Упражнение «От стона к лаю». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «От стона к лаю».



От «стона» к «лаю» переход –

Продуманный и верный ход:

Соединяет он бесспорно

Свободу звука и опору.

 

На стоне: МмамммЕдунаммм, МамммЕдунаммм (напоминае­те, просите, но она не выполняет вашей просьбы). МЕду нам, мам! мЕду! мЕду! мЕду! нам! – требуете все более активно, не забывая «подлаивать».

На стоне: Ах, больной я. Ай-ай-ай!

  Молока мне, мама, дай!

Но мама несет очень маленькую чашечку молока,       останавли­ваете ее приказом:

Мало! Мало! Поскорей

Молока еще налей!..

От «стона» перешел к приказу.

И что ж? Как будто по заказу,

Звук диафрагма «оперла»

И напрягаться не дала.

Свободен голос, благозвучен?!

Так, значит, я уже обучен

Звук диафрагмой опирать

И напряжение снимать

При самой экспрессивной речи

А это всех побед предтеча.

Дыхание должно легко «переключаться» с первого вида вы­дыхания на третий. Этот навык понадобится, когда возникнет необходимость изменить темп, ритм звучания речи, вызванный иным характером действия.

В первых же упражнениях необходимо выработать ощуще­ние, что говоришь «диафрагмой». Так ведь и должно быть: она, диафрагма, тоже «артикулирует».

Упражнение «Наша река». Вы — два ленивых, флегма­тичных человека — ведете диалог:

Первый: Наша река широка, как Ока.

Второй:  Наша река широка, как Ока? Как? Как Ока??

Первый: Так! Как Ока, широка наша река!

Оба вместе: Во кака наша река!!

Ощущение такое, что, открыв и не закрыв рот (ведь тугоду­мы — ленивые, они еле ворочают языком, хотя и спорят), гово­рите диафрагмой. Это хорошо ощутимо особенно при выделе­нии ударных слов: «Ока», «Как», «Так».

После того, как найдена свобода звучания, меняйте обстоя­тельства. Например, вы очень темпераментные люди — холери­ки. Быстро-быстро ведете спор. Но диафрагма по-прежнему (только теперь ее движения частые) успевает «подпереть» каж­дое слово.

Придумайте другие обстоятельства, когда можно разговари­вать при отключенной ротовой артикуляции (т. е. при ослаблен­ной четкости действия языка, губ, нижней челюсти) и быть при этом понятным.

Упражнение «У зубного врача». Вам поставили пломбу. Просят посидеть несколько минут с открытым ртом. А вам не терпится узнать, когда можно поесть. Не закрывая рот, говорите:

Два часа не есть? Ужасно!

Я не завтракал напрасно.

Есть хочу, как никогда!..

Два часа ждать? Ерунда.

Есть характер, воля есть.

Раз нельзя — не стану есть.

Активная «артикуляция» диафрагмы обеспечивает разборчи­вость речи. А главное, убеждаешься в необходимости мышечной свободы в области гортани и глотки, в мягком атакировании, «опоре» звука.

Не выработав мышечного чувства мягкого начала звучания, нельзя идти дальше в работе над голосом. «Это первый и                   не­пременный этап. Действительно, от этого этапа зависит все дальнейшее. Звук, неверно атакованный, позднее уже очень трудно исправить. Каким он зарожден в атаке — таким будет и все звучание голоса». Л. Б. Дмитриев. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 1968. С. 437.

Итак, запомним:                                                                 

Избави бог на «твердой» говорить:

При напряжении нельзя творить.

В атаке мягкой голос зарожден –

Ты, говорящий, будешь награжден:

Твой голос выразит все точно до конца,

Все, чем наполнена душа творца.

       «При произнесении гласных добивайтесь не только мягкой атаки, но и единого качества звучания. Надо убрать пестроту звучания, когда звук А вылетает из живота, звук Е — из голосо­вой щели, И — протискивается из сдавленного горла, звук О гудит, точно в бочке, а У, Ы, Ю попадают в такие места, из которых их никак не вытащишь».(К. С. Станиславский. Т. 3. С. 67.)

 Надо научиться «собирать» звук ближе к губам при произнесении любого из гласных.

Упражнение «Колыбельная». Вообразите, что у вас на руках или в коляске ребенок. Укачивайте его, напевая знакомый мотив сначала с закрытым ртом:     

м                      м              м

 


                м                м               м

А затем напевайте ту же музыкальную фразу «колыбельной» гласными:

 а         а              а           о        о             о

 

 


а              а          а         о            о

 

Следите за тем, чтобы была полная мышечная свобода в области гортани (мягкая атака). Вам ведь надо передать ребенку свою телесную свободу. Раскрепощайтесь!

Необходимо убирать открытый, вульгарно звучащий «белый» звук голоса. Этому способствуют упражнения с гласными У, О.

Упражнение «Гудок». Слитно, как гудок, тяните глас­ный: УУУУУУУУУ... «Гудок» не громкий, без напряжения го­лосового аппарата, губы находятся в положении «хоботка». За­тем к гласному У прибавляйте другие гласные и выравнивайте их звучание: уууОуууАуууЭуууИуууЫууу...

Переходите к тренировке формы речи № 2, произнося отдельные слоги: уО!уА!уЭ!уИ!уЫ! Слоги звучат как приказы: отчитывайте, стыдите, упрекайте.

Упражнение «Дудочка».

Люблю в саду дудеть в дуду:

Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!

И я иду, иду, иду

И дую в дудочку — дуду!

ДУДУ! Дуду! Дуду! Дуду!

Дуду! ДУДУ! ДУДУ! ДУДУ!         

       Следите за собранностью губ «в рупор», за легким возвраще­нием губ из положения их при произнесении гласных А, И, Я – в положение при гласном У.

Упражнение «Буква У».

Уля с Юлей букву «у»

Уронили вдруг в траву.

Пусть лежит упавший звук!

Уля, Юля, — живо в круг!

Целевая установка упражнения: тренировка собранности звука на гласных У, Ю. При команде «живо в круг!» не забыть «подлаивание», которое позволит сохранить свободное звучание голоса (с хорошим тембром) при волевой речи с побудительной интонацией.

       Упражнение «Бабушки». Для верного звучания гласно­го А (это значит – близкого, собранного, «опертого») полезно «передразнить» подруг, ахающих по любому поводу:

«Ахти! Ахти! Ахтушки!» –

Разахалися бабушки.

«Ахти-ах! Ахти-ах!»

Не держатся на ногах.

Передразнивайте беззлобно, весело, как часто мы, желая ус­покоить «разошедшегося» человека, передразниваем его междо­метиями: «Ах-ах-ах! — скажите, какой хороший! Ой-ой-ой! Как страшно!» — или что-нибудь в этом роде.

Упражнение «Хохлатки». Представьте, что вы «хохлат­ки». Встаньте, немного нагнитесь вперед. Руки — это крылья хохлатки, которые отходят от боков при "кудахтании". Разбежались и куда-то спрятались цыплята. Надо их найти. Ищите и" кудахтайте":

Кудах-тах-тах!

       Куда -тах-тах!

Кудахтают хохлатки.

Куда?

   Ах-ах!

         Куда?

                   Ах-ах!

Попрятались цыплятки?

На ударных гласных (указаны черточкой) руки отходят от боков и подбрасываются слегка наверх. Особенно широко отхо­дят «крылья» на междометии «Ах-ах!», как будто звук отбрасы­вает в сторону от боков «крылья». Это приносит свободу звуча­ния. Ищите и «кудахтайте» с верой в то, что делаете. Упражне­ние раскрепощает глотку, держит звук на опоре, естественно открывает рот, тренируя свободу нижней челюсти. Хорошо под­ключается в работу грудной резонатор.

Упражнение «Птичий двор». Приехали па отдых в де­ревню. Встали рано утром: разбудил разноголосый хор живот­ных. Вышли на крыльцо. О, какая приятная неожиданность! Кого тут только нет: и утки, и гуси, и теленок, и цыплята, и курицы, и петух, и кролики, и голуби, и кот здесь же! Глаза разбежались — хочется всех позвать к себе, разглядеть, прилас­кать и т. д. Без остановки призываете всех животных: Уть-уть-уть-уть-уть... Тега-тега-тега-тега-тега... Петь-петь-петь-петь… Трусь-трусь-трусь... Гуль-гуль-гуль-гуль... Кис-кис-кис! и т. д. Отлично тренируется опора дыхания, губы, язык, направленность звука, если действительно хотите призвать к себе животных и птиц. Тренируйте звучание голоса в различных тонах. Оправдывайте это разным отношением к каждому из животных, хорошо видя их. Одно дело – зовете гуся, другое – голубя, крякающих медлительных уток или быстрых цыплят, важно шагающего петуха или боязливых кроликов...

Упражнение «Айда гулять». Обращайтесь к своим под­ругам с предложением пойти гулять:

Ия! Эля! Аля! Оля! Уля! Юля!

Айд а гулять!                                 

Следите за тем, чтобы все слова-обращения (специально подобранные имена, начинающиеся на гласные) звучали бы с волевой интонацией, но тем не менее с мягким атакированием. Междометие «айда» (с ударением на последний слог) употреб­ляется как призыв или приказание идти куда-либо: пойдем, пошли.

Упражнение «Победительницы». Приветствуйте своих друзей (девушек-волейболисток), выигравших очередную очень трудную игру:

Ай да Аля! Ай да Уля!

Ай да Оля! Ай да Юля!

Ай да Эля! Ай да Ия!

Спорт — родная вам стихия!

Просто чудо-мастера!

Браво, девушки! Ура!

Слова-приветствия звучат с оттенком восхищения, изумле­ния, гордости, торжества. Напоминаем о том, что приятные эмоции раскрепощают организм, в том числе и голосо-речевой аппарат.

Упражнение «Частушки».

Тра-та-та! Тра-та-та!

Вышла кошка за кота!

За Кота Котовича —

За Петра Петровича!

Представьте себе, что ваша грудь и легкие, заключенные в ней, – «гармонь». Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков. Руками как бы разд­вигаете меха своей «гармоники». Движения свободные.

Произносите текст так, как будто действительно пляшете под него, хорошо чувствуя ритм частушки. Тело, руки, плечи все свободно и даже легко подплясывает. Еще минута – встанете и действительно пойдете в пляс!

Ух ты, ох ты!

Мы надели кофты,

Руки радостно в бока,

да с парнями «гопака»!

Гоп-ля! Гоп-ля! Гоп-ля-ля!..

Пляшем, сердце веселя...

Звуки междометий вылетают легко и свободно, как бы под­брасываемые диафрагмой вверх – в головной резонатор.

Упражнение «Междометия». Целевые установки упраж­нений с междометиями заключаются в свободном и непосред­ственном восприятии увиденного, услышанного, при котором рефлекторно работают все части голосо-речевого аппарата. Это и позволяет добиваться легкого, непроизвольного рождения междометий, выражающих волю или эмоции говорящего.

Ах, какой цветок пахучий!

ОЙ-ОЙ-ОЙ! Да ОН КОЛЮЧИЙ?!

(С подтекстом «Чуть не укололся.            Хорошо, что слегка дотронулся!»)

Ах, какой зверек прекрасный!

Э-э-э! Да он зубастый?!

 (С подтекстом «Хорошо,

    что успел отдернуть руку!»)

Ой, как дует из окошка!

Эй-эй-эй! Прикрой немножко!

(Волево приказываете.)

 

Ах, какая красота!

Посмотри-ка ты сюда.

Видишь, бабочка какая?

Разноцветная такая,

Что неможно глаз отвесть!

Сколько красок в мире есть!

Ой! Вспорхнула, улетела...

Эй, взгляни! На кустик села. 

(Восприятие сопровождается различными эмоциями; радостного изумления, вос­хищения, огорчения, удовлетворения.)

Кчки! Кчкэ! Кчко! Кчку!

В стену гвоздь забить хочу.

Ой, летит мой гвоздь в кусты!..

Погоди ж, найду, где ты!

(Действие сопровождается различными эмоциями и проявлением воли.)

Упражнение «Рыболов»

       Рыболову рыболов

       Говорил про свой улов:

       – Нынче мой улов не мал.

       – Сколько рыбы ты поймал?

       –Два карасика, плотву.

       – И всего-то? Ну ину!

       – С ними вот таких лещей!

       – Хей!

       – И метровых два ерша.

       – Ша!

       – Да! И Щуку метров двух.

       – Ух!

       – Вот такую камбалу!

       – У–у

       – И горбушу – метров семь!

       – Э, заврался брат совсем.

Упражнение «Шутка». Представьте, что вам запрещено говорить и петь «по-человечьи». Только «по-собачьи». Послушно и радостно выполняете приказы своего «дрессировщика». Ведь он помогает закрепить навык «опоры звука».

Д р е с с и р о в щ и к: Приветствую, друзья!

Г р у п п а: Ав-ав!

Д р е с с и р о в щ и к: Спокойнее. Не напрягаться!

По одному мне откликаться!

П о  о д н о м у: Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав!..

                                                 (С подтекстом «Я здесь")

 

Д р е с с и р о в щ и к: Ну что ж, у вас веселый нрав.

  На месте - марш!

Эй, запевала!

Споем, как пели мы бывало!

 

В с е «п о ю т»: Ав! Ав-а'в! Ав-ав-ав! Ав-ав-ав!

(На мотив маршевой песни)

 

Д р е с с и р о в щ и к: Стой! Поняли, как «лаем»,                                         

«Опоры звука» достигаем?                               

И навык закрепили прочно?

Г р у п п а:                Ав-ав!

 Так точно!

       Ритм марша возбуждает организм человека, делает ритмич­ным дыхание, снимает напряжение. «При ходьбе в работу вклю­чается весь организм сразу. Она как бы настраивает нервную сис­тему и подготавливает мышцы для последующих упражнений». (А. Т. Рябченко. Функциональные нарушения голоса. — М: Медицина, 1964. С. 76.)

Правильное использование междометий в работе над голосом помогает:

а) найти и укрепить «центр» голоса;

б) сохранять и совершенст­вовать координационную деятельность трех систем речеобразующего механизма: дыхания, гортани (голосовых связок) и ротоглоточного резонатора (ротовой артикуляции);

в) тренировать автоматизм дыхания и активность дыхатель­ных мышц, особенно диафрагмы;

г)предоставляя полную свободу глоточной и ротовой полос­тям, рефлекторно расширять их, увеличивая объем резонатора, что способствует полноценному звучанию голоса;

д) развивать голосовую гибкость, легкость модулирования, перехода из одного тона в другой при сохранении качественного звучания;

е) обогащать тембральную палитру, ощущать зависимость тембра голоса от подтекста, от чувства, от всей внутренней жизни человека;

ж) воспитывать навык качественного звучания голоса при различных характерах речи, то есть при любых изменениях в силе, высоте, темпо-ритме речи обеспечивать звучание хорошей «опорой» дыхания.

       Упражнение "Эхо". Владеть навыком "эхового" звучания особенно важно чтецам. Ведь когда ведётся рассказ о событиях, к которых герои действуя, громко говорят и даже кричат, то нельзя самим исполнителям воспроизводить их звучание. Всё равно не получится. Надо именно рассказывать о том, с какой внутренней силой, страстным желанием спасти товарищей, кричал, например, Тарас Бульба, сгорая на костре: "Занимайте, хлопцы, занимайте скорее горку, что за лесом: туда не подступят они!..."

       В этих случаях, наполненное "подтекстом" отношением исполнителя "эховое" звучание даёт возможность слушателям довообразить, внутренним слухом услышать, как звучала речь героев повествования. Попробуйте трижды произнести знакомое с детства "Ау–у–у!". Первый раз активно посылая звук, призывая кого–то к себе. Второй раз воспроизведите услышанное вами эхо на ваш призыв. А в третий–ещё более активно откликнитесь. При выполнении упражнения проследите за тем, что происходит с мышцами щёк и губ, как звучит голос.

       Заметили, что при звучании на "эхо" губы и щёки несколько расслабляются и звук резонирует где–то далеко (в затылке)? Но как только откликаетесь на "эхо", так щёки и уголки губ становятся более напряжёнными (они в положении "рупора"). А звук как бы собирается в этом "рупоре" – в вытянутых губах.

       Проверьте ещё раз близость и собранность звука, умение приближать звук к губам и отдалять его в свободное "эховое" звучание в таком тексте:

       Это кто там каждый раз передразнивает нас? Кто кричит там, вот потеха?

                              Эхо.

       Эхо? Эхо, замолчи–ишь ты?

                              Ишь ты?

       Ну дразни! Ты дразнишь скла–адно!

                              Ладно.

       Первая кто в мире де–ева?

                              Ева.

       А жила в каком краю–ю?

                              Раю.

       Шутишь, эхо, так всегда–а?

                              Да.

       За игру благодарю–ю!

                              Дарю.

       Упражнение «Кончил дело – гуляй смело». В этом уп­ражнении попытайтесь оправдать и интонационно выразить пять способов мелодического звучания ударной гласной в русской речи.

Для того, чтобы легче ощутить это движение голоса в звуча­нии одного лишь слога, мы заменим слово «мама» одним сло­гом – «ма». Будем обращаться к маме с просьбой отпустить погулять.

Фантазируйте, чем занимаетесь, почему мама упорно стоит на своем и не пускает гулять. Чтобы оправдать различное инто­национное звучание фраз, продумайте, какими глаголами будете действовать, пытаясь добиться своей цели: уйти к товарищам на улицу. Допустим, используете такие глаголы: сообщаю, напо­минаю, упрекаю, умоляю, проверяю, поражаюсь.

– Ма, охота погулять. (Тон голоса ровный. Это простое сооб­щение о желании пойти погулять.)

– Сядь!

– Ма, меня друзья ведь ждут! (Напоминание маме с инто­нацией легкого удивления, при котором тон голоса слегка повыша­ется к концу слога.)

– Подождут.

– Ма, зачем так говоришь? (Упрекаете ее, опуская тон го­лоса.)

– Помолчишь?

– Ма, ну я прошу — пусти! (Умоляете, прогибая голос па гласной А, сначала поднимая, затем опуская тон.)

– Не канючь и не грусти.

– Ма, как камень, ты тверда?! (Пораженный, проверяете, окончательное ли это решение мамы. В интонации наивысшая степень удивления - голос опускается и тут же поднимается в слоге ма.)

– Да.

Кончишь дело – гуляй смело.

Делайте упражнение в движении. Пустите в действие руки и тело. Пусть в диалоге участвует не только слово, но и весь телесный аппарат. Допустим: потянулись, чтобы расправить уставшее тело, и обращаетесь с просьбой отпустить. На приказ: "сядь" реагирует тело– невольно от удивления поднимаются плечи и руки. Сопровождаете это движение словами: "Ма, меня друзья ведь ждут!" На ответ матери: "подождут" –плечи и руки от недоумения (никогда такого не было) пошли вниз со словами упрёка; "Ма, зачем так говоришь?!" И так далее. Приучайтесь "одновременно" наблюдать за разными областями своего существа. Такая работа тоже весьма полезна для артиста, так как она упражняет и вырабатывает очень важное в процессе творчества многоплоскостное внимание, которое тоже следует доводить до подсознательной работы, до механической приученности". (Станиславский К.С. Соч., т.3, с. 432.)

Добившись свободы звучания, необходимо включать в голо­совой тренинг и дикционные упражнения, которые также спо­собствуют музыкальности речи. Ведь непрерывная линия звучания создается в речи тогда, когда не только гласные, но и согласные «сами по себе поют, как в вокальном искусстве», — говорил К. С. Станиславский. Надо ставить голос, попутно ис­правляя дикцию.

Красиво должен звучать не только голос человека, но и его речь. Благозвучие, мелодичность речи разрушается дефектами произношения (шепелявость, картавость, свистящие С, 3 и дру­гие недостатки), небрежностью в выговаривании, особенно со­гласных звуков нашей речи. А ведь психологическая значимость согласных выше гласных звуков потому, что они несут больше информации, выполняя главную смыслоразличительную функ­цию. По произнесению одних согласных звуков (Пшкн, Нкрсв, Ггль, Чхв, Лрмнтв) мы скорее поймем, о каких поэтах и писа­телях идет речь, чем по ничего не говорящим гласным, входящим в состав этих слов: уи, еао, оо, ео, еоо.

Недопустимо переносить в публичную речь искаженные в быту словесные комплексы, такие, например, как «чек» вместо «человек», «мобыть» вместо «может быть», «тащи» вместо «то­варищи» и т. д. Это делает речь неразборчивой, неэстетичной, невыразительной.

Необходимо учитывать акустические условия публичного выступления, знать, что расстояние, существующее между ора­тором и аудиторией, «затушевывает» согласные, а «звуковой поток» поглощает их, «размывает», и они доходят до слушателей в значительно ослабленном виде.

Следует знать, что разборчивость речи падает при высоких тонах голоса, усилении звука, быстром темпе (наступает скован­ность артикуляционного аппарата), а также при тихом звучании и низких тонах голоса (снижается интенсивность звучания со­гласных). В результате до аудитории подчас долетают слова и фразы, изменяющие смысл сказанного: не обратил внимания на активность произнесения согласных В – Ф и слышится: «Надо кусить плоды своих трудов» (вместо «вкусить»), «Дорогие товарищи тираны» (вместо «ветераны»).

Нечеткое выговаривание согласных соединяется еще иногда и с «проглатыванием» гласных звуков. И тогда фразы звучат вообще странно: «Она очень баятельна на кране» (она очень обаятельная на экране), «Петсрбурски странны ртисты» (эстрад­ные артисты), «Ки лики дела дела мы!» (какие великие дела делаем мы!), «Целый вечер па крылечке просидела я с душком» (вместо «с дружком»).

Отсюда вывод: разрабатывать свой речевой аппарат, занима­ясь дикционным тренингом, постигать эмоциональную содержа­тельность звуков речи – обязательное требование ко всем, кто овладевает речевым мастерством.

В русской речи трудными для произнесения являются: взрывные согласные П–Б, Т–Д, К–Г; согласные Ч–Ц, часто заменяемые звуками Щ–С (щеловещество); согласные В–Ф, которые как бы «запирают» звук (при их произнесении нижняя губа соприкасается с верхними зубами). Для образования этих звуков требуется скоординированность ротовой артикуляции с действиями дыхательной системы, особенно диафрагмы. Звуки образуются при активном прорыве воздушной струей препятст­вий: крепко прижатого копчика языка к верхним резцам (Т–Д), задней части спинки языка, крепко прижатого к твердому нёбу (К–Г), затвора обеих губ (П–Б). В силу своей активной приро­ды рождения взрывные согласные тонизируют работу дыхатель­ного аппарата, особенно развивают подвижность диафрагмы (проверьте, произнося глухие согласные: п-пь! п-пь! п-пь!.. т-ть! т-ть! т-ть! к-кь! к-кь! к-кь!..), а также помогают приближать звук. Тренируйте такие сочетания: птка! птко! птку! птке! птки! пткы! бдга! бдго! бдгу! бдгэ! бдги! бдгы!.. Тренировка сочетаний взрывных согласных развивает артикуляционный аппарат: П—Б — губы, Т—Д — кончик языка, К—Г — корень языка.

Тренируя всевозможные сочетания согласных, отчитывайте, поддразнивайте, кокетничайте, форсите... Но только делайте это не формально, не мертво, не механически, «без душевного участия», как говорил К. С. Станиславский.

Упражнение «Поезд». Передайте стук колес поезда в разном темпе: поезд отходит ТуктУктуктукТуктУктуктукТук-тУктуктукТук... Прибавляет ход... И вот:           

Вагоны вперед покатили, как мячики:    

ТАк-чики,

ТАк-чики,

ТАк-чики,

ТАк-чики...

                                                                                    (Ю. Тувим)

 

Упражнение «Цокот подков». Передайте цокот подков изящ-ным звуком:

ЦОк-цок!

ЦОк-цок!

ЦОк-копЫтце! ПОд копЫтцем пЫль клубИтся!

Упражнение «Трубочист». Вы «моете» трубочиста. Де­лаете свободные движения рукой от плеча влево, вправо, влево, вправо... Приговариваете:

МОем, мОем, ТрУбочИста

ЧИсто, чИсто, чИсто, чИсто!

БУдет, бУдет, ТрУбочИст

ЧИст, ЧИст, ЧИст, Чист!                           

                                                                                         (К.Чуковский)

Скандируйте стихи, а рука, двигаясь, будет подчеркивать ударные слоги, которые легко «вылетают». Четко заканчивайте слова с глухим согласным звуком Т: чисТ, будеТ, трубочисТ.

Тренируя дикционную четкость, надо помнить о том, что все звуки нашей речи разномощны. Один звук требует меньше энергии для его звучания (а), другой — больше (и). Легче сказать «Мама», труднее «Папа», чтобы были слышны взрывные звуки «П». Наша диафрагма не только обеспечивает опору звука, но и способствует четкости артикуляции. Она «по-своему дублирует ротовую артикуляцию». Проще говоря: диафрагма «артикули­рует», выравнивая по звучанию все гласные и согласные в их сложных сочетаниях в словах.

Упражнение «Начальный звук». Начальный звук в слове очень важен в речи. Он, как установили ученые, в четыре раза значительнее остальных звуков слова. Начальный звук меняет смысл слова, является выразителем эстетически-чувственного восприятия мира человеком. Вслушайтесь, как мягко звучит слово мамы в отличие от хамы, как красиво звучит слово милый и как неприятно — хилый.

Что ни звук, то и подарок!

Мы заботимся недаром,

Чтобы наша Дикция

Не была бы Фикцией.

Первый звук!

Он много значит:

Смысл слов переиначит.

Бочка – Кочка – Дочка – Мочка – Ночка – Почка – Точка.

Печь – Жечь – Сечь – Течь – Лечь – Меч – Речь...

Бот – Год – Мот – Пот – Лот – Рот – Кот – Ход...

Можно сочинить мнемонические стишки, вроде:

Дамы – Хамы. Дочка – Бочка. Порох – Шорох.

Пик и Тик. Ламы – Рамы. Кочка – Ночка.

Тачка – Дачка. Сиг и Миг...

Звук начальный заменяю –

Этим смысл в словах меняю.

Приучайтесь к четкому произнесению концов слов, особенно глухих согласных. Это не только позволяет точнее домести смысл, «дорисовать картину», передаваемую зрителю, слушателю, но и воспитывает навык рефлекторного дыхания. Напоминаем: хорошо кончая слова, невольно выбрасываешь вместе со звуком неиспользованный при фонации воздух, и сквозь раскрытую голосовую щель, которая вызывает рефлекторное расширение стенок бронхов, мгновенно втягивается наружный воздух, то есть происходит незаметный, быстрый «добор» воздуха. (Плотность внешнего воздуха оказывается больше той, что оста­лась в легких.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.117 с.)