхания. Не задерживайте дыхание! "Подлаивайте" ударные слоги. Затем можно произносить стихи без скандировки, естественно. Обязательно прочтите после проделанного упражнения какое– нибудь лирическое стихотворение.

       Затем берите другой текст. Произносите его уже не скандируя, прыгая со скакалкой настоящей, а не воображаемой. Меняйте темп прыжков и речи.

       Тренируйте голосовые навыки ещё в ряде упражнений, целевая установка которых та же – научиться "сбрасывать" неиспользованный в фонации воздух, что вызывает рефлекторный вдох – пополнение лёгких воздухом без видимых движений вдоха. Воздух сам " втекает" в лёгкие, потому что плотность внешнего воздуха оказывается больше, чем воздуха в лёгких. Контроль: наличие или отсутствие одышки. Координируя речь в движении, сохранять качественное звучание голоса. Не забывать о приёме "подлаивания", обеспечивающим опору звука.

       Упражнение "Зарядка".

                   Чтобы голос был в порядке,

                   Проведу сейчас зарядку.

                   Влево – вправо поворот.

                   А теперь наоборот.

                   Приседаю, поднимаюсь.

                   Пригибаюсь, наклоняюсь,

                   Пол руками достаю,

                   Но свободно говорю!

                   А теперь прыжки на месте.

                   Прыгну хоть сто раз, хоть двести

                   И двумя ногами сразу

                   И на левой, и на правой.

                   На одной и на другой –

                   Нет одышки никакой!

       Упражнение "Петухи".

       1-й петух: Кукареку!

                              Кукаре?

       2-й петух: Почему ты во дворе?

                   Буду здесь хозяин я.

       1-й петух: Кукареку!

       2-й петух: Куд куда?

                              Самозванец! Проучу

                              Лезть в начальство отучу

       (Наступает на первого петуха, завязывается драка),

       1-й петух: Кука–ре… Сдаюсь, сдаюсь!

                              В рядовых я остаюсь!

       2-й петух: Кукарекать не умеешь,

                              А мечтать о власти смеешь!

                              Где "опора"? Где дасок?

                              "Петушиный" голосок.

                              Мой же голос за реку

                              Полетит:

                              Кукареку!

       Целевая установка. Научиться снимать мускульное напряжение с голосового аппарата во время физических действий, избегать одышки приёмом "выбрасывания" воздуха.

       Упражнение "Мушкетёры".

       1-й Вас вызываю я на бой!

       2-й Что ж, шпагу я скрещу с тобой!

       1-й Укол!

       2 –й           Отбил.

       1-й Укол!

       2 –й           Отбил.

       1-й Укол!!!

       2 –й           Не тратьте столько сил.

                   Вот мой укол!

       1-й             Ой ой! Попал!

       2 –й           Сдаёшься? Драться пыл пропал?

                              Поди, дружочек, охладись,

                              И фехтоваться подучись!

       Целевая установка: умение координировать речь и движения, помня о том, что зрительные восприятия сильнее слухового. Сохранять свободу, тембр и гибкость голоса.

       Упражнение "Вальс". Повальсируйте, одновременно говоря такой текст: Раз – два – три! Раз – два – три!

                                          Снова заданье:

                   В медленном вальсе кружиться легко

                   И, сохраняя свободу звучанья,

                   Надо пытаться дышать глубоко.

                   Как непрерывны и плавны движенья,

                   Так же и речь методично звучит.

                   С музыкой слиться – одно наслажденье:

                   В ритме живёшь ты,

                              и чувство не спит.

                   Знаю одно: если вылелось чувство

                   В голосе сильном и гибком моём,

                   Значит, владею дыханьем искусно,

                   Значит, могу быть уверена в нём.

                   Вальс увлекает, и чувство прекрасно,

                   Радость кружит всё быстрей и быстрей…

                   Вихрем несёт…

                              И становится ясно:

                   Голос, дыханье во власти моей.

                   Кончился вальс.

                              Как дыханье?

                              Ритмично.

                   Значит, справляюсь с заданием отлично.

       Включайте в упражнение музыку. Вначале можно говорить стихи скандируя, чтобы ощутить их ритм. Затем говорите естественно, в ритме, но слитно, сохраняя логику мысли, голосовую подвижность. Убыстряя темп движения, убыстряйте темп речи. Нет одышки? Значит добились "мирного сосуществования" физиологического и речевого дыхания.

       Приведенный текст, который специально предназначен для фиксации внимания на технической цели упражнения, затем можно заменить другим, написанным дактилем (трёхсложной стопой с ударением на первый слог | _ _).

       Упражнение "Пожар".

       1-й: Глянь, пожар!

       2 –й:          Да ну!

       3-й:                        Да где?

       4-й: Полыхнул огонь в окне.

       5-й: Правда. Гляньте– ка, горит!

       6-й: И народ туда бежит.

       1-й: Ну а мы то что стоим?

       2-й: Что стоять? Айда! Бежим!

       3-й: Стоп! Несите: ты – лопату!

       4-й: Я топор, багор крюкатый.

       5-й: Я возьму огнетушитель.

                   Не руками же тушить нам!

       6-й: А теперь все марш – бегом!

                   И поборемся с огнём!

       Целевая установка: упражняется голосовая подвижность, способность голоса выразить конкретные видения, передать чувства, оценку происходящего, действие каждого и всех вместе; умение скоординировать чечь с движениями, активностью позы. Владение "действенной эстафеты" – умением подхватывать и развивать действие.

       Круг подобных упражнений многообразен. Упражняйтесь в "боксе" (бейте в воображаемую грушу, сопровождая движение определённым текстом), "тяните канат", "поднимайте тяжести", стойте вниз головой, на руках и тому подобное, ведя диалог во время всех этих физических движений.

                                  

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

       1.Какова роль мелодики речи в речевом действии?                                  

       2.Какая ошибка наблюдается в мелодической конструкции повествовательного предложения?

       3.Какой характерный признак мелодического выделения ударного слога в русской речи?

       4. Что надо знать о "прогрессивной последовательности" в русской речи?

       5. Что характерно для вопросительных предложений русской речи?

       6. Какова роль диапазона голоса в звучащем слове?

       7. Каким приемом можно добиваться совокупной работы резонаторов?

       8. Что надо знать об относительности пиано и форте?

       9. Как надо понимать диалектическое единство темпо-ритма речи?         

       10. Какие типы скороговорок особенно вырабатывают четкость дикции?

       11. Каковы условия звучания сценической



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.304 с.)